Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способностями общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.
Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалификации кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.
По существующему общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников, и на них в полном объёме распространяется законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные.
Основными задачами подготовки кадров:
характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров;
анализ профессионального состава и расстановки кадров;
определение единых принципов, форм и методов повышения профессионального уровня кадров;
расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним;
направления распределения кадров;
мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;
работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направления подготовки и соответствующие мероприятия);
подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;
|
подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов;
направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей;
работа с выпускниками школ и вузов;
особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;
установление связей по обмен кадров;
подготовка руководителей нижнего звена (мастеров);
подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;
примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;
мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.
Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима при изменении профиля деятельности.
Переподготовка состоит из следующих стадий:
изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у рабочих оно занимает 2-3 дня;
обучение и закрепление новых способов выполнения операций;
приобретение навыков работы, не вызывающих утомления.
Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше.
У высшего руководства переподготовка характеризуется короткими сроками, частотой, большим объемом информации.
|
Повышение квалификации - это обучение после получения основного образования для уже работающих лиц, у которых вскоре должны появиться новые обязанности. Его цель состоит в углублении и совершенствовании профессиональных и экономических знаний, приведении в соответствие с требованиями более высокой должности; закреплении новых навыков; росте мастерства по имеющимся профессиям.
Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации - специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой.
Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:
непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;
усложнением процесса производства и управления;
освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).
В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе.
Цели повышения квалификации работниками:
обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;
увеличение их инновационного потенциала;
подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;
освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации;
получение более высокого разряда или адаптации к новой технике;
изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;
приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;
|
привитие навыков принятия решений;
побуждение учиться дальше.
Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.
Повышение квалификации является объектом внутриорганизационного планирования, в рамках которого:
определяется долгосрочная (до 5 лет) потребность в нем и разрабатываются необходимые планы и программы, исходя из направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей;
осуществляется оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит расширения профессионального мастерства, подготовка к работе в условиях коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.