Воспитатель организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе. Он обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами. Прививает навыки ухода за растениями и животными. Развивает у детей сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу. Прививает им навыки общения, развивает социально значимые качества (вежливость, доброжелательность, правдивость). Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пиши. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах). Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей. Выдерживает большие физические и эмоциональные нагрузки.
Должен быть общительным, отзывчивым, тактичным, наблюдательным и внимательным, ответственным, иметь склонность в работе с детьми, хорошую образную память, наглядно-действенный тип мышления. Воспитателю необходимы высокая общая культура, правильная, грамотная и внятная речь, умение контролировать свое поведение.
|
Воспитателю необходимы знания дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятии по физической культуре.
Работа воспитателя не рекомендуется: лицам, имеющим психические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем неблагоприятного течения, опорно-двигательного аппарата, устойчивые выраженные нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания, являющимся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм).
Близкие профессии (специальности): воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор комиссии по делам несовершеннолетних, учитель младших классов в школе.
ГАЛЬВАНИК
Подготавливает и осуществляет работы по гальваническому покрытию (никелированию, хромированию и т.п.), а также по гальванопластическому изготовлению и восстановлению изделий производственного и бытового назначения. Придает изделиям заданную форму и размер, прочность и надежность, внешнюю привлекательность.
В зависимости от уровня общего и профессионального образования, опыта и способностей выполняет простые, сложные и очень сложные работы.
К простым операциям (1-2 разряд) относятся: составление по рецептуре электролитов и растворов, навешивание деталей и изделий на проволоку, их загрузка в электролизные ванны, снятие, промывка, сушка, упаковка; поддерживание технологического режима по показаниям приборов.
Операции 3 разряда: хромирование, никелирование и изготовление сложных деталей машин, приборов, двигателей; определение качества их гальванической обработки по данным внешнего осмотра и измерительных инструментов; подналадка и регулирование ванн.
|
Работы по 4-5 разряду: покрытие (в том числе драгоценными материалами и сплавами) особо сложных изделий с высокими (вторым и первым) классами точности, восстановление ответственных деталей реактивных и поршневых самолетов, изготовление сложного прецизионного инструмента, изменение пространственного положения анодов и деталей в процессе хромирования.
В последнее время отдельные операции в гальванических цехах автоматизируются - их выполняет оператор-гальваник.
Рабочие положения - стоя и в движении. Возможно большое физическое напряжение. Работает в закрытом помещении, при воздействии испарений химических веществ. Профессия преимущественно мужская, для женщин (особенно детородного возраста) нежелательна.
Гальванику требуются: физическая сила, выносливость, высокие показатели остроты зрения, цветоразличения и обоняния, хороший глазомер и пространственное воображение, наглядно-образное мышление, интерес и наблюдательность по отношению к природным и техническим процессам, аккуратность, осторожность, организованность.
Работа гальваника не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: органов дыхания с частыми обострениями, системы кроветворения, сердечно-сосудистой системы неблагоприятного течения; печени и почек прогрессирующего течения; нервной системы, проявляющимся приступами головокружения и потерей сознания; кожи с локализацией на кистях рук; а также лицам, имеющим плохое зрение и
|
предрасположенность к аллергии.
Родственные профессии: газовщик, дозиметрист, лаборант, машинист котельной на химических и других предприятиях, оператор-гальваник, мастер производственного обучения.
ГОНЧАР
На предприятиях по производству керамики гончар устанавливает техническую (стекловаренные горшки, трубы, реторты и др.), бытовую и художественную керамику. По собственной композиции или по образцам формует гончарные изделия различной сложности.
Готовит массу нужного состава для выпускаемого изделия, определяет (по внешнему виду) пригодность массы для формовки. Обрабатывает формованные изделия с доводкой размеров, сушит их в печи. Окрашивает изделия. На художественную керамику наносит декоративные элементы.
В процессе работы гончар использует простые ручные инструменты
и механическое оборудование. Работа в помещении, требует физических усилий. Рабочая поза “сидя” или “стоя” (в зависимости от размеров изготавливаемого изделия).
Профессия имеет 2-6 разряды.
Гончару необходимы: физическая сила, хорошая зрительно-моторная координация (на уровне движений рук), точный линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, хорошая образная память и наглядно-образное мышление.
Эта профессия не рекомендуется лицам, имеющим заболевания
опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; органов дыхания с частыми обострениями типа хронического бронхита, бронхиальной астмы; сердечно-сосудистой системы (повышенное артериальное давление, заболевания сердца неблагоприятного течения); нервной системы, проявляющиеся приступами головокружения и потерей сознания; заболевания кожи с локализацией на кистях рук; плохое зрение.
Должен знать: состав и свойства масс, применяемых для изготовления керамики; технологию процесса формовки; приемы и способы изготовления изделий на гончарных станках; основы рисунка и композиции.
Должен уметь: подбирать и подготавливать массу, соответствующую изготавливаемому изделию; изготавливать гончарные изделия путем формовки и на гончарных станках; наносить на изделие орнамент, декоративные детали.
Родственные профессии: лепщик скульптурных деталей, резчик по дереву, скульптор, формовщик фаянсово- фарфорового производства, художник-оформитель.
ГОРНИЧНАЯ
Горничная работает в системе гостиничного хозяйства (гостиницах, общежитиях, мотелях и др.). Производит уборку закрепленных помещений: коридоров и номеров, - и содержит их в надлежащем санитарном состоянии. Убирает постели и проводит смену постельного белья и полотенец после выезда каждого клиента, а при продолжительном проживании - в сроки, предусмотренные правилами. Принимает заказы у клиентов на бытовые услуги и обеспечивает их своевременное выполнение. Следит за состоянием имущества и оборудования, находящихся в пользовании клиентов. В случае обнаружения их порчи информирует об этом дежурного по этажу или администратора гостиницы.
Использует разнообразные орудия и средства труда (электрополотеры, пылесосы, щетки, веники, мыло, порошки и другие средства бытовой химии). Работает в помещении, в одну смену или в суточном режиме.
Горничной необходимы: эмоционально-волевая устойчивость, доброжелательность, общительность, честность, вежливость, корректность.
Должна знать: правила пользования и внутреннего распорядка в гостинице (общежитии), правила техники безопасности при работе с бытовыми электротехническими средствами, прейскурант иен на все виды платных услуг, правила этики; основы санитарии и гигиены. В гостиницах, обслуживающих иностранных граждан, должна знать иностранный язык.
Должна уметь выполнять различные по своему назначению объему виды уборки (ежедневную, еженедельную, сезонную), производить уборку постелей, чистку зеркал, мягкой мебели и столовых приборов.
Профессия горничной не рекомендуется людям, имеющим психические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем неблагоприятного течения, тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата, аллергию на пыль и химические вещества, значительное снижение остроты зрения и слуха.
ГРАВЕР
(в слесарном и слесарно-сборочном производстве)
Выполняет вручную граверные работы на деталях и изделиях из металла, пластмасс и других материалов. Гравирует надписи, шкалы, фирменные знаки, трафареты, циферблаты и др. Изготавливает из резины, бронзы штемпели, печати, клейма. Вручную или травлением гравирует художественные изделия. Изготавливает, проводит термообработку, заточку инструментов.
В процессе работы гравер использует ручные гравировальные инструменты (резцы), специальные краски, кислозащитные составы, растворы кислот.
Работает в помещении. Характерна фиксированная рабочая поза (положение “сидя”). Вредным фактором является использование кислот.
Профессия имеет 3-6 разряды.
Необходимые качества: значительная сила кистей рук, тонкая мышечная чувствительность, нормальная острота зрения, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений кистей рук), точный линейный и угловой глазомер, устойчивость внимания, хорошая образная память и наглядно-образное мышление.
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями органов дыхания с частыми обострениями, системы кроветворения, сердечно-сосудистой системы неблагоприятного течения; заболевания печени и почек прогрессирующего течения; нервной системы, проявляющиеся приступами головокружения и потерей сознания; заболевания кожи с локализацией на кистях рук; а также лицам, имеющим плохое зрение и предрасположенность к аллергии.
Должен знать: основы начертательной геометрии и материаловедения; свойства обрабатываемых материалов и веществ, применяемых для выполнения граверных работ; способы графического построения художественных изображений, надписей, переноса эскизов на материал.
Должен уметь: вручную и травлением выполнять на различных материалах гравировку изображений разной степени сложности; выполнять доводку и заточку гравировальных инструментов.
Родственные профессии: гравер в текстильном производстве, резчик по дереву, резчик по камню и кости, слесарь-инструментальщик, ювелир-гравер.
ГУВЕРНЕР
Гувернер обучает и воспитывает детей в семьях с высоким уровнем достатка. Осуществляет подготовку ребенка по всем предметам начальной школы или подростка к поступлению в профессиональное учебное заведение. В последнем случае гувернер должен иметь специальное образование в той области знания, в которой специализируется его воспитанник (физико-математические, естественнонаучные или гуманитарные науки). Обучение по другим школьным предметам осуществляют приглашенные учителя.
В обязанности гувернера входит организация и контроль за проведением занятий и выполнением воспитанником домашних заданий, освоение ребенком знаний в объеме соответствующего класса общеобразовательной школы.
В процессе обучения и воспитания ребенка гувернер изучает и развивает способности ребенка, прививает ему навыки самостоятельной работы, развивает любознательность, целеустремленность, инициативу. Для повышения общекультурного развития ребенка преподает основы музыки, танца, истории культуры и религии, приобщает его к чтению. Следит за соблюдением режима труда и отдыха, обеспечивает здоровый и активный досуг ребенка, приобщает его к занятиям физкультурой и спортом. Общается с воспитанником на иностранном языке с целью раннего усвоения его основ. Совместно в родителями определяет стратегию и тактику воспитания ребенка, отчитывается перед ними за достигнутые результаты. Несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Собственный режим труда и отдыха подчинен режиму труда и отдыха ребенка.
Работа характеризуется большой эмоциональной напряженностью (необходимость приспособления к характеру ребенка, требованиям родителей).
Гувернеру необходимы: педагогические способности, высокий уровень интеллекта, хорошая память, умение распределять и концентрировать внимание, сильная воля, выдержка, доброжелательность, наблюдательность, хорошая дикция, общая культура и эрудиция. Желательны приятная внешность и тембр голоса.
Работа гувернера не рекомендуется лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата (затрудняющими уход за подвижными детьми), имеющим хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания, все виды психических расстройств, являющимся бактерио- и вирусоносителями.
Гувернеру необходимы; знание педагогики, детской и подростковой психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, хорошее знание всех школьных предметов в объеме начальной школы и углубленное (в объеме средней школы) по отдельным областям знания. Желательно знание иностранного языка, наличие музыкального образования, опыт занятий физкультурой, спортом, танцами.
Близкие профессии (специальности): воспитатель в детском саду, общежитии, школе-интернате, учитель в начальной школе, учитель по отдельным предметам в средней школе.
ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ
Деятельность учреждений, предприятий и организаций отражается в многочисленных служебных документах: постановлениях, приказах, решениях, планах, графиках. Работу, связанную с созданием документов, осуществляют делопроизводители.
В обязанности делопроизводителя входят: оформление служебных документов, регистрация, прием и отправление корреспонденции; доставка ее внутри учреждения, осуществление контроля за исполнением документов, хранение и учет, обеспечение оперативного использования документов, подготовка документации к архивному хранению.
Работа делопроизводителя в основном исполнительская, со значительной долей умственного труда. Он должен быть внимателен при исполнении любого, самого маленького дела, пунктуален, иначе успех не будет способствовать ему. Хорошая память - верный помощник в труде делопроизводителя, так как для оперативности он должен держать в памяти содержание многих документов, маршруты их следования, номера дел, куда они помешены.
Проанализировать каждый документ, направить нужному лицу, при необходимости дать нужные справки о нем - все это требует от делопроизводителя терпения, усидчивости и чрезвычайной аккуратности. В то же время при выполнении деловых поручений делопроизводитель всегда должен быть корректным, ровным, предупредительным с посетителями и сотрудниками.
Делопроизводитель должен знать: положения и инструкции по ведению делопроизводства на предприятии (в учреждении, организации); структуру предприятия (учреждения, организации) и его подразделений; стандарты системы организационно-распорядительной документации; порядок контроля за прохождением служебных документов;
правила внутреннего трудового распорядка, основы научной организации труда; системы оплаты труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности/ производственной санитарии, противопожарной зашиты. Должен иметь навыки работы на компьютере, копировальной, современной офисной технике.
Работа делопроизводителя не рекомендуется лицам, страдающим психическими расстройствами.
ДИЗАЙНЕР
В профессии дизайнера объединяются функции инженера, художника, архитектора, маркетолога, эргономиста. Его цель - в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов, жилых массивах и других объектах гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечив тем самым их высокие потребительские свойства, надежность, привлекательность, конкурентоспособность.
Дизайнер самостоятельно или совместно с другими специалистами совершенствует уже созданные объекты, участвует в проектировании, конструировании, опытной проверке новых. Основное внимание он уделяет как внешним характеристикам - форме, материалу, цвету (кузова автомобиля, салона самолета, телевизора, пылесоса и т.п.), так и компоновке, освещенности и оформлению, добиваясь их обзорности, доступности, рационального размещения, акцентирования иве-том или другим способом всех, но особенно наиболее важных зон и элементов. Для выполнения этих задач он предлагает перспективные конструкторские, санитарно-гигиенические и эстетические решения.
Кроме того, он изучает состояние и динамику спроса на продукцию различного назначения, выявляя причины ее недостаточной привлекательности.
Дизайнеру необходимы: сочетание технической и художественной одаренности, практический интеллект, развитые наглядно-образное мышление и воображение, хороший эстетический вкус, настойчивость, самокритичность, общительность. Работает он, как правило, индивидуально или в составе группы (бригады), в помещении, при необходимости в реальных условиях использования (испытания) объекта.
Эта работа не рекомендуется лицам, страдающим гипертонической болезнью 2 стадии с частыми гипертоническими кризами, ишемической болезнью сердца в связи с опасностью прогрессирования этих заболеваний в период повышения напряженности труда,
Близкие профессии (специальности): инженер-конструктор, художник-оформитель, преподаватель.
ЖЕСТЯНЩИК
Жестянщик работает на предприятиях различных областей народного хозяйства (слесарные и слесарно-сборочные работы). Он изготавливает и ремонтирует изделия и узлы из листового металла и труб (облицовку для оборудования, капоты двигателей самолетов, обшивку автомобилей, баки, ящики и др.). В ходе работы жестянщик использует ручные инструменты и оборудование. Он выполняет разметку и раскрой материала, сгибает материал и варьирует цилиндрические детали. Осуществляет пайку, точечную сварку, сверление и выбивание отверстий. Испытывает готовые изделия и узлы на герметичность и прочность. Производит правку вмятин на ремонтируемых изделиях. Производит наладку прессов, пресс- ножниц и другого оборудования.
На конкретном производстве работа жестянщика имеет свою специфику (вентиляционщик, автожестянщик). В настоящее время наиболее высокооплачиваемой и пользующейся спросом является специальность автожестянщика.
Профессия имеет 2-5 разряды.
Должен знать: правила наладки и проверки на точность гибочных и вальцовочных машин и приводных ножниц; механические свойства листовой и сортовой стали, цветных металлов и сплавов; влияние отжига на механические свойства металлов; способы разметки деталей и изделий; правила раскроя и построения разверток; приемы прямолинейной и криволинейной резки металлов; способы соединения и пайки деталей, изделий и узлов из различных металлов.
Жестянщику необходимы: физическая сила, хорошая зрительно-моторная координация (на уровне движений рук), точный линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, хорошая образная память и наглядно-образное мышление.
Работа жестянщика требует значительных физических усилий. В процессе работы специалист подвергается воздействию шума, испарений веществ, применяемых при пайке, поэтому эта профессия не рекомендуется людям, имеющим заболевания: опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; органов дыхания с частыми обострениями типа хронического бронхита, бронхиальной астмы; сердечно-сосудистой системы (повышенное артериальное давление, заболевания сердца неблагоприятного течения); нервной системы, проявляющиеся приступами головокружения и потерей сознания; плохое зрение.
Родственные профессии: кровельщик по жесткой кровле, слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, столяр, чеканщик.
ЗАКРОЙЩИК
Работает в ателье по индивидуальному пошиву и ремонту одежды. В общении с клиентом выясняет его пожелания, уточняет заказ. В случае необходимости дает совет о выборе фасона будущего изделия, основанный на профессиональной оценке особенностей фигуры клиента, назначения и пошивочных свойств ткани, направлений моды. Снимает необходимые мерки. Зарисовывает выбранный вариант фасона, составляет паспорт заказа.
Изготавливает лекала для раскроя. Выполняет экономную раскладку лекала на ткани и производит раскрой (при ремонте перекраивает отдельные детали). Использует ручные инструменты (карандаши, мел, линейки, измерительную ленту, лекала). Распределяет операции пошива между мастерами пошивочной бригады, учитывая при этом уровень мастерства каждого работника. Проводит примерку и сдачу заказа клиенту.
Работает в помещении. Условия деятельности характеризуются повышенным уровнем шума и запыленностью воздуха. Эмоциональную напряженность деятельности придают многочисленные контакты с клиентами.
Закройщику необходимо: обладать точным глазомером (линейным, объемным), хорошей зрительно-двигательной координацией, развитым пространственным воображением, хорошей долговременной и оперативной памятью, умением распределять внимание и концентрировать его в условиях помех, а также эмоциональная устойчивость; владеть навыками делового общения и способностью конструктивно воспринимать критику в свой адрес.
Должен знать: направления моды; технологию и организацию пошивочных работ; принципы художественного оформления одежды;
методы конструирования швейных изделий; способы раскроя и устранения дефектов изделия.
Должен уметь: снимать мерки с клиента; конструировать швейные изделия (с учетом особенностей телосложения клиента); делать оптимальную раскладку выкроек на ткани; проводить примерку и устранять дефекты изделия.
Эта профессия не рекомендуется людям, имеющим заболевания:
опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; органов дыхания с частыми обострениями типа хронического бронхита, бронхиальной астмы; сердечно-сосудистой системы (повышенное артериальное давление, заболевания сердца неблагоприятного течения); нервной системы, проявляющиеся приступами головокружения и потерей сознания; кожи с локализацией на кистях рук; плохое зрение.
Родственные профессии: мастер производственного обучения, модельер-конструктор (швейных, кожгалантерейных изделий, бижутерии, обуви), технолог швейного производства, портной.
ЗУБНОЙ ТЕХНИК
В учреждениях зубопротезирования производит комплекс операций по изготовлению зубных протезов. Изготавливает коронки, полукоронки, промежуточные части мостовидных протезов, литые и штифтовые зубы, съемные протезы (из металла, пластмассы, фарфора, металлокерамики, хромокобальтового сплава), гипсовые модели, восковые шаблоны, штампы для зубных протезов. Хромирует, шлифует, полирует и выполняет другие работы по отделке зубных протезов.
Должен знать: строение и функции зубо-челюстной системы, заболевания и травмы зубов и челюстей; показания к зубному протезированию; технологические процессы изготовления зубных протезов, ортопедических и ортодонтических аппаратов и конструкций; стоматологическое материаловедение; физико-химические свойства применяемых материалов при протезировании; правила работы с драгоценными металлами.
Квалификационные требования: среднее специальное образование.
Профессия зубного техника не рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями глаз со значительным снижением остроты зрения, тяжелыми формами полиартрита с поражением суставов рук, кожными и аллергическими заболеваниями.