Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и состоит из трех звеньев.[21] Основным элементом в этой, системе являются государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя государственные налоговые инспекции республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.[22]
Возглавляет систему налоговых органов центральный аппарат Государственной налоговой службы Российской Федерации. Районные (городские) государственные налоговые. инспекции выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории. В соответствии со ст. 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации они обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в бюджет; контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и обязательных 'платежей; производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения; получают от предприятий, учреждений, организаций,.финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм доходов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов; приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) госналогинспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. К компетенции районных (городских) государственных налоговых инспекций относятся применение финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, ' допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами; возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов. Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой, формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов; требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
|
|
Сотрудники районной (городской) налоговой инспекции составляют,. анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым органам — ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет. Часть этих функций реализуется в повседневной деятельности инспекторским составом, часть — начальником или его заместителем. В компетенцию начальника государственной налоговой инспекции кроме этого входит право применять в соответствии со ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы” финансовые санкции в виде: а)взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо всей суммы налога.за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы; б) штрафа в размере 10% от причитающихся к уплате, сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, по каждому из следующих видов нарушений: отсутствие учета объекта налогообложения; ведение учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение. сумм налога за проверяемый период не менее чем на 5% от причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал;.непредставление или несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления и уплаты налога; в) взыскания пени с налогоплательщика в случае. задержки уплаты Налога в размере 0,2% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом Не предусмотрены иные размеры пени. Он же вправе на основании ст. 12 Закона “О Государственной налоговой службе РСФСР” налагать административные штрафы: — на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) при были (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по не установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет,— в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; — на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности, или занимающихся, предпринимательской деятельностью,, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или в ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или -несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных — в размере от двух до пяти минимальных размеров.оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; — на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также на граждан, не представивших по требованию госналогслужбы справки, документы и копии с них, касающиеся их хозяйственной деятельности и необходимые для правильного налогообложения; препятствующих допуску должностных лиц госналогинспекции к обследованию производственных, складских и иных помещений, используемых для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения; не принимающих мер по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности; не представляющих (или отказавшихся представить) по требованию госналогорганов бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, — в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда.
|
Структура и штатная.численность районной (городской) налоговой инспекции утверждается ее начальником на основании социально-демографических, экономических и географических характеристик района, объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при определении количества сотрудников и создании внутриструктурных подразделений, в пределах установленного им фонда оплаты труда. В крупных городских и районных (в городах) налоговых инспекциях могут быть созданы отделы и группы по видам взимания налогов. Их работа строится по отраслевому принципу. Надо отметить, что по этому принципу" организуется работа и в сельских районных налоговых инспекциях с количеством сотрудников до 60 человек. Принцип зональной организации работы может быть составным элементом отраслевого принципа. Например, в отделе по налогам с физических лиц один инспектор осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства: жителями одного микрорайона города, другой 'инспектор -контролирует налогоплательщиков другого микрорайона и т.д. Согласно штатной численности и структуре.район ной (городской): налоговой инспекции в ее состав входят начальник, заместители начальника, начальники отделов, где они:; есть, главные государственные налоговые инспекторы, старшие государственные налоговые инспекторы, государственные налоговые инспекторы, работники бухгалтерии и вспомогательного аппарата. Начальник инспекции, его заместители и начальники отделов назначаются и освобождаются от должности начальником вышестоящей налоговой инспекции. Прием и увольнение на работу других сотрудников районной (городской) налоговой инспекции производится ее начальником. Он несет персональную ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации. Вновь принятые работники представляются к классному чину инспектора налоговой службы III ранга при наличии высшего или среднего специального образования и стажа работы в налоговых органах не менее одного года.
В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и высокие показатели в. работе начальник вышестоящей налоговой инспекции вправе присвоить классный чин и до истечения этого срока. Районная (городская) налоговая инспекция является юридическим лицом, имеет свой текущий счет и печать. В Положении о Государственной налоговой службе нормативно не определяется организационное устройство налоговых инспекций субъектов Российской Федерации. Также как и для районной (городской) инспекции, структура и штатное расписание этих звеньев системы утверждаются руководством соответствующей налоговой инспекции в пределах установленного им фонда оплаты труда. Необходимо подчеркнуть, что структурная схема краевой, областной и равной им налоговой инспекции строится с учетом региональных особенностей: размеров территории и его экономического потенциала, количества налогоплательщиков и их социально-демографических характеристик, других обстоятельств. Все различия в организационном построении связаны, в конечном счете, с созданием такой рабочей модели, которая в конкретных условиях будет наиболее эффективно решать стоящие перед госналогслужбой задачи. Однако если районная (городская) налоговая инспекция непосредственно контролирует полноту и своевременность внесения налоговых платежей, правильность исчисления налогов, то краевые, областные и равные им структуры решают эти задачи в большей степени путем реализации организационно-методических функций. На них возлагаются: организация работы, нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов госналогинспекций о проделанной работе, подготовка на их основе методических рекомендаций по совершенствованию практики налогового контроля; организация взаимодействия налоговых инспекций с другими правоохранительными органами по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах; комплексные и тематические проверки нижестоящих налоговых инспекций; обобщение и внедрение в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ в госналогинспекциях;. координация работы по взаимодействию с районными (городскими) органами власти и управления по вопросам обеспечения госналогинспекций служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников — жильем, дошкольными и школьными учреждениями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации.
Когда краевые, областные и равные им налоговые инспекции непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов и других платежей в бюджет, они пользуются теми же правомочиями, что и налоговые инспекции 110 районам в городах и городах без районного деления. Основным структурным элементом госналогинспекции республик в составе России, края, области, автономных образований, являются отделы. В зависимости от направления деятельности и видов налогов, о которым они осуществляют контроль, имеются отделы по налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц: федеральных и муниципальных предприятий, потребительской кооперации, кооперативных и общественных организаций и т. д.; отдел налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов. Кроме этого, как и в любой другой управляющей структуре, в составе краевой, областной и равной им госналогинспекций функционируют отделы кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и другие. Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит свое отражение и в положениях о соответствующих отделах. В этих нормативных документах содержатся общие требования, определяющие место отдела в структуре госналогинспекций, его полномочия, принципы организации работы, процедуры ликвидации и реорганизации, другие вопросы, входящие в компетенцию этого структурного подразделения. В положении, как правило, закрепляются и пути решения поставленных задач, указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль государственных налоговых инспекций по районам и юродам без районного деления за уплатой конкретного налога или группы налогов, готовят обзорные письма и указания по применению законов и подзаконных актов; проводят документальные и камеральные проверки бухгалтерских отчетов и балансов юридических и физических лиц по выплате того или иного налога; рассматривают письма, заявления и жалобы на действия сотрудников госналогинспекций района (города) о нарушениях законодательства при изыскании конкретного налога. В отдельных случаях в положении указывается перечень видов налогов, которые контролируются тем или иным отделом. Так, в положении об; отделе налогообложения физических лиц, как правило, называются: подоходный налог с доходов физических лиц (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности); налог на имущество физических лиц; земельный налог; государственная пошлина; налог) с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налоги и платежи, устанавливаемые местными органами власти в части, касающейся физических лиц. На основании положений об отделах разрабатываются и утверждаются начальником госналогинспекции функциональные обязанности и должностные обязанности сотрудников. В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации в государственных налоговых инспекциях по республикам в составе России, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу создаются коллегии в составе начальника госналогинспекции и его заместителей, а также других руководящих работников инспекции. Персональный состав и штатная численность коллегии утверждаются руководителем Госналогслужбы Российской Федерации но представлению начальника государственной налоговой инспекции. На заседаниях коллегии рассматриваются и принимаются решения по наиболее важным вопросам деятельности госналогинспекции, заслушиваются отчеты начальников районных и городских госналогинспекций, обсуждаются вопросы подбора и подготовки кадров, назначения на должности, проекты предложений по ставкам местных. налогов и сборов, другим вопросам налогообложения и; деятельности налоговых органов. Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат Госналогслужбы Российской Федерации. Его структурная схема включает шестнадцать управлений, два самостоятельных отдела и главный научно-вычислительный центр.
Управление налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц состоит из отдела налогообложение прибыли (дохода) государственных предприятий, включающего группу централизованных расчетов; отдела налогообложения прибыли.(дохода) негосударственных предприятий, в который входит группа по налогообложению прибыли (дохода) предприятий с иностранными инвестициями; отдела налогообложения прибыли (дохода) кооперативных и общественных организаций; отдела налогообложения банков, бирж и операций с ценными бумагами; сводного отдела аналитической и методической работы. В управлении налогообложения АПК, природных ресурсов и земельного налога три отдела: отдел налогов на землю, отдел налогов на ' природные ресурсы и отдел сводного анализа механизма налогообложения АПК. В управление налогообложения физических лиц входят: отдел подоходного налога, включающий в себя группу по налогообложению иностранных граждан и лиц без гражданства; отдел имущественных налогов; методологический отдел; отдел оргинспекторской и аналитической работы с группой писем, заявлений и жалоб граждан. Управление местных и прочих налогов и сборов делится на отдел местных налогов, отдел налога на имущество, отдел государственных пошлин, сборов и прочих доходов. Управление косвенных налогов включает отдел налога на добавленную стоимость в сфере межотраслевого производства, отдел налога на добавленную стоимость в сфере нематериального производства, отдел акцизов, отдел сводной экономико-аналитической работы и анализа. Четыре отдела в управлении внешнеэкономического и международного налогообложения: отдел налогообложения внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, отдел налогообложения иностранных юридических лиц, отдел международного налогообложения, отдел налогообложения валютно-финансовых операций. Управление поступлений в государственные внебюджетные фонды и доходов от приватизации также состоит из четырех отделов: отдел отчислений во внебюджетные социальные фонды, отдел платежей в дорожные и производственные фонды, отдел доходов от приватизации, отдел организационно-методической работы. Каждое из перечисленных выше управлений центрального аппарата построено по предметно-отраслевому принципу, что дает основания именовать эту группу управлений предметно-отраслевыми или отраслевыми. Их непосредственные задачи могут -быть реализованы только в конкретной сфере налогообложения. Так, задача управления налогов на доходы (прибыль) юридических лиц связывается с организацией и осуществлением контроля за обеспечением правильного и единообразного применения на всей территории Российской Федерации законов о налогообложении: доходов (прибыли) предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Для управления косвенных налогов основные задачи заключаются в обеспечении правильного и единообразного применения законов о налоге на добавленную стоимость, об - акцизах и т. д. Управление внешнеэкономического и ' международного налогообложения контролирует законодательство о внешнеэкономической деятельности (включая валютное, таможенное, инвестиционное, налоговое); в части правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов, сборов и других платежей.
В рамках решения поставленных задач отраслевые управления изучают и анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта ведут разработку актуальных аспектов налоговой политики, участвуют в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать участие в комплексных и тематических проверках территориальных госналогинспекций. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков на действия должностных лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение к платежам налогов и сборам в государственный бюджет и др. Непосредственные задачи других управлений центрального аппарата реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных функций. К при меру, юридическое управление, которое состоит из отдела правового обеспечения налогообложения и отдела нормативных актов и контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных актов, издаваемых Госналогслужбой РФ, защищать права и законные интересы Госналогслужбы в судах, а также органах государственной власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство правовой работой в госналогинспекциях, систематизировать правовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные подразделения госналогслужбы, анализировать практику правовой работы на местах и т. д.
Управление административного и финансового обеспечения осуществляет, планирование и финансирование расходов на содержание государственных налоговых инспекций, руководит постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах на местах и в центральном аппарате, проводит работу но подбору, расстановке и воспитанию кадров, организует подготовку и переподготовку специалистов, повышение деловой квалификации работников, создание резерва кадров, ведет документацию для определения стажа надбавок за выслугу лет, представления на присвоение классных чинов и т. д. Эти и другие задачи управления административного и финансового обеспечения находят свое выражение и деятельности отдела финансового обеспечения Госналогслужбы Российской Федерации, централизованной бухгалтерии, отдела административного обеспечения Госналогслужбы РФ, куда входят группа по работе с кадрами территориальных госналогинспекций и группа по чинам и выслуге лет, отдел по подготовке и переподготовке персонала Госналогслужбы РФ.
Структура управления делами включает инспекции по контролю и организации делопроизводства, сектор правительственной корреспонденции и контроля за исполнением, группу писем граждан, сектор организации делопроизводства, ведомственного контроля- и организационно-справочной работы, секретариат Руководителя Госналогслужбы России, приемную Госналогслужбы России, сектор обработки корреспонденции и архивного обслуживания, экспедицию, сектор машинописи, стенографии и множительной техники. Основными задачами управления делами являются обеспечение в центральном- аппарате Госналогслужбы РФ единого, отвечающего установленным требованиям порядка ведения делопроизводства; работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан; отбор, учет, обработка, использование и своевременная передача на государственное хранение документов госналогслужбы; осуществление методического руководства и ведомственного контроля за постановкой делопроизводства, архивного дела, работы с корреспонденцией в госналогинспекциях. Кроме названных, в структуру центрального аппарата. Госналогслужбы Российской Федерации входят управление информатизации, управление, отчетности, анализа, контрольное управление, управление информации и внешних связей, другие управления и самостоятельные отделы. К числу последних относятся сводный отдел налоговых реформ. На него возлагается разработка предложений по совершенствованию налоговой политики, законов и подзаконных актов по налогообложению, взаимодействие и координация работы по вопросам налогообложения с министерством экономики, министерством финансов, другими министерствами, комитетами и ведомствами,.экономический- анализ статистической отчетности и других информационных материалов, связанных с налогообложением, и т.д. При Руководителе Госналогслужбы Российской Феде рации создана коллегия, в которую входят его заместители, а также другие руководящие работники ' центрального аппарата. Состав и численность коллегии; Госналогслужбы утверждаются Правительством Российской Федерации. На своих заседаниях коллегия рассматривает основные вопросы, деятельности налоговых органов, заслушивает отчеты начальников госналогинспекций республик в составе России, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, вопросы подбора и расстановки кадров, обсуждает проекты законов и подзаконных актов по налогообложению. Предложения по изменению внутренней структуры центрального аппарата, как правило, тоже обсуждаются на заседаниях коллегии. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Руководителя Госналогслужбы Российской Федерации. Члены коллегии в случае несогласия с Руководителем Госналогслужбы вправе информировать о разногласиях при обсуждении конкретных вопросов Правительство Российской Федерации. Сложившаяся системно-структурная схема налоговых органов, к сожалению, все меньше и меньше отвечает современным требованиям. И все более очевидной становится необходимость ее модификации. Специалисты центрального аппарата Государственной налоговой службы с участием представителей Международного валютного фонда и Всемирного банка завершили подготовку пилотного проекта модернизации налоговой службы России. Его реализация позволит осуществить коренную перестройку организационной схемы, налоговых органов и тем самым создать инфраструктуру, необходимую уже сегодня для работы с возрастающим числом налогоплательщиков. В рамках осуществления проекта предполагается внедрить концепцию само начисления налогов, при которой налогоплательщик будет определять причитающиеся с пего налоговые суммы без вмешательства сотрудников налоговых органов, а налоговая инспекция принимать произведенный налогоплательщиком расчет на условиях его последующей проверки. Будет изменена организационная структура районной (городской) налоговой инспекции. На смену отраслевым отделам, ведающим контролем за соблюдением законодательства о конкретных видах налогов придет иная специализация. В налоговых инспекциях по району (городу) будут созданы подразделения по обслуживанию налогоплательщиков, электронной обработке данных, контрольных проверок и сбора недоимок.
Подразделение обслуживания налогоплательщиков будет готовить и периодически проводить семинары налогоплательщиков, своевременно информируя об изменениях в их обязанностях в области налогообложения, на его сотрудников будет возлагаться подготовка информационных материалов и руководств по налоговым вопросам, дача консультаций и разъяснений. В этом же подразделении будет осуществляться постановка на налоговый учет и присвоение налогоплательщику единого идентификационного номера.
Подразделение обработки данных будет отвечать за ввод информации из налоговых деклараций и иных документов и ее обработку. Ответственность за проведение документальных проверок предполагается возложить на подразделение контрольных проверок. Отбор налогоплательщиков для проверки будет производиться компьютерной программой по совокупности критериев, позволяющих определить вероятных нарушителей налогового законодательства, а также при получении информации об уклонении от уплаты налога из других источников. Подразделение сбора недоимок будет проводить непосредственную работу с нарушителями налоговой дисциплины и осуществлять взыскания сокрытых от налогообложения сумм.
Успешная реализация проекта предусматривает задачи переподготовки персонала налоговых органов, разработки и внедрения новых технологий для создаваемых подразделений, полной компьютеризации процесса сбора и обработки налоговых деклараций и платежей. Внедрение проекта в жизнь сделает систему налогообложения более корректной и справедливой по отношению к налогоплательщикам, повысит уровень их обслуживания и снизит затраты на обеспечение налоговой дисциплины. Одновременно с модернизацией налоговой службы необходимо постоянное совершенствование налогового законодательства, перенос центра тяжести с фискальных начал на функции регулятивного характера. Только тогда налоги станут стимулировать развитие рыночных отношений, будут способствовать экономическому возрождению страны.
Таблица №3
З адачи органов государственной налоговой службы
Налоговая политика
Прежде чем говорить о вопросах налоговой политики хотелось бы акцентировать Ваше внимание на том, что не следует считать налоговую систему первичной, ключевым тормозом (по выражению Б. Федорова) экономического развития страны.
Главный вопрос в преодолении экономического кризиса в России не в налоговой же системе, а в о6щем состоянии экономики, обусловливающим расширение и увеличение напогоо6пагаемой базы. Стране нужна программа экономического роста, обеспечивающая вначале внутреннюю конкуренцию, ибо с нее начинаются рыночные отношения.
Министерство экономики должно развивать многоукладную экономику. Минфин - инвестировать в нее средства, законодатели - регулировать правовые вопросы, МВД - защищать налогоплательщиков от криминальных структур и только после этого с соответствующим материальным обеспечением налоговая служба сможет нормально функционировать.
В условиях осуществления экономической реформы в России и перехода к классическим рыночным отношениям первостепенное значение приобретает наличие четкого и ста6ипьного правового регулирования предпринимательской деятельности. Законодательные акты во всех сферах правоотношений - гражданских, административных, включая финансовые, налоговые находятся в стадии становления.
Говоря о совершенствовании правового регулирования в налоговой сфере, где нормативная база характеризуется крайней запутанностью, противоречивостью, недостаточностью, перемещением центра тяжести правового регулирования в сферу правоприменительной деятельности, хотелось бы акцентировать Ваше внимание на вопросе нео6ходимости ускорения по возможности принятия общей части Налогового кодекса России, который системно упорядочивает основы налогообложения.
Основным направлением налоговой политики становится обеспечение стабильности и предсказуемости фискальных условий деятельности, в частности:
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Установление исчерпывающего перечня налогов и сборов, применение которых допустимо на территории РФ.
Установление предельных ставок для региональных и местных налогов.
Отмена практики выплаты региональных налогов за счет напогоо6пагаемой прибыли.
Сокращение числа налогов и упрощение правил определения размеров налоговых платежей. Объединение налогов и других обязательных платежей, имеющих одинаковую налоговую базу.
Кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и фискальных органов, на основе устранения коллизии налогового и гражданского законодательства, обеспечения защиты гражданских прав налогоплательщиков.
Выравнивание условий налогообложения за счет рационализации и сокращения налоговых льгот.
Определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг)
Применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.
Совершенствование налогового администрирования, системы контроля за исполнением налоговой дисциплины, упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.
В отношении формирования системы фискальных стимулов предполагается осуществление следующих мероприятий:
Введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условии производства, поэтапное замещение акцизов соответствующими рентными платежами.
Введение рыночного механизма налогообложения недвижимости, обеспечивающего зависимость размеров платежей от доходности ее использования.
Постепенное снижение налоговой нагрузки на предприятия за счет увеличения налоговой нагрузки на физические лица. Поэтапное снижение ставки налога на при6ыпь с компенсацией потерь бюджетных поступлений как за счет отмены льгот, так и за счет повышения эффективной ставки подоходного налога.
Расширение сферы применения агрегированного напогоо6пожения субъектов малого предпринимательства.
В сфере повышения собираемости налогов предполагается осуществить следующие меры: Переход к начислению налогов по отгрузке. Поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика (напогоо6пожение у источника, налогообложение сделок)
Введение механизма реального контроля за доходами физических лиц и повышения ответственности за непредставление деклараций, уклонение от налогообложения или сокрытие фактически полученных доходов.
Соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства (выдачи патента) и внесения им единого налога.
Совершенствование методов банковского контроля, детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.
Введение режима, при котором любые льготы по налогообложению могут 6ыть предоставлены только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в течение предшествующего года.
Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путем ее реструктуризации.
Необходимо решить вопрос о "размораживании" задолженности по пеням и штрафным санкциям, учтенным на специальном счете по состоянию на 20 мая 1996г. в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685.
При определении порядка ее погашения и реструктуризации на ряд пет следовало 6ы принять решение для первого года погашения о сокращении сумм пени и штрафов как минимум наполовину (т.к. - основная масса этой задолженности образовалась за счет начисления пени, ставка по которым с 20 мая 1996 г. сокращена с 0.7 % до 0.3 % или в два с лишним раза), а для погашения в последующие годы эта сумма может также корректироваться (сокращаться) в меру сокращения ставки рефинансирования Центрального 6анка России.
Но это не должно касаться налогоплательщиков, к которым применяются процедуры 6анкротства.