Проект Налогового кодекса.




 

Есть все основания полагать, что в ближайшее время будет принят Налоговый кодекс Российской Федерации, уже принятый в первом чтении.

Проект Налогового кодекса Российской Федерации состоит из четырех частей. Первая - “Общая часть” - закладывает правовой фундамент налоговых отношений и определяет основы процесса налогообложения. По своей тематике и кругу регулируемых вопросов эта часть близка действующему Закону “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, и после введения ее в действие она должна заменить указанный Закон. Однако за счет вовлечения в законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений, а также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона.

Следующие три части - “Федеральные налоги”, “Региональные налоги” и “Местные налоги” - будут посвящена конкретному порядку налогообложения по всем федеральным налогам и сборам, а также принципам налогообложения по региональным и местным налогам и сборам.

Актуальным и наиболее сложным на сегодняшний день является вопрос о налоговом федерализме, о распределении полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления. При рассмотрении этих вопросов необходимо было найти такое решение, которое смогло бы обеспечить оптимальное сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов. В проекте общей части Налогового кодекса полномочия в налоговой сфере распределяются между уровнями власти и местным самоуправлением исходя из того, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы Российской Федерации, влияющей на функционирование и развитие единого рынка России. При этом предусматривается установление правовых механизмов взаимодействия всех элементов единой налоговой системы Российской Федерации.

Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов (сборов), изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы и принимать другие самостоятельные решения в рамках установленных Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации общих принципов налогообложения и сборов в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории.

Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов должно воспрепятствовать процессу формирования несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества и способствовать сохранению единого Российского государства.

Налогоплательщикам при этом гарантируется определенная стабильность и предсказуемость налоговой системы.

Бюджеты всех уровней обеспечиваются собственными закрепленными, гарантированными источниками доходов, одновременно предусматривается сохранение регулирующих федеральных налогов. Региональные органы власти могут принимать аналогичные решения по введению регулирующих региональных налогов.

Основная часть доходов региональных бюджетов формируется сегодня за счет поступлений от четырех налогов, а именно; от НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и акцизов. Эти налоги и в последующем будут являться существенными источниками региональных бюджетов. При подготовке Налогового кодекса не ставилась цель указать нормативы отчислений по федеральным налогам в региональный бюджет, как и не рассматривались вопросы трансфертов из федерального бюджета, поскольку подобные вопросы должны решаться в рамках бюджетного законодательства. Предложенные формулировки являются достаточно гибкими для того, чтобы позволить любое бюджетное решение этих вопросов.

При построении налоговой системы предусмотрено, что основными доходными источниками федерального и региональных бюджетов должны быть налоги на доходы и прибыль, а местного бюджета - имущественные налоги.

Логика такого построения заключается в следующем. Принимая во внимание, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации определение стратегии государственного, экономического и социального развития общества находится в ведении Российской Федерации, совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решения федеральных и региональных органов власти должны быть сориентированы на создание оптимальных условий для развития отечественного предпринимательства, роста дохода и соответствующее увеличение поступлений в бюджеты. Органы местного самоуправления могут обеспечить эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов. При этом местные органы могут с большей степенью реальности оценивать необходимость предоставления льгот по имущественным налогам.

В системе налогов предусмотрены на федеральном и региональном уровнях налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц при обеспечении единой методологии исчисления налогооблагаемой базы.

Из налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц, выделяется налог на доходы от капитала. В соответствии с проектом по невысокой ставке таким налогом будут облагаться отдельные виды доходов, налоги на которые удерживаются у источника доходов. Это относится главным образом к доходам в виде дивидендов или в виде процентов по ценным бумагам. По существующим сегодня правилам величина налога на дивиденды зависит от того, является акционер юридическим или физическим лицом. Юридические лица платят такой налог по ставке 15 процентов, а физические лица должны включить такие доходы в состав совокупного годового дохода и уплатить налог по прогрессивной ставке (до 30 процентов). Чтобы устранить дискриминацию граждан, а также решить отдельные технические вопросы и предложен новый налог, который снизит налоговую нагрузку на граждан и, возможно, будет способствовать инвестиционной активности граждан, в том числе через паевые инвестиционные фонды.

Большинство федеральных, региональных и местных налогов, сохранив или изменив незначительно свои названия, должны будут измениться по существу. В первую очередь это относится к НДС и налогу на прибыль предприятий. Эти налоги должны стать действительно налогами на добавленную стоимость и на прибыль.

Наиболее серьезным изменениям подвергнется налог на прибыль предприятий. Предусмотрено перейти от действующего порядка расчета себестоимости к той схеме исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, которая используется в большинстве стран, т.е. от калькуляции себестоимости перейти к системе определения затрат за рассматриваемый период. При этом из выручки должны вычитаться все деловые расходы, связанные с ведением бизнеса, за исключением специально оговоренных и не подлежащих вычету при налогообложении либо принимаемых к вычету в ограниченных размерах.

Изменится механизм амортизации. Вместо индивидуальной амортизации каждого амортизируемого объекта предусматривается распределение всех основных средств и нематериальных активов по нескольким группам. При этом будет определяться и амортизироваться суммарный баланс каждой такой группы. За счет сокращения сроков амортизации и использования нелинейной амортизации предприятия получат возможность эффективно и в течение первых месяцев или лет списать большую часть затрат, связанных с приобретением основных средств и нематериальных активов.

Предлагается разрешить предприятиям капитализацию с последующей амортизацией отдельных видов затрат (на НИОКР, на разведку и подготовку к разработке запасов полезных ископаемых, на экологические цели и некоторых других) и сделать более либеральным перенос убытков на будущее.

В число федеральных налогов вводится социальный налог, объединяющий отчисления в государственные внебюджетные фонды (кроме отчислений в Пенсионный фонд): обязательного медицинского страхования, занятости и социального страхования. Такое решение не ликвидирует указанные фонды и не изменяет порядок формирования их доходов. Вместо трех платежей (с несколько отличающимися налоговыми базами и отличающимися порядком и сроками уплаты) вводится один налог, уплачиваемый по единым правилам и в единые сроки, который потом расщепляется по трем указанным фондам. Это обеспечивает не только большее удобство для налогоплательщиков, но и унификацию учета и отчетности, системы ответственности и размеров пеней, а также действенный контроль за государственными ресурсами.

При включении налога с розничных продаж в число местных налогов предполагалось, что органы местного самоуправления, зная условия местного рынка, могут применять этот налог не только в качестве источника дохода, но и в целях экономического регулирования спроса и предложения на рынке товаров, при этом учитывался опыт действия такого налога в Шаховском районе Московской области.

В перечень местных налогов и сборов включен налог на недвижимость.

Особо оговаривается, что при его введении в действие в отдельных регионах (городах Москве и Санкт-Петербурге), городах и районах будет прекращаться действие на этих территориях налогов на имущество предприятий, имущество физических лиц и платы за землю. В настоящее время введение налога на недвижимость уже подготавливается в городах Новгороде, Пскове, Твери и Бору (Нижегородской области). Предполагается, что при прекращении действия регионального налога на имущество предприятий будет произведено перераспределение средств соответствующих регионального и местного бюджетов. В частности, выпадающие доходы регионального бюджета в результате прекращения действия налога на имущество предприятий могут быть компенсированы увеличением доли поступлений в этот бюджет подоходного налога с физических лиц. При этом в соответствии с положениями проекта общей части Кодекса изменения по федеральным, региональным или местным налогам и сборам должны приниматься при утверждении или корректировке соответствующего бюджета.

Формирование рациональной и нейтральной налоговой системы, ее упрощение предполагается осуществить, отменив налоги, тормозящие либо искажающие побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Налоги, уплачиваемые с валовых поступлений, не учитывают наличия реальной прибыли у предприятия, а также создают кумулятивный эффект - чем больше этапов от начальной до конечной стадии производства продукции, тем больше общая сумма таких налогов. Учитывая уже принятые решения по отмене налога с сумм превышения расходов на оплату труда по сравнению с нормируемым уровнем и специального налога для поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, речь идет о предусмотренной в проекте Налогового кодекса поэтапной отмене других налогов, взимаемых с выручки и налогов, имеющих целевое направление использования (налогов на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, целевых налогов на содержание милиции, благоустройство территории и ряд иных налогов и сборов).

Конечно, при этом не предполагается ликвидация дорожных фондов или уменьшение их финансирования. Доходы этих фондов будут формироваться за счет акцизов на моторное топливо, налогов на владельцев транспортных средств и определенной доли НДС.

Предусмотрено отменить налоги, дающие незначительные поступления, а также налоги, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, в контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Это, например, налог на операции с ценными бумагами и налог на приобретение транспортных средств.

Рациональность в налоговой системе предполагается достичь и путем объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу и налогоплательщиков. В первую очередь это относится к платежам за право пользования природными ресурсами и акцизам на минеральное сырье, к налогу на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизам на моторное топливо, к отчислениям в государственные внебюджетные социальные фонды (кроме Пенсионного фонда).

Суммируя предложения по заложенной в проекте Налогового кодекса системе налогов и сборов, отметим, что вместо более чем 100 действующих сегодня налогов, сборов и иных обязательных платежей предусматривается (при введении в действие всех предусмотренных в перечне региональных и местных налогов, сборов) действие чуть более 30 видов налогов и сборов. А ограничение (в пределах полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) налогового бремени предполагается за счет установления оптимальных размеров ставок федеральных налогов и предельных ставок по основным региональным и местным налогам.

В целях определенной компенсации потерь доходов бюджетов в результате отмены указанных действующих налогов и сборов предлагается ввести на федеральном, региональном и местном уровнях сборы за использование на реализуемых товарах символики Российской Федерации, региональной или местной и налоги за использование объектов инфраструктуры региона, города или района. Средства, поступающие в региональные и местные бюджеты при применении этих налогов и сборов, могут эффективно использоваться в качестве перераспределительных ресурсов в соответствии с потребностями субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, поскольку эти налоги и сборы не будут иметь целевое направление использования.

Доходы бюджетов разного уровня могут быть увеличены за счет совершенствования системы учета, улучшения налоговой дисциплины и деятельности органов контроля. Предполагается, что при достижении положительных результатов таких действий станет возможной последующая поэтапная отмена и других нерациональных налогов и сборов либо можно будет снижать налоговые ставки.

Компенсация выпадающих в результате отмены ряда налогов бюджетных доходов предполагается также за счет сокращения налоговых льгот.

Налоговые льготы нарушают принцип справедливости налоговой системы по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующимся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Кроме того налоговые льготы, как правило, недостаточно эффективны и зачастую не достигают тех целей, ради которых они вводились, являясь при этом питательной средой для всевозможных злоупотреблений. Не отрицая налоговые льготы в целом, их число следует резко сократить, оставив лишь самые необходимые.

В проекте обшей части Налогового кодекса в целях создания справедливой и эффективной налоговой системы много внимания отведено вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс призван обеспечить создание самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов, устранить правовой хаос и пробелы в действующем налоговом законодательстве.

Предусматривается уплата только законно установленных налогов и сборов и устанавливается норма, в соответствии с которой ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги или сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

Устанавливается обязательность применения при налогообложении официально опубликованных актов налогового законодательства, действующих на день возникновения (наличия) обстоятельств, связанных с исполнением налогового обязательства. Актам налогового законодательства запрещается придавать обратную силу. Право толкования норм и положений акта налогового законодательства отнесено к компетенции органа, принявшего этот акт, или другого органа, получившего на это специальные полномочия. Устанавливается приоритет норм налогового законодательства при регулировании налоговых отношений, а также гарантируется судебная защита налогоплательщика в случае введения нормативного акта, нарушающего принципы налогового законодательства.

Ни одна норма налогового законодательства не может быть введена без подготовительного периода, необходимого налогоплательщикам для того, чтобы понять ее содержание и подготовиться к ее применению. Это же правило в полной мере относится и к введению самого Налогового кодекса в действие. Должно пройти несколько месяцев со дня его принятия до введения в действие, а для некоторых глав и статей предполагается и более длительный промежуток времени.

Предусматривается обязанность ежеквартального официального опубликования сведений о поступлении средств от федеральных, региональных и местных налогов и сборов

Устанавливаются принципы налогообложения и сборов, в том числе запрещающие дискриминацию налогоплательщиков по каким-либо основаниям. В целях обеспечения ясности и необходимого понимания изложенных норм и положений в проекте Налогового кодекса введены и используются собственные институты, термины и понятия, не подменяющие термины и понятия, используемые в других отраслях законодательства, а позволяющие наиболее точно изложить специфику и экономическое содержание регулируемых Налоговым кодексом отношений, возникающих в процессе налогообложения.

В проекте обшей части Налогового кодекса раскрываются такие основополагающие понятия как налог, объекты налогообложения. налогоплательщики и налоговые агенты, налоговое обязательство Вводится институт представителей (законных или уполномоченных) налогоплательщика, которые могут взаимодействовать с налоговыми органами от имени или по поручению налогоплательщика

Вводится институт налоговой тайны и устанавливается ответственность налоговых органов за несоблюдение конфиденциальной информации о налогоплательщиках.

В проекте обшей части Налогового кодекса предусмотрена возможность консолидации при определенных условиях российских предприятий. Для этой цели в составе одной консолидированной группы налогоплательщиков могут объединиться материнская и ее дочернии компании. Предприятия, принявшие решение о создании такой группы, должны пройти регистрацию в соответствующем налоговом органе, после чего эта группа налогоплательщиков при налогообложении (первоначально только по налогу на прибыль) будет рассматриваться в качестве единого налогоплательщика, составляющего консолидированный баланс и уплачивающего консолидированно налог. Все операции внутри группы будут рассматриваться как внутризаводской оборот предприятия и выводиться из-под налогообложения. Убытки одного предприятия могут погашаться за счет прибыли другого предприятия, участника этой группы. Не будут подпадать под налогообложение централизованное приобретение оборудования и передача его, а также передача финансовых ресурсов в рамках такой группы. На первом этапе консолидация будет разрешаться в пределах юридического лица и в случаях, когда доля участия материнского предприятия в дочерних составляет 100 процентов. В дальнейшем - по мере накопления опыта - доля материнского предприятия может быть снижена до 80 процентов. В целях предотвращения злоупотреблений не допускается “смешанная” консолидация промышленных предприятий, банков, страховых организаций и других финансовых институтов.

Образование консолидированной группы налогоплательщиков допускается по установленным Налоговым кодексом основаниям и правилам.

Предусматриваются положения, в соответствии с которыми консолидированная группа налогоплательщиков ликвидируется. При этом все входившие в состав такой группы предприятия (банки или страховые организации) возвращаются в первоначальное состояние самостоятельных налогоплательщиков тех налогов, в отношении которых эта группа выступала в качестве единого налогоплательщика. Налоговое обязательство этой группы и каждого участника такой группы корректируется. Участники консолидированной группы налогоплательщиков несут солидарную ответственность по исполнению налоговых обязательств этой группы в части налогов, в отношении которых такая группа выступала в качестве единого налогоплательщика.

Определяются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений. Устанавливается обязанность налоговых органов проводить информационную работу с налогоплательщиками.

Устанавливаются четкие механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит. инвестиционный налоговый кредит). Вводится платность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока исполнения налогового обязательства по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из бюджета или неоплатой государственного заказа.

Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Важным является вопрос о возникновении и исполнении налогового обязательства, порядке уплаты налога (сбора) Соответствующим правилам и механизмам в проекте Налогового кодекса уделено большое внимание. Устанавливается, в частности, что днем уплаты налога признается день выставления налогоплательщиком банку поручения о перечислении в бюджет причитающихся сумм налога при наличии на счете налогоплательщика средств, достаточных для исполнения указанного поручения. Отдельно оговариваются особенности уплаты налога в случаях отзыва налогоплательщиком своего поручения или возврата этого поручения банком, при отсутствия на счете налогоплательщика средств, достаточных для исполнения поручения, а также при уплате налога наличными денежными средствами либо при проведении зачета излишне уплаченного (излишне взысканного) налога в счет предстоящих платежей по этому же или другому налогу.

Предусматривается положение, в соответствии с которым, если налогоплательщик заявил в налоговый орган о занижении уплаченной им суммы налога, внес необходимые изменения в налоговую декларацию и уплатил недостающую сумму налога и пени до момента, когда он узнал о выездной налоговой проверке, то подача первоначальной налоговой декларации не может рассматриваться как попытка уклониться от налогообложения или совершить иное налоговое нарушение и не подлежит наказанию.

За несвоевременную уплату налогов предлагается соотнести размер пеней со ставкой рефинансирования Банка России.

Особую актуальность в целях обеспечения создания эффективной налоговой системы приобретает введение системы налогового учета, основанной на возможности определения момента получения доходов (осуществления расходов) по “методу начислений” или “кассовому методу”.

Особое место в проекте общей части Налогового кодекса отведено порядку определения или признания при налогообложении рыночной цены (подробно описываются обстоятельства, учитываемые при этом) и доходов налогоплательщика.

Одним из наиболее сложных вопросов является учет налогоплательщиков в налоговых органах. Проект Кодекса в целом ориентирован на то, чтобы сделать экономически более выгодным для налогоплательщиков постановку на учет, чем ведение теневой деятельности.

Предлагается новый подход к определению налогового правонарушения и порядку привлечения виновного лица к ответственности. Налоговые нарушения квалифицируются в зависимости от содержания нарушения и ущерба, причиненного неуплатой налога. При этом предусмотрена дифференциация норм ответственности налогоплательщика, совершившего противоправное деяние в зависимости от четко определенных составов налоговых нарушений, а также в зависимости от умысла или небрежности совершения противоправного деяния.

Меры пресечения нарушений дифференцируются в зависимости от условий их совершения. Предложен порядок, допускающий установление конкретных санкций с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Предусматривается процедура производства и рассмотрения дела о налоговом нарушении, а также процедура обжалования действия или бездействия налоговых органов или их должностных лиц.

В соответствии с предложением ДНП России и решением Президента Российской Федерации в проекте уточнены положения в части предоставления федеральным органам налоговой полиции права осуществлять производство дознания и предварительного следствия по налоговым преступлениям в пределах предоставленной им компетенции и в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.

Принимая во внимание, что при построении справедливой налоговой системы в Российской Федерации должны быть гарантированы и защищены законность и правопорядок, в целях оперативного рассмотрения спорных вопросов, возникающих в процессе налогообложения, и принятия компетентных решений по ним, а также в целях обеспечения рассмотрения указанных вопросов относительно юридических и физических лиц в одной структуре, в концепции Налогового кодекса было предусмотрено введение института налоговых судов. Предполагалось формирование самостоятельной структуры налоговых судов по мере изыскания необходимых для этого источников. В представляемом проекте общей части Налогового кодекса из-за отсутствия в настоящее время финансовых ресурсов для формирования налоговых судов включены налоговые коллегии, подведомственные арбитражным судам.

Налоговый кодекс Российской Федерации в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается прежде всего обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, с точки зрения терминов и понятий, установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов.

Допускается существование подзаконных актов, но издаваться они должны уполномоченными органами в соответствии с предоставленными им законодательными (представительными) органами власти или органами местного самоуправления полномочиями Подзаконные акты будут призваны обеспечивать на основании Налогового кодекса Российской Федерации конкретизированное нормативное регулирование вопросов, отнесенных к ведению уполномоченных органов При этом установлено, что нормативные акты, изданные в противоречие с положениями Налогового кодекса, не подлежат применению. Признание нормативного акта налогового органа, противоречащим Налоговому кодексу, должно осуществляться вышестоящим налоговым органом, налоговым органом, принявшим этот акт либо в судебном порядке Признание иных нормативных актов недействительными должно осуществляться в судебном порядке.

 

Вывод:

Анализ установленных Налоговым кодексом прав налоговых органов позволяет сделать вывод, что перечень данных прав по сравнению с нормами, закрепленными в Законе РФ "О Госналогслужбе в РСФСР" и Положении о Госналогслужбе в РФ значительно расширен. Наряду с правами, которыми обладают налоговые органы в настоящий момент, Налоговый кодекс вводит ряд новых прав, которыми будут обладать налоговые органы с 1 января 1999 года при выполнении возложенных на них задач.

К числу таких прав относятся:

1. Право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов.

Таким образом налоговым органам предоставляется право не только получать от налогоплательщиков необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, как это предусмотрено действующим законодательством, но и вызывать их или иных обязанных лиц для дачи пояснений непосредственно в налоговые органы.

2. Право проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества при налоговой проверке.

Из этого следует, что налоговые органы при налоговой проверке будут вправе осуществлять проверку фактического наличия имущества у налогоплательщика и сравнивать полученный при проверке результат с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке будет утверждаться совместно Минфином РФ и Госналогслужбой РФ. В настоящее время проверка фактического наличия имущества у налогоплательщика осуществляется на основании предоставляемых налогоплательщиком документов (балансов, инвентаризационных описей, актов инвентаризации и т.д.).

3. Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно ст.72 НК РФ арест имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок и условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются Главой 11 НК. На данный момент налоговые органы таким правом не обладают, указанные полномочия предоставлены федеральным органам налоговой полиции (ст.11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции").

4. Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения.

Следует заметить, что органы Госналогслужбы до ноября 1997 г. имели право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Данные отсрочки и рассрочки предоставлялись в тех случаях, когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Данное право предоставлялось органам Госналогслужбы в рамках Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Однако Указом Президента РФ от 19.11.97 N 1233 Указ N 2270 был признан утратившим силу, и соответственно органы Госналогслужбы были лишены права на предоставление отсрочек и рассрочек.

5. Право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

Налоговый кодекс определяет, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной с момента предъявления им в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (ст.45 НК). Таким образом указанное право предоставляется налоговым органам для установления факта исполнения налогоплательщиком его главной обязанности - уплате налогов.

Важно отметить, что в настоящий время получение от банка налоговыми органами документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществляется только с согласия банка (п.3 ст.7 Закона N 943-1). С введением в действие НК банки будут обязаны предоставлять соответствующие документы налоговым органам. Кроме того, не предоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, согласно ст.126 НК, будет являться налоговым правонарушением за совершение которого НК предусмотрена ответственность.

6. Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

7. Право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Данные права будут способствовать реализации функции налоговых органов по организации и проведению налогового контроля.

8. Право заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Осуществляя налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков налоговыми органами могут быть выявлены нарушения лицензионных требований и условий со стороны лиц, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии. В связи с этим, налоговым органам предоставляется право заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулировании или о приостановлении действий выданных лицензий. Приостановление действия и аннулирование лицензии производится по основаниям предусмотренным ст.13 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

9. Право предъявлять иски о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.

По общему правилу односторонний отказ от исполнения договора не допускается (ст.450 ГК) если это не установлено законом или соглашением сторон, поэтому для досрочного расторжения договоров о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите налоговые органы должны предъявлять в суды иски об их расторжении.

Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов, установленный ст.31 НК РФ не является закрытым. В соответствии с п.2 ст.31 НК РФ налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Налоговый кодекс впервые четко определяет круг обязанностей налоговых органов перечень которых указан в ст.32 НК. Заметим, что ранее не было единого документа, в котором бы конкретно определялись обязанности налоговых органов. На практике большинство обязанностей, приведенных в данной статье осуществляются налоговыми органами и в настоящее время. На мой взгляд следует обратить особое внимание налогоплательщиков на принципиально новые обязанности, приведенные в ст.32 НК.

Согласно п.4) данной статьи налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В настоящее время такой обязанности налоговых органов законодательством РФ не предусмотрено. Однако следует отметить, что Госналогслужбой РФ было принято решение о создании при каждой налоговой инспекции консультационного пункта, в котором на бесплатной основе оказываются консультационные услуги гражданам - плательщикам подоходного налога. Из этого следует, что налоговые органы самостоятельно возложили на себя обязанность по оказанию консультационных услуг в отношении плательщиков подоходного налога. С введением в действие Налогового кодекса подобного рода обязанность возникнет у налоговых органов уже в отношении всех налогоплательщиков. Данная обязанность налоговых органов корреспондирует с правом налогоплательщика получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: