Правовой статус Государственной налоговой службы




 

Государственная налоговая служба РФ является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

Правовой статус Госналогслужбы определяется Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом РСФС от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, Законом РСФСР от 21 марта 1991 года “О государственной налоговой службе РСФСР”, Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря, 1991 года № 340[20] Госналогслужба организована на следующих принципах::

1 Принцип единства

Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. Госналогслужба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

В соответствии с подпунктом “н” пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб (ст. 71 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

2. Принцип независимости

Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы “сдержек и противовесов”: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

3. Принцип централизации

Госналогслужба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года “О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы” эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.

Система Госналогслужбы России условно делится на три уровня:

– Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной государственной власти (Государственная налоговая служба Российской Федерации). Она возглавляется руководителем в ранге Министра Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации. Руководитель Госналогслужбы России формирует совещательный орган - коллегию.

– Региональный - Госналогинспекции по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованиям, городам: Москве и Санкт-Петербургу (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Начальники этих инспекций назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

– Местный - Госналогинспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Начальники этих инспекций назначаются начальниками вышестоящих налоговых органов.

Различным звеньям Госналогслужбы России свойственны различные функции. Между тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех звеньев Госналогслужбы (общие функции налоговых органов).

Госналогслужба РФ:

1) обеспечивает учет налогоплательщиков;

2} обеспечивает контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

3) осуществляет исчисление окладных налогов;

4) ведет оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;

5) применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;

6) осуществляет контроль выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;

7) применяет восстановительные меры для предотвращения или ликвидаций убытков, нанесенных бюджету или налогоплательщику;

8) применяет меры ответственности к нарушителям налогового законодательства;

9) осуществляет учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов;

10) выступает агентом валютного контроля;

11) выступает исполнительным органом по применению мер взыскания, наложенных рядом государственных инспекций и других контрольных органов.

Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями:

– организует, координирует и контролирует работу Госналогинспекции;

– осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;

– разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательству

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;

– участвует в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено Госналогслуж6ы выполняет функции, присущие нижнему звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.

Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами. Права государственного органа - это права различных должностных лиц этого органа. Не каждое должностное лицо обладает всем набором прав, предоставленных государственному органу.

Для правильного понимания специальных прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов необходимо учитывать следующее:

1) к должностным лицам не применим принцип “разрешено все, что не запрещено законом”. Наоборот, к ним поменяется разрешительный порядок: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешаю ему законом, т. е. действует только в рамках установленной ему компетенции;

2) служебные права должностных лиц налоговых органов, одновременно являются их обязанностями, и наоборот;

3) границы для реализации прав должностных лиц налоговых инспекций очерчены задачами функциями государственных налоговых инспекций. Любые права налоговых инспекторов - проводить проверки, изымать документы, предъявлять иски и т. п. - реализуются только в пределах выполнения задачи налогового органа: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Для реализации задач, возложенных на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций.

1.Полномочия по учету налогоплательщиков.

2. Полномочия по контролю за соблюдением налогового законодательства.

3. Полномочия налоговых органов по исчислению окладных налогов.

4. Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей.

5. Полномочия по применению мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства.

6. Полномочия по применению восстановительных мер для предотвращения или ликвидации убытков, нанесенных налогоплательщику или бюджету.

7. Полномочия по применению мер ответственности.

8. Полномочия по контролю за выполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства о наличном денежном обращении.

9. Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.

10. Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных иными государственными и контрольными органами, исполнению судебных актов.

11. Полномочия по изданию инструктивных и методических указаний по применению законодательства о налогах.

Госналогслужба России является исполнительным государственным органом. Следовательно, на нее распространяются нормы Закона РФ “Об основах государственной службы в Российской Федерации” и других нормативных актов о государственной службе. В соответствии с ними

государственных служащих по их полномочиям принято делить на должностных лиц, оперативный состав и вспомогательный персонал.

Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами.

Инспекторы осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками - от приема налоговых расчетов до проведения документальных проверок. В настоящее время в ряде инспекций практикуется разделение функций (с учетом зарубежного опыта): ряд инспекторов осуществляет только ревизорскую работу, другие- те функции, которые не связаны с выходом на предприятия (прием и камеральная проверка деклараций, расчет окладных налогов и др.). Существуют предложения узаконить такую практику, выделить отдельную категорию должностных лиц налоговых органов - ревизоров.

Реализация ряда специфических прав (наложение взысканий, приостановление операций по счетам в банке и др.) связана с должностями начальника или заместителя начальника налогового органа.

К оперативному составу относятся специалисты, имеющие право совершать служебные юридически властные акты. В налоговых инспекциях это работники бухгалтерии, юрисконсульты и т.д.

Лица вспомогательного состава обеспечивают служебную деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: