Регионы: теория и практика




 

В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 340, главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов (районов в городах) в пределах их компетенции.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и местных налогов определены Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. На определенных этапах развития государства они регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми ими в соответствии с их полномочиями по совершенствованию налогового законодательства, укреплению платежной дисциплины.

В настоящее время в регионах России сложилась определенная система региональных и местных налогов и сборов, которые оказывают существенное влияние на формирование доходной части региональных и местных бюджетов.

Практически повсеместно введен региональный сбор на нужды образовательных учреждений, в большинстве административно-территориальных образований (городах и районах) введены и действуют по 6-7 местных налогов и сборов, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

Поступления от региональных и местных налогов и сборов, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления составили в I полугодии 1998 года 14,5 млрд. рублей, что составляет 5,4 процента от всех налоговых поступлений и 10,3 процента от поступлений в бюджеты территорий или возросли против соответствующего периода 1997 года на 27 процентов.

В республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Карелия, Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Псковской, Саратовской, Сахалинской областях, г.Москве поступления от этих налогов и сборов составили от 12 до 30 процентов от поступлений в бюджеты территорий.

Анализ структуры поступлений от указанных платежей свидетельствует, что основную долю в них составляют поступления от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 9823,7 млн. руб. или 70 процентов; значительны поступления от сбора на нужды образовательных учреждений 1451,3 млн. рублей или 10 процентов; все более существенную роль занимают в структуре местных налогов и сборов поступления от сборов, связанных с осуществлением торговой деятельности, что свидетельствует об ужесточении контроля за доходами в этой сфере, в частности за торговлей винно-водочными изделиями.

В последнее время работа с региональными и местными налогами и сборами проводится налоговыми органами в тесном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, финансовыми и правоохранительными органами. Это прежде всего отражается в подготовке проектов нормативных актов по введению, порядку исчисления и уплаты этих налогов, выявлению налогоплательщиков, укрывающихся от их уплаты, полноте отражения получаемых доходов от предпринимательской деятельности.

В целях координации этой работы при органах законодательной и исполнительной власти созданы постоянные рабочие группы по налоговой политике, в состав которых включены налоговые работники.

Во многих регионах приняты специальные законы, определяющие основные принципы регионального и местного налогообложения.

Получает развитие взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами, налоговой полицией, торговыми инспекциями, санэпидемнадзора по контролю за выполнением решений местных органов власти по местным налогам, проведению повсеместных рейдов, проверок.

Проводимая работа дает положительные результаты - нормативные акты в большинстве случаев приведены в соответствие с действующим законодательством, отменены некоторые малоэффективные налоги и сборы. Проведена значительная работа по отмене дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодательством.

Вместе с тем, работа по контролю за региональными и местными налогами и сборами, вводимыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, требует дальнейшего усиления и совершенствования. Это определяется следующими обстоятельствами.

Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 “О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации” органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было предоставлено право вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Используя предоставленное право указанные органы власти 70 регионов вводили в 1995-1996 годах дополнительные налоги и сборы. Перечень дополнительных налогов составил более 100. Однако как показала практика целесообразность введения многих налогов себя не оправдала, они значительно усложняют налоговую систему, снижают эффективность контроля за их полнотой и своевременностью уплаты. Более того, многие дополнительные налоги вводились с нарушением действующего законодательства России, приводят к двойному налогообложению, ущемляют интересы налогоплательщиков.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1214 “О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 “О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году” в целях улучшения финансового состояния предприятий, облегчения налогового бремени и упорядочения установления и взимания региональных и местных налогов и сборов пункт 7 признан с 1 января 1997 года утратившим силу.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Указом обязывались отменить свои решения о введении дополнительных налогов, не основанные на Законе Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, и предложено органам местного самоуправления принять аналогичные решения в отношении местных налогов.

По запросу Конституционного Суда Республики Коми, администрации Иркутской области, Алтайского краевого Законодательного Собрания, Законодательного Собрания Владимирской и Волгоградской областной Думы, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил конституционность положения абзаца второго пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в соответствии с которым органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации и учитывая Постановление Конституционного Суда, Госналогслужба России поручила налоговым органам совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принять меры по отмене дополнительных налогов и сборов и приведении принятых решений и нормативных актов по таким налогам в соответствие с действующим налоговым законодательством.

Налоговыми инспекциями были направлены соответствующим органам власти предложения об отмене введенных налогов и сборов, а в необходимых случаях предложения в органы Прокуратуры. В большинстве регионов России эти вопросы рассмотрены на заседаниях представительных органов власти и приняты решения об отмене введенных дополнительных налогов и сборов. По сообщениям государственных налоговых инспекций органы законодательной и исполнительной власти на местах с пониманием отнеслись к исполнению требований Указа Президента Российской Федерации и приняли решения об отмене непредусмотренных законодательством налогов и сборов.

Однако следует отметить, что в отдельных регионах органы власти ссылаясь на права, предоставленные им Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также рекомендательный характер второй части пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1214, считают возможным не отменять данные налоги и сборы. Такие факты имеют место в Московской, Новосибирской, Оренбургской областях, республиках Карелия, Мордовия, Хабаровском крае.

Так, Законодательное собрание Республики Карелия не согласилось с предложением госналогинспекции о несоответствии решения “О налоге с продаж на винно-водочные изделия” действующему налоговому законодательству и с учетом того, что данный доходный источник заложен в бюджете Республики Карелия на 1997 год, указанный дополнительный налог не отменен.

Не отменены некоторые дополнительные местные налоги на территории Московской области, хотя налоговые органы области внесли предложения местным органам власти и органам прокуратуры об их отмене. Так, прокуратура г.Можайска отказала в опротестовании таких решений. Налоговая инспекция по Московской области проинформировала об этом прокуратуру области.

На предложение Госналогинспекции по Омской области об отмене дополнительных налогов и сборов глава администрации г. Омска дал отрицательный ответ со ссылкой на то, что органы местного самоуправления самостоятельны в установлении дополнительных налогов и сборов. Госналогинспекция по Омской области направила письмо в Прокуратуру г. Омска, в котором отметила незаконность действий органов местного самоуправления г. Омска.

Не отменены дополнительные налоги в г. Оренбурге, введенные Оренбургской городской Думой со ссылкой на статью 132 Конституции Российской Федерации и на указанный выше Закон о местном самоуправлении. Причем эти действия местных органов власти поддержала Прокуратура г. Оренбурга.

Продолжают действовать дополнительные налоги и сборы и в ряде других регионов России. В частности, в Белгородской, Ленинградской, Новосибирской областях, республиках Адыгея, Тува, г. Москве.

Всего по сообщениям Государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации в 24 регионах продолжают действовать отдельные региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством.

Более того, в ряде регионов и в текущем году продолжается практика введения налогов, не предусмотренных законодательством. Так, администрацией Курской области в июне текущего года в нарушение законодательства России введен на территории области продовольственный налог, в г. Нерюнгри Республики Саха с февраля этого года введен сбор на нужды пассажиров в городском транспорте; в г. Чита введен сбор с авиапассажиров, пользующихся услугами аэропорта.

Учитывая сложившееся положение, Госналогслужба России направила информацию о неудовлетворительном выполнении Указа Президента России N 1214 в Главное контрольное управление Администрации Президента России, Правительство России, Генеральному Прокурору России, Совет по местному самоуправлению России. Правительством России дано указание органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не отменивших налоги, не предусмотренные законодательством, принять меры по выполнению вышеназванного Указа (письмо от 15.07.97 N КХ-П13-22492); Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, эта информация направлена прокурорам соответствующих субъектов Российской Федерации для проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

Государственным налоговым инспекциям тех регионов, где законодательные и нормативные акты не приведены в соответствие с действующим законодательством России следует направить органам исполнительной власти и органам прокуратуры необходимую информацию об этих нарушениях, принять исчерпывающие меры по реализации Указа Президента Российской Федерации N 1214 об отмене непредусмотренных законодательством налогов и сборов и реализации поручений Правительства России по данному вопросу.

При принятии соответствующими органами власти решений об отмене таких налогов и сборов своевременно и в соответствии с законодательством производить расчеты с налогоплательщиками, проводить разъяснительную работу по этим платежам. Усиление работы с региональными и местными налогами диктуется и обстоятельствам, связанным и с подготовкой проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Проектом предусматривается значительное сокращение перечня налогов и сборов, вводимых региональными и местными органами власти, намечены изменения принципиальных подходов к их введению, порядку исчисления и уплаты. Предусматривается подготовка нормативных актов по их исчислению и уплате налоговыми органами по согласованию с соответствующими финансовыми органами. При этом следует учитывать, что возникающие споры между плательщиками налогов и налоговыми органами возникают из-за низкого качества нормативных актов, принимаемых местными органами власти.

Госналогслужба России обращает внимание налоговых органов на активное участие с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в подготовке проекта Налогового кодекса России, внесении в установленном порядке предложений по совершенствованию принципов регионального и местного налогообложения, порядку введения, исчисления и их уплаты. Налоговые органы совместно с финансовыми органами должны принимать активное участие в решении задач, направленных на создание финансово-экономической основы местного самоуправления, составной частью которой является закрепление на постоянной основе доходных источников местных бюджетов, и прежде всего за счет местных налогов и сборов, а также отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Госналогслужба России считает необходимым усилить взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, правоохранительными и другими контролирующими органами, поскольку на этой основе определяется порядок взаимоотношений федерального бюджета с региональными и местными бюджетами, организация учета налогоплательщиков, полнотой учета доходов от предпринимательской деятельности.

Следует осуществить дополнительные конкретные меры по усилению и совершенствованию взаимодействия указанных органов по полному и своевременному выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, активизацию проведения совместных мероприятий по проверке, рассмотрение выявленных нарушений на совместных заседаниях коллегий, обеспечению полноты взыскания причитающихся к уплате сумм региональных и местных налогов и сборов. При работе по контролю за региональными и местными налогами следует иметь в виду, что в случаях введения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодательством, налоговые органы вносят предложения соответствующим органам власти о приведении принятых законодательных и нормативных актов в соответствии с действующим законодательством России и информирует об этом органы прокуратуры Российской Федерации. При этом финансовые санкции к налогоплательщикам, уклоняющимся от этих платежей, налоговыми органами не применяются. Госналогслужба России считает необходимым систематически обобщать работу с региональными и местными налогами и сборами, проводить анализ их роли в формировании местных бюджетов, информировать о выявленных нарушениях по этим вопросам законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации по итогам работы за 1999 год представить в Госналогслужбу России к 25 января 2000 года информацию о проделанной работе по контролю за этими платежами.

Становление введенной с 1992 года принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами.

Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и его крайним несовершенством, выражающимся, в частности в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Изменения требуют и чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.

Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и различных экономических режимах, а также учитывая определенную адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, предполагается не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидация перекосов внутри налоговой системы, и в итоге - на основе формирования единой налоговой правовой базы и установления в России единого налогового правового порядка - создание рациональной и справедливой налоговой системы, обеспечение ее стабильности и предсказуемости.

Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач: построение стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства; развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени; формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование налогового администрирования.

 

Вывод:

 

Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие проблемные вопросы Государственной налоговой службы на период до 2005 г.:

1. Внедрение в жизнь и деятельность Государственной налоговой службы НАЛОГОВОГО КОДЕКСА и новой редакции закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

2. Создание эффективной системы начисления и сбора налогов, учета налогоплательщиков, контрольной работы и борьбы с нарушениями налоговой дисциплины: снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов и отчислений в отраслевые внебюджетные фонды; расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот и расширения круга плательщиков налогов; перемещение основной тяжести налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц; расширение комплекса мер, связанных с повышением собираемости налогов и улучшении контроля за соблюдением налогового законодательства.

3. Внедрение новой организационно-функциональной структуры на районном и региональном уровне.

4. Разработка и внедрение типовых технологий и процедур для реализации функций налоговых органов.

5. Создание современной системы электронной обработки данных, обеспечивающей функции учета, контроля и анализа данных по основным видам налогов.

6. Применение новых форм и методов информационно-аналитической работы и научного прогнозирования для повышения эффективности налогового законодательства.

7. Разработка и применение методологии документальных проверок и отбора налогоплательщиков для их проведения.

8. Внедрение типовых машиноориентированных документов в практику налоговых органов.

9. Обеспечение информационного взаимодействия налоговых органов районного и регионального звеньев с заинтересованными министерствами и ведомствами.

10. Применение международных и государственных стандартов в информатизации налоговых органов.

11. Внедрение в механизм начисления и взимания налогов системы "Самоначисления" (самостоятельность - контроль).

12. Формирование и организация работы по "доброжелательной" системе взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (информирование, обучение, пропаганда).

13. Оптимизация документооборота в налоговых органах.

14. Создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов на базе Налоговой Академии Госналогслужбы России и других учебных заведений.

 

Заключение

Переход к рыночным отношениям потребовал ради­кальных перемен в налоговом законодательстве и создания такой модели налоговой службы, которая могла бы реально контролировать правильность исчис­ления, полноту и своевременность внесения в государст­венный бюджет налогов и других обязательных платежей. Такая служба, создана. Принципами ее организации стали единство, независимость от мест­ных органов власти и строгая централизация. Правовой основой деятельности Госналогслужбы Российской Феде­рации на местах являются Конституция РФ и конституции республик, уставы субъектов федерации, федеральные законы, нормативно-правовые акты высших органов представительной власти, указы и распоряже­ния Президента России, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, другие подзакон­ные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговых органов. Весь нормативно-правовой материал, составляющий правовую основу деятельности Госналогслужбы РФ, включает два блока.

Первый охватывает законы и подзаконные акты, определяющие порядок формирования и задачи налоговых органов; их систему и структуру, компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы налогообложения и т. д. Именно в этот блок следует включать Законы Российской Федерации “Об основах налоговой системы” и “О Государственной налоговой службе РСФСР”, а также Указ Президента РФ “О Государственной налоговой службе”, в которых определяются права и облачности сотрудника Госналогслужбы, другие элемен­ты его специального правового статуса. Второй блок состоит из законов по конкретным видам. налогов с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушения. Система налоговых органов строится применительно к административно- и национально-территориальному делению и состоит из трех звеньев. Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат Госналогслужбы РФ, далее идут госналогинспекции субъектов Федерации и, наконец, государственные налоговые инспекции районов и городов без районного деления. Структурная схема каждой налоговой инспек­ции определяется характеристикой места дислокации и объемом работы. Компетенция каждого звена системы налоговых органов определена, главным образом, в Положении о Государственной налоговой службе Россий­ской Федерации, а также в ведомственном норматив­но-правовом материале.

Тема данной дипломной работы особенно актуальна в настоящий момент. Сейчас сложилась критическая ситуация в России в сфере налогообложения и для скорейшего ее преодоления необходима правовая база, которая позволит выровнять взаимоотношения между властными органами, налоговыми и налогоплательщиками. Только с помощью неё можно построить действительно правовое государство, которое бы по настоящему заботилось о своих гражданах и гарантировало бы нам наши права. Страна находится на грани разрухи где практически ничего не работает - ни банковская, ни налоговая системы, где человек не значит ровным счетом ничего, где во всю развивается теневая экономика. Люди должны сами поверить в силу своего государство, в его мощь, силу слова и т. д. И в этом им должна помочь разумная правовое регулирование. Почему в нашей экономике практически отсутствуют инвестиции? Ответ на этот вопрос видится в понижении налогового бремя на отечественного производителя, путем выработки эффективной концепции взимания налогов.

Эффективность решения проблем зависит во многом от органов государственной налоговой службы которые должны заниматься своим делом, а государство должно материально помогать ему в этом. Важным вопросом является вопрос о сборе налогов. Почему не платят налоги? Да потому что если их платить то предприятие будет работать себе в убыток. Отсюда и вытекают всевозможные ухищьрения для уклонения от уплаты налогов. Необходимо разумное законодательство по поводу сбора налогов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: