ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
Горобченко С.Л.
Многие курс, проводимые в дистанционном обучении оставляют слушателей один на один с достаточно сложным учебным материалом. Часто, не имея методической подготовки по тому, как надо организовывать свое чтение, слушатели теряются. Кстати, до сих пор считается, что лекционно-урочная форма должна быть преобладающей, хотя в дистанционном обучении, особенно в формате, практически индивидуализированного профессионального дополнительного обучения, она практически не применяется.
Как же снять те тревоги, неудобства, трудности, которые возникают у слушателей при чтении, самостоятельной работе по освоению материала. Наш ответ - учитесь читать и понимать тексты. Как это сделать рассказывают некоторые материалы ниже.
I. ТЕКСТ. ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
Текст
Дадим некоторое определение природы текста. «Текст – произведение, обладающее завершённостью, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической, семантической связи, и имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку». (адаптировано по Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981, с.18).
Текст имеет многомерную структуру, примерно соответствующую схеме:
Категории содержания Категории формы
Тема Материал Композиция Язык
Идея Общая тематика Приём
Любой текст имеет определённую логическую (смысловую) структуру. В одних предложениях текста основная мысль обозначается, а в других предложениях она раскрывается, объясняется.
|
Между предложениями в тексте существуют определенные связки. Это вопрос, чаще всего скрытый, не выраженный словами, но который вытекает из изложения материала и требует ответа через пояснение, уточнение, дополнение.
Скрытый вопрос может быть расчленён на два вопроса. Первый возникает после знакомства с определениями текста и требует выяснения сути, объяснений, аргументации и пр. Второй вопрос встаёт в результате восприятия содержания текста и требует осознания его цельности.
Понимание текста
В процессе усвоения текста (восприятия, понимания, запоминания, воспроизведения) нельзя ограничиваться простым пространственным членением или разбивкой на части, ключевые слова, фразы или мысли из нескольких фраз. Необходимо учитывать, что текст имеет по большей части не линейное, а иерархическое строение. Трудность состоит в воссоздании этого строения из линейного, дискурсивного движения по тексту. Мы не можем увидеть это строение сразу, нам приходится читать слово за словом.
План текста, составляемый для лучшего его запоминания или усвоения, также не отражает подлинной и полной смысловой структуры текста, поскольку в нём под единой нумерацией располагаются мысли различной степени общности, соподчинённые и подчинённые.
Для понимания текста нужно не просто выделить в нём смысловые части, но и разрешить смысловые трудности – проблемные ситуации. Проблемная текстовая ситуация (наряду с вопросом и задачей) является одним из источников мышления. В процессе работы над материалом нужно проблематизировать текст.
|
Выделяются несколько видов проблемных ситуаций при работе с текстом:
· проблемная ситуация новизны текста;
· проблемная ситуация противоречивости текста;
· проблемная ситуация неполноты текста.
Разрешение проблемных ситуаций ведёт к пониманию текста.
Понимание выступает как познавательный, мыслительный процесс, направленный на раскрытие существенных связей, отношений объектов. Процесс понимания проходит через ряд гипотез. Этот процесс насыщен поиском неизвестного, существенно нового. Понимание включает в себя выделение основных элементов материала, «смысловых вех», и объединение их в единое целое, в единое поле. На понимание очень сильно влияет предыдущий опыт.
Понимание может быть в широком и узком смысле. При работе с учебным материалом, в основном мы говорим об узком понимании текста. В узком значении понимание – это компонент мышления, состоящий в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний и применения специальных приёмов. Основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопроса – поиск ответа.
Постановка вопросов применительно к дистанционному обучению специалистов, в отличие от других категорий (например, студентов), имеет разновидности:
а) тьютор ставит предварительные вопросы, а слушатель ищет на них ответы в процессе чтения;
б) слушатель сам ставит себе вопросы по ходу чтения и пытается найти на них ответы.
Логические приёмы осмысления текста
|
1. Самопостановка вопроса – поиск и нахождение ответа.
2. Постановка вопроса (предположения) – его проверка, нахождение ответа.
3. Предположение или догадка – их проверка.
4. Антиципация (предвосхищение, предугадывание последующего изложения) – её проверка.
5. Реципация. Мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли, осмысление старой мысли с другой стороны.
6. Критический анализ и оценка текста.
В дистанционном обучении важно научиться формировать у себя основной навык или прием осмысления текста:
«постановка вопроса – нахождение ответа»
Это ведёт к возникновению и самостоятельному использованию других, производных от него приёмов осмысления проблемных ситуаций, вытекающих из текста – приёмов постановки вопросов – предположений, предположения, догадки, антиципации, реципации.
Другим способом продуктивного освоения текста является драмогерменевтика. В ней используются понятия герменевтической сферы. Это:
- Понимание
- Блуждание
- Странности
Понимание. Понимание есть не одномоментный и окончательный результат, а протяжённый во времени процесс, которому постоянно сопутствует кажущаяся завершённость. Неправильное понимание следует даже развивать в себе. Оно ставит вопросы.
Блуждание. Когда задача понимания неизвестного заменяется простой задачей, возникающей при манипуляции с неизвестным по известным правилам, то возникает блуждание. У Вас как бы есть правила и неизвестное, которое надо сделать понимаемым, осмысленным благодаря этим правилам.
Странности. Выявление странностей в понимаемом является развитием понимания, его новым этапом. Когда количество обнаруживаемых странностей начинает превышать какую-то «критическую массу», то для читателя наступает их взаиморазрешение новым смыслом. Странности исчезают, уступают место новому пониманию, более углублённому, детальному, обновлённому. "Остранение" текста, постановка вопросов к нему является ярким приемом продуктивного освоения материала.
Подробнее Вы можете узнать из литературы:
Литература
1.Проблемы социологии и психологии чтения. – М., 1975.
2.Ротенберг В., Бондаренко С. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 1989.
3.Доблаев Л. Некоторые приёмы работы с учебником. – Советская педагогика, 1970, №12.
4.Доблаев Л. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1982.
5.Светловская Н. Основы науки о читателе. – М., 1993.
6.Соболева О. О понимании мини-текста. – Вопросы психологии, 1995, №1.
7.Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – С.-П., 2002.
8..Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.,1982
9.Зарубина Н.Д. Текст. – М., 1981
10.Лосева Л.М. Как строится текст. – М.,1980
11.Москальская О.И. Грамматика текста. – М.,1981
12.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М.,1980
13.Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М.,1986
14.Уэллс Г. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1996, №6
15. Мучник Б.С. Человек и текст. – М.,1985
16.Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. –
М., 2000.