В дистанционном обучении особо значимой целью является развитие учебно-информационных умений, опирающихся на механизм понимания текста. Действия, обеспечивающие извлечение информации из текста, интерпретацию ее, в своей совокупности воспроизводят процесс диалогического взаимодействия и способствуют развитию диалогического мышления - специфической познавательной деятельности, протекающей на основе процедур понимания, направленной на познание содержания текста как "разговора" с субъектом, в отличие от монологического мышления, направленного на познание объектов.
Основные приемы и методы герменевтического подхода
1. расширение контекста, за счет рассмотрения текста как авторского, выявление авторской позиции, переход к диалогу с текстовым материалом, как мнением автора. Текст учебника также рассматривается как авторский, что предполагает знакомство с автором учебника как реальным человеком на основе собранных о нем материалов – сколько ему лет, где работает и т.д. Выявляется авторская позиция, точка зрения, обусловленность позиции контекстом, основания позиции.
2. работа с текстом как логико-смысловой схемой, отражающей речемыслительную деятельность автора и являющейся образцом для построения собственных текстов.
Процесс освоения обобщенных способов понимания учебного текста должен сопровождаться составлением логико-смысловых схем текстов, рассмотрением разнообразных смысловых отношений, представленных в текстах. Извлекается информация (о чем и что именно), проводится логико-смысловой анализ текста.
Понимание ведется параллельно с обучением представлению понятого в различных формах вторичных текстах сплошных (конспект, аннотация, реферат, аналитический пересказ) и несплошных (таблицы, схемы, алгоритмы действий, разные типы планов), а также рефлексивных текстах, фиксирующих отношение (согласие/несогласие, принятие/непринятие) слушателя к высказанной позиции.
|
При этом изучаются образцы вторичных и встречных текстов, подобных тем. Внимательное чтение позволяет избегать фактических ошибок в понимании содержания текста: в понимании, о чем идет речь, в определении основной мысли, установлении смысловых отношений между фрагментами текста. И как следствие– улучшается активность освоения текста, исчезает страх непонимания, или неправильного понимания текста.
Герменевтический подход понимания текста опирается на сущностные характеристики текста в понимании психологии и лингвистики. В лингвистике текст – словесные произведения, устные или письменные, характеризуемые единством содержания (относительно законченного) и формы (т.е. речи, организующей и выражающей это содержание). Текст позволяет проявиться системным связям языковых единиц, их выразительному и структурообразующему потенциалу. Текст делим. Анализ, то есть вычленение элементов целого, ранее не разделённого, – необходимое условие понимания. Анализ не может быть механическим: слушатель должен усматривать взаимосвязи между выделяемыми элементами.
Текст должен быть принципиально доступен для понимания. Читатель должен быть способен и готов понять, то есть должен владеть приёмами, механизмами понимания различных текстов. Система таких методов и приёмов разработана в герменевтике и применима в любой сфере человеческой деятельности, где речь идет об интерпретации, истолковании, понимании, коммуникации и рефлексии. Такой сферой является и дистанционное обучение.
|
Можно предложить вариант толкования понимания как процесса и результата, опираясь на выводы американского лингвиста Ирвинга Ли. Значения слова «понимание» непосредственно относятся к пониманию текста, как с формальной, так и содержательной стороны. Примеры реализации такого подхода приведены в табл.
Понимание– процесс | Понимание - результат | Примеры заданий | |
Следование заданному или избранному направлению | Выполнение инструкции, указания, приказа, правила | опираясь на правило, вставьте пропущенные понятия | |
Способность прогнозировать | Предположение о дальнейшем развитии мыслей, событий | -восстановите логико-хронологический порядок в тексте -предположите, как будет развиваться тема, прочитав начало текста | |
Способность дать словесное описание | Оригинальное по форме изложение исходного содержания | сформулируйте правило, опираясь на схему (алгоритм) | |
Согласование программ деятельности | Эффективное осуществление деятельности | -групповая работа | |
Решение проблем | Описание или осуществление последовательности действий, ведущих к решению проблемного вопроса, проблемной ситуации | -составьте план текста -разработайте перечень терминов (глоссарий), необходимых для освещения темы | |
Адекватное реагирование | Соотнесение различных, часто противоречивых, мнений о каком-либо объекте, субъекте | -выберите из иллюстраций наиболее соответствующую тексту -опираясь на текст, оцените, насколько аргументирована оценка того или иного решения | |
Реализованная способность правильно, логично рассуждать | Дифференциация объекта, ситуации от сходных, применение уже имеющихся представлений в новой ситуации | -прочитав текст, определите, о каком событии идет речь; объясните свой ответ; -докажите, что предложенные высказывания относятся к конкретной теме |
|
Показатель осмысленности, «понятности» текста – это готовность отвечать на конкретные вопросы (они могут быть с этим текстом и не связаны), привлекая материалы прочитанного и истолкованного. Можно выделить три варианта текста, предполагающие различные подходы к их пониманию:
1. Тексты, не содержащие ориентиров, которые ограничивают количество вариантов толкования, понимания. Варианты в этом случае не сопоставимы по принципу «верно-неверно» (эталон понимания отсутствует) и количество их бесконечно. Таковыми являются не прочитанные, не дешифрованные тексты.
2. Тексты, все элементы которых представлены в конкретном смысловом наполнении и могут быть поняты обучающимся, владеющим тезаурусом, то есть связным набором сведений. Различные равноценные варианты толкования таких текстов потенциально невозможны: содержание организовано вокруг системы терминов, однозначных и конкретных в своём употреблении. Таковы научные тексты, комментарии к нормативно-правовым актам и другое.
3. Тексты, содержащие ряд направлений, смысловых линий, сложное взаимодействие которых предполагает различные варианты толкования. Такие тексты опираются на систему образов, которые изначально предполагают различное восприятие, истолкование, оценочное отношение. В этом случае варианты сопоставимы, так как сам текст (его содержание и форма) определяет пределы, за которыми понимание становится неверным. Речь идёт, конечно, о художественных текстах. Информативная составляющая текста, его содержательная наполненность в полной мере проявляется, когда реализуется коммуникативная функция текста.
Эффективное понимание всегда опирается на навыки декодирования текста. Декодирование (буквально - расшифровка) — методика проникновения в содержание и смыслы текста, путь от первичного восприятия к пониманию. Выделяются пять вариантов кода (иначе говоря, методов толкования, комментирования, интерпретирования текста):
1. Содержательный, устанавливающий последовательность картин, действий.
2. Семантический, синтезирующий понятия, значимые для понимания текста, формирующий тезаурус.
3. Культурный, обобщающий сведения о основных принципах и аксиомах, позволяющие адекватно понимать мысль автора.
4. Герменевтический, содержащий формулировку вопроса, заданного повествованием, и возможные варианты ответов на этот вопрос.
5. Символический, объединяющий скрытые психологические мотивы, явно в тексте не обозначенные.
Опираясь на материалы, разработанные французским исследователем Р.Бартом, можно предложить приёмы, позволяющие слушателям применять методы декодирования текста в процессе работы с ним. Опыт содержательной расшифровки текста эффективно формируется посредством следующих заданий:
-восстановите логико-хронологическую последовательность материала, событий и пр., которые в тексте могут быть изменены
-выделите в тексте ошибки (не имеют отношения к процессам, явлениям, событиям или сформулированы неверно);
-прочитайте текст, восстановите его, учитывая логичность изложения;
-из предложенных утверждений выберите те, которые соответствуют (не соответствуют) содержанию прочитанного текста;
Работа над расшифровкой может опираться на следующие приемы:
-определите тезаурус предложенной научной статьи;
-предложите тезаурус для статьи на определённую тему;
-опираясь на текст, сформулируйте статью для тезауруса (глоссария);
-определите ключевые понятия текста;
-выделите в тексте предложения, выражающие позицию автора;
-выделите в тексте предложения, комментирующие позицию автора при помощи примеров;
-выделите в "портрете" какого-либо решения детали, позволяющие отнести его к конкретному тематическому плану или иерархии, или историческому времени;
-опираясь на ключевые понятия текста, постройте ассоциативные ряды;
-определите, каким образом проявляется взаимосвязь между формой и содержанием текста.
Приемы восстановления контекста, например, способности воспринимать конкретное техническое решение во взаимосвязи с другими явлениями жизни — научными понятиями и идеями, трендами, рыночными, общественными процессами и событиями:
-выделите слова, придающие тексту черты явлений жизни и исторического времени;
-укажите события, знание которых необходимо для более полного понимания текста;
-охарактеризуйте «фон» важных для появления конкретных тем;
-выделите в "портрете" решения детали, позволяющие отнести его к конкретному историческому периоду.
Приемы для повышения умения выявить вопрос, заданный развитием содержания текста, и найти возможные варианты ответов на этот вопрос:
-сформулируйте вопросы, на которые отвечает текст в целом и его части;
-определите спектр проблем, спектр идей, которые могут быть освещены в тексте, опираясь на его название;
-составьте перечень научных статей, позволяющих оценить восприятие произведения критиками.
Символические, скрытые и даже психологические мотивы, явно в тексте не обозначенные, проясняются посредством следующих Приемов:
-составьте список книг, которые, на ваш взгляд, оказали влияние на взгляды на создание текста;
-создайте психологический портрет автора;
-предположите, с кем мог бы спорить автор.
Когда происходит овладевание отдельными способами декодирования текста, можно попробовать более сложные методы освоения текста, предполагающие самостоятельный выбор метода работы с текстом или их комплексное применение:
-сравните приведенные точки зрения на выбранное техническое решение
- подберите (создайте) иллюстрации к тексту, наиболее полно отражающее идею, отношение автора к решаемому вопросу;
-выделите в предложенном тексте устаревшие или длительно существующие решения, создайте, опираясь на новый тезаурус, свой вариант текста;
-сравните исходный и полученный варианты по информативности;
Выбирая соответствующий особенностям конкретного текста код (чем больше и разнообразнее опыт понимания, тем более точным будет выбор кода или сочетания кодов), обучающийся определяет общий смысл текста, то есть его концепт (идею).
Приведём пример комплексного использования методов декодирования в практике.
Прочтите текст. Составьте его тезисный план, соблюдая правила тезирования. Что автор понимает под конкретными терминами? Какие признаки их упомянуты в тексте? Перечислите элементы, составляющие систему данной последовательности, общности. Объясните, что автор хочет сказать приведенным текстом, в чем его смысл?
Вслед за герменевтическим подходом можно развивать и более сложный и развитый вид работы с информацией – рефлексивный.
Рефлексия текста предполагает размышление о содержании текста и перенос его в сферу личного опыта, понимания. Только в это случае можно говорить о возможности использования обучающимся его содержания в разных ситуациях деятельности и профессионального общения.
Предлагаемые методы и приёмы работы с текстом развивают интерес к чтению, формируют навыки свободного, осознанного анализа текста, способствуют развитию учебно-информационных умений. Систематическое применение данных приёмов позволяет обучающимся освоить учебный материал на повышенном уровне.
Приложение 3.