РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ




 

В сфере развития познавательных умений одно из приоритетных направлений - развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией, с текстом. Для того чтобы методически грамотно строить свою стратегию изучения материала, необходимо осознавать, что те сведения по предмету, которые слушатель получает, служат лишь информацией, т.е. сырьём для будущего знания или умения. Формирование умения трансформировать получаемую информацию в знание – это залог успеха процесса обучения.

 

Умение работать с текстом предполагает:

- ориентироваться в содержании текста;

- находить в тексте требуемую информацию;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать и интерпретировать информацию;

- выделять главную и избыточную информацию;

- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;

- предоставлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно – символической форме;

- откликаться на содержание и форму текста;

- критически относиться к информации и т.д.

 

Используется современная образовательная технология: развитие критического мышления через чтение и письмо, которая способствует формированию и развитию умений работать с информацией и текстом.

 

Технология смыслового чтения направлена на достижение следующих образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- пользоваться различными способами интерпретации и оценки информации;

- выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур;

- задавать вопросы, решать проблемы;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли (устно и письменно);

- аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;

- умение сотрудничать и работать в группе и др.

 

Структура данной технологии стройна и логична, этапы соответствуют стадиям процесса познания человека. Для этого технология развивается на 3 этапа:

1) вызов – пробуждение интереса к полученной информации, актуализация имеющихся знаний и жизненного опыта;

2) осмысление содержания – получение новой информации, соотнесение её с собственными знаниями;

3) рефлексия – осмысление, выражение идей и информации собственными словами.

 

Такое трехчастное строение работы вполне соответствует логике работы с текстом в привычных терминах: предтекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап.

 

Из всего перечня технологических приемов выбираются те, которые кажутся наиболее подходящими для конкретной темы. Технологические приемы (чтение с остановками, создание кластера, разметка текста, «тонкие» и «толстые» вопросы и др.) могут использоваться на каждом из этапов работы.

 

Приведем пример того, как может быть организована работа на этапе вызова. Приступая к изучению темы, предлагается выполнить «инвентаризацию знаний»: заполнить таблицу «Знаю – хочу узнать – узнал». Это позволяет определить, что уже знаете по данной теме, активизировать их деятельность, мотивировать, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить. В конце нужно подвести итог: удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло.

 

На стадии вызова, когда необходимо систематизировать большое количество информации до знакомства с основным источником (текстом), применяется такой приём, как создание кластера («гроздей»). Например, при изучении темы можно предположить, по каким смысловым блокам будет изучаться эта тема. Распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

 

Этот приём (создание кластеров) работает и на этапе осмысления содержания, развивает умение представлять информацию в разных видах. Модель для создания кластера основывается на определении принцип составления понятий первого уровня, понятия второго уровня – вопрос, который можно задать к содержанию.

 

Ещё одним из приёмов данной технологии на этапе осмысления содержания можно назвать маркировку текста значками по ходу чтения – «инсерт». Расшифровка аббревиатуры уточняет понятие: interactive – интерактивная, noting – размечающая, system – система, effective – для эффективного, reading and – чтения и thinking – размышления. По ходу чтения нового материала параграфа в учебнике, текста или фрагмента документа на полях ставятся значки: «v» -уже знал; «+» - новая информация; «-» - думал иначе, есть противоречия с тем, что знал ранее; «?» - не понял, есть вопросы. Маркировка текста позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения, дает возможность классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний.

 

Приём «верные и неверные утверждения» используется следующим образом: Сначала предлагается ряд утверждений по ещё не изученной теме, выбираются те, которые, по мнению слушателей, соответствуют действительности. Затем слушатели обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа) предлагается возвратиться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную информацию.

 

Приём «толстые» и «тонкие» вопросы позволяет совершенствовать умение критически воспринимать информацию. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз технологии: на стадии вызова это вопросы до изучения темы, прочтения текста; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

 

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана – «тонкие»: Кто? (Кто автор текста, теории?) Что? Когда? Как зовут..? Было ли..? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, - «толстые»: Дайте три объяснения, почему..? Объясните, почему..? Почему вы считаете..? В чём различие..? Предположите, что будет, если..? Согласны ли вы..? Верно ли..? На первых порах работы с этим приёмом нужно научиться определять уровень сложности вопроса, относить его к «тонким» или «толстым» вопросам. Например, прочитайте вопросы в учебном пособии. Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?

 

На этапе рефлексии прием синквейн способствует развитию или совершенствованию умений выразить свое отношение к изучаемому, подвести определенный итог. Синквейн – это ритмическое выражение изучаемого материала (Пример: стихотворение), представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Прием полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации, средства оценки словарного запаса и средства творческого самовыражения.

 

Приёмы технологии смыслового чтения помогают работать с информационным текстом, зримо демонстрируя процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, графически представлять результаты работы с текстом, анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями, полученными на стадии вызова, интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: