ОСВОЕНИЕ ТЕКСТА ЧЕРЕЗ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРИЕМОВ




 

Образование есть то, что остается у человека,

когда все выученное им забыто.

Макс Лауэ

 

Цель: Формирование и развитие навыков и умений работы с текстами через применение исследовательских приёмов

Задачи:

Обучающие

- научить:

* работать с информацией различного вида;

* выделять причинно-следственные связи;

*рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

* отвергать ненужную или неверную информацию;

*формулировать общие и частные вопросы;

* выделять ошибки в рассуждениях;

*уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст;

* уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения
и личного мнения;

*подвергать сомнению логическую непоследовательность в устной или пись­менной речи;

Развивающие

*формировать и развивать критическое мышление, предполагающее самостоятельное осмысление знаний и умения использовать их в различных ситуациях;

*развивать логическое мышление, творческое воображение, речевую культуру на основе самостоятельной поисковой, творческой деятельности;

* развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности (развитие информационной грамотности).

 

В основе опыта лежат положения теории развивающего обучения и андрагогики. В соответствии с данной теорией основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей слушателя, на профессиональный познавательный интерес. Именно исследовательские приёмы работы способствуют развитию познавательного интереса к предмету, способности осмысленно оценивать явления, факты, процессы. Так как в основе учебного процесса в рамках развивающего обучения лежит так называемая "учебная задача", то есть задача, вынуждающая искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа, то целесообразно использование приёмов работы с информацией, способствующих формированию навыков обобщать существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других слушателей с этими объектами. Тем самым можно научиться мыслить теоретически.

 

Ниже представлены ведущие положения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», РКМЧП (critical thinking) (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленной на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 

Особенности реализации подходов этой технологии:

- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как слушатель умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между тьютором и обучаемыми;

- объективная оце/нка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

 

Исследовательскими приемами этого подхода являются следующие:

таблица,

кластер,

«Плюс – Минус – Интересно»,

«ИНСЕРТ»,

«Толстые и тонкие вопросы»,

«РАФТ»,

«ПОПС»,

«Ромашка Блума».

Приемы направлены на формирование навыков поиска, освоения и использования информации в учебных ситуациях, конструирование своего знания. Данные приёмы обеспечивают комфортные условия обучения слушателей, помогают выстроить партнёрские отношения между слушателем и тьютором.

 

Изучение осуществляется на основе использования оптимального сочетания исследовательских приёмов работы с информацией, способствующих формированию и развитию навыков самостоятельного получения знаний слушателями. Обычными задачами при изучении разных тем могут быть:

- получение новых знаний,

- развитие умений самостоятельной аналитической работы с текстом: искать, систематизировать, обобщать информацию,

Первая задача является традиционной обучающей задачей, т.к. слушатель должен ознакомиться, запомнить материал в процессе учебной деятельности с применением объяснительно-иллюстративных, репродуктивных методов или приёмов исследовательской деятельности. Вторая задача решаются только через использование исследовательских приёмов.

 

Использование исследовательских приёмов работы с текстами способствует формированию и развитию навыков:

- самостоятельного искать информацию в различных источниках: тексте, параграфа в учебнике, документах, чертежах, энциклопедиях, Интернете;

- систематизировать, классифицировать информацию в различных видах и формах: таблицах, схемах, кластерах, логических цепочках и т.д.;

- создавать тексты различного типа;

-размышлять, подбирая аргументы, доказательства;

- проявлять самостоятельную познавательную активность.

 

Полезно использовать сочетание приемов работы с текстом. Сочетание приёмов объясняется тем, что работ, например, в форме кластера позволяет обменяться знаниями, углубить их, дополнить, проверить свои предположения. Приём «ИНСЕРТ» направлен на формирование навыка отбора, классификации информации, умения вдумчиво, внимательно прочитать текст. Опираясь на имеющиеся знания по теме, слушатели должны составить кластер. При коллективном составлении кластера возникают проблемные вопросы. Для того чтобы разрешить проблему и проверить правильность высказанных предположений, слушатели должны самостоятельно работать с текстом. На данном этапе используется прием «ИНСЕРТ» - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его назначения:

interactive (интерактивная)

noting (размечающая)

system (система)

effective (для эффективного)

reading and (чтения и)

thinking (размышления).

 

Приём «ИНСЕРТ» помогает читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала, его классификации. Этот приём осуществляется в несколько этапов.

1 э т а п. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.

2 э т а п. При чтении текста помечаются соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 э т а п. Систематизация информации, расположение ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

«V» (то, что уже известно) знак «-» (то, что противоречит представлению, неизвестное) знак «+» (то, что является интересным и неожиданным, новым) «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
... ... ... ...

 

4 э т а п. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы в группе. Слушатели делятся информацией, дополняют, уточняют собственные таблицы. Здесь появятся новые термины, факты, вопросы, ответы на которые поможет найти тьютор и члены группы.

 

Итогом работы в режиме приёма «ИНСЕРТ» является обсуждение проблемного вопроса, сформулированного в процессе составления кластера, что позволяет не только правильно ответить на вопрос, но убедиться в том, что высказанные предположения были верны.

Работая с текстом, слушатели учащиеся по ходу чтения самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают факты по теме, которые показывают достоинства, положительную роль; «минус» - недостатки, отрицательную роль; «интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения.

 

Итогом работы с использованием приёма «Плюс-Минус-Интересно» является таблица:

 

Плюс Минус Интересно
- - Что такое...? Как управляется...? Почему...? Какова...?

 

Сочетание приёмов, например, «Плюс-Минус-Интересно» и метода работы с таблицей способствует созданию проблемной ситуации. Например, в таблице видно, что один и тот же факт является как положительным, так и отрицательным. Закономерен вопрос: «Почему один и тот же факт имеет противоположное значение?» Возвращаясь к верным - неверным утверждениям, можно легко исправить свои ошибки и убедиться в правильности ответа.

 

Как показывает опыт, эффективным является сочетание приёмов «Знаю – Хочу узнать - Узнал» («ЗХУ»), «ИНСЕРТ», «Зигзаг (метод Жигсо)». При изучении темы начать целесообразно через приём «ЗХУ». Прием «Зигзаг» позволяет не только изучить значительный по объёму материал за небольшой отрезок времени, но и способствовать развитию навыка работать самостоятельно. Исследуется один из вопросов, или подтема с использованием приема «ИНСЕРТ» (маркировка текста).

После последовательного анализа материала проводится заполнение третьей колонки таблицы «Что узнал». Сочетание приёмов «Зигзаг», «ИНСЕРТ», «ЗХУ» обеспечивает самостоятельный анализ текста, совершенствование суждений, формулирование вопросов и гипотез, определение степени достижения целей учебной деятельности, поиск дополнительного материала.

 

Приложение 4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: