II. МОДЕЛЬ РАБОТЫ ЧИТАТЕЛЯ С ТЕКСТОМ




Процесс понимания текста

В основе технологии работы с учебными пособиями, книгами лежит процесс понимания текста.

 

Рассмотрим процесс, направленный на понимание. Непосредственному началу процесса предшествует возникновение установки на понимание. Установка вытекает из определённых интересов или мотивов, потребностей или эмоциональных состояний. Признаком начавшегося процесса, его пусковой фазой является возникновение у человека вопросов. При этом вопрос выступает как "информация о дефиците информации».

 

Вопрос может быть просто «наведением справки», а может быть проблемным.

 

Возникновение у человека проблемного вопроса создаёт условия, при которых он может сформулировать мыслительную задачу.

 

Основные фазы процесса, направленного на понимание:

- возникновение установки на понимание;

- возникновение вопроса, его словесная формулировка в виде задачи и принятие задачи;

- выдвижение гипотезы или гипотез, их оценка и перебор;

- проверка гипотезы;

- итог понимания, формулировка суждения, которая является ответом на возникший в начале вопрос.

 

Этапы работы с текстом

Работа с текстом делится на три этапа.

 

Первый – это работа читателя до чтения текста. Второй – работа в процессе чтения. Третий этап – работа над текстом после его прочтения. В ходе каждого этапа используются определённые приёмы.

 

Читатель приступает к чтению с установкой понять. Большая роль в решении этой задачи отводится заголовку. Именно заголовок «запустит» весь дальнейший процесс, направленный на получение недостающей информации. Заголовок актуализирует нужные знания читателя. Заголовок даёт начало диалогу с текстом, который организует всю работу в дальнейшем. Заголовки бывают двух видов: одни содержат скрытый вопрос, другие нет. Если заголовок не содержит скрытого вопроса, то для создания «старта» нужно поставить свои вопросы в начало текста.

 

Стержень второго этапа – диалог читателя с текстом. Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций:

- постановка вопросов к тексту,

- выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста,

- проверка этих ответов и гипотез.

 

Среди операций диалога особенно важную роль играет вопрос, так как он «запускает» другие операции. Прежде всего, это скрытые в тексте вопросы, которые дают начало диалогу. При дистанционном обучении особенно важно - научиться самостоятельно видеть в тексте скрытые вопросы.

 

Следующая группа вопросов связана с формулировкой суждения. Это вопросы, которые помогают выделить главную мысль текста, связывают её с заголовком.

 

Теперь постараемся продемонстрировать обобщенную модель работы читателя с текстом.

 

Модель работы читателя с текстом

Первый этап. Работа читателя до чтения.

 

1. Знакомство с заголовком.

«Заголовок – это «входная дверь текста». Заголовок будоражит весь «личный багаж» человека, актуализируя в уже имеющемся опыте представления. Заголовок рождает загадку, вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, то есть даёт установку на определённое ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом.

 

Поэтому полезно знать о формах работы с заголовком. Это и обсуждение заголовка до чтения, предположения о развитии темы и дальнейшее сопоставление его (заголовка) с содержанием текста. Например, заголовок можно переиначить, придумывая заголовки разных типов: вопрос, загадку, символ. Полезно после прочтения создать эпиграф к тексту и заголовку. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации, эпиграфы являются полномочными представителями главной мысли.

Второй этап. Работа читателя по ходу чтения

1. Возникновение вопроса. По ходу чтения нужно видеть, как автор (или его текст) пытается ответить на вопрос, поставленный в заголовке.

 

2. Вероятностное прогнозирование. Читатель сознательно или неосознанно, правильно или неправильно в общих чертах предугадывает, о чём пойдёт речь дальше. Встреча текстовой информации с опытом читателя приводит к возникновению вероятностного прогнозирования.

 

3. Установка. Выдвинув определённое предположение, читатель ждёт подтверждения своей правоты. В связи с этим возникает ожидание – установка. Дальнейшее чтение окрашено этой установкой.

 

Умственные действия, которые мы описали: возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки – всё это заполняет сцепления и составляет особый вид общения читателя с текстом, который условно можно назвать диалогом.

 

Руслом для протекания диалога является продвижение мысли по тексту – перецентровка. Три "попутчика" сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения. Она плавно перетекает в анализ содержания текста.

 

4. Выделение главной мысли. Из текста выделяется главная мысль. Она может быть скрыта или только проявляться через пояснения, аргументацию, уточнения. Или наоборот, быть четко выражена в тезисе и далее раскрываться всем содержанием тезиса.

Третий этап. Работа читателя после чтения текста.

Заключается в создании вторичных текстов. Это может быть и создание плана текста, картотеки, тезисов, конспекта и т.п. Это итог понимания и начало произвольного запоминания.

 

В сокращенном виде модель работы читателя с текстом выглядит следующим образом:

Модель работы читателя с текстом

I До чтения

Обзор. Автор. Название. Эпиграф.

Прогноз.

 

II По ходу чтения

Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.

Диалог с текстом. Главная мысль.

Понимание.

III После чтения

Рефлексия. Виды информации в художественном тексте.

Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.

 

В драмогерменевтике есть своя модель понимания текста.

1. Обживание. Выискивание в новом тексте чего-то знакомого. Блуждания по тексту можно организовать такими заданиями: посчитать, сколько здесь тем; какие характерности встречаются чаще всего; "читать" через графики и иллюстрации, подписи к ним и т.д. В результате начинает возникать первичное понимание – реконструкция смысла.

 

2. Поиск странностей. Выявление в тексте разночтений, противоречий, отказ от первичного поверхностного понимания. Взаиморазрешение странностей в собственных версиях смысла текста. Это очередной этап понимания, но не заключительный.

 

3. Выражение замысла. Проверка версий. Свою версию замысла текста нужно воплотить: или в чтении, или в инсценировке, или в рисунке и т.д. Чтобы подтвердить свою версию или опровергнуть чужую, приходится неоднократно заглядывать в текст. На каком-то витке возвратов к тексту собственная версия рассыпается, её место занимает новая, но тоже не вечная версия. И так все дальше и дальше происходит процесс освоения и осмысления текста по герменевтическому кругу.

Прочитайте подробнее о модели работы читателя с текстом:

 

Литература

1.Граник Г.и др. Когда книга учит. – М.,1988.

2.Граник Г. и др. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1993, №5.

3.Граник Г. и др. Как учить работать с книгой. – М., 1995.

4.Концевая Л. Один на один с учебником. – Семья и школа, 1973, №10.

5.Букатов В. Между Сциллой и Харибдой. – Первое сентября, 2001, №43.

6.Критическое мышление и новые виды грамотности. – М., 2005.

 

 

ВИДЫИ ПРИЕМЫЧТЕНИЯ

Умение читать и понимать прочитанное является базой знаний в дистанционном обучении. Чтению как виду речевой деятельности присущи определённые функции: познавательная (чтобы знать), регулятивная (чтобы уметь), ценностно-ориентационная (чтобы эмоционально наслаждаться).

 

Под задачей чтения следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, с какой целью будет использована извлечённая из текста информация. Так как в процессе чтения могут решаться различные задачи, то реализуются разные виды чтения.

 

Как правило, выделяются три вида чтения:

- просмотровое,

- ознакомительное

- изучающее.

 

Разные типы текстов требуют и разных способов чтения, и в связи с этим встаёт проблема выработки у читателя адекватной данному виду текста стратегии чтения.

 

Если ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, то требуется просмотровое чтение. Если необходимо выделить в тексте часть, которая связана с решением задачи, то используется ознакомительное чтение. Если же требуется максимально полное и точное понимание информации в тексте, то применяется изучающее чтение.

 

Есть и другие виды чтения: поисковое, выборочное, медленное, быстрое. Каждый из них обеспечивается своими определенными приемами, которыми необходимо овладеть, чтобы процесс чтения был адекватным установке, стоящей перед читающим.

 

Совершенствование навыков чтения способствует формированию у слушателей таких умений, как умение работать с книгой, самостоятельно получать знания в процессе обучения, ориентироваться в текстах при чтении, при подготовке к сообщениям, докладам и пр.

 

Приведем приемы чтения:

Приёмы ознакомительного чтения

До чтения

Обзор. Заглавие, аннотация, автор, выходные данные, рисунки, схемы, оглавление, иллюстрации

Прогноз на чтение

 

По ходу чтения

Шрифтовые выделения, параграфы, абзацы и логические деления, главы. Первое предложение абзаца. Ключевые слова абзаца.

 

После чтения

Читать книгу или нет? Для кого она написана? Какая информация в ней содержится?

Приёмы изучающего чтения

До чтения

Осмыслить заголовок. В какой степени знаком автор? Внешние данные книги. Предугадать содержание текста

 

По ходу чтения

Выявить скрытые вопросы. Искать в тексте ответы на скрытые в тексте вопросы.

Выделять, подчёркивать, записывать главное, существенное, непонятное, неизвестное.

 

После чтения

Сформулировать основную мысль. Выделить основную информацию текста

Выделить главные мысли каждой части текста. Выбрать материал для выполнения задания (план, картотека, конспект).

 

Как Вы можете оценить ваши знания:

 

Знания Умения и навыки
1. Знать виды чтения, цели чтения, характер чтения. Уметь определять вид чтения в зависимости от цели чтения (ознакомительное, изучающее).
2. Знать приёмы ознакомительного чтения (до чтения текста). Уметь прогнозировать содержание текста с помощью заглавия, эпиграфа, рисунков, схем, иллюстраций, выходных данных, аннотации, оглавления, знаний об авторе.
3. Знать приёмы ознакомительного чтения (по ходу чтения). Уметь знакомиться, используя первое предложение абзаца, ключевые слова, деление на главы, параграфы, абзацы, шрифтовые выделения.
4. Знать приёмы ознакомительного чтения (после чтения). Уметь выделять основную и дополнительную информацию, определять тему текста, полезность книги.
6. Знать приёмы изучающего чтения (до чтения текста). Уметь анализировать внешние данные книги, осмысливать заголовок, предугадывать содержание и смысл текста, используя информацию об авторе.
7. Знать приёмы изучающего чтения (по ходу чтения). Уметь выявлять скрытые вопросы в содержании текста, искать в тексте ответы на скрытые вопросы, выделять существенное, трудное, неизвестное.
8. Знать приёмы изучающего чтения (после чтения). Уметь выделять основную информацию, формулировать основную мысль текста, выбирать нужный материал для выполнения задания.

Литература

1.Коротаева Е. и др. Техника активного чтения. – РЯШ, 2000, №1.

2.Гецов Г. Работа с книгой: рациональные приёмы. – М., 1984.

3.Лёзер Ф. Рациональное чтение. – М.,1980.

4.Поварнин С. Как читать книги. – М., 1974.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: