Система управления социальной сферой на примере муниципального образования город Н.Тагил




Необходимо отметить, что управлению социальной защиты населения администрации города Н.Тагила и другим отделам, и Управлениям социальной направленности с выбором конкретных технологий, методов и форм работы, а также организационных управленческих подходов удалось в последние годы развить и усовершенствовать систему социальной поддержки и социальной помощи населению. Процесс становления социальной работы, как и формирование систем социальной политики, далек от завершения и осмысления ее принципов и методов. Поэтому, необходимо развить систему организации социальной работы по следующим стратегическим направлениям:

– Во-первых, парадигма развития и построения всей деятельности социальных служб по организации социальной работы на территории муниципального образования на перспективу в городе Н.Тагиле — это активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных проблем населения и оздоровления всего социального климата в городе.

– Во-вторых, развитие сотрудничества с негосударственными благотворительными организациями, некоммерческими объединениями в вопросах предоставления социальной помощи. Только стабильно развивающаяся экономика, дающая возможность развития гражданского общества, может послужить основой постепенного устранения государства из социальной сферы путем передачи его функций "третьему сектору" — негосударственным организациям различной природы, предлагающих населению широкий спектр социальных услуг. Преодоление ситуаций социальной эксклюзии через взаимодействие общественных объединений (организаций Третьего сектора) с местным самоуправлением является одной из стратегических задач по развитию системы социальной работы в городе Н. Тагиле:

– внедрение инновационных форм и социальных технологий по работе с населением;

– замена программно-целевого планирования на пилотное проектирование.

В настоящее время, в городе, для осуществления обратной связи отделов и управлений администрации с населением, рекомендуется внедрить акцию "Социальная почта", создать общественно-методический Совет. В Центре социальной помощи семье и детям, осуществить новый вид социального обслуживания — социальный патронат семей с детьми, внедрить инновационный метод организации системы социальной работы "картографирование" с определением социально-неблагополучных районов, с составлением социального паспорта территорий. Целью этих инновационных проектов по патронированию семей и картографированию территорий является: расширение сферы влияния муниципальных органов социальной защиты населения на всей территории города и обеспечение социальных услуг всем нуждающимся гражданам.

Отметим, что органы местного самоуправления (администрация) проводят в жизнь социальную политику государства, так как ближе всех приближены к населению. Не сложившаяся еще структура социальной политики государства, противоречивость законодательства, и особенно социального, хроническое недофинансирование федеральных и региональных законов и программ усугубляют существующие социальные проблемы на территории г. Н.Тагил.

Построение эффективной системы организации социальной политики на основе проблемно-ориентированного подхода позволят внести коррективы в социальное управление многих отделов и служб (по развитию социальной инфраструктуры, проведению мониторинга и социальных исследований по различным проблемам), дадут импульс новой кадровой политике в процессе организации социальной работы. 2010 год явился стратегическим на социально-ориентированные мероприятия по проведению активной семейной политики, целью которой стало укрепление семьи, как социального института, возрождение семейного образа жизни, возвращение семье ее социальных функций и, как результат, стало открытие Центра социальной помощи семье и детям. Кадровое обеспечение этого Центра было произведено, практически, за счет выпускников государственного университета по специальности "социальная работа". Тем самым, было положено начало нового реформистского подхода в строительстве новой модели социальной работы по решению социальных проблем граждан в тесном единении теории и практики социальной работы в городе. Надо сказать, что тесное сотрудничество Управления социальной защиты населения, других отделов и управлений администрации с государственным университетом и дальше будут способствовать социальному развитию муниципального образования (тем самым, в конечном счете, выигрывают клиенты социальных служб).

В целях сокращения масштабов бедности и сохранения достойного уровня гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в городе необходимо создать дифференцированную систему социального обслуживания населения: для бедных — это социальные столовые, социальные гостиницы, буфет, услуги парикмахерских, бань, ремонт обуви, фото услуги и другие на договорной, благотворительной и государственной основе. Конечно, по сравнению с зарубежным опытом, для нас она представляет просто минисистему социального обслуживания, тем не менее, безусловно, будет иметь определенную результативность. Исследования, проведенные в городе в 2000 году, показали, что территориальные органы местного самоуправления в Н.Тагиле, пока не выполняют возложенных на них задач, отсюда идет отставание в социальном развитии отдаленных территорий. Также предлагается при ТОСах открыть социально-консультативные пункты; разработать совершенно новый принцип построения социальных служб — не институциональный, а территориальный, по опыту Швеции. Перенос акцента социального прогресса к месту проживания граждан позволит обеспечить реальную доступность социальных услуг всем нуждающимся.

Системой социального обслуживания населения в городе охвачено более 30 тысяч человек. Это одинокие престарелые граждане, инвалиды, семьи с детьми, семьи, имеющие детей-инвалидов и другие. Система организации социальной работы в городе Н.Тагил предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем, и осуществляется через сеть специализированных социальных служб и отделов Управления.

Необходимо отметить, что приняты законодательные и другие нормативные акты Свердловской области в сфере социальной поддержки населения. Также созданы и развиваются институционные структуры помощи семье, женщинам, инвалидам, бездомным и так далее. Согласно Концепции развития, муниципальными органами социальной защиты планируется открытие до 2014 года Кризисного центра для женщин, Реабилитационного центра для инвалидов, ночлежного дома при обеспечении организационных, финансовых и правовых ресурсов.

Таким образом, организационное, финансовое, законодательное, кадровое обеспечение системы социальной работы сможет сделать ее более эффективной и прозрачной. Предлагается перспективная модель социальной политики и социальной работы, которая непременно должна отвечать следующим условиям: во-первых, иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации; во-вторых, в нее должны быть заложены соответствующие "механизмы обратной связи", чутко реагирующие, улавливающие такие изменения (социальная почта, социальный патронат, картографирование и так далее); в-третьих, она обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать "сигналы" и преобразовывать их в соответствующие решения и программы.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика стержень, ориентир социальной работы. Чтобы обеспечить стратегическую направленность развития системы организации социальной работы и социальной политики в целом, следует помнить, что социальная работа соединяет в себе черты различных профессий и имеет интегральный характер с направлением в социально-медицинскую, социально-культурную, социально-правовую, социально-педагогическую и иную деятельность. Таким образом, реальная перспективная деятельность системы социальной работы в городе Н.Тагиле с учетом интегральной направленности и перечисленных условий функционирования и развития обеспечит доступность социальных услуг населению, поднимет престиж социальной работы как специальности, улучшит социальную обстановку в городе и социальное самочувствие клиентов социальных служб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: