окопы, блиндажи, городки искусственные, животные пасутся на разных
расстояниях. Боевая техника в укрытиях и поверху. Тундра, серо. У берега меж
льдин старые пустые корабли болтаются.
Пошел отсчет секунд! Замерли генералы, замерли ученые. Вспыхнула на
вышке нереальной слепящей яркости сфера, разом полыхнули постройки, грянул
неземной силы ураган, смел все вокруг. Многокилометровая стена праха ударила
кругом во все стороны, всклубил-ся и вырос снизу в бешеном вращении черный
смерч в километры диаметром -- вверх плывет белый бушующий шар, окутался
дымной шапкой в десятки километров ширины. Встал жуткий гриб в стратосферу.
Вот это мощность! Вот это боеприпас! Вот это испытания! Вот это
торжество советской военной науки! Винти, ребята, дырочки для орденов.
Кивают головами ученые. Закуривают удовлетворенно генералы. Шампанским
хлопают в бункере: "За успех!" Стоит двадцатикилометровый апокалиптический
гриб над землей, и пылает в центре шапки гигантская огненная сфера. Аж самим
жутко. Минуту пылает. Две пылает. Смотрят все в перископы с увеличенным
вниманием. Расчетное время, однако, истекает. Что надо запустили реакцию.
Полная расчетная мощность. Даже больше выходит.
Пятнадцать минут! Все уже понимают, что это... несколько превышает
расчеты. Хорошо, конечно... но, знаете, тут не шутки. Оживление спадает,
начинает попахивать напряженностью-Полчаса!! Братцы, что-то мы не совсем
точно рассчитали. Что-то не совсем так. Народ бледнеть начинает. Ученые
спорят тихо и лихорадочно. Час!!!
Продолжает бушевать безумной мощности взрыв! Гигантский шар раскаленной
плазмы бушует над Землей!
И тут вспоминают: говорил, говорил же Нильс Бор... что теоретически
|
возможно запустить такой мощности, такого объема термоядерную реакцию, что
пойдет она не с отрицательным балансом, а с положительным. Поверхность
пламенного сгустка и температура его будут таковы, что начнет вовлекаться в
синтез водород воздуха и водяных паров атмосферы, а кислород выгорать, и
пойдет реакция с положительным балансом... а там и вода с ее водородом и
кислородом, Мировой Океан... и пока, значит, все топливо не кончится...
хотя, когда уж пойдет как следует, так это быстро.
Опытным путем, конечно, это проверить трудно было. Но теоретически он
допускал, что -- возможно... И -- вот вам. И тут кому-то делается плохо. И
кому-то нужен врач. И у кого-то происходит непроизвольное мочеиспускание.
Зеленые генералы плачуще матерят ученых. Ученые утирают пот и обмениваются
довольно бессмысленными замечаниями.
Закуривай, ребята. Конец света.... твою мать!.. Два
часа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Где-то на горизонте летают американцы и в ужасе смотрят, что это
сотворили эти кошмарные русские.
И через два часа реакция начинает явно сворачиваться. Иссякает.
Тускнеет, гаснет сфера.
Сил радоваться ни у кого уже нет. Отдуваются, и с бессмысленными
блаженными улыбками опускаются сесть на что попало. Спиртик разводят и
глотают -- ну, падла, есть что праздновать.
Вот после этого и поздравили народ с необычайной военной мощью
Советского Союза. Объявили: "Мощностью свыше ста мегатонн тротила". Свыше
пяти тысяч Хиросим, значит. Это как Хиросима по сравнению с одним небольшим
грузовиком обычной взрывчатки -- или с обычной крупнокалиберной бомбой,
|
которыми в сорок пятом американцы заваливали Германию. А на сколько больше,
значит, ста мегатонн -- этого не говорили. Никто, в общем, не знал. А черт
его знает. Но намного больше. Здорово очень намного.
После этого и спели два эстрадных идиота Шуров и Рыкунин под гармошку:
"Сто мильонов тонн тротила, чтоб кондрашка их хватила!". Веселили страну:
"их" -- империалистов, значит.
После этого и закрыли на пять лет Новую Землю вообще. Уж слишком высока
радиация даже для ядерного полигона, соваться нельзя. И крабов вокруг ловить
перестали -- многовато дряни у них в панцире накапливается после этого
эксперимента.
А доложили все в подробностях лично Хрущеву. Хрущев: а что, возможно в
принципе создать такую бомбу, чтоб реакция шла с положительным балансом?
Посчитать надо, Никита Сергеевич. Считайте! Стали считать.
Через восемь месяцев положили расчеты: можно. Ужаснулись в
правительстве, и положили это под сукно. В сейф. Со всеми мыслимыми грозными
грифами секретности. С глаз и от греха подальше.
И стали договариваться с американцами о полном и вечном запрещении
ядерных испытаний на земле, в атмосфере и под водой. Не гуманизма ради, а
спасения для. Как только и возможно, на таких переговорах была масса
сверхсекретной информации поведана друг другу -- не Для печати и всеобщего
сведения народов. И летом шестьдесят третьего года подписали это
историческое запрещение. Хрущев с Кеннеди.
Вот на этом чуть не кончилась наша с вами история. Весь водород
атмосферы и океана был бы превращен в огненную плазму и гелий в остатке -- а
|
заодно выгорела бы вся органика на Земле, уж это ясно, была бы спекшаяся
поверхность каменного шара. Примерно так. Уж будьте спокойны.
Это, господа, термоядерный способ преобразования энергии вещества.
Примерно по такому принципу, в общем, звезды горят. А вы спрашиваете, зачем
войны.
А вот затем. Чтоб совершить максимальное действие, какое только
возможно. Максимально изменить все, что только человечество может изменить.
Уж преобразовывать энергию -- так преобразовывать! Это тебе не пиджачок
купить у Джанни Версаче, не цыпленку шею свернуть. И вот что человек сделать
уже может. Вот до какого уровня дошла история жизни на Земле.
Но.
Но. Это все пока очень вряд ли.
Почему?
Потому что, рассуждая логически, давнымдавно люди могли поголовно
уничтожить друг друга, действуя только каменными топорами. Не говоря уж о
пушках с картечью. А уж в двадцатом веке только запасы химического или
биологического оружия позволяют уморить все человечество быстро и наверняка,
в считаные дни. Есть возможности. Техника позволяет. И "простые" ядерные
бомбы сделать это тоже более чем позволяют.
Но человечество отнюдь не стремится просто к коллективному
самоубийству. Хотя это, конечно, крупное действие. Сотня лет -- и следа от
всей нашей "цивилизаторской деятельности" не останется. Рассып-лются
постройки, зарастет все лесом, покроется песком, разве что пирамиды поторчат
подольше.
Но это -- отнюдь не логическое завершение нашей истории как этапа и
ступени в общем ходе преобразования энергии во Вселенной. Человек выключится
как звено в цепи энергопреобразования. Его самоубийство -- это так,
частность, ради этого не стоило и огород городить.
Мы в какую точку все долбим? Человечество -- порождение и часть
Вселенной. Живет не само по себе, но по законам Вселенной, и соучаствует в
общем действии. Посредством человека возможны энергопреобразования (сейчас
-- в рамках Земли), невозможные без него. Тенденция энерговыделения -- расти
до предела, отдать максимум, все; а до этого еще далеко. Вот когда мы,
развивая науку и технику, придем к возможности в с е в е щ е с т в о З е м л
и превратить в тепло-световое излучение -- это действие покрупнее будет.
Скажем, зажжем Сверхновую. Или вообще аннигилируем свою планету. Это -- о
да!
Для этого еще пожить надо. Поработать. Посуетиться. А вот когда -- в
конце Времени -- потомки грохнут таким примерно образом всю Вселенную -- вот
это будет вовсе да. А если это будет на том этапе Ее существования, о
котором мы говорили -- когда безжизненные пылевые пространства будут плавать
в вечной тьме и холоде у Центра Вселенной (а потомки, значит, такого
наизобретают, что жить будут еще и в тех условиях) -- и человек даст толчок
рождению новой, активной, Вселенной -- вот это совершеннейший, а б с о л ю т
н ы й максимум того, что мы можем сделать.
5. Психологический уровень.
1. В предыдущей главе было подробно рассмотрено, что высшая нервная
деятельность человека, его психика, именно таковы, что неизбежно
обуславливают совершение человеком максимальных действий. <.........>
Именно психология человека как такового, само устройство его мозга --
есть причина, основание и гарантия того, что человечество движется к
Максимальному Действию, оно же Большая Катастрофа, если угодно.
Субъективно, из самого человека исходя, наша психика и есть причина
Истории, ее движущая, организующая и направляющая сила.
2. Объективно в настоящей главе рассматривается, что психическая
деятельность человека вполне увязывается с общим устройством Мира и есть его
часть, подчиненная общим законам.
То есть: психика человека есть субъективная причина и объективное
средство энергопреобразования мира в сторону все больших действий. Человек
делал, делает и будет делать все, что только в его силах и возможностях.
Предела его силам и возможностям мы не знаем, но они неслабы. Принципиальных
ограничений этой тенденции -- нет.
3. Этим можно было бы и ограничиться. Но скажите-ка человеку, что его
предназначение в природе -- это стараться думать и работать как можно лучше,
быть энергичным и изобретательным, чтоб его потомки смогли взорвать весь
мир. Он посмотрит на вас как на идиота, и таки будет прав. Мало ли
полусумасшедших проповедников бродит по миру.
Нет, скажет человек! Я, может, не знаю, для чего я живу, но уж точно не
для этого. Чушь какая. Я, может, не спорю, что человек должен трудиться,
делать что-то, детей рожать, мир преобразовывать... ну, вот это он и должен
делать... наверное.
Нам дан разум. И свобода в своих действиях. И если мы понимаем
пагубность каких-то своих поступков и хотим избежать их следствий -- в нашей
воле поступать иначе. Мы не хотим самоуничтожения. Понимаем, что многое в
делах человечества надо изменить. И мы должны и можем сделать так, чтоб все
было хорошо. Никто нам не мешает, кроме нас самих. А человек разумный --
хозяин своих поступков.
Мне говорят: а вот есть Закон Природы, и ты действуешь по нему.
Позвольте. Если я понимаю этот закон, и могу свободно и в своих интересах
обдумывать и совершать л ю б о е действие, и никто и ничто мне не мешает --
то какого черта мне действовать против своего разума и своих интересов?:
Возникает извечный и сакраментальный вопрос о свободе и необходимости.
4. Что такое свобода? Полное отсутствие принуждения. Возможность
самому сделать любой выбор и совершить любой поступок. Нет границ, чтоб
реализовать полностью свои любые возможности и желания.
То есть: свобода -- это такое состояние, при котором человек обла
дает максимумом свободной энергии: может совершить максимум того,
на что способен. Вся его потенциальная энергия не ограничена ни
чем, кроме собственной психики.
И это состояние всегда воспевалось, почиталось высшим благом, к нему
стремились любой ценой.
А отсутствие свободы -- ужасно, несносно, унизительно, это горе. Можно
чего-то и не делать -- но сама возможность сделать это очень ценна, а ее
отсутствие плохо. И если кто ограничивает мою свободу -- мне это
психологически враждебно: он умаляет мои возможности, мою личность, мою
жизнь.
Можно вообще сказать, что стремление к свободе как к состоянию, при
котором можно преобразовать максимум энергии -- это проявление Второго
закона термодинамики применительно к психике человека; и не только человека,
кстати, но и любого животного.
Стремление к свободе -- это стремление к максимальным действиям.
Мы въехали в дивный парадокс: поскольку стремление к свободе заложено в
природе человека -- то оно уже есть необходимость.
5. А что такое необходимость? И так ясно, верно? То, что вытекает из
сущности явления, что обязательно должно произойти, неизбежно, закономерно,
обязательно, иначе никак. То, без чего нельзя. Камень падает книзу. Чтобы
жить, необходимо дышать и питаться. Т.д.
Необходимость есть жесткая причинность и обязательность конкретного
действия. Хочешь жить -- необходимо раздобывать пищу.
В отличие от свободы необходимость -- состояние энергетически
связанное, ограниченное и направленное. Вынужденное и конкретное приложение
силы.
В любой момент любой человек может совершить любой поступок. И в любой
момент любой человек поступает конкретно, делает выбор из всех возможных
вариантов -- на то всегда есть причина, нужда, интерес, желание, с л у ч а
й.
Субъективно человек всегда свободен. Имеет выбор. Объективно человек
всегда подчинен необходимости конкретных, добровольно избранных действий.
Противоречие между свободой и необходимостью заключено в том, что
человек свободен и несвободен одновременно.
6. На самом деле, конечно, никакого противоречия тут нет. Все дело в
устройстве психики. Понимать, думать и делать ты волен все, что тебе
заблагорассудится. Тут ты царь и Бог, на то тебе и дан разум.
А вот чувствовать и хотеть все, что тебе заблагорассудится, ты. не
волен. Недаром констатировал народ, что чувству не прикажешь, и охота пуще
неволи. Испытывать любовь и ненависть, ощущать душевный подъем или упадок --
не очень-то в твоей воле, верно? Есть боль и наслаждение, радость и горе, и
душу свою с ее потребностями ты не переделаешь. Вот одно волнует, а вот
другое, оставляет равнодушным.
Законы человеческой психики, закономерности реакций нервной системы
никто и не отрицает, тут никто ничего против не имеет.
Вот психика с ее устройством и ее законами, данная нам от природы, и
ложится в основу всех действий. Из всех возможных действий ты совершаешь те,
что наиболее соответствуют твоей натуре, характеру.
А характер -- это судьба, ага? А судьбы -- это История. А базовое
свойство психики, основанное непосредственно на инстинкте жизни --
потребность в максимальной самореализации (свобода!), что следствием в
поступках имеет стремление к самоутверждению (необходимость...). Прожить
свою жизнь! И как бы ты ни мудрствовал, ни насиловал себя, ни морализировал
-- в результате все равно, суммарно и в среднем, все твои действия будут
клониться к тому, чтобы перечувствовать и сделать в жизни так много, как
тебе потребно.
7. Насколько человек может управляться разумом? То есть: насколько
психическая энергия может быть подчинена сама себе? Поехали. Что такое
разум? Высшая форма психической деятельности. У животных ее нет. Разум,
абстрактное мышление резко расширяет сферу источников ощущений -- эмоции
возникают опосредованно через искусство, речь, воспоминания, мечты, массовую
информацию. И резко расширяет сферу деятельности.
Разум есть энергия второго рода. Энергозатраты на физиологию
мыслительных процессов ничтожны. А энергопреобразовательные следствия их
огромны (в масштабах Вселенной, возможно, безграничны). Из известных нам
сегодня -- разум есть высшая форма энергии.
Психическая энергия человека избыточна по сравнению с тем, сколько
необходимо для простого выживания в природе. Разум есть оформление этой
избыточности.
Изменить свою базу, анатомию и физиологию мозга, разум не может. Не
может изменить скорость нервной реакции, ее мощность, темперамент. (Есть,
конечно, лоботомия. Гм. Есть еще генная инженерия. На людях, правда,
запрещена -- но все, до чего додумывались, когда-нибудь делалось. Тут в
будущем не исключены варианты...) Не может изменить потребность в
количестве и силе ощущений. Не может изменить абсолютное количество
психической энергии. (Есть, конечно, медицина, режим питания и пр., но все
это направлено лишь на попытки приведения отклонений к средней норме.)
А может сдерживать и направлять проявления чувств. Сублимировать.
Контролировать поступки. Регулировать желания воспитанием и моралью. То есть
-- лишь регулировать способы и формы реализации психической энергии.
Разум обслуживает потребность психики в ощущениях, потребность человека
в действиях.
Эта потребность -- чувственная, витальная, действенная -- первична.
Формы реализации -- вторичны. И в практической жизни разум создает все новые
занятия.
8. Ну так и чудесно! Никто ж не призывает чувствовать или действовать
меньше! Просто поступки должны быть направлены в разумное мирное русло.
А что ж вам мешает, что беспокоит? -- А то, что
созидательно-уничтожительные возможности человека уже опасно огромны, а вот
плоховатость, нравственное несовершенство -- прежние... И это несоответствие
могущества и порочности -- чревато бедой. Человечишко-то -- агрессивный,
эгоистичный, жадный, злобный, тщеславный, завистливый, жестокий. Пора
одуматься, улучшиться, не то накроемся все медным тазом.
Слушайте, а что означают все эти плохие черты?
Что человека сильно раздражает и не устраивает существующее положение
вещей. Он хочет его изменить. В свою пользу. К своему самоутверждению.
Причиняя при этом вред и неудовольствие другим.
Это не есть гут, вздыхают гуманисты. Нельзя вредить, нельзя
насильничать. Только мирно, только в хороших целях.
А как конфликты разрешать? Любовный треугольник хотя бы?
Путем мирных переговоров. Никаких убийств, самоубийств и прочих
ужастей. Ревность -- это глупо. Умней быть надо. Раз женщина предпочла тебе
другого -- не дергайся зря, можешь добиваться ее благосклонности убеждением,
подарками, подвигами на ниве созидательного труда. Одна вот беда: влюбленный
перестает соображать, страсть затемняет разум, желание сильней рассудка, он
хочет отдать жизнь за ночь любви. Ну-ну, почитайте ему лекцию.
Угробил Давид Урию гнусным образом -- и только так мог родить от
Вирсавии великого и мудрого Соломона... А был бы Давид человеком порядочным
и благородным -- и не было бы Соломона на свете. М-дэ, так как надо, что
лучше...
Слишком сильное чувство, желание, всегда может оказаться нехорошо -- за
какой-то гранью оно может порождать чувства и желания нехорошие, толкать на
скверные поступки -- причем во вред и себе, и ближним, не говоря уж о
дальних. Вот идет Магеллан вокруг Земли, новый путь в Индию открывает.
Благородное стремление познавать, открывать, утверждать новое. Плюс
честолюбие, сребролюбие и прочие низ-коватые мотивы. Бунт на борту! Пленить
его хотят и вернуться назад: боятся в неизвестность переть, не верят ему.
Железной рукой -- в кандалы бунтовщиков, на плаху главарей. Ай-яй-яй... Ну и
стоят ли твоя правота и амбиции плюс все золото Индии того, чтоб рубить
людям головы -- молодым, умным, живым... Лучше б хотел чуть слабее, повернул
назад. Ну, прошло бы еще лет сорок, и мирно, без всяких кровопролитий, люди
все равно ведь обогнули бы Землю.
Не обогнули. Никогда бы не обогнули. До сих пор в пещерах сидели бы.
Консерватизм и конформизм большинства, массы, чтоб ничего не изменять в том
устройстве общества, в том понимании мира, которое уже прочно устоялось --
это естественная и спасительная особенность человечества, здоровый инстинкт
осторожности и самосохранения: делать все именно так, как все, как предки
делали, потому что именно это и позволило нам выжить, и жить так -- вполне
терпимо -- как мы живем, в отличии от животных, дикарей и тех народов, что
сгинули до нас. Практика как критерий истины. Если б все прожекты гениев и
авантюристов общество с ходу принимало: ура! отлично! делаем так! -- то
никакого человечества давно бы не было. Мало ли, знаете, кому что в голову
взбредет, сумасброды всегда найдутся -- будет бросать сучья в огонь, кретин,
и сгорим мы всем племенем: или пусть прекратит, или дубиной ему по башке.
Собаку приручает... да она сожрет ночью наши запасы, детей перекусает!
гони-ка его в лес с глаз долой.
Короче, жутко оригинальная истина: новое всегда утверждается в борьбе
со старым. А с кем ты борешься? с ангелом на рассвете? С людьми борешься.
Парламентскими формами? А если ты умный, и понимаешь, что завтра привалит
чужая орда и всех перебьет, срываться надо? А все говорят: а, обойдется, мы
здесь всегда жили, и ничо. Ну: или перебьют, или дашь одному-другому по
мозгам и подчинишь всех, все и выживут.
Томас Карлейль был во всемирной славе, потом просто вошел в канон,
потом усомнились, потом надсмеялись, потом забыли. А ведь в чем-то, конечно,
был прав и он. Со своей древней теорией героев как двигателей прогресса.
Поэт, понимаешь... Но людям нужна только одна, причем простая и однозначная
истина, которую можно запомнить, не понимая. Чтоб звучала попроще и
поэффектнее. Народ-с.
Вопросы истины голосованием не решаются. Кто-то один первый
додумывается и первый делает.
"Нехорошие" чувства означают, что человек готов добиваться своего не
только "хорошим", но и "плохим" путем. Значит, больше может сделать.
"Слишком" сильное и активное раздражение мозга расползается из
возбужденного центра на соседние участки, задействуя центры чувств самых
сильных -- ярость, злоба, предельное напряжение, которое непреодолимо
требует разрядки, действия предельного, максимального -- здесь и сейчас! Что
делать? Выпить, дрова поколоть, подраться с кем-то, валерьянки принять. Так
это не рецепт. Это ненадолго.
"Плохие" чувства -- аспект избыточности психической энергии. Если
какие-то центры мозга менее активны -- то он в целом менее активен. А вот
эти шутки не проходят. Сама наша разумность -- следствие этой самой
избыточности.
И ничего вы с "плохими" чувствами не поделаете. Как всегда есть
последний вагон, как всегда есть поверхность тела, так эти чувства --
граница, фронт, линия соприкосновения, где и происходит действие по
преодолению инерции окружающей среды, чтоб совершить изменение.
9. Каков же может быть механизм отказа от пагубных действий?
Первое. Страх неотвратимости наказания. Но террорист-самоубийца не
боится ничего. Или делайте по-моему, или уничтожу все.
Второе. Ограничение вооружений. Но чем выше уровень научно-технического
развития, тем более совершенное оружие может быть создано в любой момент. Да
и уже имеющееся неслабо.
Третье. Нежелание и страх уничтожать все человечество, и себя в том
числе. Ну-ну. Сорок лет сидят в бункерах отборные офицеры над кнопками
Последней Мировой войны. И в долг им вменено при получении приказа кнопку
нажать и человечество уничтожить. Это их служба, за нее они получают
зарплату, и командование не должно сомневаться, что они -- нажмут. Их и
сейчас сидят на дежурстве тысячи. Можем нажать, можем. Не отрицаем такой
возможности, верно?
Четвертое. Человеческое общество вообще, в целом, надо организовать
так, чтоб у человека и не было надобности в агрессии и насилии. А зачем?
Законы совершенны, отношения справедливы, материальное благополучие,
гарантии прав; незачем воевать, да и не с кем -- объединились, дружим, все
вопросы решаем мирно и сообща, ко всеобщему благу. Это называется: сбылась
извечная мечта человечества -- коммунистическая утопия в действии. А всяких
гадов и сук вы куда денете? А порочные наклонности не будут получать
развития и не смогут иметь применение.
Это песня старая. Это мы уже проходили. Уничтожение природы то же. Не в
том дело, что кто-то лично на этом обогащается, их бы мы к ногтю прижали. А
в массе мелких, невинных, естественных интересов: зарплата, должность,
детишек поднять, обновки купить.
Отмени-ка им всем сумму личных хотений. Я хочу жить прилично! Пусть
сначала богачи все бедным раздадут.
10. "Разумное" общество может существовать только с законопослушными
конформистами. Чтоб их "порочные" чувства были не так сильны, как всегда
прежде в истории, когда ничего не получалось с разумными обществами. Чтоб их
стремление увильнуть, нарушить, взломать, изменить, наплевать на запреты,
эгоистично поступить по личному хотению -- были слабее, чем раньше.
Нам нужен человек с меньшей психической энергией. Потому что она
измеряется не по шкале "хорошо-плохо", а по шкале "насколько я могу изменить
существующее положение". И вотушки вам оглобля, чтоб голова не болталась. Не
будет вам такого человека. Нет у меня для вас других людей, сказал Господь.
Драчливость подростка, честолюбие политика, алчность банкира,
жестокость солдата, эгоизм обывателя, талант поэта, упорство ученого -- суть
избыток энергии.
Мотивы благие и порочные здесь неразъединимы, одни есть продолжение
других, складываясь в единое действие: сделать максимум!
11. А мораль? А справедливость? Мораль -- идеал поведения.
Справедливость -- идеал общественных отношений. Идеал -- противоположность
реальности, ее диалектическая пара. Само наличие идеала -- обусловлено тем,
что реальность человека не устраивает, он с ней неуравновешен, ему потребно
что-то изменять -- что есть признак и следствие избыточной психической
энергии.
........................
Резюме. Короче, Скхлифосовский. Человека вы не измените, потому что его
недостатки суть продолжение его достоинств. Две стороны одной медали.
Главная особенность, суть его психологии -- то, что она является сама
по себе фактором качественного изменения действительности.
Суть психической энергии человека по сравнению со всеми прочими видами
энергии -- в том же, в чем отличие ускорения от скорости. Наличие ускорения
есть постоянное увеличение скорости. Само по себе наличие избыточной
психической энергии человека, оформленной как разум, есть как бы константа
изменения изменения, величина приращения скорости энергопреобразования,
сила, приложенная к действительности и "разгоняющая" ее ко все большим
постоянным изменениям.
Ну, как в одном рассказе Шекли: функция -- ускоритель. Это "ускорение"
можно гнать в любую сторону, но нельзя уменьшить -- сие от нас не зависит,
сие -- наша суть. Скорость все равно будет увеличиваться, действия все равно
будут прирастать.
Теория линейного детерминизма Лапласа неприложима к любому произвольно
малому отрезку, но в плане общего рассмотрения тенденции представляется
вполне верной, почему ж нет.
Мы свободны действовать как угодно -- но не свободны действовать
меньше, тут уж срабатывает необходимость, следующая из нашей сути.
Вот и дуем к Максимальному Действию. А чтоб до него доехать, не
навернуться в ухаб раньше времени -- одерживаемся, рулим, договоры
заключаем, оружие запрещаем. А находится оно в любой стороне, не
промахнешься, потому что суть его -- степень изменения мира, а не что-то
более конкретное.
И идеальная конечная точка -- это уничтожение Вселенной вообще и
создание новой Вселенной. Такая линейка.
А вы что, собрались жить вечно? как спросил полковой врач истребителей
танков. Пардон за повторение, мать учения.
6. Философский уровень.
Какие там еще есть самые общие закономерности, которым наша Теория
вполне соответствует?
Все имеющее свое начало -- имеет и конец. Будет конец и у истории
человечества. И у Земли. И у Вселенной. Так что насчет гибели человечества в
конечном итоге можно не сомневаться. Никто никогда, в общем, и не
сомневался. Все попытки спасти его от гибели -- это просто попытки отсрочить
эту гибель. Докуда? До некоего естественного конца. Так врач спасает
больного, хотя в конце концов больной все равно помрет, коли смертей. Но
перед этим еще поживет, сколько можно. Любое явление по мере своего развития
переходит в другое явление. Переходит в свою противоположность. Движение