переходит в покой. Молодость -- в старость. Запад -- в Восток. Создание в
государстве порядка и мощи -- продолжением и развитием тех же действий
переходит в сытый бюрократизм, парализующий и делающий невозможной жизнь
этого самого государства.
Деятельность человека по улучшению своей жизни переросла, по мере
развития, в деятельность по ухудшению своей жизни. В уничтожение планеты. В
ухудшение генофонда с прекращением естественного отбора: слабые и больные
живут и дают потомство. Неизбежны все большие затраты на медицину для
поддержания высокой продолжительности жизни в развитых странах -- здоровых
людей-то все меньше. Надо ждать снижения средней продолжительности жизни в
этих странах, коли уровень естественного здоровья снижается. СПИД, злобные
новые штаммы вирусов гриппа -- формы этой закономерности.
В развитых странах рождаемость падает сама собой -- да как! ниже уровня
простого воспроизводства. Вот вам и стихийная саморегуляция. Общество
создает себе такие хорошие условия для жизни, что общее количество жизни в
нем начинает уменьшаться.
Его собственно биоэнергия снижается -- зато продолжает увеличиваться
общая, неживая, энергия, которую оно преобразует и выделяет: огонь,
электричество, тер-мояд и т.д. Все больший процент витальной силы идет не на
поддержание и увеличение себя самой, а на использование себя как орудия
энергопреобразования мира.
Человечество развивается в единстве противоположных тенденций:
сохранить все как было -- и сделать все не так, как было. Само наличие
Времени обеспечивает движение этого равновесия по шкале изменений -- так
вращающийся волчок ползет по столу. Если сказать просто, философия стоит на
|
физике и на психологии, как на двух ногах; одна рассматривает внешний мир,
другая внутренний. На этих двух ногах мы с вами и чапаем по Познанию.
Жизнь на Земле можно рассматривать как случайность в рамках Вселенной.
В таком случае, если бы природе пришла пора самоуничтожиться -- с
наименьшими усилиями в кратчайший срок -- достаточно было бы чуток
активизировать мозг обезьяны до разумности: создать человека. Все остальное
в несколько десятков тысяч лет -- миг.! -- эта суперобезьяна сделает сама.
Созидательная деятельность природы переросла в разрушительную.
Когда ученые пытались просчитать вероятность возникновения жизни на
Земле, то вышло, что она возникла примерно в 400 раз быстрее, чем если бы
все -- шло просто "методом тыка". Откуда взялась эта цифра, сказать трудно.
Сам механизм перехода неживой материи в живую современной науке неизвестен:
черт его знает, как это получилось. Может, ее вообще извне занесло, считают
некоторые. О'кей -- а там она откуда взялась?
Сами моменты возникновения жизни и возникновения человека -- крайне
неясны. А вот развитие жизни на Земле от простейших форм к сложным, и
развитие человечества от пещер до современности -- яснее, тут можно говорить
о достоверных тенденциях. Тут есть ясные закономерности. И в неживой природе
тоже известны нам многие закономерности.
И там, где фактов не хватает, мы для объяснения-происходящего
экстраполируем закономерности: перекидываем мостики над пустотой, в которой
должны находиться факты, нами еще не обнаруженные. А если их там нет, то
|
наши закономерности неверны. Но они основаны на таком количестве других
фактов, что представляются верными. И тогда у нас получается объяснимая
картина Мироздания.
Случайность есть закономерность тогда, когда встраивается необходимым
звеном в цепь причинности до и после себя.
Вот с точки зрения Энергетики -- возникновение Жизни и возникновение
Человека есть закономерность: повышение мощности энергопреобразования.
Антиэнтропийный процесс как аспект и следствие общей энтропии энергии во
Вселенной.
А если это случайность -- то надо сообщить Господу, что Его промысел
нам непостижим, и пойти выпить водки. Но только не получается случайность,
ребята. Миллионы лет, законы больших чисел, теория вероятности... На
основании всего, что мы знаем достоверно, уж больно стройная и, логичная
картина получается.
Мы с вами -- порождение Вселенной и Ее часть. Сбоку бантик или винтик в
механизме? Ребята, а вы когда-нибудь встречали в Природе сбоку бантики? В
Природе-то все функционально, верно? А если нам в Ней что-то кажется
нефункциональным, так это мы просто не поняли еще, не разобрались, не на том
уровне рассматривали. Окраска цветка, форма листа, шея жирафа. Вот
американцы в середине века решили, что аппендикс человека нефункционален, и
кроме аппендицита ни на что не годен. И начали его тут же младенцам удалять.
И тут же оказалось, что он младенцу помогает материнское молоко правильно
усваивать.
В принципе мы во Вселенной можем иметь свою функцию -- Большое
Действие. Так вот мы ее и имеем. Чтоб что-то было в принципе функционально,
но эта функция в природе так никогда и не использовалась -- так не бывает.
|
Вот такой мы винтик в общем механизме. Любое существование чего угодно
-- есть совершение каких-то изменений.
Предельное изменение Земли и Солнечной системы -- аннигиляция планет и
звезды. Полное изменение Вселенной ~ ее уничтожение и создание Новой. Любое
явление изначально несет в себе свой конец. И человечество, и жизнь, и
планета, и Вселенная.
Человек -- логично, целесообразно, необходимо -- может являться тем
самым этапом существования Вселенной, посредством которого оформится Ее
конец и одновременно зародится новая Вселенная. Затратив минимальные усилия
-- Природа получит максимальный результат. Что ей и свойственно. (Может
оказаться жизнь в других галактиках. Жизнь на Земле может иметь внеземное
происхождение. Человек Земли может оказаться боковой, тупиковой ветвью
развития. Но в принципе это ничего не меняет. Вот какая штука. Не мы -- так
другие, в других галактиках. Идут тем же путем к тому же результату.)
Если мы не одиноки во Вселенной -- мы можем совершить свое Максимальное
Действие раньше, на более низком уровне, и ограничиться, скажем,
уничтожением лишь земной жизни.
Но покуда у нас нет достоверных сведений о наличии жизни вне Земли --
можно полагать, что мы будем жить. Пока не сможем выполнить Главную Задачу.
Ибо все прочие варианты самоуничтожения -- как и достижение любых
научно-технических успехов -- есть промежуточные этапы, протуберанцы
избыточной энергии человечества. Даже если такой протуберанец -- мировая
война с гибелью большинства людей.
Заметьте, по большому счету мы вперед-то прем -- но себя сберегаем.
..................................
Вот чего мы точно не знаем -- какой еще "сверхразум" может появиться на
нашей базе, на нас как промежуточном этапе развития. И что он будет мочь.
Отрицать ведь и этого нельзя. Но покуда мы имеем то, что имеем.
Силу, движущую всем, можно называть Сущностью Мира, Бытием, Природой,
Мировой Волей, Энергией, Витальной Силой -- не суть.
Суть в том, что человек -- часть этой силы, ее порождение и ее орудие,
одно из ее проявлений. Теория сия представляется истинной тем, что в нее
вполне укладывается, ей соответствует и ею объясняется все сущее.
Поиски смысла жизни предполагают, что и жизнь человека, и всего
человечества не есть нечто ограниченное собственными рамками, конечное,
целесообразное внутри себя без внешней цели и функции. А есть лишь часть
большего, всеобщего, где человек и все человечество имеет задачу, функцию,
роль, назначение в масштабах всего сущего -- БЫТИЯ.
Вот вам рассмотрение вопроса в п о л н о м о х в а т е. Жизнь это,
конечно, никому не облегчит. И не изменит. Но та самая обладаемая нами
энергия, которая нас породила и заставляет жить и действовать -- заставляет
з н а т ь. А вот что в конце концов выйдет из знания -- посмотрим, кто
доживет.
Список использованной литературы
-- Зачем вам подорожная, хамье, -- стеклянным голосом сказал Румата. --
Вы ведь неграмотны.
ПРИЛОЖЕНИЯ
БОМБА
Информация -- процеженная и искаженная -- об испытаниях советской
Супербомбы на Новой Земле осенью 1961 года начала просачиваться в печать
только сейчас.
Испытаниям 100-мегатонного термоядерного боеприпаса предшествовал
подрыв 50-мегатонного (2500 Хиросим). 30 октября, в 14.08 по московскому
времени, 26-тонный "Иван" покинул бомбоотсек стратегического бомбардировщика
Ту-95 на высоте 11 500 метров.
Спуск бомбы на парашюте до расчетной высоты подрыва 800 метров, дающей
наибольший радиус поражения, продолжался 5 минут 42 секунды. За это время
бомбардировщик и сопровождающий его однотипный самолетнаблюдатель успели
удалиться от точки взрыва на 90 км, что считалось безопасным для них
расстоянием. Однако ударная волна сильно снесла обе 120-тонные машины;
пилоту наблюдателя удалось справиться с управлением, бомбардировщик же
рухнул в океан вместе с 9-ю членами экипажа, 6-ю учеными и 2-мя
кинооператорами.
На расстоянии 120 км от эпицентра находился в воздухе Ил-14 с маршалом
Москаленко и министром среднего машиностроения (т.е. военной промышленности)
Славским на борту. Самолет также был с большим трудом выровнен пилотом над
самой водой после удара воздушной волны (дважды обошедшей земной шар).
Низкая плотная облачность, типичная для этих широт в такое время,
начиналась с 400м, и сильно затрудняла наблюдение. В очистившемся
150километровом круге (испарение и разрыв) образовалась с подъемом сферы
взрыва зона пониженного давления, в которую втягивались облачные массы. С
центральной базы полигона Белушья, находившейся в 270 км от эпицентра,
наблюдалось лишь сильное продолжительное свечение над облаками.
Но откладывать испытания, ловя ясную и маловетреную погоду, было
технически маловозможно, а политически не разрешено (не говоря о судьбе
самолета-носителя). 100-мегатонный боеприпас было решено подрывать на вышке.
Если первый взрыв снес поселок геофизиков на берегу пролива Маточкин
Шар, то второй разрушил поселок и порт Русская Гавань у Мыса Желания
(соответственно в 120 и 300 км). (Упоминание -- "Аргументы и факты", ь 5,
1996г.)
ЕВРЕИ
"... Если человек может стать маугли, то может стать и евреем. Если
ребенок с раннего, пластичного, возраста будет знать (чувствовать), что ему
необходимо иметь больший запас прочности, развивать большие усилия, чтобы
самоутвердиться среди окружающих в равной степени, то натура сформируется
более прочной на сопротивление внешним воздействиям, более жизнеспособной к
их преодолению. Существование в более высоком энергетическом режиме является
для такой натуры естественным. Можно сказать, что евреев делают антисемиты.
Это, так сказать, энергия благоприобретенная. Сила противодействия
вызывается к существованию силой воздействия, давления.
Это -- на личностном, индивидуальном уровне. А на уровне закона больших
чисел, когда речь идет о тысячах лет и миллионах людей, мы имеем более
жесткий, чем у "нормальных" европейских народов, естественный отбор. Больше
трудностей -- труднее выжить и поднять детей. Вялые, ленивые, глупые,
непредприимчивые -- исчезали в первую очередь. С одной стороны.
С другой стороны -- самые сильные, храбрые, авантюристичные, не находя
адекватного применения своей энергии, меняли веру и делались министрами,
первооткрывателями, воинами (и даже запорожскими казаками).
Кто оставался? В среднем, в сравнении с другими народами: более умные,
предусмотрительные, осторожные, хитрые, изворотливые, недоверчивые, упорные,
жизнелюбивые. Не жизнелюбивые давно вымерли от тоски. Были таки основания.
Что мы имеем сегодня? Около пяти миллионов в Израиле и около двенадцати в
других странах: прежде всего США, в меньшей степени Европа и бывший СССР.
В чем их обвиняют (и к тому основания имеются, или по крайней мере
понятны)? Они в непомерно большой степени контролируют мировую финансовую
систему, кино, телевидение, прессу, а также захватили непропорционально
много высот в музыке, литературе, медицине, науке, торговле, искусстве -- и,
тем самым, косвенно (а иногда и прямо) чересчур воздействуют на всю мировую
политику.
Чем они гордятся? А вот этим и гордятся. (Как тут не вспомнить одну из
дивных пословиц неспокойных соседей-арабов: "Правильно ли ты живешь?
Достаточно ли сильно ненавидят тебя твои враги?" Простенько и верно: чем
больше ты делаешь -- тем больше сопротивление окружающей среды.)
А теперь давайте вознесем молитву, вырвем седой волос из бороды,
щелкнем пальцами, закроем глаза -- и да воссияет достигнутая и святая цель
сионизма: все евреи мира воссоединятся в границах родины предков.
(Обратитесь с аналогичным предложением к американским неграм -- вернуться в
Африку: а я посмотрю с секундомером, на какой минуте полицейский спасет вас
от чистосердечных побоев.)
Что будет? Много крестьян, рабочих, солдат, и безмерно много гвалта.
Чего не будет? Того, в чем их обвиняют в странах диаспоры (см. выше).
Не будет этой прорвы банкиров, бизнесменов, кинопродюсеров, физиков,
компьютерщиков и скрипачей. Нэ трэба. Страна одна, и она здорово не
резиновая. На карте мира без лупы не разглядишь. Мал золотник, да зудит
заноза.
Вот вам подручный пример того, как противоположности сходятся. "Бери
хворостину -- гони жида в Палестину". Антисемиты и сионисты всех стран,
соединяйтесь! Просто-таки давайте дружить, как призывал кот Леопольд. (Было
бы нелогично не допускать возможность, что эти противоположные течения ищут
контактов и сотрудничества, коли имеется некоторое совпадение в целях.
Многие в Израиле сейчас убеждены, что "большая алия" 1990 года из СССР,
вызванная слухами о предстоящих погромах, есть великая провокация Сохнута,
нуждающегося в оправдании и увеличении своего штата и бюджета.)
Просьба сообщить свое мнение: увеличится или уменьшится роль и удельный
вес евреев в мире при таком всеобщем переселении в Эрец? Ортодоксов просят
не беспокоиться.
Ворочать мировыми делами они станут меньше, зависеть от них станет
меньше, в среднем они станут людьми меньшего калибра. Вот это-то и
противоестественно: добровольно и по своему хотению пытаться уменьшить
собственную энергетику. А что противоестественно -- то вряд ли...
Пламенные иудаисты могут обняться с не менее пламенными антисемитами в
убеждении, что именно через рассеяние и исполнил Господь свое обещание дать
Избранному народу владение над всеми прочими. (Ну, если и не полностью, то
насколько сумел: давать обещания вообще легче, чем приводить их в жизнь.)
Те, кто когда-то ехали сюда юными и нищими, чтобы превратить пустыню в
сад, отстаивать свою землю с оружием в руках, возрождать страну из ничего и
расти вместе с ней -- отцы-переселенцы -- те имели к чему приложить все свои
силы. Это -- в прошлом.
Но те, кто обрел и сделал себя в другой стране и в другом деле, на
другой земле и на другом языке, кому мал размер Израиля и чья самореализация
уже обрела больший масштаб -- останутся теми евреями, которых знает мир уже
две тысячи лет.
Потому что евреев сделало таковыми рассеяние. А израильтяне и евреи --
две большие разницы, ага." ("Маарив", Тель-Авив, 24 ноября 1995г.)
БОГ
Бог есть, потому что Бога нет.?
Наличие Бога необходимо обусловлено именно тем,, что в действительности
(реальности, Бытие) он не существует.?
Бог -- это вершина (бесконечно высокая) идеала.
Бог -- это завершение и конечная точка абстракции, противопоставляемой
человеческим сознанием реальной конкретности Бытия.
Реальное и идеальное -- такое же органичное двуединство, диалектическая
пара, как свет и тьма, добро и зло, верх и низ. Существование реальности
обуславливает существование своей противоположности -- идеальности.
Бог -- это квинтэссенция идеальности. Наше сознание (в первом и
"базовом" аспекте) подобно зеркалу, отражающему реальность. Действительность
реальна, ее отражение, т.е. сознание, идеально (существует только для тебя и
в тебе, твоем представлении, воображении, ощущениях). Действительность
бесконечна и неисчерпаема в познании ее устройства и причин. Зеркальное
отражение этой бесконечной перспективы имеет своим завершением некую
условную, бесконечно удаленную точку -- Первопричину, всеобъясняющую и
Всемогущую: это и есть Бог.
Противоположности, взаимоотталкиваясь в начале, сходятся в
бесконечности. То есть реальное и идеальное, обусловленное друг другом и
имеющее началом и границей друг друга, удаляются по мере развития, но вновь
сходятся в некоей идеально удаленной точке, которая и есть Бог.
Человек может знать, что не избежит беды, жестко и однозначно
обусловленной конкретными причинами. Его мольба к Богу о помощи и утешении
-- зеркальное отражение этого знания.
Вера в загробную жизнь -- зеркальное отражение знания реальной
конечности жизни.
Тот мир -- зеркальное отражение этого, реального, мира.
Человек может полагать бесспорным, что смерть --это вечная разлука и
вечное Ничто. И все равно в сознании не хочет смиряться с этим. Знает -- но
не хочет соглашаться и довольствоваться собственным знанием. Его не
устраивает существующее (природное) положение вещей.
Животное, когда с возрастом приходит его срок, удаляется и умирает
молча и безропотно. Но даже самый смиренный человек, если умирает в сознании
и рассудке, абсолютно не веря ни в какую жизнь после жизни -- наперекор и
назло себе и своему знанию какой-то частью того, что и называет душой,
утверждает себе и любимым, что не все кончено. Все равно и вопреки всему! А
иначе не просил бы похоронить его рядом; или развеять прах; или упокоить по
обряду и обычаю.
Вот эта несмиряемость с сущим положением вещей -- и есть последний
аспект того самого избытка энергии, о котором мы так долго говорили; который
только и делает человека человеком, который только и заставляет его никогда
не удовлетворяться тем, что уже есть.
Бог существует постольку, поскольку существует человек. И через
человека и человеком познается.
Вера и знание -- также диалектическая пара, то самое единство и борьба
противоположностей.
Сущность Веры -- в д о п о л н е н и и знания его о т р и ц а н и е м.
То есть неверующих людей нет -- есть люди, полагающие себя неверующими.
Поскольку рефлексия, двойственность есть неотъемлемое свойство сознания,
поскольку каждый человек имеет какие-то конкретные знания и представления о
конкретной реальности -- постольку он имеет и какие-то идеальные желания и
стремления, оформляющиеся в представление, Бог же есть сознательное
достижение (постижение) той точки, которая недостижима знанием как идеал
идеала.
НА ПРОЩАНИЕ
О тех, кто понимал
Шопенгауэр.
В блистательной философии Шопенгауэра есть пожалуй, только два
слабых места. Зато принципиальных. Одна из слабостей отчасти
проистекает из уровня научных представлений эпохи, и в этом повинен не
может быть никто. Другая же коренится в особенностях его личности:
Шопенгауэр полагал, что мир этот в общем неизменен и никуда не
движется; Мировая Воля не имеет замысла и цели все сущее - хаотическая
игра ее проявлений.
Примечательно, что задолго до опубликования и тем более до
признания теории эволюции Дарвина Шопенгауэр принимал и учитывал
эволюционную теорию Ламарка - но, учитывая ее как бы от нуля до
современного человека не сделал никаких попыток экстраполяции и связи
человека в будущей со Вселенной вообще и с ее механизмом. Человек
Шопенгауэра наличествует в мире как порождение и слепое орудие Мировой
Воли, посредством какового орудия Мировая Воля не только являет себя -
как и во всем сущем, - но и познает себя; и только. По Шопенгауэру
(и в этом он следовал общей точке зрения) человек в мире, в сущности,
"низачем не нужен": что он есть, что его нет, э, ничто не меняется по
большому счету.
Я полагаю, что показал достаточно ясно: у человека во Вселенной
есть своя роль, имеющая принципиальное значение для существования
Вселенной и не могущая быть выполнена ни-кем-ничем другим.
Вторая принципиальная слабость философии великого и мощного
Шопенгауэра - во врожденном преобладании в его центральной нервной
системе рационального начала над витальным, чувственным. Поистине жить
для него значило мыслить. Постоянно держа в мироотношении бренность
жизни человеческой и постоянство страданий, он не мог, бездумно и
плюя на это, наслаждаться и радоваться любовью, природой, едой и
питьем, мышечной радостью тела и красивой одеждой. Все знают, что
смертны - это не мешает любить и жениться, души не чаять в детях и
радоваться всем обычным малостям жизни. В мозгу Шопенгауэра был своего
рода дефектик, благодаря которому примат мышления не позволял ему
рефлек-торно принимать радость бытия - в отличие, скажем, от здоровых
ребят Платона и Аристотеля. Правда, этот самый дефектик и позволил ему
создать свою философию.
Вернадский.
Сила и значение Вернадского в том, что он впервые встроил
человека в систему энергетики Земли и в связи с ближним Космосом. В
сущности вся теория Вернадского сводится к доказательству одного
простого тезиса: по мере развития жизни на Земле уровень миграции
атомов в биосфере повышается, с появлением же человека разумного это
повышение уровня выходит на качественно большую высоту: разум является
геологическим фактором, с новой и небывалой скоростью преображающим
верхний слой планеты.
Слабости и недостатки Вернадского, как только всегда и бывает,
являются обратными сторонами его достоинств.
Как истый ученый-естественник, крайне добросовестный и
обстоятельный, он пляшет от родной геологии и минералогии,
рассматривая эволюцию материи верхнего слоя Земли сугубо на
естественнонаучном уровне. Он анализирует достоверные факты и выводит
из них бесспорные заключения.
Философия и психология не входят в сферу его рассмотрения, "ибо
их, строго говоря, нельзя отнести к наукам", и в этом он скорее прав,
нежели неправ. Но из столь же логичного, сколь и полного пренебрежения
человеком не только как геологической силой, но и личностью с ее
психологией и всеми комплексами, проистекает кардинальная ошибочность
(правильнее сказать - наивная поверхностность) учения Вернадского о
ноосфере.
Осознав свои возможности, человек должен проникнуться
ответственностью, полагал Вернадский, и, координируя усилия
человечества, творить дальше историю планеты "по уму", в желательном
себе "правильном и благом" направлении, избегая катастроф и разумно
применяя планету к своим нуждам.
Первое. Вернадский даже не пытался встроить человека в общую
энергоэволюцию Вселенной (он и понятием таким не оперировал, и
проблемами другими занимался, и вообще здесь слишком мало фактов для
создания теории, которая по принятым в науке критериям может считаться
подлинно научной теорией). Как подлинный ученый - он прав. Но если ты
не знаешь, куда плывешь - тебе не понять суть механизма плавания,
цель и средства связаны уж больно неразрывно.
Пожалуй что впервые мы встроили человека в общую
материалистическую картину Вселенной.
Второе. Сам разум человеческий со всеми его законами и реакциями,
вся психика человека с ее структурой - есть порождения и орудия
Вселенной, созданные и функционирующие в полном соответствии с
закономерностями ее энергоэволюции. То есть: разум делает не то, что
полагает разумным, а лишь обслуживает то, чего психика хочет, ее же
хотения коррекции практически не поддаются (так, в мелких частностях и
не надолго только). И посредством своего разума человек всегда будет
делать не то, что он думает, будто хочет, а то, что всегда делал:
обслуживать и реализовывать свои страсти и хотения, которые сводятся к
максимальным ощущениям и максимальным действиям, имеющим следствиями
максимальное энергопреобразование мира.
Мы и заехали-то к картине мироздания не от геологии или
астрономии, а от психологии, - выводы же естественных наук только
подтвердили правильность нашего понимания психологии и соответствие ее
всем прочим вещам и процессам Вселенной (это ли не лучшее
подтверждение правильности понимания).
Отсутствие у Вернадского сколько-то серьезного отношения к
психологии, что он полагал излишним и чуждым его задачам, и придает
его учению о ноосфере и взглядам на будущее человечества вид благого
пожелания из пятого сна Веры Павловны.
(Трудно удержаться от замечания: если бы удалось решить две
старые проблемы - преодоление времени в обратном направлении и
получение детей от гомосексуальных браков - то метис от Шопенгауэра и
Вернадского мог бы дать миру совершенно уже потрясающую по
гениальности теорию. Правда, тогда быть может мне, не имеющему чести
кровного родства с двумя вышеупомянутыми, не пришлось бы писать именно
эту самую книгу.)
Фрейд
R создании психоанализа Фрейд применил блистательную и остроумную
дифференциацию: он выделил в психической структуре личности "инстинкт
любви (жизни)" и "инстинкт смерти (разрушения)" - это как бы, условно
говоря, по горизонтали, а по вертикали - "Сверх-Я", "Я" и "Оно". И при
практическом применении в лечении психических больных это стало давать
отличные результаты.
И все это было бы хорошо, если бы психоанализ - учение
прикладное, рабочая теория психиатрии,- вдруг не преврати тился
прямо-таки в философское учение. Каковым он отнюдь не задумывался и не
создавался.
Фрейда мало интересовало мироздание "вообще". Его интересовало,
как же это скомпонованы и взаимодействуют эмоции и мысли в человеке, и
как же надо действовать, чтоб больных психов сделать здоровыми.
Традиционный фрейдизм сегодня - это вчерашний день
психоаналитиков, но основы структуры личности "по Фрейду" и сегодня
многими, причем многими профессионалами, принимаются за чистую монету.
А теперь представьте себе автомобиль. Он может ехать вперед,
назад, прямо, налево и направо. И представьте себе инструктора,
который для простоты и доходчивости объясняет, что в основе движения
автомобиля лежат два противоположных стремления движения двигателя -
передний ход и задний ход. В нормальном состоянии автомобиль движется
передним ходом, но задний всегда наготове, он как бы подавлен
передним, но он есть, есть! И в некоторых ситуациях, когда вперед
ехать неудобно или невозможно, задний ход берет верх над передним и
тащит автомобиль казалось бы в противоестественном положении, задом
наперед, назад и видно плохо, и сидеть задом наперед неудобно, и в
колдобину можно заехать, зато можно и выбраться на дорогу, если
передок засел или в стену уперся.
А также автомобиль в нормальном состоянии едет прямо, но если
нужно сменить направление - передумал ехать прямо, или в кафе
перекусить, или бензина залить, - автомобиль подключает ориентацию
левого поворота, каковая ориентация всегда дремлет наготове. А также
есть всегда "за гранью прямолинейного движения" стремление и