\019\
Рис. 1-14. Вдоль ряда забитых свай движется другое устройство. Оно обрезает верхушки свай на определенной высоте, а затем укладывает на них поперечные балки.
Рис. 1-15. «Установщик плит» укладывает на балки железобетонные плиты длиной 22,8 м. Установив плиты, устройство передвигается по рельсам влево, оставляя оправа проем между поперечными балками для укладки новых плит.
\020\
было выдвинуто требование, чтобы над фарватерами, по которым идут военные корабли, не было мостов, ггак как ~<в случае войны эти мосты могут быть разрушены противником, и корабли окажутся запертыми в бухте. Вследствие этого под фарватерами пришлось выстроить два туннеля. При строительстве такого уникального сооружения технология производства его деталей и их сборки имеет столь же важное значение, как и проектирование его в целом.
Рис. 1-16. Одна из 37 секций туннеля длиной около 100 м, изготовленных на суше и отбуксированных к месту установки. Ширина их не уступает высоте, равной высоте трехэтажного дома. Промежуток между внешней и внутренней оболочками секции заполнен бетоном на месте строительства, чтобы утопить секцию и уложить ее на дно залива. Водолазы соединяют секции и удаляют перегородки, чтобы образовался сплошной туннель.
Эстакада длиной 28 км стоит на длинных (около 52 м) бетонных сваях, забитых в дно бухты с помощью парового молота и крана, смонтированных на барже [«Большой Д» (рис. 1-13)], которая имеет выдвижные «ноги». Баржу подводят к месту забивки сваи, и она поднимается над поверхностью воды, выдвигая свои «ноги».
\021\
Ни шторм, ни волны не мешают в работе. Забив сваю, баржа поджимает «ноги» и переплывает к месту забивки очередной сваи.
|
«Большого Д» сменяет другое устройство (рис. 1-14), которое медленно движется вдоль верхушек свай. Передняя часть устройства подравнивает верхушки свай, а задняя часть устанавливает на них поперечные балки. За этим устройством следует «Установщик плит» (рис. 1-16), который укладывает на поперечные балки железобетонные плиты, образующие основание дороги. Установщик продвигается по укладываемым им перед собой стальным фермам.
Строительство туннеля также интересно. Большие секции (рис. 1-16) уложены «а дно залива и соединены вместе. Используя специально разработанные приспособления, строители уложили секции в вырытую на дне залива траншею шириной 30 и глубиной 4,5 м. После соединения секций временные перегородки между ними были удалены, а над туннелем насыпали слой песка и глины. Подводный туннель соединяет два искусственных острова, которые и защищают туннель от воды в месте соединения с эстакадой. Сваи эстакады, поперечные балки, «плиты дорога, секции туннеля и другие элементы доставляли со специальных заводов. Разработка технологии строительства и специальных устройств вроде «Большого Д» и «Установщика плит» входила в задачи проектировщиков.
Выводы
На первом этапе, когда для решения задачи требуется получить тот или иной результат, о ней обычно говорят в общих чертах например, требуют разработать экономичный способ использования энергии приливов и отливов («приливная электростанция») или еще более общо: «найти экономичный способ преобразования электрической энергии».
Рассмотрим еще один пример. Фирма, производящая автомобили, обеспокоена падением спроса на ее машины. Это вызвано возросшей конкуренцией других фирм, выпускающих малолитражные автомобили. Для того чтобы восстановить спрос, дирекция фирмы решила начать выпуск своих малолитражек и поручила разработать проект группе инженеров. Дирекция сформулировала задачу лишь в общих чертах, а именно ограничила себестоимость машины, определила её вместимость и мощность двигателя. Обычно эти главные требования заказчики разрабатывают совместно с инженерами.
|
Существует много путей решения подобной задачи. Группа инженеров должна рассмотреть многие из них. Конечно, их знания и опыт играют немаловажную роль, но главное, что требуется от каждого инженера, — это изобретательность.
Оценивая различные возможные решения, инженер полагается на свое мнение, так как у него нет времени на исчерпывающий анализ всех возможных решений. Таким образом, главное, что характеризует инженерное искусство, — это творческий подход при рассмотрении возможных вариантов решений и собственное мнение при их оценке.
Ори разработке проекта инженерам приходится иногда спешить, так как заданные им сроки не всегда соответствуют реальным возможностям. В результате инженер должен найти наилучшее решение, не имея достаточного времени для оценки всех или большинства из них.
\022\
Значение экономики в инженерном деле трудно преувеличить. Для того чтобы инженер приносил пользу обществу, изделия, изготовленные по его проектам, должны быть нужными и доступными по цене потребителю.
Инженер всегда должен думать об интересах производства как с технической, так и с экономической точек зрения. Разработчики туннеля-моста, например, тщательно оценили эффективность их сооружения в общем, применяемых конструкций и материалов, стоимость рабочей силы и оборудования, необходимого при постройке. Точно так же разработчик диагностической ЭВМ оценил стоимость ее производства.
|
При решении многих задач инженер сталкивается с противоречивыми требованиями. Так, например, авиакомпания хочет иметь надежные, быстрые, комфортабельные и экономичные (по расходу горючего и стоимости ремонта) многоместные самолеты. Но если конструктор предусмотрят все возможные способы обеспечения безопасности полета, то пострадают скорость, комфорт, вместимость и экономичность. Наоборот, если разработать самолет, обладающий максимальной скоростью полета, то придется пожертвовать комфортом, вместимостью и безопасностью. Повысится и расход горючего. Поэтому конструктор ищет компромиссное решение, более или менее удовлетворяющее всем этим противоречивым требованиям. Чем измеряется комфорт? Что повышает безопасность? Решение этих задач затруднено как тем, что они противоречивы, так и тем, что невозможно измерить, а следовательно, и сравнить такие критерии, как безопасность и комфорт.
Многие полагают, что большинство решений инженер находит, стоя у чертежной доски. Это далеко не так. Большую часть своего времени инженер наводит оправки, знакомится с литературой, изучает требования, обменивается мнениями, подбирает сотрудников. Поэтому умение поддерживать хорошие отношения с людьми и успешно сотрудничать с ними играет большую роль в работе инженера.
Важную часть работы инженера составляют определение и оценка новых технических задач, например необходимость разработать новый способ опреснения и очистки воды. Инженер должен определить, как люди будут применять разработанные им приборы и каким из них они станут отдавать предпочтение. Он обязан также предвидеть тот эффект, который вызовет появление в продаже, например, механической зубной щетки. Таким образом, деятельность инженера в большой степени зависит от нужд общества, признания полезности ело изобретений и того, как эти изобретения помогают людям. Эта заинтересованность вместе с экономической стороной деятельности инженера делают его работу не столь уже сугубо технической (но, конечно, нисколько не легче), как предполагают непосвященные.
Существует мнение, будто инженер большую часть своего времени делает то, чем обычно занимается техник или механик, или даже лаборант. Отнюдь нет! Инженеру чаще приходится мыслить абстрактно, обдумывать факты, вычислять и сопоставлять и реже иметь делю с конкретными, приборами. Более того, макет разработанного инженером прибора собирают техники, поэтому даже в этом случае инженеру не всегда удается «поработать руками». Вот почему инженерная деятельность на самом деле не такая, какой ее представляют себе многие. Молодой человек, любящий
\023\
возиться с автомашиной, ремонтировать домашнюю электроаппаратуру, вести химические опыты и т. п., вероятно, будет преуспевать на инженерной работе, но не лучше другого юноши, не имеющего таких наклонностей.
Автомат для сборки выключателей и туннель-мост представляют собой сложные системы, состоящие из тысяч деталей или конструкций, связанных между собой. Такая сложная система требует от коллектива инженеров знаний во многих областях науки и техники. Время, когда один инженер разрабатывал проект с начала до конца, ушло в прошлое. В настоящее время при проектировании больших систем их делят на подсистемы и поручают проектирование каждой из них отдельной группе инженеров. Так, в- проектировании космического корабля участвуют сотни инженеров. Одна группа занимается двигателем, другая—системой связи и автоматики, третья — системой навигации и т. д.
Заключение
Инженер должен решать задачи, которые формулируются обычно в виде общих требований к функциям, выполняемым прибором. Задача инженера — реализовать эти требования в конкретном устройстве (сооружении или технологическом процессе), которое дает нужный технико-экономический эффект. Для того чтобы прийти к такому решению, инженер должен применить свои знания и изобретательность, выделяя из множества возможных вариантов решений наилучшие, оценить эти варианты с точки зрения множества неуловимых и часто противоречивых критериев. Ограниченное, время не позволяет всегда дать исчерпывающее описание всех возможных решений. Вместо этого инженер вынужден полагаться на свое собственное суждение. Чрезвычайно редко можно сейчас встретить инженерную задачу, в которой экономические показатели не имеют значения.
Упражнения
1. Сформулируйте две или три известные вам инженерные задачи и найдите состояния А к В для них. Определите наиболее важные критерии и ограничения для каждой задачи.
2. Что, по Вашему мнению, делает инженер, когда он ищет решение задачи, но нет научной теории, на которой он должен основывать свое решение?
3. Возьмите знакомый Вам прибор или устройство и попытайтесь определить противоречивые требования, которые инженеру-конструктору этого прибора пришлось выполнять, (Пример. Часто приходится разрешать такой конфликт: число операций, выполняемых прибором, и их эффективность должны быть максимальными, а себестоимость прибора — минимальной.)
4. Почти всегда на решение задачи инженеру дается ограниченное время. Как Вы представляете себе первоначальные шаги инженера в этом случае? (Чьей помощью он должен воспользоваться, чем пожертвовать и т. д.?)
5. Опишите один из следующих инженерных проектов, проследив его, как можно дальше, так, как это сделано в данной главе. Это описание должно включать обстоятельства, под влиянием
\024\
которых возник этот проект, трудные или необычные задачи, входящие в него, окончательный результат, приносимая польза и т. д.:
а) скоростной автоматический прокатный стан, выпускающий листовую сталь;
б) искусственный спутник Земли;
в) система бронирования билетов на железнодорожные поезда и самолеты;
г) опреснение большого объема морской воды;
д) международный аэропорт;
е) ядерная электростанция;
ж) механический подъемник для крупного оклада;
з) микролитражный автомобиль.
Глава вторая. ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Современное инженерное дело исторически развилось на основе двух достижений, которые в течение ряда веков не имели общих точек соприкосновения. Одним из этих достижений было постепенное совершенствование специалистов, посвятивших себя созданию приборов, устройств и технологических процессов, приносящих пользу человеку. Другое историческое достижение — быстрый рост за последнее столетие объема научных знаний.
Инженерное дело в давние времена
Издавна человек создавал устройства, с помощью которых он мог заставить природу работать на себя. Так, от ковыряния земли палкой человек пришел к созданию сохи, а потом изобрел плуг, чтобы возделывать почву; он изобрел топор, чтобы превратить дерево в удобный строительный материал, ветряк, чтобы использовать силу ветра для выполнения полезной работы, паровую машину для превращения энергии, скрытой в топливе, в механическую работу, мельницу, чтобы превратить зерно в муку. Еще в древние века наряду со священниками, врачами и учителями были уже люди, посвятившие себя созданию приспособлений и устройств, удовлетворяющих нуждам общества. Эти люди создавали оружие, строили крепости, дороги, мосты, каналы, орудия, машины и др. Их дела особенно ярко проявились во времена Египетской и Римской империй, гениальными сооружениями которых люди восхищаются и
\025\
по сей день. Те люди были предшественниками современных инженеров, и главное, что отличает тех классических инженеров от их современных собратьев, — это знания, на которых основана современная инженерная наука. Классические инженеры строили мосты, создавали машины и другие сооружения, основываясь на собственном опыте и опыте, накопленном другими, на здравом смысле, эксперименте и изобретательности. Часто эти инженеры древности знали, что нужно делать, но не имели представления о теории, лежащей в основе того или иного прибора. Законы природы в древние времена были мало известны инженерам.
В таком виде инженерное дело существовало много столетий, накапливая практические знания. В эпоху Возрождения уровень инженерного дела значительно возрос, но даже в XVIII в., когда была изобретена паровая машина, инженеры основывались главным образом на эмпирических знаниях и очень мало на данных науки. Эволюция паровой машины показывает состояние инженерного дела в те времена. Паровая машина, запатентованная в 1769 г. Джеймсом Уаттом, была результатом постоянных совершенствований машины, созданной впервые Томасом Севери в 1700 г. Предшественники машины Севери уходят в глубь веков. Так, Томас Ньюкомен еще до Уатта увеличил эффективность машины Севери, чем и предопределил её широкое применение. Эволюция машины Уатта также отмечена серией изобретений, предложенных людьми, которые очень мало знали научные основы, лежавшие в основе их изобретений. Они ничего не знали о молекулярном строении, количественных соотношениях между температурой и давлением, теорией теплообмена и многом другом.
Современное инженерное дело
Классические инженеры не всегда понимали законы природы, лежавшие в основе тех или иных физических явлений. Современные инженеры знакомы со строением вещества, электромагнитными явлениями, взаимодействием химических элементов, законами движения и многим другим. Многие законы физики, которых не знал Уатт, создавая свою паровую машину, сейчас известны учащимся средней школы. Инженеры XIX в. понимали, что наука поможет разрешить многие задачи, и
\026\
пытались применять науку на практике. Благодаря их усилиям классическое инженерное дело превратилось в современное.
Глубокое понимание законов природы привело к значительным переменам в инженерном деле. Задачи, которые решает современный инженер, часто те же, что решали и классические инженеры, но использование науки при решении задач сейчас настолько широко, что одной из главных особенностей современного инженера стал научный подход к решению инженерных задач. Заметим, однако, что хотя на первом месте стоит теперь наука, инженеру по-прежнему необходимы изобретательность, собственное мнение и интуиция.
Технолог
Люди, посвятившие свою жизнь исследованию природы и развитию науки (их мы называем учёными), чаще всего не участвуют в решении инженерных задач. Но так как объем научной информации, потенциально полезной обществу, год от года возрастает, теперь стали нужны люди, которые могли бы применить эти знания для удовлетворения нужд общества, т. е. помочь переходу,
Рис. 2-1. Цель современного инженера — применение знаний для удовлетворения нужд общества.
показанному на рис. 2-1. Нужда в таких посредниках между наукой и обществом, в людях, которые могут применить свои знания для решения проблем человечества, существует во всех областях науки — ботанике, экономике, физике и др. Таких людей называют технологами.
Огромная область знаний о процессах в живом организме называется физиологией. Наука, изучающая поведение бактерий, являющихся источниками многих человеческих заболеваний, называется бактериологией.
\027\
Бактериология и физиология — две области биологии, изучающие возбудителей болезней и лекарства, которые можно применять для лечения тех или иных болезней. Но одними зданиями болезни не излечишь! Нужен человек, применяющий эти знания для лечения. Его называют врачом, но это технолог, так как он применяет научные знания для решения задач лечения людей. Точно так же инженер — это технолог, применяющий науку (например, физику и химию) для решения определенного класса задач.
Заметим, однако, что инженеры и врачи решали задачи, стоявшие перед ними, за много веков до того, как был накоплен багаж достаточных научных знаний.
Технологи всегда были и остаются людьми, решающими задачи. Когда они встречаются с задачей, для решения которой еще нет стройной теории, они все же должны попытаться решить эту задачу. (Хирург не отойдет от операционного стола, если он выяснит, что наука еще не знает, как следует действовать при данном заболевании его пациента.)
Технолог ищет решение задачи, используя для этого, если необходимо, эксперимент, здравый смысл, изобретательность и другие способы, если наука еще пне дала ответа на нее.
Таким образом, инженер нужен не исключительно для применения на практике достижений науки; он решает возникшие задачи и в процессе таких решений использует, если это необходимо *, научные знания.
Различие между наукой и инженерным делом
Невозможно полностью оценить роль инженерного дела, не определив различия между ним и наукой.
Работу ученого и инженера отличают повседневная деятельность каждого и конечный результат их работы (знания одного и проект прибора, сооружения или совершенствования технологического процесса другого).
* Понятие технолог, широко применяемое в данной книге, не универсально. Некоторые авторитеты считают термины «инженер» и «технолог» синонимами, тогда как другие убеждены, что технолог и техник суть одно и то же. Однако автор называет техником человека, который оказывает техническую помощь технологу. Так, например, техник готовит рабочие чертежи, модели конструкции, разработанной инженером, собирает и испытывает образцы и. выполняет другие функции, помогая этим инженеру.
\028\
Наука — область знаний, объясняющих человеку явления природы и взаимосвязь между ними. Например: материя — энергия — жизнь. Ученые стремятся расширить эти знания. Они трудятся для того, чтобы изучать, объяснять и классифицировать явления природы. В поисках новых знаний ученый принимает участие в исследованиях и уделяет большую часть своего времени следующим видам деятельности:
усвоение того, что изучено другими;
формулирование теорий (гипотез);
постановка экспериментов (их обдумывание, подготовка и изготовление необходимых приборов);
наблюдение явлений природы;
анализ наблюдений, проверка гипотез и составление заключений;
попытки описать явления природы на языке математики;
попытки обобщить то, что изучено другими;
обдумывание и «работа за письменным столом» (эта форма деятельности занимает гораздо больше времени ученого, чем думают многие);
обнародование своих открытий, например в печати.
Основное стремление ученого — расширить познания людей. Инженер, наоборот, стремится создать реальный прибор, устройство или разработать процесс, полезный людям. Инженер созидает. Искусственные спутники Земли, служащие для предсказания погоды, радиотелескоп, электрокардиограф, атомная электростанция, замечательные электронные вычислительные машины, ракеты и самолеты, летящие со сверхзвуковой скоростью, — все это результаты инженерной деятельности. Инженер созидает все это в процессе работы, называемом проектированием (в отличие от ученого, главная задача которого — исследования). Процесс проектирования составляет саму суть инженерного дела и детально описан в последующих главах.
Проектируя тот или иной прибор, инженер заботится о полезности, экономической целесообразности, безопасности, технологичности его творения. Ученый стремится к признанию его теории, повторяемости результатов экспериментов и к тому, чтобы его открытия повышали значимость исследований природы. Доктор Т. Кэрмен очень красноречиво описал это различие, сказав: «ученый изучает то, что существует, а инженер
\029\
создаёт то, чего еще никогда не было ». Так, например, сформулировав принципы электромагнитной индукции, Фарадей как ученый внес огромный вклад в науку. Применили же его достижение инженеры, создав генераторы электрического тока. Когда в 1939 г. человек пришел к пониманию процесса расщепления атома, это было выдающееся научное открытие. Инженеры же (вместе с учеными) применили это открытие для создания ядерных реакторов.
Сказанное отнюдь не означает, что лица, занимающиеся в основном наукой, никогда не решают инженерных задач, точно так же как инженеры не выполняют никаких исследований в поисках решения поставленных перед ними задач. Главное, что различает ученого от инженера, — это то, над чем они работают, и конечный результат их работы. Напомним, что, разрабатывая практические способы опреснения морской воды, инженеры участвовали в исследованиях, чтобы приобрести дополнительные знания об основных процессах, происходящих при опреснении воды. Однако они занимались исследованиями только потому, что это было необходимо для решения стоявшей перед ними задачи. Главной же их целью было создание экономически целесообразного процесса.
Приведем другой пример. Возвращаясь на Землю, космический корабль подвергается в плотных слоях атмосферы интенсивному нагреву, при котором плавится любой известный металл. Поэтому перед инженерами, участвовавшими в разработке конструкции космического корабля, стояла задача найти материал для оболочки корабля, способный выдержать такой нагрев. Результатом их исследований был вклад в общую теорию поведения пластических материалов при интенсивном нагреве. Однако эти знания стали побочным продуктом, полученным в результате труда инженеров, над созданием космического корабля, способного успешно возвращаться на Землю.
Общий взгляд на инженерное дело
Инженер — это профессия. Человек этой профессии создает приборы, устройства и процессы, применяемые для таких превращений материалов, энергии и человеческих возможностей, которые удовлетворяют нуждам
\030\
общества. Некоторые задачи, над которыми трудятся инженеры, показаны на рис. 2-2.
Инженер-—это профессия, требующая определенных знаний и мастерства при создании приборов, устройств и разработке технологических процессов. Это краткое описание инженерного дела иллюстрирует рис. 2-3.
Рис. 2-2. Типовые задачи преобразования природных запасов, которые решает инженер. Для каждого примера указаны способы преобразования материалов, энергии или информации для достижения желаемого результата.
\031\
Рис 2-3 Характеристика инженерного дела (о знаниях, умении и точке зрения инженера при решении задач рассказано в гл.3)
Специализация в инженерном деле
До сих пор мы говорили об инженерном деле вообще Практически существует много инженерных специальностей, определяемых той областью знаний, которая необходима инженеру для решения основных задач. Так например, инженер не может быть одинаково компетентным в конструировании мостов л телевизионной аппаратуры, реактивных двигателей и ткацких станков. Ниже перечислен ряд специальностей инженеров.
Среди авиаинженеров могут быть конструкторы самолетов авиационных двигателей и систем управления ими. Теперь к инженерной авиаспециальности надо причислять создателей аппаратов, летающих как атмосфере Земли, так и вне её.
\032\
Инженеры-химики разрабатывают способы химического превращения материалов, выделения бензинов из нефти (крекинг-процесс). Кроме того, инженеры-химики разрабатывают технологию производства пластических материалов, цемента, масел, резины, взрывчатых веществ, красителей и пр.
Инженеры-строители участвуют в проектировании и строительстве основных гражданских сооружений - шоссе, мостов, плотин, каналов, систем водоснабжения, н канализации, аэропортов, причалов и зданий различного назначения.
Инженеры-электрики разрабатывают способы получения, преобразования и применения электрической энергии. Они конструируют электродвигатели, генераторы тока, линии электропередачи, средства связи и многие другие приборы, аппараты и системы.
Инженеры, специализирующиеся в отдельных отраслях промышленности, создают способы физического превращения материалов в другие виды. В качестве примера таких способов превращения можно назвать автомобильные заводы, заводы сельскохозяйственных машин, типографии, заводы по производству управляемых снарядов, текстильные фабрики, судостроительные верфи. Инженеры-механики создают системы, преобразующие энергию для совершения полезной механической работы. К таким системам относятся двигатели, турбины, а также механизмы для преобразования одних видов движения в другие. Так, двигатель внутреннего сгорания превращает потенциальную энергию топлива в энергию движения поршня. Механизм, состоящий из коленчатого вала, коробки скоростей, карданного вала и колес, преобразует движение поршней в движение автомобиля. Инженеры-металлурги — создатели способов выплавки и обработки металлов. Они разрабатывают способы выплавки металлов из руд и изменения их физических и химических свойств (например, процесс штамповки алюминия с вытяжкой или процесс упрочнения стали). Существуют многие другие специальности инженеров. Несмотря на различные специальности, основная задача всех инженеров одинакова — создавать системы, преобразующие материалы, энергию, информацию в более полезную форму. При всех инженерных специальностях нужно владеть основными приемами работы и иметь профессиональные познания.
\033\
Роль инженерного дела
То, что создали инженеры, колоссально влияет на ход истории: оружие изменяло ход битв, промышленная революция изменяла отношения между государствами, новые виды транспорта и связи улучшили контакты между народами. Роль инженерного дела в формировании современной цивилизации так велика, что без него oна немыслима. Попробуйте представить себе, что случится, если все генераторы, насосы, моторы, транспорт и другие инженерные сооружения вдруг перестанут работать! Мы считаем само собой разумеющимся, что нас снабжают продуктами питания, водой, теплом, электроэнергией, средствами связи и транспорта. Мы используем многочисленные службы, созданные инженерами, облегчающие нашу повседневную жизнь, приобретаем продукты, изготовляемые предприятиями пищевой промышленности и доставляемые магазинами.
Инженерное дело имеет огромное значение и в деле национальной безопасности. Военное превосходство уже не состоит в обучении населения военному делу и накоплении оружия всех видов. Теперь — это соревнование техники. Преимущество на стороне той нации, которая идет на шаг впереди в разработке новых видов оружия. Это преимущество в огромной мере зависит от уровня развития инженерного дела. При разработке планов обороны страны обращают особое внимание на инженерные ресурсы нации, потому что безопасность нации и ее инженерный уровень идут рука об руку.
Очень велико влияние инженерного дела и на благосостояние населения. Экономическая деятельность способствует улучшению старых товаров и производству новых, например вычислительных машин, являющихся основой всей современной промышленности. Улучшение методов производства и распределения позволяет сделать товары доступными широким слоям населения.
Не будь инженерного дела, мы были бы по существу лишены возможности использовать научные открытия. Возьмем к примеру транзистор. Основные положения теории транзисторов были разработаны группой физиков. Но все, что произошло, начиная с появления первого образца транзистора и до настоящего времени, когда миллионы транзисторов работают в аппаратуре самого различного назначения, — заслуга инженеров.
\034\
Для того чтобы применить научное открытие в повседневной жизни, инженеры должны использовать это открытие в устройстве, практически и экономически выгодном для общества, изыскать способ экономичного производства этого устройства и, наконец, предложить способы его применения для удовлетворения разнообразных нужд людей.
Общество нуждается в инженерах, которые находят способы прикладного применения достижений науки. После того как открытие сделано (пример—квантовый генератор академиков Н. Г. Басова и А. И. Прохорова), инженеры работают над созданием устройств, использующих практические возможности этого открытия. Благодаря деятельности инженеров человечество получает пользу от научных исследований.
Выводы
До начала минувшего века мир науки мало влиял на инженерную практику. По мере накопления научных знаний они стали влиять на развитие инженерного дела и коренным образом изменили его. В отличие от инженерного дела прошлого современное инженерное дело ближе к науке, чем к искусству, хотя процесс творческого созидания в инженерном деле имеет много общего с искусством. Для того чтобы выполнить свой долг перед обществом, инженер должен обладать определенными свойствами и знаниями, рассмотрению которых посвящена следующая глава.