Глава вторая. Инженерное дело 025 10 глава




На корабле «Нимб» имеется и вторая телевизионная система, которая в отличие от первой непрерывно передает изображение на Землю. Метеорологические станции, расположенные в пределах 2400 км от спутника, могут принять это изображение. Специальная приемная аппаратура на электрочувствительной бумаге воспроизводит

\157\

изображение облачного покрова данного района с высоты 960 км.

Таким образом, метеорологический спутник «Нимб» передает регулярную информацию об облачном покрове всего мира. Планируется запуск нескольких таких спутников, чтобы получать информацию чаще и в более широких масштабах.

Пока человек по существу не может управлять погодой. Но так долго продолжаться не может! Пока что дело не идет дальше попыток предотвратить грозы, но это только пока! Несомненно, что скоро влияние человека на погоду значительно увеличится и управление погодой станет очень важной специальностью. Здесь, как и в некоторых других случаях, имеется возможность заняться таким делом, которое еще только зарождается. Это обещает интересную работу и успешное и быстрое продвижение по службе.

Использование богатств океана

Вследствие растущего интереса к океанографии и в результате того, что нужды человечества увеличиваются, а земные ресурсы истощаются, в недалеком будущем особую важность приобретет новая отрасль инженерного дела, так называемая аквакультура, т. е. использование ресурсов океана для удовлетворения нужд человечества в воде, пище, полезных ископаемых и пр. Инженеры должны будут создать приборы конструкции и технологические процессы помогающие человеку использовать посуществу неисчерпаемые ресурсы океана. Океан уже снабжает людей огромным количеством нефти и серы благодаря использованию колоссальных подводных залежей. В будущем количество отраслей промышленности, занимающихся обработкой морских запасов, значительно возрастет и потребуется участие многих инженеров.

Проблемы города

В результате быстрого и неуправляемого роста городов, индустриализации, все возрастающего числа автомобилей в городе и ряда других факторов перед городской общиной возникает масса взаимосвязанных проблем. Среди них >можно отметить перенаселенность, недостаточное количество транспорта для перевозок масс людей, загрязнение воздуха и воды, недостаток пресной

\158\

воды, повышенный уровень шумов, не отвечающая требованиям система распределения коммунальных услуг, уборка снега, стоянка автомобилей. Инженеры должны решить наиболее важные городские проблемы, касающиеся транспортных развязок и стоянок, прекращения роста городов и пр.

Природные богатства

Запасы нефти и природного газа истощаются, в то время как потребность в них все более возрастает. Поэтому инженеры предприняли попытки отыскать экономичный источник энергии для замены нефти и газа. Отыскание такого источника — вот другая область деятельности инженера, которая вскоре приобретет огромное значение. Много усилий было приложено для разработки экономичных способов преобразования ядерной энергии в электрическую. Ядерная энергия считается сейчас одной из главных. Однако есть и другие источники электроэнергии, которые могут быть применены в будущем. Среди них можно отметить преобразователь энергии солнечных лучей, топливный элемент (здесь первичным топливом является газ), термоэлектрический генератор (обе системы непосредственно преобразуют теплоту в электричество в отличие от известной паровой турбины, где происходит преобразование теплота — пар — электричество) и магнитогидродинамический (МГД) генератор, где теплота преобразуется в электричество с помощью ионизированных газов, нагретых до высокой температуры.

Другая проблема, требующая незамедлительного разрешения,— это проблема питьевой воды, запасы которой все уменьшаются, а потребность в ней возрастает. К 1980 г. потребление свежей воды возрастет вдвое по сравнению с 1965 г., и если не будут найдены новые средства получать свежую воду, в 2000 г. наступит водяной кризис. Поскольку население земного шара возрастает с неимоверной быстротой, вскоре необходимо будет заселить засушливые районы. Но для того чтобы там была возможна жизнь, нужны большие количества свежей воды. Показателем растущего интереса к этой проблеме являются многочисленные попытки, особенно со стороны правительственных учреждений США, найти экономичное средство превращения в больших количествах морской и солоноватой воды в питьевую. Опреснение морской

\159\

и солоноватой воды и разработка оборудования для этой цели обещают в ближайшие одно-два десятилетия стать одним из главных коммерческих предприятий. Усилия многих инженеров будущего будут направлены на консервирование свежей воды, что включает меры по удалению примесей из воды рек и озер, а также на разработку новых средств ее получения.

Безопасность

Успехи инженерного дела привели к быстрому улучшению моделей основных видов транспорта XX в. Однако рост безопасности этих моделей не соответствовал росту скорости, комфорта, мощности и стоимости. С развитием наземных и воздушных средств передвижения проблема безопасности на дорогах и воздушных линиях становится все более насущной. Инженер должен найти пути для достижения безопасности.

Рис. 11-9. Это действующая модель «автоматического шоссе», которая управляет автомобилям», поддерживает их скорость и дистанцию на заранее установленном уровне и включает тормозную систему, когда возникают препятствия. Когда шофер включает автоматическое управление, машины, оборудованные электронными приборами, движутся вдоль провода, расположенного под шоссе. Крайний левый ряд предназначен для машин, управляемых вручную. В настоящее время эта система находится и стадии разработки.

\160\

Для повышения безопасности на дорогах существует несколько многообещающих возможностей, касающихся как конструирования безопасных дорог и автомобилей, так и средств управления движением. Так, например, амортизирующие бамперы, автомобильные кузова и рамы, изготовленные из пластических материалов с большой упругостью, резины или металла, а также другие нововведения значительно увеличивают безопасность автомобиля. Разрабатываются системы управления движением, подобные показанной на рис. 11-9, благодаря которым автомобиль может автоматически двигаться вдоль провода, проложенного под покрытием дороги. Такая система будет также контролировать скорость автомобиля и тормозить его при приближении к препятствию. Другой путь повышения безопасности движения — создание безопасных дорог, так как известно, что последние новшества на дорогах значительно сократили число несчастных случаев.

Проблема воздушного транспорта быстро приближается к критической точке. Необходимы система для управления прилетающим потоком самолетов, система, обеспечивающая безопасную посадку независимо от погодных условий и новые средства доставки пассажиров к самолетам в густонаселенных районах земного шара. Общество будет благодарно инженерам, сумевшим решить эти проблемы безопасности на транспорте.

Транспортные средства

Задача транспортировки товаров и людей решена пока неудовлетворительно. Представьте себе путешественника, который за 4 ч покрывает расстояние в 3 220 км, а остальные 80 км из своего 3300-километрового пути проходит за те же 4 ч. Такое положение знакомо всем авиапутешественникам. Не лучше дело обстоит и с транспортировкой товаров. Здесь имеются еще дополнительные препятствия, заключающиеся в дорогой „ упаковке и требующей много времени перегрузке с одного вида транспорта, а другой, например с грузовика в вагон. Первейшая необходимость состоит в создании единой транспортной системы. Для того чтобы достичь такого единства, промышленности нужны инженеры, которые рассмотрели бы транспортную проблему в целом. Для инженера эта область имеет широкие перспективы и большие возможности для нововведений.

\161\

Развивающиеся страны

Решение многих мировых экономических, политических и общественных проблем в значительной степени зависит от решения технологических проблем. Критические нужды развивающихся стран состоят в следующем: широко развитая промышленность пищевых продуктов, расширяющиеся средства для добычи природных богатств, источники электроэнергии, совершенная транспортная система, совершенные методы промышленного производства, народное образование и обучение местного населения управлению производством. Время от времени развивающиеся нации нуждаются во внешней инженерной поддержке. Достижения, связанные с этим видом деятельности, и сопутствующий опыт — достойная награда инженеру.

Заключение

Мы попытались показать те области, которые являются плодородной почвой для применения инженерных талантов. Много крупных проблем человечества все еще решено неудовлетворительно. Инженеры могут внести значительный вклад в дело сохранения существующих ресурсов, открытия и разработки новых материалов и энергетических запасов, эффективного и экономичного народного образования, подъёма экономики развивающихся стран, ликвидации голода, смертоносных болезней,и стихийных бедствий. Инженерное дело может также сделать путешествия безопасными, усовершенствовать средства общения между народами, оживить пустыни, улучшить медицинское, хирургическое и больничное обслуживание, решить проблемы городов и пр. Вызов, который бросает инженеру каждая из описанных проблем, и перспективы работы в каждой из областей поистине огромны.

Анализ многих проблем, в решение которых инженеры внесут существенный вклад (сюда входят и старые, устоявшиеся проблемы, и новые, только что открытые), ясно показывает, что перед инженерами, обладающими широтой взгляда, богатым воображением и целеустремленностью, открываются блестящие возможности. Эти три качества достойны отдельного рассмотрения.

Очевидно, что во многих рассмотренных областях взаимосвязанные проблемы часто решаются так, как

\162\

будто они существуют независимо. Проблемы транспорта и городов неразделимы, так же как не могут существовать независимо проблемы очистки воздуха и воды. В настоящее же время часто решение Проблемы в одной области усугубляет положение в другой. Часто отсутствует элемент предвидения. В результате разросшиеся населенные пункты располагаются там, где нет еще подъездных путей и аэродромов. Общество нуждается в инженерах, которые сумеют взглянуть на вещи более широко, чем обычно, и в каждом случае получить наиболее полное решение всей проблемы.

Очень нужны также инженеры, которые внесут свежие идеи в решение старых и неудовлетворительно решенных задач. Общество может воспользоваться услугами многих инженеров, имеющих склонность к изобретательному применению их знаний и умений. Инженер, обладающий исключительной изобретательностью и способностью широко представить задачу, ценен вдвойне.

Инженерному делу нужны настоящие профессионалы, инженеры, посвятившие себя решению тех проблем человечества, нужда в которых наиболее велика. Создание автомобилей с большей мощностью мотора едва ли относится к таким проблемам. Есть много областей, в которых инженер может внести более важный и достойный награды вклад. Профессия нуждается в большом количестве людей, жизненно заинтересованных в том, почему (и как) должна быть решена задача, кто имеет смелость сказать «Нет», когда поставленная задача недостойна таланта квалифицированного инженера, кто отказывается работать, когда от него ожидают неэтичного или безвкусного решения, кто выступает против решений, приводящих к загрязнению атмосферы, отравлению водоемов, подвергающих опасности людей и уродующих сельскую местность.

Упражнения

1. Составьте описок под названием «Инженерные задачи, созданные инженерами» (например: очистка воздуха, транспортные заторы, межконтинентальные баллистические ракеты),

2. Опишите инженерное дело в 1985 г.

3. Расскажите, что сделали и что сделают инженеры в следующих областях:

а) хирургия;

б) увеличение водных заппсо»;

в) протезирование;

\163\

г) безопасность воздушного тршгопо р

д) океанография и применение морских богатеи;,

е) больницы;

ж) управление ростам городов;

з) транспорт на подводных крыльях; и) надежность;

к) применение вычислительных машин при проектировании;

л) космические исследования;

м) лазеры и мазеры;

ч) криогенная техника;

о) биологические исследования.

Глава двенадцатая. ВКЛАД В БУДУЩЕЕ

Вот некоторые проблемы, над которыми стоит подумать уже сейчас.

Мировая информационная система, которая будет хранить знания по всем вопросам, обмениваться знаниями с заинтересованными организациями и быстро снабжать информацией по любому вопросу, а также получив новые сведения, автоматически распределять их между теми, кто проявлял интерес к этому типу информации. Система будет переводить требуемую информацию ни родной язык адресата.

Совершенные способы расположения в городе линии электропередачи, телефонных линий, водо- и газопровода и канализации. Новая система должна обеспечивать сравнительно легкий доступ для ремонта и расширения, а также исключать так хорошо нам знакомое вскрытие тротуаров и улиц и вызванные этим транспортные пробки.

Система синхронных спутников, работающая как телевизионный наблюдатель погоды, и система обнаружения атомных взрывов, запусков ракет и, возможно, других военных действий, снабженные также аппаратурой.для космических исследований.

Решение проблемы вечной мерзлоты. Приблизительно 20% Земли покрыто слоем вечной мерзлоты глубиной до нескольких десятков метров. Кроме очевидных трудностей, связанных с водоснабжением и канализацией, возникает другая трудность, связанная с предотвращением постепенного погружения нагретого дома в почву в результате таяния и такого же погружения асфальтовых дорог, притягивающих солнечное тепло.

\164\

Прибор, который будет постоянно контролировать Уровень инсулина в организме диабетика и автоматически инъектировать требуемое количество инсулина, когда необходимо пополнение. Этот прибор, очевидно, должен быть маленьким,и прикрепляться к телу или вживляться в него как искусственная железа.

Прибор, читающий напечатанные материалы и преобразующий их в устную речь. Он будет весьма полезен для обучения слепых, больных и пр. (Нужно, чтобы информацию можно было запоминать во сне, слушая прибор, чтобы студент мог готовиться к экзаменам во сне.)

Система воздушных путешествий, при которой пассажир входит на борт в центре города и ему не нужно пересаживаться; система доставит его в центр пункты назначения. (Одно из возможных решений задачи — съемное пассажирское купе. Это купе может быть перенесено вертолетом на близлежащий аэродром и установлено в самолете. Такая же система может быть использована для перевозки грузов.)

Буквопечатающее приспособление для современной телефонной системы, которое работает независимо от того, снял абонент трубку или нет.

Малогабаритный, легкий, простой и экономичный автомобиль специально для регулярных поездок. (Он может работать на аккумуляторах, например. Батарея может быть подзаряжена в течение ночи в гараже.)

Прибор для записи мыслей, который улавливает и записывает (на магнитной ленте, например) мысли человека. Этот прибор принесет громадную пользу в психиатрии и терапии.

Изготовленная заводским способом школа, которую можно по частям перевезти в развивающуюся страну. Школа должна быть укомплектована обучающими машинами, приборами для показа и прослушивания, контрольной аппаратурой и пр. Цель — дать по крайней мере элементарное образование массам людей, используя минимальное число иностранных профессиональных учителей.

Эквивалент диагностической машины для юристов. Это система, которая быстро отыскивает все справки, касающиеся дела, рассматриваемого юристом. (Собственно говоря, разработка диагностической машины -- это тоже еще только задача, так как все то, что было рассказано на стр. 10, является чистой выдумкой.)

\165\

СИСТЕМЫ, ПОДСИСТЕМЫИ КОМПОНЕНТЫ

В инженерной литературе и разговорах системой часто называют нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Таким образом, ядро атома, атом, молекула, карандаш, цветок, животное, автомобиль, воздушная линия, город, Земля, Солнце и его планеты, Вселенная— это все системы. Промышленное предприятие — тоже система, так как оно состоит из тысяч частей. Такое предприятие можно рассматривать как систему, входом и выходом которой являются материалы, деньги, информация. Но само предприятие состоит из нескольких главных подразделений, выполняющих определенные функции, например продажу, покупку, расчеты. Эти основные подразделения системы называют подсистемами. Подсистемы — это тесно взаимодействующие частя целого; между ними -происходит широкий обмен информацией и по поведению и взаимозависимости они подобны органам человеческого тела. Во многих случаях выход одной подсистемы является входом другой. Эти подсистемы можно, конечно, подразделить и дальше. Если заглянуть внутрь каждого из «черных ящиков-отделов», то там можно будет найти дополнительные подсистемы. Отдел расчетов, например, содержит подсистему счетов, подсистему платежных ведомостей и др. Этот процесс деления можно продолжать до тех пор, пока результаты деления перестанут иметь отношение к рассматриваемой проблеме. Например, хотя пишущая машинка и состоит из многих взаимосвязанных частей, но как часть подсистемы, занимающейся продажей, она представляет машину как нечто интересующее покупателя. Любое подразделение системы, части которого не имеют отношения.к рассматриваемой задаче, называют компонентой этой системы. Заметьте, что предприятие, рассматриваемое в нашем примере как система, в другом случае может быть Компонентом более крупной системы. Экономист, рассматривающий национальную систему экономики, относится к каждой фирме как к компоненту. В этом случае особая структура фирмы не играет роли, так как отдельные фирмы становятся «черными ящиками»—компонентами рассматриваемой системы.

Из приведенного примера может показаться, что де ление на системы, подсистемы и компоненты произвольно. Это верно. То, что в данном конкретном случае

\166\

считается системой, основывается на целесообразности. В одном случае электронная лампа считается системой, а другом — одним из тысяч компонентов радиолокационной станции. Для биолога человек представляет собой сложную систему, но для социолога, администратора или военачальника он — компонента. Для авиаинженера реактивный самолет — система, но этот же самолет является лишь одним из многих компонентов для авиакомпании.

ЛИТЕРАТУРА

К гл. 1

1. Rapport, Samuel a. Helen Wright, Engineering, New York University Press, New York, 1963.

Подробно ii в занимательном форме описаны достижения в некоторых областях инженерного дела.

2. O Brien, Robert a. others, Machines, Time Inc., New York, 1964.

Описаны многие достижения в инженерном деле, главным образом, с помощью рисунков и фотографий.

3. Goode, Harry H. a. Robert E., Machol, Systems Engineering, McGraw-Hill, New York, 1957.

В гл. 2 рассказывается о нескольких инженерных проектах крупных систем.

К гл. 2

1. De Camp, Sprage L., The.Ancient Engineering, Double-day, Garden City, New York, 1963.

Описаны эволюция и совершенствование инженерного дела в древнем Египте, Греции и Риме, в древних государствах Востока и в Европе.

2. Rapport, Samuel a. Helen Wright, Engineering, New York University Press, New York, 1963.

В книге описаны разнообразные инженерные задачи и достижения. Цель ее—помочь читателю лучше понять роль инженерного дела.

3. O Brien, Robert a. others, Machines, Time, Inc., New York, 1964.

В этой интересной и хорошо иллюстрированной книге па примерах машин, изобретенных человеком на протяжении веков, рассказывается о созидательной природе инженерного дела.

4. Nourse, Alan E. a. James С. Webbert, So You Want to Be on Engineer, Harper, New York, 1962.

Дается общее введение в инженерное дело, рассказывается о требованиях, предъявляемых к инженеру, о подготовке инженера и о возможностях, открывающихся перед ним.

5. Usher, Abbott P., A History of Mechanical Inventions, Harvard University Press, Cambridge, 1964.

Дается квалифицированный анализ изобретений и изобретателей с древних времен и до начала XX в.

\167\

6. Li1Ieу S., Man, Machines and History, Cobbett Press, London, 1948.

Гл. 6 и 9 посвящены вопросам улучшения изобретательности инженера.

7. Kirby, Richard S., Engineering in History, McGraw-Hill. New York, 1956.

Интересная и хорошо иллюстрированная история инженерного дела, охватывающая лее отрасли этой профессии.

8. Yost, Edna, Modern American Engineers, Lippincott, Philadelphia, 1968.

Описаны жизнь и творчество двадцати известных современных инженеров.

9. McQuire, John Q. a. Howard \V. Barlow, An Introduction to the Engineering Profession, Addison-Wesley, Reading, Mass., 1956.

Содержит подробное описание основных инженерных специальностей.

10. Белькинд Л. Д., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А., История техники, Госэнерго Изяат, 1954.

К гл. 3

I.Johnson Lee H., Engineering: Principles and Problems, McGraw-Hill, New York, 1960.

Гл. с 4 no 7 посвящены описанию некоторых важных для инженера качеств, в том числе умению поставить эксперимент по измерению той или иной величины и использованию -математического аппарата.

2. Beakley, George С. a. Leach H. W., Engineering; the Profession and Elementary Problem Analysis, Macmillan, New York, I960.

В гл. 6—10 рассказывается о том, что должен уметь инженер.

К гл. 4

1. В г о s s, I r win D. F., Design for Decision, Macmillan. New York, 1953.

В гл. 10 приводится описание различных моделей.

2. Walker, Marshall, The Nature of Scientific Thought, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N. J., 1963.

Особое внимание в книге следует обратить,на гл. 1, где приводится философское обсуждение моделей, пх важности в ннжепер-чом деле и перспектив их развития.

3. Beakley. George С. a. Leach H. W. Engineering; th? Profession and Elementary Problem Analys:s, Macmillan, 1960.

Обсуждение различных моделей приводится в гл. 11.

4. Н о в о ж и л о в Б В, Метод Монте-Карло, изд-во «Знание», 1966.

5. Вентцель Е. С., Элементы теории игр, Физматгиз, 1959.

6. Поспелов Д. А., Игры и автоматы, М., изд-во «Энергия», 1966.

7. Модер Д ж., Ф и л л и п с С., Метод сетевого планирования в организации работ, лерев. с а-нгд., М., изд-во «Энергия», 1966.

\168\

К гл.?

1. A s i in о w..Morris, luliuduclioii to Design. Prcnliix -Hul L Englewood Cliffs, N. J., 1962.

Процесс проектирования и анализ проблем описаны в гл. 7 и 8, на которые следует обратить особое внимание.

К гл. 8

1. О s h о г п, Alex I-"., Applied Imagination, Scribner, New York, 1963.

В форме живой беседы автор повествует об изобретательности.

2. Von F a n g с, Eugene, Professional Creativity, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N. J., 1959.

Практическая книга, из которой читатель может многое почерпнуть для развития собственной изобретательности.

3. Buhl, Harold R., Creative Engineering Design, lown Slate University Press, Ames, Iowa, 1960.

Гл. 6 и 9 посвящены развитию изобретательности инженера.

4. Регирер Е. И. Развитие способностей исследователя, изд-во «Наука», 1969.

5. Зи п ь к о в ски и А. И. Радиотехнический эксперимент, М., изд-во «Энергия», 1964.

К гл. 9

1. Grant, Eugene L. a. Grant Ireson W., Principles of Engineering Economy, 4th ed., Ronald Press, New York, 1960.

Книга посвящена введению » инженерную экономику.

2. Starr, Kenneth S., Product Design and Decision Theory, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N. J., 1963.

В первых трех главах книги описан процесс принятия решения при проектировании и различная степень определенности возможных решений.

К гл. 10

1. A s i m о w, Morris, Introduction to Design, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N. J., 1962.

Хотя эта.книга не является вводной, она может служить хорошим подспорьем инженеру для изучения общей методики проектирования.

2. Buhl, Harold R., Creative Engineering Design, Iowa State.University Press, Ames, Iowa, 1960.

Книга.посвящена введению в инженерное проектирование. В ней особое внимание уделяется изобретательности.

3. Проблемы организации и а у ч щ ы х исследований и разработок, изд-во «Наука», 1967.

4. Ханзен Ф., Основы общей методики конструирования, изд-во «Машиностроение», 1969.

К гл. 11

1. O Neill,.1 о h п J., Engineering the -New Age, Ives Wash-burn, Inc., New York, 1949.

Книга посвящена описанию проблем будущего, которые должны быть решены инженерами для развития цивилизации и пользы человечеству.

2. Будущее науки, изд-во «Знание», 1968.

\169\

ПРИЛОЖЕНИЕ

К гл. 1

1 Такая приливная электростанция спроектирована и построена под руководством советского инженера Л. Бернштейна около Мурманска.

К гл. 2

1 Автор, очевидно, «забыл» упомянуть имя русского изобретателя Ивана Ивановича Ползунова. В 1763 г. Ползунов, работая на Барнаульском заводе,- передал начальнику Колывано-Воскресенских заводов докладную записку и проект изобретенного им парового двигателя.

Проект Ползунова был первым в мире проектом теплового поршневого двигателя непрерывного действия. Ползунов усовершенствовал одноходовой двигатель Ньюкомена, воспользовавшись методом суммирования. Непрерывность работы двигателя Ползунова обеспечивалась применением двух цилиндров, поршни которых были связаны между собой и поочередно сообщали движение одному общему валу. 7 декабря 1765 г. была закончена оборка и произведен пробный пуск двигателя Ползунова, подтвердивший правильность расчетов автора.

Известный английский изобретатель Джеймс Уатт начал работу лад созданием парового двигателя в 1763 г., т. е. почти одновременно с Ползуновым, но с совершенно иным подходом и в совершенно иных условиях.

8 отличие от Ползунова, который ставил перед собой общую энергетическую задачу об универсальном тепловом двигателе, Уатт занялся решением частной задачи — повышением экономичности двигателя Ньюкомена.

В 1784 г. Уатт получил в дополнение в ранее выданным патент, в котором он впервые после 20 лет работы сформулировал универсальность применения парового двигателя, закончив тем, с него начал свою работу Ползунов.

2 Понятие технолог у нас несколько отличается от приводимого автором. Технолог — это специалист, определяющий способы изготовления изделия, разработанного конструктором. Технология — наука о различных физических (в частности, механических), химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов, а также о сборке из этих деталей завершенных приборов.

\170\

3 В высших учебных заведениях СССР принята несколько иная классификация инженерных Специальностей. В частности, авиаспециалисты входят в группу машиностроения и приборостроения, а также в группу «электронная техника, электроприбороетроение и автоматика». Инженеры-электрики включаются в вышеупомянутую группу и в группу «энергетика».

Кроме того, ряд ^инженерных Специальностей, которые автор хотел бы предусмотреть в наших вузах, уже введены, например специальности: автоматизированные системы управления; конструирование и проектирование электронно-вычислительных аппаратов; прикладная математика.

К гл. 3

1 Следует особо отметить важность знакомства молодого советского инженера с научной информацией, умение пользоваться ре-феративны-ми изданиями, владеть иностранными языками.

К гл. 4

1 В последнее время при составлении различных проектов широко используется метод сетевого планирования, известный под названием система ПЕРТ или метод критического пути (МКП). С помощью этого метода даже самый сложный проект можно представить графически в виде сети, не прибегая к сложным математическим выкладкам. Эта сеть показывает зависимость между различными операциями, ведущими к достижению поставленной цели.

При составлении сетевых графиков пользуются следующими терминами и понятиям.

Операцией является любая часть проекта, удовлетворяющая следующему условию: она не может начаться до тех пор, пока не завершится ряд других определенных операции. Таким образом, операции имеют всегда определенные начала и концы и могут использовать любые ресурсы (время, рабочая сила, оборудование), необходимые для выполнения проекта. Операции графически изображаются стрелками, вдоль которых указывают время их выполнения (см. рис. 4-4). Время течет от хвоста к острию каждой стрелки.

Начальные и конечные точки операций называют событиями. События указывают моменты времени. Появление события означает выполнение всех операций, заканчивающихся с наступлением рассматриваемою события. Графически событие обозначается кружком с цифрой внутри. На графике рис. 4-4 события описаны вдоль стрелок, означающих операции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: