Приведем несколько правил, которым нужно следовать при составлении сети.
1. Прежде чем операция может начаться, все предшествующие ей операции должны быть завершены.
2. Стрелка предполагает только логическое первенство. Ни длина стрелки, ни ее направление не имеют никакого значения за исключением временных сетей.
3. Два любых события могут быть прямо связаны не более чем одной операцией. Наличие нескольких связей (см. события 3 и 5 на рис. 4-4) говорит о недостатках в логике.
\171\
4. Сети могут иметь, только одно начальное событие (отсутствие предшествующих) и только одно конечное событие (отсутствие последующих).
5. Номера событий не должны повторяться на сети.
Составление сетевого графика обычно •начинается с вычерчивания стрелки первой операции. При этом нужно ответить на следующие вопросы. Имеются ли операции, которые должны предшествовать дайной? Что может следовать за ней? Может ли что-нибудь осуществляться в это же время? Стрелки, отвечающие на эти вопросы, добавляют в соответствующих местах.
Другой путь составления сети заключается в отправлении от последней операции, являющейся целью всего проекта. От этой операции идут назад, вычерчивая стрелки предыдущих операции.
Для облегчения построения сети рекомендуется физически разделить проект на составные части. Например, здание —на этажи, мост—на пролеты, электронный прибор — «а блоки.
Как видно из рис. 4-4, существует несколько путей выполнения проекта, однако временные интервалы между достижением начального и конечного событий, т. е. событий / и 14, различны. Так, ожидаемое время появления события 14 по пути /, 2, 3, 5, II, 12, 14 составляет 100+14+15+20 + 5 + 5=160 дней, а время появления этого же события по пути /, 2, 3, 11, 12, 14 составляет 100 + 15+30+5+5 = = 155 дней. В этом случае говорят, что последний путь имеет 5 «резервных» дней. Путь 1, 2, 8, 9, 11, 12, 14 не имеет «резервных» дней. По этой причине он назван «критическим путем». Он является самым длинным путем графика.
|
Применение метода критического пути довольно дорого и в некоторых случаях может привести к значительному увеличению стоимости планирования по сравнению с обычными методами. Однако эти затраты быстро окупаются благодаря тому, что этот метод позволяет логично составить проект, хороню его классифицировать и детально запланировать,"сосредоточить внимание проектировщиков на наиболее узких местах плана и в связи с этим сократить расходы на сверхурочные работы, подготовить стандартную документацию и связать планы с временными и стоимостными характеристиками.
2 Метод Монте-Карло — это численный метод решения задач, основанный на моделировании случайных событий. Название метода происходит от города Монте-Карло в княжестве Монако, известного своими игорными дамами. Метод Монте-Карло получил широкое распространение с появлением быстродействующих ЭВМ, так как требует выполнения большого числа элементарных операций. Достоинством метода является простота программы, недостатком — низкая точность решения, составляющая 5—10%.
3 Автор ошибочно утверждает, что в игре должны принимать участие два игрока или более. Играть можно и в одиночку. Примером такой игры является пасьянс.
Теорией игр занимается раздел математики, изучающий методы отыскания целесообразных решений в конфликтных ситуациях. Примерам.» таких ситуаций могут быть.позиции в обычных играх, а также и более серьезные столкновения двух или более сторон (военные действия, конкурентная борьба и т. д.).
|
Если в игре принимают участие несколько игроков, то процесс ее состоит в том, что все игроки в определенном порядке совершают ходы, выбирая какой-либо ход из множества возможных ходов. Хо-
\172\
ды могут Сип, личными и случайными. При личном ходе игрок выбирает одни из возможных ходов на основе известных ему соображении. Случайный ход выбирается некоторым «случайным механизмом». К таким ходам относится выбор игроком карты из колоды «не глядя», получение тех или иных камней при игре с домино, выпадение числа очков па игральной кости.
При моделировании игры почти всегда необходимо некоторое упрощение конкретной конфликтной ситуации. Такое упрощение, однако, позволяет свести игру к построению некоторого набора правил — алгоритма и, используя ЭВМ, найти оптимальный вариант стратегии в игре, обеспечивающий максимальный выигрыш или минимальный проигрыш. Однако встречаются остро конфликтные пптаци.ч, в которых окончательное решение.принимает человек, включающий в стратегию игры и такие элементы, которые машина принципиально выработать не может.
К гл. 7
1 В США электросеть питается напряжением 115 s и частотой fiO гц.
К гл. 11
1 Обратная связь — это одно из основных понятий кибернетики, теории автоматического регулирования и радиотехники, означающее воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер дальнейшего функционирования этой же системы. Если сигнал обратной связи способствует усилению текущего воздействия, то обратную связь называют положительной. Если же в результате получения сигналов обратной связи система ослабляет входное воздействие, то связь называется отрицательной.
|
В простейшем случае каналом обратной связи может служить проводник, передающий выходной сигнал на вход той же системы, где происходит сложение сигналов при положительной обратной связи и вычитание — при отрицательной. В более сложных случаях обратная связь может осуществляться через некоторый неявный канал связи. Так, например, для лектора, передающего звуковую информацию аудитории, сигналами обратной связи могут быть некоторые визуально наблюдаемые сигналы. В канал обратной связи могут входить преобразователи, усилители, ослабители и пр.
В автоматических системах различают единичную и не единичную обратную связь. В первом случае весь выходной сигнал передается на вход, а во втором на вход поступает некоторая часть выходного сигнала или некоторая функция от него. Отрицательная обратная связь уменьшает влияние помех, действующих на объект регулирования, и повышает динамическую точность и устойчивость.
Автоматические системы с обратной связью являются замкнутыми динамическими системами. Примером такой системы может служить самолет с автопилотом. Любое отклонение от заданного курса определяется приборами и -вызывает движение рулей самолета, которые стремятся восстановить курс. Здесь можно проследить действие сигналов измерительных устройств на автопилот. Последний управляет перемещением рулей, воздействующих на положение самолета. Цепь замыкается аэродинамическим поведением самолета, т. е. реакцией на движение управляющих рулей. Многие системы имеют по нескольку различных обратных связей.
\173\
ОГЛАВЛЕНИЕ
Из предисловия автора. 003
Предисловие к русскому изданию 005
Часть первая
ВВЕДЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО. 007
Глава первая. Инженерные задачи 007
Определение задачи. 007
Инженерное дело на практике 010
Выводы. 022
Заключение. 024
Упражнения. 024
Глава вторая. Инженерное дело 025
Инженерное дело в давние времена. 025
Современное инженерное дело. 026
Технолог. 027
Различие между наукой и инженерным делом 028
Общий взгляд на инженерное дело 030
Специализация в инженерном деле 032
Роль инженерного дела. 034
Выводы. 035
Упражнения. 035
Глава третья. Свойства, необходимые квалифицированному инженеру. 036
Фактические знания инженера. 036
Квалификация инженера. 039
Инженерная точка зрения. 043
Стремление к самосовершенствованию. 044
Выводы. 044
Упражнения. 045
Часть вторая