Время – 4 часа
Цели:
· познакомить студентов с процедурой СПТ как особого вида обучения с использованием активных групповых методов /АГМ/
· установить атмосферу доверия и доброжелательности в группе
· принять групповые правила общения и поведения в группе тренинга «здесь и сейчас», «конфиденциальность»., правило «стоп», правило «Я-высказываний», правило активности участников, правило равноценности мнений в группе.
Формы проведения:
· информирование тренера;
· психологическое тестирование уровня коммуникативной компетентности, общительности;
· психогимнастические упражнения;
· упражнения, направленные на эмоциональный и физический «разогрев» участников группы («Восточный рынок», «Скажи-ка, дядя!...», «Будем знакомы!»).
Литература
1) Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М, 1999.
2) Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, 1999.
3) Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой, СПб.: "Ювента", 1999.
4) Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: "Речь", 2002.
Практическое занятие 2. Тема: Коммуникативная компетентность
Время – 4 часа
Цели:
· ознакомить студентов с методами развития коммуникативной компетентности;
· используя специальные тренинговые процедуры, предоставить студентам возможность осознать уровень собственной коммуникативной компетентности.
Формы проведения:
· информирование тренера;
· ролевые игры, направленные на развитие рефлексии в общении и повышение адекватности самовосприятия в ситуациях коммуникации («Кто я?», «Какой я?», «Каким меня видят». «Автопортрет»);
|
· упражнения, ориентированные на получение обратной связи, уточнение и коррекцию самооценки («Мнения», «Самооценка», «Профессиограмма», «Ассоциации», «Живая социометрия»;
· психогимнстические упражнения;
· групповая дискуссия «Гений общения»;
· шеринг;
· видеозапись.
Литература
1) Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996.
2) Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.
3) 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов/ Под науч. Ред. В. А. Чикер. – СПб.: Речь, 2007.
4) Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: «Речь», 2005.
5) Хрящева Н.Ю. Основы социально-психологического тренинга. Л., 1990.
Практическое занятие 3. Тема: Коммуникативные техники
Время - 10 часов
Цели:
· ознакомить студентов с основными коммуникативными техниками;
· освоить и закрепить навыки использования основных коммуникативных техник в различных ситуациях общения.
Формы проведения:
· психогимнастические упражнения («Японская печатная машинка», «Баржа»);
· групповая дискуссия «Профессиональная деформация психолога»;
· упражнения для развития навыков использования техник постановки вопросов («Кто этот человек?») и техник малого разговора (техника цитирования, техника позитивных констатаций, техника информирования, техника интересного рассказа);
· ролевые игры, моделирующие различные варианты коммуникаций в сфере межличностного и профессионального общения психолога-практика;
|
· анализ конкретных ситуаций;
· шеринг.
Литература
1. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2007.
2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004.
3. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: "Речь", 2002.
4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: "Речь", 2004.
Тема 4. Тренинг активного слушания
Время: 10 часов
Цели:
· познакомить студентов с техниками активного слушания и областью их применения в работе психолога;
· обучить студентов использовать техники активного слушания в профессиональном общении;
· развить навыки использования открытых и закрытых вопросов в профессиональном общении.
Формы проведения:
· психогимнастические упражнения;
· групповые дискуссия «Должен ли психолог все время быть внимательным слушателем?», «Профессиональная деформация психолога»;
· упражнения для отработки навыков активного слушания «Испорченный телефон», «Запаздывающий ответ», «Разговор втроем», «Выбор», «Депутат»;
· ролевые игры на вскрытие мотива с использованием открытых вопросов (ролевые игры «Претендент», «Отказ», «Дополнительный выигрыш»;
· ролевые упражнения, моделирующие различные варианты коммуникаций в сфере межличностного и профессионального общения психолога-практика;
· анализ конкретных ситуаций;
· шеринг.
Литература
1) Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2001.
2) Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
3) Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2007.
4) Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: "Речь", 2004.
5) Фопель К. Психологические группы. Материалы для ведущего. М., 2002.