Практическое занятие 1. Тема: Психологические основы профессионального общения




Время – 4 часа

Цели:

· познакомить студентов с процедурой СПТ как особого вида обучения с использованием активных групповых методов /АГМ/

· установить атмосферу доверия и доброжелательности в группе

· принять групповые правила общения и поведения в группе тренинга «здесь и сейчас», «конфиденциальность»., правило «стоп», правило «Я-высказываний», правило активности участников, правило равноценности мнений в группе.

Формы проведения:

· информирование тренера;

· психологическое тестирование уровня коммуникативной компетентности, общительности;

· психогимнастические упражнения;

· упражнения, направленные на эмоциональный и физический «разогрев» участников группы («Восточный рынок», «Скажи-ка, дядя!...», «Будем знакомы!»).

Литература

1) Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М, 1999.

2) Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, 1999.

3) Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой, СПб.: "Ювента", 1999.

4) Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: "Речь", 2002.

 

Практическое занятие 2. Тема: Коммуникативная компетентность

Время – 4 часа

Цели:

· ознакомить студентов с методами развития коммуникативной компетентности;

· используя специальные тренинговые процедуры, предоставить студентам возможность осознать уровень собственной коммуникативной компетентности.

Формы проведения:

· информирование тренера;

· ролевые игры, направленные на развитие рефлексии в общении и повышение адекватности самовосприятия в ситуациях коммуникации («Кто я?», «Какой я?», «Каким меня видят». «Автопортрет»);

· упражнения, ориентированные на получение обратной связи, уточнение и коррекцию самооценки («Мнения», «Самооценка», «Профессиограмма», «Ассоциации», «Живая социометрия»;

· психогимнстические упражнения;

· групповая дискуссия «Гений общения»;

· шеринг;

· видеозапись.

Литература

1) Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996.

2) Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.

3) 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов/ Под науч. Ред. В. А. Чикер. – СПб.: Речь, 2007.

4) Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: «Речь», 2005.

5) Хрящева Н.Ю. Основы социально-психологического тренинга. Л., 1990.

 

Практическое занятие 3. Тема: Коммуникативные техники

Время - 10 часов

Цели:

· ознакомить студентов с основными коммуникативными техниками;

· освоить и закрепить навыки использования основных коммуникативных техник в различных ситуациях общения.

Формы проведения:

· психогимнастические упражнения («Японская печатная машинка», «Баржа»);

· групповая дискуссия «Профессиональная деформация психолога»;

· упражнения для развития навыков использования техник постановки вопросов («Кто этот человек?») и техник малого разговора (техника цитирования, техника позитивных констатаций, техника информирования, техника интересного рассказа);

· ролевые игры, моделирующие различные варианты коммуникаций в сфере межличностного и профессионального общения психолога-практика;

· анализ конкретных ситуаций;

· шеринг.

Литература

1. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2007.

2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004.

3. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: "Речь", 2002.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: "Речь", 2004.

 

Тема 4. Тренинг активного слушания

Время: 10 часов

Цели:

· познакомить студентов с техниками активного слушания и областью их применения в работе психолога;

· обучить студентов использовать техники активного слушания в профессиональном общении;

· развить навыки использования открытых и закрытых вопросов в профессиональном общении.

Формы проведения:

· психогимнастические упражнения;

· групповые дискуссия «Должен ли психолог все время быть внимательным слушателем?», «Профессиональная деформация психолога»;

· упражнения для отработки навыков активного слушания «Испорченный телефон», «Запаздывающий ответ», «Разговор втроем», «Выбор», «Депутат»;

· ролевые игры на вскрытие мотива с использованием открытых вопросов (ролевые игры «Претендент», «Отказ», «Дополнительный выигрыш»;

· ролевые упражнения, моделирующие различные варианты коммуникаций в сфере межличностного и профессионального общения психолога-практика;

· анализ конкретных ситуаций;

· шеринг.

Литература

1) Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2001.

2) Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

3) Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2007.

4) Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: "Речь", 2004.

5) Фопель К. Психологические группы. Материалы для ведущего. М., 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: