ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ




 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммуникативный тренинг» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения практических занятий, а также во время самостоятельной работы.

Лекционные занятия в данном курсе не предусмотрены. Курс проходит в форме тренинга, и студенты располагаются в кабинете тренинга по кругу в специальных креслах, Им выдается краткий раздаточный материал с перечнем основных понятий. В дальнейшем в процессе занятий проводится разъяснение и обсуждение основных понятий. В данном курсе, изучая литературу в ходе самостоятельной работы студенты составляют плановые конспекты.

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.

Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений. Темы для конспектирования смотрите в разделе 3.4. Методические рекомендации студентам при подготовке к практическим занятиям.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Общие положения

Тренинг – это форма активного социально-психологического обучения. Его обязательной характеристикой является взаимодействие обучающихся (студентов) между собой. Тренинг- это также средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, умений, и опыта в области межличностного взаимодействия. В тренинге ведущий и студенты совместно исследуют социально-психологические явления, возникающие по ходу работы группы по постановке и решению проблем.

Тренинг проводится в малой группе. Оптимальное число участников – 12 человек. Именно такое количество участников позволяет каждому проявить максимальную активность и закрепить в полной мере полученные на тренинге умения и навыки в игровых ситуациях.

Тренинг проводится в специально оборудованном для возможностей видеозаписи помещении; с удобными креслами, расположенными по кругу. Тренинг предусматривает широкое использование ролевых игр, групповых дискуссии, психогимнастических упражнений. Эффективность проведения тренинга базируется на определенных методических принципах /правилах тренинга/. Основным инструментом влияния группы на личность является специально организованная обратная связь.

Основные тренинговые процедуры:

· Ведение дневника или учебного журнала.

· Деловые игры (взаимодействие нескольких, членов группы по решению общей задачи).

· Демонстрация показательных упражнений (например, видеозапись медиации).

· Дискуссия (общегрупповое общение).

· Изучение конкретных жизненных ситуаций.

· Имитация деятельности (деловая игра с элементами взаимодействия эмоций).

· Информация тренера.

· Метод изучения путем наблюдения (роль наблюдателей как способ обучения).

· Мозговой штурм.

· Обратная связь по кругу.

· Применение раздаточных материалов.

· Работа в малых группах.

· Разминка, разогрев, релаксация.

· Решение головоломок, задач, тестирование.

· Ролевая игра

· Структурированные упражнения по переживанию собственного опыта

· Чтение необходимых материалов (возможно, задание на дом).

Выбор тренинговой процедуры в конкретный момент зависит от следующих причин:

· цели тренинга;

· состава группы, количества участников, характеристики группы;

· проблемы, над которыми работают участники;

· динамики группы;

· личного предпочтения тренера, его физического и эмоционального состояния;

· навыка, который должен быть сформирован в результате тренинга;

· данных диагностики;

· времени, пространства, наличия вспомогательных и технических средств.

При проведении практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

Планы практических занятий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: