Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммуникативный тренинг» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения практических занятий, а также во время самостоятельной работы.
Лекционные занятия в данном курсе не предусмотрены. Курс проходит в форме тренинга, и студенты располагаются в кабинете тренинга по кругу в специальных креслах, Им выдается краткий раздаточный материал с перечнем основных понятий. В дальнейшем в процессе занятий проводится разъяснение и обсуждение основных понятий. В данном курсе, изучая литературу в ходе самостоятельной работы студенты составляют плановые конспекты.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.
Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.
Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.
Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.
|
Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений. Темы для конспектирования смотрите в разделе 3.4. Методические рекомендации студентам при подготовке к практическим занятиям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Общие положения
Тренинг – это форма активного социально-психологического обучения. Его обязательной характеристикой является взаимодействие обучающихся (студентов) между собой. Тренинг- это также средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, умений, и опыта в области межличностного взаимодействия. В тренинге ведущий и студенты совместно исследуют социально-психологические явления, возникающие по ходу работы группы по постановке и решению проблем.
Тренинг проводится в малой группе. Оптимальное число участников – 12 человек. Именно такое количество участников позволяет каждому проявить максимальную активность и закрепить в полной мере полученные на тренинге умения и навыки в игровых ситуациях.
|
Тренинг проводится в специально оборудованном для возможностей видеозаписи помещении; с удобными креслами, расположенными по кругу. Тренинг предусматривает широкое использование ролевых игр, групповых дискуссии, психогимнастических упражнений. Эффективность проведения тренинга базируется на определенных методических принципах /правилах тренинга/. Основным инструментом влияния группы на личность является специально организованная обратная связь.
Основные тренинговые процедуры:
· Ведение дневника или учебного журнала.
· Деловые игры (взаимодействие нескольких, членов группы по решению общей задачи).
· Демонстрация показательных упражнений (например, видеозапись медиации).
· Дискуссия (общегрупповое общение).
· Изучение конкретных жизненных ситуаций.
· Имитация деятельности (деловая игра с элементами взаимодействия эмоций).
· Информация тренера.
· Метод изучения путем наблюдения (роль наблюдателей как способ обучения).
· Мозговой штурм.
· Обратная связь по кругу.
· Применение раздаточных материалов.
· Работа в малых группах.
· Разминка, разогрев, релаксация.
· Решение головоломок, задач, тестирование.
· Ролевая игра
· Структурированные упражнения по переживанию собственного опыта
· Чтение необходимых материалов (возможно, задание на дом).
Выбор тренинговой процедуры в конкретный момент зависит от следующих причин:
· цели тренинга;
· состава группы, количества участников, характеристики группы;
· проблемы, над которыми работают участники;
· динамики группы;
· личного предпочтения тренера, его физического и эмоционального состояния;
· навыка, который должен быть сформирован в результате тренинга;
· данных диагностики;
· времени, пространства, наличия вспомогательных и технических средств.
При проведении практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.
Планы практических занятий