Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в подготовке специалиста, построение и последовательность обучения по дисциплине, отчетность по дисциплине, рекомендации по самостоятельной работе.
Понятие тренинга. Коммуникативный тренинг как базовый социально-психологический тренинг. Цели и задачи тренинга. Тренинг как метод активного обучения студентов-психологов. Общение в широком и узком смысле. Современные социально-психологические концепции общения. Структура коммуникативного акта. Виды, формы и средства общения. Факторы, обеспечивающие эффективное общение
Тема 2. Коммуникативная компетентность
Роль общения в работе психолога. Роль общения в современном менеджменте персонала. Основные тенденции в современных бизнес-коммуникациях. Понятие коммуникативной компетентности. Коммуникативные способности, умения и знания и их развитие. Структура общения. Классификация Средств общения. Вербальные и невербальные средства общения. Драмы общения и их преодоления. Классификация «драм общения» по Е.Сидоренко. Методы развития коммуникативной компетентности.
Тема 3. Коммуникативные техники
Классификация техник активного слушания. Техники постановки вопросов. Техники малого разговора. Техники вербализации. Техники регуляции эмоционального напряжения. Основные ошибки при использовании коммуникативных техник. Техника обратной связи.
Тема 4. Тренинг активного слушания
Факторы, обеспечивающие познание и понимание человека человеком. Коммуникативные барьеры в общении. Типологии собеседников.
Концепция активного слушания. Активное и пассивное слушание. Техники вербализации.
|
Роль открытых и закрытых вопросов в общении.
Тема 5. Развитие социально-перцептивных навыков общения
Ориентировка в собеседнике. Установление контакта с партнером по общению. Психологическая наблюдательность и средства ее развития. Невербальное общение и его роль в работе психолога. Позы и жесты. Лингвистические и паралингвистические характеристики речи собеседника. Дистанция, позиция в общении. Манера одеваться и имидж. Правила интерпретации языка тела.
Тема 6. Групповая дискуссия
Значение процесса группового принятия решений в жизни современных групп и организаций. Стили руководства групповой дискуссией. Аргументации и их виды. Манипуляции в общении. Методы аргументации: выявление противоречий, «да-но», «бумеранг», игнорирование, опрос, преувеличение, изоляция и др.
Правила проведения групповой дискуссии. Критерии оценки эффективности проведения групповой дискуссии. Динамика протекания групповой дискуссии.
Основные типы участников дискуссии и тактики взаимодействия с ними.
Заключение. Обратная связь от участников группы в отношении эффективности тренинговых занятий.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(очная форма обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Распределение часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Сам. работа | ||||
Лекции | Семинар | Практ занятия. | ||||
6 семестр -96 часов | ||||||
Психологические основы профессионального общения | ||||||
Коммуникативная компетентность | ||||||
Коммуникативные техники | ||||||
Тренинг активного слушания | ||||||
Развитие социально-перцептивных навыков общения | ||||||
Групповая дискуссия | ||||||
Зачет | ||||||
ВСЕГО: |
|
(очно-заочная форма обучения – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Распределение часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Сам. работа | ||||
Лекции | Семинар | Практ занятия. | ||||
7 семестр -96 часов | ||||||
Психологические основы профессионального общения | ||||||
Коммуникативная компетентность | ||||||
Коммуникативные техники | ||||||
Тренинг активного слушания | ||||||
Развитие социально-перцептивных навыков общения | ||||||
Групповая дискуссия | ||||||
Зачет | ||||||
ВСЕГО: |
(заочная форма обучения – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Распределение часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Сам. работа | ||||
Лекции | Семинар | Практ занятия. | ||||
4 семестр -96 часов | ||||||
Психологические основы профессионального общения | ||||||
Коммуникативная компетентность | ||||||
Коммуникативные техники | ||||||
Тренинг активного слушания | ||||||
Развитие социально-перцептивных навыков общения | ||||||
Групповая дискуссия | ||||||
Зачет | ||||||
ВСЕГО: |
|
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Номера тем дисциплин | Тема практического занятия | Количество часов |
Психологические основы профессионального общения | ||
Коммуникативная компетентность | ||
Коммуникативные техники | ||
Тренинг активного слушания | ||
Развитие социально-перцептивных навыков общения | ||
Групповая дискуссия |