Человек в пространстве цивилизации и культуры
Под редакцией автора
Художник А. Белозор
Подписано в печать с готовых диапозитивов 12.08.03.
Формат 60х84/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл.-печ.л. 10,92. Уч.-изд.л. 9,47.
Изд. 430. Тираж 1200.
[Вернуться к содержанию]
[1] Вышеславцев Б. П. Сочинения. / Сост. и прим.: Сапов В.В. Вступ. статья. - Левицкий С.А. - М.: Раритет, 1995.- С.171.
[2] Гегель. Соч. Т.8. М.,1935. – С.27.
[3]Лейбниц Т.-В. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1982. – С.289.
[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. – С.545.
[5] Апресян Р. Г. Одухотворенность//Человек. – 1996. - №4.
[6] Померанц. Г. Никакая культура не одинока // Знание – сила. – 1986. №6. – С.37-44.
[7] См., например: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С.Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.8-26.
[8] Пришвин М.М. Мирская чаша. – М.: Худ.лит., 1990. – С.173.
[9] Там же. С.234.
[10] Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С.589,332.
[11] Кант И. Соч. В 6-ти т. – Т.2. – М.: Мысль, 1964. – С.206.
[12]См. «Человек» - 1991. - №1. – С. 46
[13] Цит.по: Ванчугов В. В. Очерк истории философии «самобытно-русской». – М.: Пилигрим, 1994. – С.55-56.
[14] Крик Ф. Мысли о мозге. / Мозг. – М.: Мир, 1982. – С.258
[15] Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1. – М., 1955. – С.55-59.
[16] Ленин В.И. ПСС. Т.1. - С.159.
[17] Мень А. История религии. В 2-х кн., кн. 1: В поисках пути, Истины и Жизни: учебн. пособ. – М.: ФОРУМ–ИНФРА–М, 2001.– С.18
[18]Кураев А. Вопросы философии. – 1996. – №6. – С.39.
[19] Сартр. Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. – М.: ИПЛ, 1989. – С.327.
[20] Яковлева Л. Е. Предисловие к публикации // Вопросы философии. - 1996. – №6. - С. 36, 78.
[21] Бердяев Н. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. - С.168 – 169.
[22] Воронин А.А. Периодизация истории и проблема определения техники //Вопросы философии. – 2001. - № 8. - С.17.
[23] Базон Брок. Воцивилизирование культур //Художественный журнал. – 2000 г. сентябрь - C. 11-14.
[24]Бубер М. Проблема человека/ Два образа веры. - М.: АСТ, 1999. - С.245.
[25] Цит. по: П. де Лобье. Три града. Социальное учение христианства. - С-Пб.: Алетейя, 2001.- С.73.
[26] Цит. по: Филоненко А. Гостеприимство бездомных / Семья в постатеистических обществах. – К.: Дух і літера, 2002. – С.115.
[27] Как справедливо заметил Иван Ильин, «люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру» / Ильин И. О грядущей России: Избранные статьи. – М.: Воениздат, 1993. – С.23.
[28] Ильин И. За национальную Россию. Манифест Русского движения // Слово. – 1991. – №6. – с. 80.
[29] Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура// Вопросы философии. –1996. - №11. - С.23.
[30] Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. Из материалов конференции, состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО//Иностранная литература. –1991.- №2. - С.226.
[31] Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – К.: ИСА, 1995. – С. 159-160.
[32] Августин А. Исповедь. 10-я кн., XXI гл., С.43.
[33] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25, ч.II. – С.387.
[34] Там же с.387.
[35] Левицкий С.А. Трагедия свободы. – Т.1. / Сост., послесловие и комментарии Сапова В.В. – М: Канон, 1995. – С.276.
[36] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.3. – С.433.
[37] Аристотель. Никомахова этика. 1103 а 5, 14 /Соч. В 4-х т. – Т.4. М.: Мысль, 1983. – С.77,78.
[38] Вопрос о соотношении науки и морали до сих пор остается нерешенным. Для обеих точек зрения имеется достаточно оснований. Мы все-таки в большей мере склонны разделять неокантианскую точку зрения, по которой «аксиологическая размеренность бытия отмежевывается от познавательно - когнитивной размеренности.» / Огурцов А.П. Страстные споры о ценностно – нейтральной науке. / Лейси Хью. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. – М.: Логос, 2001. – С.10.
[39] Цит. по: Суворова Л.В. Православная школа сегодня. – Изд-во Владимирской епархии, 2000. - С.21.
[40] См: Парамонов Б. Шедевр германского"славянофильства". О "Размышлениях аполитичного Томаса Манна"//Звезда. – 1990. - №12. - С.157.
[41] Цит. по: Киприан (Керн), Архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. – Париж.: УМКА ПРЕСС. – С.197.
[42] Пастернак Б.Л. Избранное. – М.: Мол. гвардия, 1991. – С.142.
[43] Гелбрейт Дж.Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1979. – С.65.
[44] Кн. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Из гл.1 Мировая бессмыслица и мировой смысл / Русские философы. Антология. Вып.2.–М.: Кн.палата, 1994.- С.268.
[45] Шаллер Б. Дж. Год под знаком гориллы. – М.,1972. – С.230.
[46] Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти - Дюрингу"/ Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т.20. -С.631.
[47] Диакон Кураев Андрей. Кто послал Блавацкую? – М: Изд-во. Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры "Троицкое слово", 2000.- С.27.
[48] Достоевкский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти т. – Т.28. – Кн.1 – Л.: Наука, 1985. – С.176.
[49] Ломоносов М.В. Избр. произведения. – Архангельск, 1980. - С.174. Приводится в изложении Иоанна Сан-Францисского//Епископ Иоанн Сан-Францисский. Беседы с русским народом. М.В.Ломоносов – защитник науки и веры// Юность. – 1991. – №5. - С.49.
[50] Соловейчик С. Размышление о воспитании совести // Знание – сила. 1987. – №9. – С.60
[51] К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. – Т.23. – С.770.
[52] Тарасов Б. Взгляд на рубеже третьего тысячелетия // Москва, 2001. – №11. – С.177-178.
[53] Вышеславцев Б.П. Сочинения. – М.: Раритет, 1995. - С.166-167.
[54] Котляревський I. Енеїда. – К.: Дніпро, 1968. – С.190.
[55] Федотов Г. О национальном покаянии // Юность. – 1991. – №8. – С.6.
[56] Державин Г.Р. Бог / Пророк. Библейские мотивы в русской поэзии. – М.: Фолио, 2001. – С.68
[57] Крымский С. К философии семьи / Семья в постатеистических обществах. – К.: Дух i лiтера, 2002. – С.95.
[58] Панич С. "Оправдание семьи" в постатеистическую эпоху / Семья в постатеистических обществах. – К.: Дух i лiтера, 2002. – С.129.
[59] Дунаев М.М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. В пяти частях/ Ч.1. - М.: Христианская литература. – 1996. - С.269.
[60] 1-е Кор., 13, 1-13.
[61] Несмелов Н.И. Наука о человеке. – Казань, 1898 – 1907. Т.1-2 / Т. 1. –С.388
[62] Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998. – С.185.
[63] Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998. – С.190.
[64] Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998. – С.192.
[65] Франк С.Л. Крушение кумиров / Франк С.Л. Сочинения. – М.: Правда, 1990. – С.131.
[66] Добролюбие. Избранное для мирян. Изд. Сретенского монастыря, 1997. – С.194.
[67] Левицкий С.А. Трагедия свободы. – М.: Канон, 1995. – С.200
[68] Гегель. Лекции по эстетике. / Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4х т. – Т.1 – М.:Искусство, 1968. – С.9.
[69] Диоптра или духовное зерцало. – СПб.: ОЮ 92, 1996. – С.75.
[70] Гегель. Лекции по эстетике. / Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. – Т.1. – М.:Искусство, 1968. – С.8.
[71]Вышеславцев Б.П. Сочинения. – М.: Раритет, 1995. – С.79.
[72] Гегель. Лекции по философии религии. В 2-х т. – Т.1. / Философия религии. М.: Мысль, 1975. – С. 259.
* Любознательного читателя мы отсылаем к работам С.С.Хоружего, в которых изложен современный взгляд на энергийные отношения человека с Богом.
[73] Флоровский Г.В. Свящ.Византийские Отцы. V – VIII. Из Чтений в православном богословском институте в Париже. – Париж, 1933. – С.149.
[74] Пушкин А.С. История русского народа. / Пушкин А.С. Полн.собр.соч. В 10-ти т. Изд.4-е. Т.VII. – М.: Наука, 1978. – С.100.
[75] Гегель. Лекции по философии религии. В 2-х т. – Т. 1. / Философия религии. М.: Мысль, 1975. – С.247
[76] Фет А.А. Наша интеллигенция // Вопросы философии. – 2000. – № 11. – С.132-133.
[77] Пастернак Б. Охранная грамота. / Пастернак Б.Л. Избранное. – М.: Мол.гвардия, 1991. - С.147.
[78] Гейне. Стихи. Поэмы. Проза. – М.: Правда. – 1971. – С.187.
[79] Гомбрович В. Из Дневника // Новый мир. – 1996. – № 11. – С.114
[80] Шрейдер Ю.А. Этика.- М.: Текст. – 1998. - С.12.
[81] Там же.
[82] См. Ключевский В.О. Соч. В 9-ти т. Т. 2. – М.: Мысль, 1987. – С.264.
[83] Там же
[84] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М.: Канон, 1996. – С.16
[85] Домострой. Репринт 1902. – Киев.: Абрис, 1992. – С.18.
[86] Пастернак Б.Л. Охранная грамота// Пастернак Б.Л. Избранное. – М.: Молодая гвардия, 1991. – С.63.
* Укажем в этой связи Диоптра или Духовное зерцало. Спб.,1996. – 352 с.; Добротолюбие. – Избранное для мирян. Изд. Сретенского монастыря, 1997. – 447 с. и мн.мн. др.
[87] Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: Центр психологии и терапии, 1988.- С.66.
[88] Гегель. Лекции по философии религии. / Философия религии. В 2х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1975. – С.211.
[89] Аврелий Августин. Исповедь. Х, ХХХ I, 41
[90] Тихомиров А. Религиозно-философские основы истории. – М.: Москва, 1997. – С.39-40.
[91] Аверинцев С.С. Примечания к работе Шпенглера "Закат Европы" / Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр.обществе. – М.: Политиздат, 1991. – С.63.
[92] Цит. по: Мень А. История религии. В 7-ми т. – Т.1. – В поисках пути, истины и жизни. – М.: Слово, 1991. – С.127-128.
[93] Франк С. Предмет знания / Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. – СПб.,1995. – С.308.
* Лосский Н.О. Мир как органическое целое / Лосский Н.О. Избранное. – М.: Правда, 1991. – С.414.
[94] Шекспир В. Соч. В 8-ми т. – Т. 3. - С.342.
[95] Тихомиров Л.А. Альтруизм и христианская Любовь / Русские философы. Антология. Вып. 2. – М.: Книжная палата. – С.228.
[96] Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма / Вышеславцев Б.П. Сочинения. – М.: Раритет, 1995. – С.171.
[97] Указ.соч. - С.137.
[98] Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Танаис, 1994. – С. 148.
[99] Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. – М, 1993. – С.341.
[100] Лихтенберг Г.К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. – С.122.
[101] См. Герцен. Соч. Т. 2. – 1958. – С.201.
[102] Бергсон А. Собр. соч. В 4-х т. – Т.1. – М. – 1992. – С.206-214.
[103] См. Платон. Протагор. / Платон. Соч. Т.1. – М.: Мысль, 1968. – С. 203-205.
[104] Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика. – 1992, С.144.
[105] Сталин И. Соч. – Т.7. – С.138.
[106] Цветаева М.И. Мой Пушкин. – М.: Советский писатель, 1967. – С.40.
[107] Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Из гл. "Мировая бессмыслица и мировой смысл"//Русские философы (к. ХIХ – ср.ХХ вв.) Антология. Вып.2. – М.: Книжная палата, 1994. – С.268.
[108] Гомбрович В. Из Дневника // Новый мир. – 1996. – № 11. – С.127.
[109] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Пресса, 1991. – С.557.
[110] Там же. – С.579.
[111] Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Религия без Бога. - Т.1. – М.: Отчий дом, 1997. - С. 336.
[112] Шпенглер. Закат Европы. / Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе – М.: Политиздат, 1991. – С.26-27.
[113] Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. – М, 2000. – С.62.
[114] "Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью" / Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: СЭ, 1972. – С.299.
[115] Гегель Г.Ф.В. Лекции по эстетике / Эстетика. – Т.1. – М.: Искусство, 1968. – С.60.
[116] Солоневич И. Диктатура сволочи. – М., 1995. – С.51.
[117] Левицкий С.А. Трагедия свободы. Соч. Т.1. – М.: Канон, 1995. – С.260.
[118] Шпенглер О. Закат Европы. – Т.2 / Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр.обществе. – М.: Политиздат, 1991. - С.35,36.
[119] Хоружий С.С. О старом и новом. – СПб.: Алетейя, 2000. – С.345.
[120] Николаева О. Современная культура и Православие. – М.:Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, 1999. – С.102.
[121] Барт Р. S/Z. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С.187 – 188.
[122] Фаликов Б. Неоязычество // Новый мир, 1999. – №8. – С.148,152.
[123] Вышеславцев Б.П. Соч. – М.: Раритет, 1995. – С.78.
[124] Кн. Шаховской Д.А. На правах разговора // Путь. - № 5. - С.90.
[125] Мандельштам Н. Воспоминания. – С.67.
[126] Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. -1962. - С.28.
[127] Эйнштейн А. Физика и реальность. – М.: Наука, 1965. – С.59.
[128] Лихачев Д.С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1982. – С.19.
[129] Гильдебрант. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.: Изд. МПИ, 1991. - С.133.
[130] Гегель. О религии. / Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. – Т.1. – М.: Мысль, 1975. – С.192.
[131] Цит. по Кураев А. Кто послал Блавацкую? – М., 2000. – С.351.