III. Национальные особенности индустриализации




Как было сказано ранее, история компании началась в 1837-м году, во времена начала второй промышленной революции в США. Процесс ввода капиталоемких технологий способствовал достаточно быстрому старту компании P&G, которая изначально формировалась как предприятие традиционного типа.

Говоря о маркетинге, стоит сказать, что он стремительно развивался менеджерами компании, что являлось характерной чертой индустриализации США, реклама являлась неотъемлемым фактором успеха P&G. На начальном этапе компания осуществляла массовый маркетинг своих продуктов посредством направленной на потребителей рекламы. В 1879 году P&G успешно использовала печатную рекламу, особенно журнальную, которая стала наиболее важным и дорогим аспектом маркетинга продуктов компании. Миллионы потребителей конца XIX - начала XX столетия узнавали о продукции компании именно благодаря элегантной полностраничной рекламе, которую Procter & Gamble помещала во все основные журналы. Компания экспериментировала и с новыми методами продвижения своего продукта. В апреле 1885 года, в разгар строительства Ivorydale, Procter & Gamble произвела массовую рассылку, включавшую образцы мыла Ivory и буклет, объединивший первые рекламные объявления компании. Позже компанией стала использоваться концепция бренд-менеджмента.

Система сбыта также активно развивалась. С момента своего создания в 1837 году и на протяжении начала XX века компания распространяла свою продукцию через оптовых посредников. К 1910 году стало ясно, что P&G требуется более совершенный, гибкий механизм распространения. Результатом нескольких лет экспериментов стала полная реорганизация и смелый переход к радикально иной инфраструктуре: Procter & Gamble начала продавать свою продукцию напрямую розничным торговцам. Результаты были вдохновляющими, а издержки на распространение были сравнимы с теми, которые компания имела при поставках через оптовиков в юго-западных штатах.

Стабильному росту компании способствовала связь с американским правительством, что характерно для индустриализации США и может быть отнесено к национальным особенностям. Никаких прямых инвестиций со стороны государства не было, однако активное выполнение государственных заказов по обеспечению армии потребительскими товарами (свечи, мыло и т.п.) обеспечивало постоянную загрузку мощностей и способствовало приобретению авторитета надежной компании. Во время Гражданской войны в США фабрики P&G работали день и ночь, выполняя заказы, которые насчитывали сотни, а то и тысячи коробок.

Компанией Procter & Gamble были осуществлены все известные нам виды оборонительных и наступательных стратегий: горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация и географическая экспансия. P&G осуществила масштабный проект по вертикальной интеграции, образовав в 1901 году дочернее предприятие Buckeye Cotton Oil Co. для приобретения и строительства маслобойных заводов по производству хлопкового масла, так как начиная с 1870-х годов хлопковое масло важнейшим сырьём для мыловарения.

Что касается расширения Procter & Gamble в горизонтальной плоскости, в 1903 году компания поглотила фирму Schultz & Company в Зейнсвилле, штата Огайо. В первую очередь это было сделано для того, чтобы проникнуть на рынок стирального порошка через выпускаемый фирмой Schultz бренд Star. Покупка Schultz дала начало целой серии слияний в последующие десятилетия, по мере того как Procter & Gamble наращивала мощности, выходила на новые рынки чистящих средств и в целом старалась успеть за консолидацией промышленности.

Из компании, специализирующейся на изготовлении мыла и кулинарных жиров, Procter & Gamble превратилась в диверсифицированного производителя хозяйственных товаров, развивающего производство используемых в быту изделий из бумаги при одновременном расширении ассортимента пищевых продуктов и туалетных принадлежностей. Компания осуществила технологический прорыв в области изготовления шампуней (Head & Shoulders), туалетной бумаги, бумажных салфеток и полотенец (Charmin и Bounty), зубных паст (Crest), подгузников (Pampers и Luvs) и легких закусок (чипсы Pringles) и начала завоевывать позиции в секторе фармацевтики.

Компания активно увеличивала масштабы производства и расширяла сферу влияния. В 1915 году P&G открыла завод в Гальминтоне, провинция Онтарио, - своё первое международное предприятие. Присутствие Procter & Gamble на западноевропейском рынке постоянно росло, и компания использовала этот регион как стартовую площадку для дальнейшего расширения. По мере роста объёмов экспорта компания иногда открывала офисы по продажам на местах и размещала производственные заказы среди своих местных партнеров. На следующем этапе развития своего бизнеса P&G стала предпочитать приобретение зарубежных активов в полную собственность, но изредка заключала соглашения и о совместных предприятиях. Взглянув за пределы континентальной Европы и Латинской Америки, компания начала интересоваться огромными территориями Тихоокеанского региона, особенно Австралией, Индией и Японией.

Огромную роль как для американской экономики в целом, так и для данного предприятия, сыграла Вторая мировая война. Тот факт, что правительство США решило возложить ответственность за производство боеприпасов на Procter & Gamble, компанию, занимающуюся потребительскими товарами, свидетельствовал о её репутации как эффективного и надёжного поставщика.

Определённым препятствием к расширению компании была антитрестовская политика правительства, являющаяся характерной особенностью для США, которая в 1960-е годы привела к принятию судебных решений, налагавших серьёзные ограничения на приобретения, которые могла бы осуществить P&G. На протяжении 1970-х годов компания не сделала ни одного крупного приобретения и ограничилась интеграцией тех приобретений, которые были сделаны в предыдущие 20 лет.

На компанию оказали существенное влияние темпы развития международных коммерческих связей с США. Кроме того, долгое время не существовало достаточно мощных зарубежных конкурентов, способных воспрепятствовать захвату иностранных рынков. Как итог, географическая экспансия компании P&G на начальном этапе происходила без особых трудностей.


 

IV. Литература

1. Procter & Gamble [Электронный ресурс] – https://www.pg.com

2. Procter & Gamble [Электронный ресурс] – www.procterandgamble.ru

3. Annual Report [Электронный ресурс] // Сайт Procter & Gamble. – Procter & Gamble, [2010]. – Режим доступа: https://annualreport.pg.com/annualreport2010/financials/index.shtml, свободный. – Загл. с экрана. (20.12.2010).

4. Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов / Дайер Дэвис [и др.]; под ред. М. Бурдина – Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 524 с.

5. Fortune 500 2010 [Электронный ресурс] // Сайт CNN. – CNNMoney, [2010]. – Режим доступа: https://money.cnn.com/magazines/fortune/fortune500/2010/full_list/, свободный. – Загл. с экрана. (20.12.2010).

6. The Procter & Gamble Company [Электронный ресурс] // Funding Universe, 2005 – Режим доступа: https://www.fundinguniverse.com/company-histories/The-Procter-amp;-Gamble-Company-Company-History.html, свободный. – Загл. с экрана.

7. Procter & Gamble Co. [Электронный ресурс] // Сайт Ricardo. – Ricardo, [2010]. – Режим доступа: https://www.ricardo.com.ua/guide/companies/procter_gamble/, свободный. – Загл. с экрана.

8. Uncaged. Protecting animals [Электронный ресурс] // Сайт Uncaged. – Uncaged, [2010]. – Режим доступа: https://www.uncaged.co.uk/pg.htm, − Загл. с экрана. (20.12.2010).

9. История компании [Электронный ресурс] // Сайт Procter & Gamble Professional. – P&G Professional [2010]. – Режим доступа: https://www.pgprof.ru/about/history.htm, − Загл. с экрана. (20.12.2010).

10. ЗАО «КОММЕРСАНТЪ. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ» [Электронный ресурс] – СПб.: ЗАО «КОММЕРСАНТЪ. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ», 1991 – 2008 – Режим доступа: https://www.kommersant.ru, свободный. – Загл. с экрана.

11. Казаков А.В. Косметический ремонт // Компания. – 2008. − № 12. – С. 115-120.


[1] Следующий анализ проведен на основе книги Дэвиса Дайера, Фредерика Далзелла и Ровена Олегарио «Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов».

[2] Источник [2]

 

[3] Источник [9]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: