Взлеты и посадки на заснеженных аэродромах и площадках, если имеется возможность, следует производить с коротким разбегом и пробегом.
Отрыв вертолета на взлете с коротким разбегом выполняется после смещения зоны вихря за пределы кабины; направление разбега при этом выдерживается по указателю курса и ориентирам на земле (маркировки ВПП и т.п.). Разбег вертолета производится отклонением ручки управления от себя на величину, обеспечивающую устойчивое движение вертолета по земле. Общий шаг увеличивается на величину, исключающую отрыв вертолета от земли в зоне вихря.
Заход на посадку с пробегом выполняется таким образом, чтобы снежный вихрь до момента приземления оставался позади вертолета.
Примечание: Снежный вихрь остается позади вертолета, и горизонтальная видимость сохраняется при скорости не менее 30-40 км/ч в штилевых условиях.
Перед посадкой с пробегом в случае ухудшения горизонтальной видимости следует немедленно увеличить скорость полета и уйти на второй круг. При повторном заходе скорость приземления должна быть на 5-10 км/ч больше, чем в предыдущем заходе, но в пределах ограничений вертолета
Направление пробега после посадки выдерживается по указателю курса и ориентирам на земле.
Взлеты и посадки по-вертолетному
Взлеты и посадки по-вертолетному на заснеженных площадках производятся в тех случаях, когда состояние площадки (толщина слоя снега, размеры площадки и т.п.) не позволяет произвести взлет (посадку) с разбегом (пробегом) или если состояние площадки неизвестно (полеты с подбором площадки с воздуха).
Висение на заснеженных площадках выполняется против ветра; следует избегать длительного висения над пыльными площадками.
|
Перед взлетом, при введенной коррекции, необходимо поработать на земле для того, чтобы стали просматриваться ориентиры вблизи вертолета.
В процессе висения положение вертолета контролируется просмотром ориентиров непосредственно под вертолетом. Висение существенно облегчается при включенных каналах крена и тангажа автопилота.
При выполнении взлета следует произвести вертикальный набор высоты, с которой обеспечивается видимость горизонта или наземных ориентиров впереди вихря. Вертикальный набор следует производить ступенчато, при условии постоянной вертикальной видимости.
Если при наборе высоты в результате ухудшения видимости потерян контакт с наземными ориентирами, необходимо продолжить набор высоты до прохождения вихря. При этом положение вертолета по курсу, тангажу и крену контролируется по приборам командиром вертолета, а высота по радиовысотомеру и частота вращения НВ докладываются командиру вертолета бортмехаником.
Разгон вертолета после вертикального набора и появления достаточной горизонтальной видимости необходимо выполнять плавно, с набором высоты, не допуская попадания его в вихрь.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ПРИ ОТКРЫТИИ БЛИСТЕРА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВИДИМОСТИ НА ВИСЕНИИ ВОЗМОЖНО ПОПАДАНИЕ ЧАСТИЦ СНЕГА В НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ГЛАЗА ПИЛОТА.
Перед посадкой по-вертолетному зависание вертолета производится на высоте, обеспечивающей видимость горизонта или наземных ориентиров впереди вихря. Снижение для посадки производится ступенчато, при постоянной горизонтальной или вертикальной видимости.
|
Если при снижении происходит потеря визуального контакта с землей или наземными ориентирами, необходимо немедленно перейти на приборное пилотирование, увеличив общий шаг и высоту висения для выхода из зоны вихря.
Приземление вертолета выполнять только при наличии устойчивого контакта с землей или наземными ориентирами.
В случае неудачной попытки раздуть снег на площадке до появления удовлетворительной видимости следует набрать высоту и перелететь на другую площадку (возвратиться на базу).
ВНИМАНИЕ.
- ВЗЛЕТЫИ ПОСАДКИ ПО-ВЕРТОЛЕГНОМУ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НА ПЛО-ЩАЛКАХ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОТОРЫХ В ЦЕЛЯХ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СНЕЖНОГО ВИХРЯ НЕВОЗМОЖНА, НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ СО ВЗЛЕТНОЙ (ПОСАДОЧНОЙ) МАССОЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ВИСЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА ВНЕ ЗОНЫВЛИЯНИЯ "ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКИ".
- ПЕРЕД ЗАХОДОМ НА ЗАСНЕЖЕННУЮ ПЛОЩАДКУ НЕОБХОДИМО УБЕДИТЬСЯ В ИСПРАВНОЙ РАБОТЕ АВИАГОРИЗОНТОВ, ДЛЯ ЧЕГО ПРОИЗВОДЯТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ КРЕНА И ТАНГАЖА НА УГОЛ ± 5°.
- ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОСАДКИ ПО-ВЕРТОЛЕТНОМУ, В СЛУЧАЕ НЕПРЕДНАМЕРЕННОГО ПОПАДАНИЯ ВЕРТОЛЕТА В СНЕЖНЫЙ ВИХРЬ, КОГДА ПРОИСХОДИТ ПОТЕРЯ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТАКТА С ЗЕМЛЕЙ, НЕОБХОДИМО ПРИ НАЛИЧИИ ИЗБЫТКА МОЩНОСТИ ВЫЙТИ ИЗ ЗОНЫДЕЙСТВИЯ ВИХРЯ ПУТЕМ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫСОТЫВИСЕНИЯ (ПОЛЕТА) ВЕРТОЛЕТА.
- ЕСЛИ НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО МАНЕВРА ИЗБЫТОК МОЩНОСТИ ОТСУТСТВУЕТ, (ВИСЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ТОЛЬКО В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ "ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКИ"), НЕОБХОДИМО УЙТИ НА ВТОРОЙ КРУГ, ПИЛОТИРУЯ ВЕРТОЛЕТ ПО ПРИБОРАМ. УХОД НА ВТОРОЙ КРУГ ПРИ ПОПАДАНИИ В ЗОНУ СНЕШОГО ВИХРЯ ВЫПОЛНЯТЬ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПО КУРСУ РАЗГОНА ИМЕЕТСЯ СВОБОДНАЯ ОТ ПРЕПЯТСТВИЙ ЗОНА ДЛИНОЙ НЕ МЕНЕЕ 150 м, А ШИРИНОЙ НЕ МЕНЕЕ 50 М В ОБЕ СТОРОНЫОТ КУРСА РАЗГОНА.
|
- В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ СВОБОДНОЙ ЗОНЫУКАЗАННЫХ РАЗМЕРОВ ВЫПОЛНЯТЬ ПРИЗЕМЛЕНИЕ, ПИЛОТИРУЯ ВЕРТОЛЕТ ПО ПРИБОРАМ. ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНА ПОЛОМКА ВЕРТОЛЕТА.
- РАЗГОН СКОРОСТИ ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ПО ПРИБОРАМ ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ ЗОНЫВИХРЯ И УХОДА НА ВТОРОЙ КРУГ ВЫПОЛНЯТЬ ПЛАВНОЙ ОТДАЧЕЙ РУЧКИ УПРАВЛЕНИЯ ОТ СЕБЯ, ИЗМЕНЕНИЕМ УГЛА ТАНГАЖА НА 2-3°. ПРИ ЭТОМ КУРС, ТАНГАЖ И КРЕН КОНТРОЛИРУЮТСЯ КОМАНДИРОМ ВЕРТОЛЕТА ПО УКАЗАТЕЛЮ КУРСА И АВИАГОРИЗОНТУ, А ИСТИННАЯ ВЫСОТА И ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ НВ ДОКЛАДЫВАЮТСЯ КОМАНДИРУ ВЕРТОЛЕТА БОРТМЕХАНИКОМ ПО СПУ, ПРИ ЭТОМ, ЕСЛИ ЧЕРЕЗ 15-20 с ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВИДИМОСТЬ НЕ ВОССТАНОВИЛАСЬ, НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОТДАВ РУЧКУ УПРАВЛЕНИЯ ОТ СЕБЯ, ИЗМЕНИТЬ ТАНГАЖ НА 1-2°.
- ПРИ ДОСТИЖЕНИИ СКОРОСТИ 30-40 км/ч (ПОСЛЕ ТОГО КАК ВИХРЬ ОСТАНЕТСЯ ПОЗАДИ ВЕРТОЛЕТА) ПЕРЕВЕСТИ ВЕРТОЛЕТ В НАБОР ВЫСОТЫПРИ ВЗЛЕТНОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫДВИГАТЕЛЕЙ С ОДНОВРЕМЕННЫМ ДАЛЬНЕЙШИМ УВЕЛИЧЕНИЕМ СКОРОСТИ ДО 60 км/ч ПО ПРИБОРУ.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В СЛУЧАЕ ПОТЕРИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТАКТА С ЗЕМЛЕЙ ПОИСК ВЫБРАННЫХ С ВОЗДУХА НАЗЕМНЫХ ОРИЕНТИРОВ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.