Интересное диагностическое проективное упражнение, предложенное Еленой Ульяновой.
Задание участникам: «Представьте себе, что вы жители некоторого государства. В нем есть визирь, султан и другие персонажи. Сейчас каждый из вас превратится в присяжного заседателя или судью. На полученных бланках судебных вердиктов (маленьких листочках бумаги) определите каждому участнику:
· роль (кто он в вашем государстве);
· преступление (кратко опишите, в чем состоит преступление, которое совершил этот персонаж);
· наказание (приговор: чем он должен отплатить за содеянное)».
Через пять минут упражнение прерывается. Всем самым значимым для них участникам люди успевают написать приговоры. Характерно, что кто-то не получает ни одного, а кто-то — 5-6 вердиктов. В характере преступлений персонажей видны паттерны поведения, вызывающие неудовольствие со стороны остальных участников.
Почтальон (тренер) обходит участников, собирает «судебные вердикты» от «судей» и вручает их «преступникам».
Примеры судебных вердиктов:
Участник | Преступление | Наказание |
Иван | Проехал на красный свет | Лишить прав |
Замучил всех вопросами | Не давать слова три дня | |
Мария | Сорвала заседание Верховного суда, рассказав неприличный анекдот | Смеяться над несмешными шутками |
Оставила автомобиль в неположенном месте | Лишить автомобиля | |
Василий | Позволяет себе давать много советов нашему падишаху | Отправить его на Луну! |
Обругал нецензурными словами бабушку | Работать в доме престарелых | |
Елена | В качестве русалки зазывала незнакомых мужчин к себе в болото | Ходить в парандже две недели |
Соблазнила охрану и выкрала документы, составляющие военную тайну | Сжечь на костре |
|
Характерно, что в пылу игры участники забывают о том, что необходимо сначала наделить своих коллег ролью, и пишут свои выдуманные обвинения, адресуя их напрямую к реальному участнику.
В игровой форме, опосредованно люди получают возможность высказать свои претензии другим участникам, цивилизованным образом справляясь со скопившимися негативными эмоциями и чувствами.
2.6. Мини-лекция. Работа с дискурсом
Теоретический блок на бизнес-тренинге — это то, чем зло употребляют многие. Конечно, тренер может себе позволит красивое сольное выступление, но, когда оно затягивается, тренинг рискует превратиться в лекцию, а участники — в пассивных слушателей.
Однажды я была на таком мероприятии. История настолько яркая, что не могу удержаться и не рассказать ее. «Бизнес-тренинг» проходил в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. В актовом зале участники сидели амфитеатром в мягких бархатных креслах, располагающих к отдыху и расслаблению. На сцене (!) возвышался стол с десятком микрофонов. За столом сидел «тренер» и читал «мини»-лекцию. Часть участников конспектировала в тетрадях опыт и мудрые мысли, на которые не скупился оратор, часть посапывала в креслах, часть занималась своими делами: кто-то работал на ноутбуке, кто-то заполнял принесенные с работы бланки бухгалтерской отчетности, кто-то играл в тетрис на мобильном телефоне. «Тренинг» проходил в течение одного дня, но дольше обеда, включенного в стоимость, никто не выдержал. По факту отсутствия слушателей он был сокращен до трех часов. Это был «Тренинг мотивации».
|
Однако можно констатировать, что и сорокаминутная лекция на тренинге сильно утомляет и демотивирует участников. Отнятая у них тренером инициатива направляется в другое русло: люди начинают думать о своем, но никак не о животрепещущей теме тренинга.
Поскольку время в бизнесе стоит дорого, а тренинг — интерактивная процедура, направленная на конкретный результат, помимо информирования включающий формирование и развитие навыков и умений, то мини-лекция в нем должна занимать минимальное время. Я отвожу на нее десять минут максимум.
Не стоит стремиться пересказать все свои знания по теме: это значительный объем и неоднозначное содержание. Некоторые тонкости имеет смысл заведомо опускать, чтобы у аудитории возникали вопросы, на которые она сама будет искать ответы. Это важно, чтобы люди не заскучали и удерживали внимание на теме.
В информационном блоке тренер пользуется различными особами привлечения внимания: речевыми, невербальными, техническими. Смена темпа и громкости речи, богатство нитрования и общее владение голосом, паузы и движение в момент речи — всему этому можно научиться, сходив на тренинг «Искусство публичных выступлений» или «Ораторское мастерство». Еще лучше учат этому актеры.
Одну свою коллегу по ее просьбе я направила к актрисе Малого драматического театра для занятий актерским мастерством с целью улучшения ораторских навыков, столь важных для тренера.
На первой встрече актриса попросила тренера прочитать ей лекцию о мотивации. Девушка говорила в течение пяти минут, пока со стороны пустого зрительного зала, где в одиночестве сидела ее учительница, не раздался душераздирающий крик.
|
Страшно?! — спросила актриса оторопевшую девушку.
Очень! — ответила та.
Вот и мне страшно слушать, как бесцветно ты рассказываешь о мотивации...
Безусловно, речь тренера должна быть красивой, правильной, интересной и завораживающей. Но не только это помогает сделать мини-лекцию захватывающей. Что может приковать внимание лучше, чем появление на чистой белой магнитно-маркерной доске понятий, выраженных одним-двумя простыми словами, или схемы, все расставляющей по своим местам, или метафорической органы, поддерживающей и иллюстрирующей слова тренера! В такие моменты на глазах изумленной публики происходит чудо материализации слов. И надо ли говорить о силе влияния луча проектора, который высвечивает вдруг на стене знакомый кадр из любимого фильма?
Основной эффект воздействия мини-лекции на участников заключается в ее краткости. Когда за пять минут неразрешимая и запутанная доселе задача выстраивается в стройный короткий алгоритм, четко объясненный тренером, присутствующая публика испытывает почти экстаз! (Шучу. Но в каждой шутке есть доля шутки.)