УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»




Интересное диагностическое проективное упражнение, предло­женное Еленой Ульяновой.

Задание участникам: «Представьте себе, что вы жители некоторого государства. В нем есть визирь, султан и другие персонажи. Сейчас каждый из вас превратится в присяжного заседателя или судью. На полученных бланках судебных вердиктов (маленьких листочках бу­маги) определите каждому участнику:

· роль (кто он в вашем государстве);

· преступление (кратко опишите, в чем состоит преступление, ко­торое совершил этот персонаж);

· наказание (приговор: чем он должен отплатить за содеянное)».

Через пять минут упражнение прерывается. Всем самым значимым для них участникам люди успевают написать приговоры. Характерно, что кто-то не получает ни одного, а кто-то — 5-6 вердиктов. В харак­тере преступлений персонажей видны паттерны поведения, вызы­вающие неудовольствие со стороны остальных участников.

Почтальон (тренер) обходит участников, собирает «судебные вердикты» от «судей» и вручает их «преступникам».

Примеры судебных вердиктов:

 

 

Участник Преступление Наказание
Иван Проехал на красный свет Лишить прав
Замучил всех вопросами Не давать слова три дня
Мария Сорвала заседание Верховного суда, рассказав неприличный анекдот Смеяться над несмешными шутками
Оставила автомобиль в неположен­ном месте Лишить автомобиля
Василий Позволяет себе давать много советов нашему падишаху Отправить его на Луну!
Обругал нецензурными словами ба­бушку Работать в доме престаре­лых
Елена В качестве русалки зазывала незнако­мых мужчин к себе в болото Ходить в парандже две не­дели
Соблазнила охрану и выкрала доку­менты, составляющие военную тайну Сжечь на костре

 

Характерно, что в пылу игры участники забывают о том, что необ­ходимо сначала наделить своих коллег ролью, и пишут свои выдуман­ные обвинения, адресуя их напрямую к реальному участнику.

В игровой форме, опосредованно люди получают возможность вы­сказать свои претензии другим участникам, цивилизованным образом справляясь со скопившимися негативными эмоциями и чувствами.

 

2.6. Мини-лекция. Работа с дискурсом

Теоретический блок на бизнес-тренинге — это то, чем зло употребляют многие. Конечно, тренер может себе позволит красивое сольное выступление, но, когда оно затягивается, тренинг рискует превратиться в лекцию, а участники — в пассив­ных слушателей.

Однажды я была на таком мероприятии. История настолько яркая, что не могу удержаться и не рассказать ее. «Бизнес-тренинг» проходил в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. В актовом зале участники сидели амфитеатром в мягких бархатных креслах, располагающих к отдыху и расслаблению. На сцене (!) возвышался стол с десятком микрофонов. За столом сидел «тренер» и читал «мини»-лекцию. Часть участников конспектировала в тетрадях опыт и мудрые мысли, на которые не скупился оратор, часть посапывала в креслах, часть занималась своими делами: кто-то работал на ноутбуке, кто-то заполнял принесенные с работы бланки бухгалтерской отчетности, кто-то играл в тетрис на мобильном телефоне. «Тренинг» проходил в течение одного дня, но дольше обеда, включенного в стоимость, никто не выдержал. По факту отсутствия слушателей он был сокращен до трех часов. Это был «Тренинг мотивации».

Однако можно констатировать, что и сорокаминутная лекция на тренинге сильно утомляет и демотивирует участников. Отнятая у них тренером инициатива направляется в другое русло: люди начинают думать о своем, но никак не о животрепещущей теме тренинга.

Поскольку время в бизнесе стоит дорого, а тренинг — интерактивная процедура, направленная на конкретный результат, помимо информирования включающий формирование и развитие навыков и умений, то мини-лекция в нем должна занимать минимальное время. Я отвожу на нее десять минут максимум.

Не стоит стремиться пересказать все свои знания по теме: это значительный объем и неоднозначное содержание. Некото­рые тонкости имеет смысл заведомо опускать, чтобы у аудитории возникали вопросы, на которые она сама будет искать отве­ты. Это важно, чтобы люди не заскучали и удерживали внима­ние на теме.

В информационном блоке тренер пользуется различными особами привлечения внимания: речевыми, невербальными, техническими. Смена темпа и громкости речи, богатство ни­трования и общее владение голосом, паузы и движение в момент речи — всему этому можно научиться, сходив на тре­нинг «Искусство публичных выступлений» или «Ораторское ма­стерство». Еще лучше учат этому актеры.

Одну свою коллегу по ее просьбе я направила к актрисе Малого драматического театра для занятий актерским мастерством с целью улучшения ораторских навыков, столь важных для тренера.

На первой встрече актриса попросила тренера прочитать ей лек­цию о мотивации. Девушка говорила в течение пяти минут, пока со стороны пустого зрительного зала, где в одиночестве сидела ее учи­тельница, не раздался душераздирающий крик.

Страшно?! — спросила актриса оторопевшую девушку.

Очень! — ответила та.

Вот и мне страшно слушать, как бесцветно ты рассказываешь о мотивации...

Безусловно, речь тренера должна быть красивой, правиль­ной, интересной и завораживающей. Но не только это помогает сделать мини-лекцию захватывающей. Что может приковать внимание лучше, чем появление на чистой белой магнитно-маркерной доске понятий, выраженных одним-двумя простыми словами, или схемы, все расставляющей по своим местам, или метафорической органы, поддерживающей и иллюстрирую­щей слова тренера! В такие моменты на глазах изумленной пуб­лики происходит чудо материализации слов. И надо ли говорить о силе влияния луча проектора, который высвечивает вдруг на стене знакомый кадр из любимого фильма?

Основной эффект воздействия мини-лекции на участников заключается в ее краткости. Когда за пять минут неразрешимая и запутанная доселе задача выстраивается в стройный короткий алгоритм, четко объясненный тренером, присутствующая пуб­лика испытывает почти экстаз! (Шучу. Но в каждой шутке есть доля шутки.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: