- Основано на простой алгоритмизированной последовательности шагов. («Делай раз! Делай два! Делай три!»)
- Короткое по времени (не более пяти минут, чтобы избежать утомления и потери интереса и удержать внимание).
- Интересное (обязателен элемент новизны, что-то такое, чего участники не знали или не пробовали до сих пор).
- Простое (для быстрого усвоения передаваемого принципа, упражнение не должно утомлять).
- Приятное (упражнение должно быть легко выполнимо, создавать у участников ощущение собственной успешности, повышать самооценку, рождать интерес и радость достижений).
- Полезное (упражнение должно формировать у людей ощущение ценного приобретения).
Приведу самый доступный пример. Одной из наиболее распространенных методик создания успешной коммуникации в психологии и тренинге является техника активного слушания. Ее освоение полезно всем цивилизованным людям, поэтому ей обучают и секретарей, и продавцов, и руководителей, и психологов, и строителей — любые категории специальностей, связанных с человеческим взаимодействием, подразумевают владение этой техникой. Она состоит из определенного набора элементарных методов и приемов — это:
· формулирование открытых вопросов;
· уточнение;
· перефразирование;
· присоединение;
· эмпатия;
· отзеркаливание (цитирование);
· суммирование;
· подведение итогов.
Если перед тренером стоит задача научить участников владеть этой техникой, он, рассказав о том, что подразумевает каждый пункт (для чего и как это делается), и продемонстрировав пример применения, предлагает участникам потренироваться в использовании каждой из составных частей техники в отдельности, то есть делает серию коротких, простых и интересных упражнений на тренировку умения формулировать отбытые вопросы, приемы уточнения, перефразирования и т. д. (табл. 2.4).
|
Таблица 2.4. Техники активного слушания
Техника | Для чего это делается | Как это делается | Примерные речевые формулы |
Формулирование открытых вопросов | Получить максимальный объем информации. Выразить заинтересованность | Задавайте открытые вопросы, подразумевающие развернутый ответ. Это предложения, всегда начинающиеся с вопросительных слов | Как вы думаете...? Каково ваше отношение к следующему...? Что вы планируете предпринять, если...? |
Уточнение | Получить развернутую информацию по отдельным вопросам. Выразить заинтересованность | Повторяйте последние слова собеседника с вопросительной интонацией. Уточняющий вопрос. Вопрос-просьба | - Вы упомянули, что... Не могли бы вы рас сказать об этом подробнее? |
Перефразирование | Продемонстрировать внимание и уважение к словам собеседника. Проверить правильность понимания услышанного | Кратко передайте смысл сказанного собеседником своими словами. Услышанное повторяйте не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение | Если я правильно вас понимаю...? Итак, вы считаете важным...? Сейчас прозвучало...? - То есть вы имеете в виду, что...? |
Присоединение | Создать раппорт - комфортную и безопасную для собеседника обстановку для общения и взаимопонимания | Не соглашайтесь сразу, но и не спорьте. Используйте нейтральные слова. Попытайтесь воспроизвести интонацию, жесты, позу, темп речи собеседника | |
Эмпатия | Проявить сочувствие. Показать, что вы понимаете чувства другого человека Признать значимость и выразить уважение к чувству собственного достоинства другого человека | Уловите эмоцию собеседника. Задавайте такие вопросы, которые усиливают или гасят ее Признайте значимость проблем и чувств собеседника. Выразите свою признательность за его усилия и действия | Вам, должно быть, не очень приятно. Я вижу, что вы расстроены. Мне кажется, эта информация заинтересовала вас... Похоже, вас порадовало это известие... Я ценю вашу готовность разрешить эту проблему |
Отзеркалирование (цитирование) | Продемонстрировать внимание и уважение к словам собеседника. Привлечь его внимание к тому, что было важно для вас. Помочь говорящему увидеть другие аспекты, услышав себя со стороны | Повторите самые значимые для вас фрагменты речи. Говорите на языке собеседника. Дословно повторите сказанное партнером | Давайте еще раз перечислим те важные вещи, которые мы с вами выяснили... Итак, сегодня мне стало известно, что ваша компания... В вашей речи прозвучало несколько значимых для меня вещей, это:... |
Суммирование | Акцентировать внимание на ключевых моментах. Подвести разговор к конструктивному завершению | Кратко перечислите важные факты, которые выяснились в течение разговора. Структурируйте и подтвердите достигнутые договоренности | Для того чтобы мы могли подвести итоги, перечислю важные пункты наших договоренностей. Итак, мы с вами выяснили: 1-е..., 2-е..., n-е. |
Подведение итогов | Указать наличие прогресса. Свести воедино важные факты и идеи. Создать основу для дальнейшего обсуждения | Заново сформулируйте основные идеи и чувства. Подведите итоги. Введите предложения, компромиссы на основании суммирования. Сделайте выводы (помните, если выводы не сделаете вы, их сделают за вас!) | Итак, чтобы закончить на сегодня наше обсуждение, предлагаю согласовать... — Можем договориться о том, что до следующего тура переговоров и вы, и мы будем... |
|