Посмотрим, что происходит в этом случае.




Тренер, например, предлагает группе упражнение. В тот момент, когда он излагает инструкцию, один из участников от­влекается на телефонный звонок. Тренер: «Если ты не хочешь участвовать, можешь уйти». Участник уходит за дверь. Тренер невозмутимо занимает его место в упражнении, а когда он воз­вращается в комнату, снова включает его в работу. Однако груп­па не хочет выполнять упражнение, шокированная уходом од­ного из своих членов. Другой пример. Участник не понимает инструкцию, переспрашивает: «А что нужно делать-то?!» Тре­нер: «Пока садитесь в пары, потом я подойду и объясню», — и сопровождает участников на их места в новом упражнении. До тех пор, пока тренер не уделит внимание этому участнику, не подойдет и не объяснит лично ему правила упражнения, он в работу не включается.

Таблица 2.6. Виды сопротивления участников тренинговых групп

Монополистическое поведение Да, вы все верно говорите, но я хочу как раз рассказать про книгу, которую я читаю, в ней...[9] Ну, то, что ты говоришь, — ерунда! Вот у нас в отделе один раз... а потом еще было такое... уж не говоря о том, что... Слушайте все меня!
Зависимость Я бы хотела все-таки сказать о своих проблемах... Хочется чем-то поделиться с группой, потому чувствуется какой-то вакуум, незаполненность... Мне хочется услышать мнение каждого участии] группы, чтобы понять, как мне быть...
Молчание и пассив­ность Ну, я не знаю. Даже не знаю... Мне трудно ответить. Я хотел бы пропустить ход... Со мной все в порядке, я в процессе... Чувствую себя нормально. Сейчас я чувствую, как во мне переваривается пища после обеда, — мне приятно и хорошо...
Советы - На твоем месте я бы поступила таким образом... - Вот ты бы поменьше переживал и поскорее бы делом занялся... Пойди и сделай так... - Хочу поделиться своим опытом, можете даже писать за мной...
Ассистирование (помощь) тренеру - Надо прекратить эту болтовню... и слушать тренера. Кстати, вы заметили, как он грамотно ведет тренинг? Я бы на вашем месте голосование не вела: начинать или не начинать. Директивно начинать! Я хочу предложить вам придумать другую раз­минку. Мне кажется, вы хорошие тренеры, но не следите за динамикой группы абсолютно...
Демонстрация морального превосходства — Это мы так и будем все тут развлекаться? А раз­минка, она в обучение входит? - Позвольте, я дополню, вряд ли кто-то из группы знает, что... - Я не понимаю цели вашего задания... Вы нам объясните эффективность этого всего, расскажите о существующих подходах. - Ну, я тоже знаю такой прием. На МВА нам давали массу техник...
Интеллектуализация - Может, мы вообще не то упражнение взяли, потому что у всех какие-то проблемы. Давайте проанализируем, что тут происходит?.. - У меня не получилось продать этот стул, потому что у меня мотивация низкая... - Я просто вижу, насколько его поведение согласуется с описанным у Берна в «Играх, в которые играют люди»! Он так сделал, потому что у него роль такая, именно она способствовала...
Утешение - Давайте что-то доброе друг другу скажем. Что мы злимся-то вообще? Давайте улыбнемся друг другу. Мне кажется, надо дать человеку высказаться, у него накипело... - Вы знаете, мне кажется, что мы совершенно забыли про Еву, у нее масса предложений замечательных, ее никто не слышит, надо как-то добрее, отзывчивей быть. Нужно как-то помочь, поддержать ее. Я бы с удовольствием...
Задавание вопросов[10] — Но я все равно хотела бы задать вопрос! А вы бу­дете делать? А что я должна говорить? Можно еще раз? Я должна что-то ответить? А на мой-то вопрос будет ответ? Я спрашиваю, спрашиваю, ну вы никак не ответите. Можно я спрошу еще раз?

Для того чтобы справиться с сопротивлением, необходимо увидеть его и задаться вопросами: «Что на самом деле требует­ся сейчас этому участнику? Какая потребность стоит за этим поведением?» Выявленная потребность может быть адекватно удовлетворена, а значит, поможет справиться с сопротивле­нием.

Каждая ситуация уникальна. Тем не менее, есть некоторые об­щие способы работы с сопротивлением участников тренинговых групп. Несколько из них собраны в табл. 2.7

Таблица 2.7. Ответное поведение тренера

Вид сопротивления участника Ответное поведение тренера
Поддерживает тре­нера Заметить поддержку, поблагодарить за нее, оценить пользу. Предложить не вмешиваться. Сделать ситуацию прозрачной, помочь человеку осо­знать причины такого поведения. Дать возможность проявиться, поговорить в перерыве
Критикует тренера Дать высказаться, ограничив по времени: «Выскажи кратко, в течение одной-двух минут, свое видение и свои по­желания ко мне». Признать значимость высказывания. Дать побыть лидером в упражнении, попросить помочь провести, ассистировать, сделать своим помощником. Использовать энергию группы, задавать участникам кон­кретные и своевременные вопросы об отношении к по­ведению этого участника. Предложить группе обсудить предложение, дать обрат­ную связь
Задает вопросы Перевести вопрос к теме тренинга. Отвести отдельное время на вопросы-ответы. Успокоить и обратить внимание участника на то, что он сейчас находится в процессе и в конце упражнения (дня/тренинга) найдет ответ на свой вопрос. Если не ш лучится самостоятельно, тренер обязательно проком­ментирует. Игнорировать. «С какой целью ты сейчас об этом спрашиваешь?». Попросить сформулировать свой ответ, переформулиро­вать вопрос в утверждение
Советует тренеру. Обычно в этот мо­мент участник еще и отстраняется, пе­реходя на более официальное об­ращение, на «вы» Если предложение конструктивное, не выбивается из те­мы тренинга, то, получив согласие группы, принять предложение. Выразить благодарность за высказанное предложение и продолжить свое. Игнорировать. Спросить, о чем на самом деле человек хочет сказать, что скрывается за его советами. Переформулировать совет в желание: «Мне кажется, вы должны...», «Я бы хотел, что­бы...»
Скептик Дать возможность высказаться, предложить высказать свои альтернативные варианты Присоединиться, признать значимость, уйти от рацио­нальных высказываний к обсуждению чувств, стоящих за ними, констатировать его состояние («Ты говоришь отчасти правильные вещи, но что ты при этом чувству­ешь? Насколько это конструктивно для тебя?»). Предложить участнику решить самостоятельно, исполь­зовать ли сейчас правило «стоп». Выяснить, что происходит. Войти в конфронтацию: сказать, что такое поведение мешает, так как отвлекает от конструктивного обсуж­дения. Перейти на философское обобщение («Да, и такое быва­ет...») и снова вернуться к теме («...но в нашем случае все же есть возможности для коррекции»)
Отвлекается на свои дела, теле­фонные звонки, еду, покидает ауди­торию в ходе уп­ражнения и т. п. Войти в конфронтацию, ясно выразить свою позицию, свое отношение к происходящему и свои пожелания. Ввести, напомнить или откорректировать групповые нормы. Директивность. Обращаться в первую очередь, вовлекать в процесс свои­ми вопросами, взглядами, при необходимости подойти
Да, но... Дать высказаться, затем ограничить во времени. Поставить конкретные рамки, в которых проблему мож­но решить. Передать ответственность за принятие решения о работе с этой проблемой группе («Вам хотелось бы сейчас зани­маться этим?»). Если проблема актуальна для всей груп­пы, проработать. На примере позитивных выходов, на­работанных другими участниками, предложить найти собственное решение или попробовать использовать групповые наработки. Если проблема неактуальна для группы, закрыть тему. Перестать поддерживать беспомощную позицию, при­знав, что проблема неразрешима
«У меня самая важ­ная проблема!» Ждет авторитетно­го мнения тренера Дать рекомендации, играя роль «гуру», но дозированно. Сочетать авторитарное руководство процессом с демон­стративным принятием, поддержкой, доброжелательно­стью. Дать короткие «поглаживания». Выяснить, что скрывается за таким поведением
Утешитель Похвалить за отзывчивость. Директивно прекратить попытки утешения других, обратив внимание на бесплодность и неконструктивность советов. Спросить, почему ситуация вызывает в нем сочувствие, умеет ли он сам справляться с подобными случаями? Разделение на подгруппы (или другое изменение форм групповой работы). Попросить участника назвать все возможные причины, по которым ему так хочется помочь другим: — Почему важно помочь конкретному человеку? — Как ты решился прийти на помощь? Других участников следует поощрять реагировать, когда им помогают слишком навязчиво, не вовремя
Демонстрирует превосходство Услышать. Подтвердить, пообещать дальнейший аналитический разбор, в котором его участие будет полезным для всей группы. Похвалить, поблагодарить. Отметить ценность высказывания. Передать ответственность за проявление превосходства: вызвать к доске, попросить самостоятельно провести де­монстрацию в той области, в которой участник считает себя компетентным. Это может быть для участника вызо­вом, который спустит его на землю. Помочь определиться с целью присутствия на тре­нинге. Вывести из социальной роли.

 

Сопротивление тренера

Сопротивление участников часто сопровождается и даже провоцируется сопротивлением тренера. Тренеры не ангелы, а обычные люди, со своими потребностями, мотивами, желаниями. Однако необходимо найти адекватные способы удовлетворения этих мотивов, иначе тренерская деятельность при­ведет к быстрому профессиональному выгоранию и уходу из профессии.

Заключительный шеринг дня. Одна из участниц, начинающий тре­нер А., вместо обратной связи по дню начинает рыдать. На мой во­прос: «Почему ты плачешь? Какие слова крутятся в голове?» — отве­чает: «Я думаю, зачем я этим занимаюсь?»

Я: «Зачем?»

А.: «Чтобы оправдать свое образование. Чтобы доказать себе, что я выбрала профессию правильно...»

Я обращаюсь к группе: «Зачем вы это делаете?» Участники перечисляют свои мотивы, я пишу на доске. Самая по­следняя делает добавление, извиняясь, «деньги...».

Я цитирую «профессиональную» позицию: «Удовольствие получать необязательно, ведь вы уже получаете за работу деньги». Затем задаю вопрос: «А теперь скажите, кто из известных вам тренеров работает только из-за денег?» Группа не может вспомнить ни одного. Таких тренеров на рынке нет! В нашей профессии, в отличие от остальных, деньги — не главная мотивация: слишком сложная работа и иногда тяжкий труд. В другом месте можно заработать столько же и даже больше и значительно легче. Поэтому можно, вопреки расхожему «решать свои проблемы за счет клиента нельзя», позволить себе иметь другие, кроме денежной, мотивации. Это могут быть и личностный и духовный рост, и самореализация, и драйв, и даже самоутверждение — все позволено, если это позволяет себе тренер. Важно только, чтобы это не мешало ему качественно выполнять свою работу.

Несомненно, тренеру необходимо осознавать свои мотивы и управлять ими. Психология относится к числу «помогающих» профессий, поэтому основной мотив людей, приходящих в эту профессию, — это оказание помощи, принесение пользы. И именно этот мотив позволяет легко справляться с любыми трудностями, возникающими в процессе тренинга.

Но если у тренера начинает работать потребность во внимании, признании или принятии группой, то жди проблем. Такой тренер будет всеми силами пытаться вызвать восхищение участников или заслужить их любовь, а значит, попадет в зависимость от группы и перестанет быть ведущим, став ведомым. Это неконструктивное поведение, и стоящие за ним мотивы должны быть не только осознаны самим тренером, но и проработаны: для их удовлетворения можно и нужно найти другое время, место и метод, нежели тренинг.

Мне хочется привести результаты работы одной из групп тре­нерской мастерской, исследующих собственное сопротивление. Суть работы заключалась в следующем. Участникам предлагалось обсудить виды собственных сопротивлений, пользуясь соответствующей памяткой из рабочей тетради. В процессе обсуждения каждый мог получить от коллег обратную связь. После выявления вида сопротивления необходимо было определить, какая потребность провоцирует его появление, затем найти альтернативное, конструктивное поведение. В итоге получилась такая таблица (табл. 2.8).

Таблица 2.8. Виды сопротивлений, потребности, стоящие за ними, и альтернативное (конструктивное) поведение

Потребность Вид сопротивления Альтернативное (конструктивное) поведение
Автономия Молчание Легализация. Обозначение своего права на лично­стные особенности
Конструирова­ние Молчание Заявление о своем желании/предпоч­тении
Защита Молчание Легализация, ввод предложений
Познание Молчание Заявлять о своих предпочтениях, за­давать вопросы, возможно, в специ­ально отведенное время
Признание Молчание Действовать в области своей компе­тентности, хвалить себя, не риско­вать
Избегание не­удач, бесчестия и стыда Зависимость, советы Не рисковать. Проговорить. Попросить группу или тренера о под­держке и помощи. Отказаться от принятия критики
Привязанность между людьми Зависимость Расширить сферу взаимодействия. Говорить о своих чувствах. Найти другое место/время/людей для завязывания личных отношений
Влияние Моральное превос­ходство. Советы. Юмор. Молчание Создать ситуацию для конструктивного самопроявления на тренинге — провести упражнение, взять на себя лидерскую роль. Заключить контракт. Найти другое время или место (на ра­боте, среди подчиненных реализовать свою потребность во влиянии)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: