Тренер, например, предлагает группе упражнение. В тот момент, когда он излагает инструкцию, один из участников отвлекается на телефонный звонок. Тренер: «Если ты не хочешь участвовать, можешь уйти». Участник уходит за дверь. Тренер невозмутимо занимает его место в упражнении, а когда он возвращается в комнату, снова включает его в работу. Однако группа не хочет выполнять упражнение, шокированная уходом одного из своих членов. Другой пример. Участник не понимает инструкцию, переспрашивает: «А что нужно делать-то?!» Тренер: «Пока садитесь в пары, потом я подойду и объясню», — и сопровождает участников на их места в новом упражнении. До тех пор, пока тренер не уделит внимание этому участнику, не подойдет и не объяснит лично ему правила упражнения, он в работу не включается.
Таблица 2.6. Виды сопротивления участников тренинговых групп
Монополистическое поведение | Да, вы все верно говорите, но я хочу как раз рассказать про книгу, которую я читаю, в ней...[9] Ну, то, что ты говоришь, — ерунда! Вот у нас в отделе один раз... а потом еще было такое... уж не говоря о том, что... Слушайте все меня! |
Зависимость | Я бы хотела все-таки сказать о своих проблемах... Хочется чем-то поделиться с группой, потому чувствуется какой-то вакуум, незаполненность... Мне хочется услышать мнение каждого участии] группы, чтобы понять, как мне быть... |
Молчание и пассивность | Ну, я не знаю. Даже не знаю... Мне трудно ответить. Я хотел бы пропустить ход... Со мной все в порядке, я в процессе... Чувствую себя нормально. Сейчас я чувствую, как во мне переваривается пища после обеда, — мне приятно и хорошо... |
Советы | - На твоем месте я бы поступила таким образом... - Вот ты бы поменьше переживал и поскорее бы делом занялся... Пойди и сделай так... - Хочу поделиться своим опытом, можете даже писать за мной... |
Ассистирование (помощь) тренеру | - Надо прекратить эту болтовню... и слушать тренера. Кстати, вы заметили, как он грамотно ведет тренинг? Я бы на вашем месте голосование не вела: начинать или не начинать. Директивно начинать! Я хочу предложить вам придумать другую разминку. Мне кажется, вы хорошие тренеры, но не следите за динамикой группы абсолютно... |
Демонстрация морального превосходства | — Это мы так и будем все тут развлекаться? А разминка, она в обучение входит? - Позвольте, я дополню, вряд ли кто-то из группы знает, что... - Я не понимаю цели вашего задания... Вы нам объясните эффективность этого всего, расскажите о существующих подходах. - Ну, я тоже знаю такой прием. На МВА нам давали массу техник... |
Интеллектуализация | - Может, мы вообще не то упражнение взяли, потому что у всех какие-то проблемы. Давайте проанализируем, что тут происходит?.. - У меня не получилось продать этот стул, потому что у меня мотивация низкая... - Я просто вижу, насколько его поведение согласуется с описанным у Берна в «Играх, в которые играют люди»! Он так сделал, потому что у него роль такая, именно она способствовала... |
Утешение | - Давайте что-то доброе друг другу скажем. Что мы злимся-то вообще? Давайте улыбнемся друг другу. Мне кажется, надо дать человеку высказаться, у него накипело... - Вы знаете, мне кажется, что мы совершенно забыли про Еву, у нее масса предложений замечательных, ее никто не слышит, надо как-то добрее, отзывчивей быть. Нужно как-то помочь, поддержать ее. Я бы с удовольствием... |
Задавание вопросов[10] | — Но я все равно хотела бы задать вопрос! А вы будете делать? А что я должна говорить? Можно еще раз? Я должна что-то ответить? А на мой-то вопрос будет ответ? Я спрашиваю, спрашиваю, ну вы никак не ответите. Можно я спрошу еще раз? |
Для того чтобы справиться с сопротивлением, необходимо увидеть его и задаться вопросами: «Что на самом деле требуется сейчас этому участнику? Какая потребность стоит за этим поведением?» Выявленная потребность может быть адекватно удовлетворена, а значит, поможет справиться с сопротивлением.
|
|
Каждая ситуация уникальна. Тем не менее, есть некоторые общие способы работы с сопротивлением участников тренинговых групп. Несколько из них собраны в табл. 2.7
Таблица 2.7. Ответное поведение тренера
Вид сопротивления участника | Ответное поведение тренера |
Поддерживает тренера | Заметить поддержку, поблагодарить за нее, оценить пользу. Предложить не вмешиваться. Сделать ситуацию прозрачной, помочь человеку осознать причины такого поведения. Дать возможность проявиться, поговорить в перерыве |
Критикует тренера | Дать высказаться, ограничив по времени: «Выскажи кратко, в течение одной-двух минут, свое видение и свои пожелания ко мне». Признать значимость высказывания. Дать побыть лидером в упражнении, попросить помочь провести, ассистировать, сделать своим помощником. Использовать энергию группы, задавать участникам конкретные и своевременные вопросы об отношении к поведению этого участника. Предложить группе обсудить предложение, дать обратную связь |
Задает вопросы | Перевести вопрос к теме тренинга. Отвести отдельное время на вопросы-ответы. Успокоить и обратить внимание участника на то, что он сейчас находится в процессе и в конце упражнения (дня/тренинга) найдет ответ на свой вопрос. Если не ш лучится самостоятельно, тренер обязательно прокомментирует. Игнорировать. «С какой целью ты сейчас об этом спрашиваешь?». Попросить сформулировать свой ответ, переформулировать вопрос в утверждение |
Советует тренеру. Обычно в этот момент участник еще и отстраняется, переходя на более официальное обращение, на «вы» | Если предложение конструктивное, не выбивается из темы тренинга, то, получив согласие группы, принять предложение. Выразить благодарность за высказанное предложение и продолжить свое. Игнорировать. Спросить, о чем на самом деле человек хочет сказать, что скрывается за его советами. Переформулировать совет в желание: «Мне кажется, вы должны...», «Я бы хотел, чтобы...» |
Скептик | Дать возможность высказаться, предложить высказать свои альтернативные варианты Присоединиться, признать значимость, уйти от рациональных высказываний к обсуждению чувств, стоящих за ними, констатировать его состояние («Ты говоришь отчасти правильные вещи, но что ты при этом чувствуешь? Насколько это конструктивно для тебя?»). Предложить участнику решить самостоятельно, использовать ли сейчас правило «стоп». Выяснить, что происходит. Войти в конфронтацию: сказать, что такое поведение мешает, так как отвлекает от конструктивного обсуждения. Перейти на философское обобщение («Да, и такое бывает...») и снова вернуться к теме («...но в нашем случае все же есть возможности для коррекции») |
Отвлекается на свои дела, телефонные звонки, еду, покидает аудиторию в ходе упражнения и т. п. | Войти в конфронтацию, ясно выразить свою позицию, свое отношение к происходящему и свои пожелания. Ввести, напомнить или откорректировать групповые нормы. Директивность. Обращаться в первую очередь, вовлекать в процесс своими вопросами, взглядами, при необходимости подойти |
Да, но... | Дать высказаться, затем ограничить во времени. Поставить конкретные рамки, в которых проблему можно решить. Передать ответственность за принятие решения о работе с этой проблемой группе («Вам хотелось бы сейчас заниматься этим?»). Если проблема актуальна для всей группы, проработать. На примере позитивных выходов, наработанных другими участниками, предложить найти собственное решение или попробовать использовать групповые наработки. Если проблема неактуальна для группы, закрыть тему. Перестать поддерживать беспомощную позицию, признав, что проблема неразрешима |
«У меня самая важная проблема!» Ждет авторитетного мнения тренера | Дать рекомендации, играя роль «гуру», но дозированно. Сочетать авторитарное руководство процессом с демонстративным принятием, поддержкой, доброжелательностью. Дать короткие «поглаживания». Выяснить, что скрывается за таким поведением |
Утешитель | Похвалить за отзывчивость. Директивно прекратить попытки утешения других, обратив внимание на бесплодность и неконструктивность советов. Спросить, почему ситуация вызывает в нем сочувствие, умеет ли он сам справляться с подобными случаями? Разделение на подгруппы (или другое изменение форм групповой работы). Попросить участника назвать все возможные причины, по которым ему так хочется помочь другим: — Почему важно помочь конкретному человеку? — Как ты решился прийти на помощь? Других участников следует поощрять реагировать, когда им помогают слишком навязчиво, не вовремя |
Демонстрирует превосходство | Услышать. Подтвердить, пообещать дальнейший аналитический разбор, в котором его участие будет полезным для всей группы. Похвалить, поблагодарить. Отметить ценность высказывания. Передать ответственность за проявление превосходства: вызвать к доске, попросить самостоятельно провести демонстрацию в той области, в которой участник считает себя компетентным. Это может быть для участника вызовом, который спустит его на землю. Помочь определиться с целью присутствия на тренинге. Вывести из социальной роли. |
|
Сопротивление тренера
Сопротивление участников часто сопровождается и даже провоцируется сопротивлением тренера. Тренеры не ангелы, а обычные люди, со своими потребностями, мотивами, желаниями. Однако необходимо найти адекватные способы удовлетворения этих мотивов, иначе тренерская деятельность приведет к быстрому профессиональному выгоранию и уходу из профессии.
Заключительный шеринг дня. Одна из участниц, начинающий тренер А., вместо обратной связи по дню начинает рыдать. На мой вопрос: «Почему ты плачешь? Какие слова крутятся в голове?» — отвечает: «Я думаю, зачем я этим занимаюсь?»
Я: «Зачем?»
А.: «Чтобы оправдать свое образование. Чтобы доказать себе, что я выбрала профессию правильно...»
Я обращаюсь к группе: «Зачем вы это делаете?» Участники перечисляют свои мотивы, я пишу на доске. Самая последняя делает добавление, извиняясь, «деньги...».
Я цитирую «профессиональную» позицию: «Удовольствие получать необязательно, ведь вы уже получаете за работу деньги». Затем задаю вопрос: «А теперь скажите, кто из известных вам тренеров работает только из-за денег?» Группа не может вспомнить ни одного. Таких тренеров на рынке нет! В нашей профессии, в отличие от остальных, деньги — не главная мотивация: слишком сложная работа и иногда тяжкий труд. В другом месте можно заработать столько же и даже больше и значительно легче. Поэтому можно, вопреки расхожему «решать свои проблемы за счет клиента нельзя», позволить себе иметь другие, кроме денежной, мотивации. Это могут быть и личностный и духовный рост, и самореализация, и драйв, и даже самоутверждение — все позволено, если это позволяет себе тренер. Важно только, чтобы это не мешало ему качественно выполнять свою работу.
Несомненно, тренеру необходимо осознавать свои мотивы и управлять ими. Психология относится к числу «помогающих» профессий, поэтому основной мотив людей, приходящих в эту профессию, — это оказание помощи, принесение пользы. И именно этот мотив позволяет легко справляться с любыми трудностями, возникающими в процессе тренинга.
Но если у тренера начинает работать потребность во внимании, признании или принятии группой, то жди проблем. Такой тренер будет всеми силами пытаться вызвать восхищение участников или заслужить их любовь, а значит, попадет в зависимость от группы и перестанет быть ведущим, став ведомым. Это неконструктивное поведение, и стоящие за ним мотивы должны быть не только осознаны самим тренером, но и проработаны: для их удовлетворения можно и нужно найти другое время, место и метод, нежели тренинг.
Мне хочется привести результаты работы одной из групп тренерской мастерской, исследующих собственное сопротивление. Суть работы заключалась в следующем. Участникам предлагалось обсудить виды собственных сопротивлений, пользуясь соответствующей памяткой из рабочей тетради. В процессе обсуждения каждый мог получить от коллег обратную связь. После выявления вида сопротивления необходимо было определить, какая потребность провоцирует его появление, затем найти альтернативное, конструктивное поведение. В итоге получилась такая таблица (табл. 2.8).
Таблица 2.8. Виды сопротивлений, потребности, стоящие за ними, и альтернативное (конструктивное) поведение
Потребность | Вид сопротивления | Альтернативное (конструктивное) поведение |
Автономия | Молчание | Легализация. Обозначение своего права на личностные особенности |
Конструирование | Молчание | Заявление о своем желании/предпочтении |
Защита | Молчание | Легализация, ввод предложений |
Познание | Молчание | Заявлять о своих предпочтениях, задавать вопросы, возможно, в специально отведенное время |
Признание | Молчание | Действовать в области своей компетентности, хвалить себя, не рисковать |
Избегание неудач, бесчестия и стыда | Зависимость, советы | Не рисковать. Проговорить. Попросить группу или тренера о поддержке и помощи. Отказаться от принятия критики |
Привязанность между людьми | Зависимость | Расширить сферу взаимодействия. Говорить о своих чувствах. Найти другое место/время/людей для завязывания личных отношений |
Влияние | Моральное превосходство. Советы. Юмор. Молчание | Создать ситуацию для конструктивного самопроявления на тренинге — провести упражнение, взять на себя лидерскую роль. Заключить контракт. Найти другое время или место (на работе, среди подчиненных реализовать свою потребность во влиянии) |