Факторы, влияющие на сплоченность




Выявлены следующие условия, влияющие на возникновение сплоченности группы.

  1. Грамотная организация группы:

· правильный отбор участников группы;

· правильное составление группы;

· эффективная подготовка участников к работе в группе.

2. Успешное прохождение группой раннего периода ее жизни:

· решение конфликтов;

· создание конструктивных групповых норм;

· ослабление защитного поведения.

  1. Соблюдение определенных способов работы в группе:

· взаимная привлекательность участников группы и их взаимные связи;

· оказание поддержки и забота друг о друге;

· слушание и эмпатия;

· самораскрытие и реагирование друг на друга.

 

М. С. Кори (М. S. Corey) и Г. Кори (G. Corey) описали (в 1987 го­ду) следующие условия возникновения сплоченности группы.

  1. Мотивация участия в группе и определенные усилия в стрем­лении попасть в нее.
  2. Четко определенные индивидуальные цели участников группы, а также ясно сформулированная общая цель группы.
  3. Позитивные ожидания и соответствие группы личным по­требностям участников.
  4. дружественная и теплая атмосфера.
  5. Взаимная симпатия участников группы друг к другу.
  6. Взаимодоверие участников группы, уважение к чувствам и мне­ниям друг друга.
  7. Активное участие в работе группы всех участников.
  8. разделение ответственности за работу группы между трене­ром и участниками.
  9. Открытое обсуждение конфликтов.
  10. Специально создаваемая обстановка (узкий круг, создание теплой атмосферы).

 

Как очень специфичное и нежелательное условие спло­ченности группы — пребывание в группе козла отпущения или белой вороны, объединение против которых сплачивает группу.

Безусловно, тренеру легче работать с группой, сформиро­ванной грамотно. Однако когда тренинг проводится внутри ор­ганизации, тренер не всегда имеет возможность повлиять на качество отбора участников. Приходится работать с тем, что есть. А есть обычно живой коллектив, представляющий собой нестандартную группу.

В первую очередь, она отличается от идеальной по парамет­ру «количество участников»: группа может быть совсем малень­кой (например, 6 человек) или слишком большой. Например, однажды в корпоративном тренинге формирования команды у меня участвовало 65 человек, приехавших из различных горо­дов России и СНГ. То, что группа была очень большой, еще пол­беды. Представители разных областей серьезно отличались друг от друга и по менталитету. Каждый регион имеет свои неповто­римые черты, отличается по способу мышления, ценностям, нормам поведения. Что хорошо на юге страны, может быть со­вершенно неприемлемо на севере. Кроме того, что часто в группе оказываются люди разного возраста, стиля мышления, воспита­ния и образовательного уровня, бывают ситуации, когда ком­пания стремится обучить максимальное количество сотруд­ников, мало заботясь о том, чтобы соблюсти статусное и про­фессиональное соответствие. В результате в одной группе могут присутствовать продавцы, юристы, бухгалтеры и даже директор и его секретари. Хорошо это или плохо — не нам судить. Это Данность, с которой необходимо работать.

Для того чтобы устрашить факторы, которые уменьшают возможность возникновения сплоченности в группе, можно ис­пользовать упражнения «разогрева»: именно они позволяют снять лишнее напряжение, сгладить различия между участника­ми или сделать эти различия легитимными, принимаемыми и простительными.

Разогрев»

Упражнения «разогрева» (разминки, психогимнастики) необходимы для управления эмоциональной атмосферой, создающейся в группе, и самочувствием отдельных участников. Они призваны решить следующие задачи.

  • Знакомство ранее незнакомых участников между собой.
  • Представление неизвестных сторон, фактов биографии, личностных особенностей друг друга для группы уже знакомых между собой участников.
  • Снятие напряжения, вызванного ситуацией неопределенности. Эмоциональная разрядка от усталости.
  • Отвлечение внимания от внешних забот, погружение в рабочую атмосферу тренинговой группы.
  • Привлечение и сосредоточение внимания участников на предстоящей теме.
  • Повышение энергии группы (лабилизация).
  • Переход с формального на личностный уровень общения между участниками (помочь «снять мундир с погонами» щ привычные социальные роли и маски).
  • Тренерская диагностика поведения участников (выявление активных и пассивных участников, различных видов их реа­гирования на новую ситуацию, способность вступить в кон­такт или привлечь других к контакту, склонность к лидерству и т. п.).

Эти упражнения могут быть двигательными и интеллектуаль­ными, вербальными и невербальными, устными и письменны­ми, с использованием подручных средств (мячик, веревка, кар­точка с описанием и т. п.) и без них. Комбинируя эти характе­ристики, можно получить огромное количество упражнений, уместных для той или иной ситуации. Важно лишь использовать упражнения «разогрева» с учетом специфики группы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: