Выявлены следующие условия, влияющие на возникновение сплоченности группы.
- Грамотная организация группы:
· правильный отбор участников группы;
· правильное составление группы;
· эффективная подготовка участников к работе в группе.
2. Успешное прохождение группой раннего периода ее жизни:
· решение конфликтов;
· создание конструктивных групповых норм;
· ослабление защитного поведения.
- Соблюдение определенных способов работы в группе:
· взаимная привлекательность участников группы и их взаимные связи;
· оказание поддержки и забота друг о друге;
· слушание и эмпатия;
· самораскрытие и реагирование друг на друга.
М. С. Кори (М. S. Corey) и Г. Кори (G. Corey) описали (в 1987 году) следующие условия возникновения сплоченности группы.
- Мотивация участия в группе и определенные усилия в стремлении попасть в нее.
- Четко определенные индивидуальные цели участников группы, а также ясно сформулированная общая цель группы.
- Позитивные ожидания и соответствие группы личным потребностям участников.
- дружественная и теплая атмосфера.
- Взаимная симпатия участников группы друг к другу.
- Взаимодоверие участников группы, уважение к чувствам и мнениям друг друга.
- Активное участие в работе группы всех участников.
- разделение ответственности за работу группы между тренером и участниками.
- Открытое обсуждение конфликтов.
- Специально создаваемая обстановка (узкий круг, создание теплой атмосферы).
Как очень специфичное и нежелательное условие сплоченности группы — пребывание в группе козла отпущения или белой вороны, объединение против которых сплачивает группу.
Безусловно, тренеру легче работать с группой, сформированной грамотно. Однако когда тренинг проводится внутри организации, тренер не всегда имеет возможность повлиять на качество отбора участников. Приходится работать с тем, что есть. А есть обычно живой коллектив, представляющий собой нестандартную группу.
|
В первую очередь, она отличается от идеальной по параметру «количество участников»: группа может быть совсем маленькой (например, 6 человек) или слишком большой. Например, однажды в корпоративном тренинге формирования команды у меня участвовало 65 человек, приехавших из различных городов России и СНГ. То, что группа была очень большой, еще полбеды. Представители разных областей серьезно отличались друг от друга и по менталитету. Каждый регион имеет свои неповторимые черты, отличается по способу мышления, ценностям, нормам поведения. Что хорошо на юге страны, может быть совершенно неприемлемо на севере. Кроме того, что часто в группе оказываются люди разного возраста, стиля мышления, воспитания и образовательного уровня, бывают ситуации, когда компания стремится обучить максимальное количество сотрудников, мало заботясь о том, чтобы соблюсти статусное и профессиональное соответствие. В результате в одной группе могут присутствовать продавцы, юристы, бухгалтеры и даже директор и его секретари. Хорошо это или плохо — не нам судить. Это Данность, с которой необходимо работать.
Для того чтобы устрашить факторы, которые уменьшают возможность возникновения сплоченности в группе, можно использовать упражнения «разогрева»: именно они позволяют снять лишнее напряжение, сгладить различия между участниками или сделать эти различия легитимными, принимаемыми и простительными.
|
Разогрев»
Упражнения «разогрева» (разминки, психогимнастики) необходимы для управления эмоциональной атмосферой, создающейся в группе, и самочувствием отдельных участников. Они призваны решить следующие задачи.
- Знакомство ранее незнакомых участников между собой.
- Представление неизвестных сторон, фактов биографии, личностных особенностей друг друга для группы уже знакомых между собой участников.
- Снятие напряжения, вызванного ситуацией неопределенности. Эмоциональная разрядка от усталости.
- Отвлечение внимания от внешних забот, погружение в рабочую атмосферу тренинговой группы.
- Привлечение и сосредоточение внимания участников на предстоящей теме.
- Повышение энергии группы (лабилизация).
- Переход с формального на личностный уровень общения между участниками (помочь «снять мундир с погонами» щ привычные социальные роли и маски).
- Тренерская диагностика поведения участников (выявление активных и пассивных участников, различных видов их реагирования на новую ситуацию, способность вступить в контакт или привлечь других к контакту, склонность к лидерству и т. п.).
Эти упражнения могут быть двигательными и интеллектуальными, вербальными и невербальными, устными и письменными, с использованием подручных средств (мячик, веревка, карточка с описанием и т. п.) и без них. Комбинируя эти характеристики, можно получить огромное количество упражнений, уместных для той или иной ситуации. Важно лишь использовать упражнения «разогрева» с учетом специфики группы.