РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011г.

 

ЭТНОЛИНГВИСТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

Для студентов направления 032700.62 «Филология»,

профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Гаврикова Э.О./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания ____________________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 21 стр.

Завкафедрой ______________________________/Фролов Н.К./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук __________________

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А. /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра общего языкознания

 

Гаврикова Элина Олеговна

ЭТНОЛИНГВИСТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология»,

профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная

 

Тюменский государственный университет

Гаврикова Э. О. Этнолингвистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология», профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная. Тюмень, 2011, 21 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Этнолингвистика [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фролов Н.К.

 

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2010.

© Гаврикова Э.О., 2011.

 

1. Пояснительная записка

Тюменская область сегодня представляет собой полиэтнический регион, где проживает 120 компактно или дисперсно проживающих этносов, в том числе русские, украинцы, западносибирские татары, белорусы, башкиры, чуваши, немцы, ненцы, ханты, азербайджанцы, молдаване, казахи, мордва, коми-зыряне, марийцы, манси, удмурты, армяне, селькупы. Языковая картина территории представляется очень пестрой, так как с функциональной точки зрения включает разноуровневые составляющие: язык межнационального общения – русский; региональные языки межнационального общения – татарский литературный язык, хантыйский литературный язык; младописьменные – мансийский, ненецкий, селькупский; бесписьменные языки – сибиротатарский, кетский. В связи с этим изучение взаимосвязи языка и культуры народов, проживающих на территории Тюменской области, представляется актуальным, так как позволяет сформировать представление об языке как об основном средстве передачи культуры и ее восприятия последующими поколениями; как о средстве формирования, выражения и передачи особой картиной мира, свойственной каждой этнической культуре.

Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – развить представление о способах связи языка и культуры в их взаимодействии. Язык рассматривается как активно действующая часть культуры, как один из основных способов ее формирования, закрепления и передачи информации.

В связи с этим задачами изучения курса являются:

– ознакомление с основными положениями, задачами и понятийным аппаратом этнолингвистики;

- изложение истории развития этого направления в языкознании;

- введение в круг важных проблем современной этнолингвистики;

- формирование осознанного интереса к языковой и речевой культуре этносов, проживающих на территории Тюменской области.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина входит в раздел «Б.1.03. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700.62 – «Филология». Профиль подготовки - «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Для изучения курса «Этнолингвистики» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе в результате ознакомления с дисциплинами гуманитарного, социального цикла, а также общепрофессионального цикла («Введение в языкознание», «Введение в спецфилологию»), где формируются представления о базовых лингвистических понятиях, основной лингвистической терминологии, истории развития языков и их классификации, закладываются базовые принципы, логика и методы научного исследования, основные сведения об языке.

Дисциплина «Этнолингвистика» входит в число теоретических курсов, формирующих систему фундаментальных гуманитарных знаний, исследующих человека в разных аспектах. Одновременно с данной дисциплиной изучаются «Лингвистическое краеведение», «Современный славянский язык». «Этнолингвистика» предшествует знакомству с «Лингвокультурологией», «Русской исторической контактологией», «Историей мировой культуры».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: