Тема №1. Введение. Общество. Этнос. Язык. Культура




Этнолингвистика как раздел языкознания. Язык и культура. Взаимоотношение языка и культуры. Язык как составляющая часть культуры, как культурная «память народа»; культура как «система, стоящая между человеком и миром». Этническая культура. Взаимосвязь этнолингвистики с другими науками.

Тема №2. Этнолингвистика в истории лингвистической мысли

Спор между «универсалистами» и «релятивистами». Платон и Аристотель. Средневековые реалисты и идеалисты. Грамматика Пор-Рояль. Взгляды В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни, неогумбольтианцев.

Теория лингвистической относительности. Взгляды Эдуара Сепира и Бенджамина Уорфа. Следствия, вытекающие из теории «лингвистической относительности»: а) лингвистический детерминизм (ограниченность мышления человека языком, на котором он говорит); б) невозможность полного взаимопонимания между представителями различных культур; в) принципиальная невозможность перевода.

Критика идей «лингвистической относительности». Интерпретация Б. Уорфом материала языков североамериканских индейцев и сопоставление его со «среднеевропейскими» языками.

Спорные идеи Б.Уорфа как отправная точка развития этнолингвистики.

Тема №3. Славянская этнолингвистика

И.И. Потебня о национальной специфике языка. Школа Н.И. Толстого. Необходимость комплексного изучения народной культуры во всех ее проявлениях: вербальном (лексика, фразеология, паремиология, фольклорные тексты), акциональном (обряды), ментальном (верования). Интегральность традиционной духовной культуры.

Тема №4. Лингвистическая картина мира

Определение понятия «картина мира». Картина мира и язык. Лексическая единица и концепт. Балканская картина мира. Воссоздание картины мира древних народов. Историческая лингвистика и воссоздание картины мира праиндоевропейцев, прауральцев, древних германцев.

Тема №5. Объективная реальность и ее лингвистическая интерпретация

Цветообозначения в различных языках. Базовые цветообозначения. Теория стадиального возникновения базовых цветообозначений Д. Берлина и П. Кея. Понятие фокусного цвета. Современные работы, основанные на экспериментальных данных. Эксперимент по выявлению базовых цветов и восприятию маргинальных цветов.

Системысчисления у разных народов. Наиболее простые системы счета (один-два-три-много), счет по частям тела, классификационные системы счета, системы счета с разными основаниями (четверичная, пятеричная: двадцатеричная и т.д.). Грамматическое число.

Тема №6. Социальная реальность и ее лингвистическая интерпретация

Термины родства, принятые у разных народов. Классификационные и описательные термины родства. Способы описания систем родства.

Слова, обозначающие социальные статусные позиции, в языковой системе разных народов.

Тема №7. Пространство и время и их выражение в языке

Пространственное восприятие и его языковое выражение. Пространственные метафоры как основа абстрактного мышления.

Способы выражения времени в разных языках.

Тема №8. Народная таксономия

Языковое, обиходное и научное знание. Понятие о прототипе. Классификационные и прототипические способы устройства народной таксономии. Методики выявления прототипов у носителей разных языков. Значение слова и прототип.

Тема №9. Метафорическая основа языка

Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Когнитивная метафора как основной способ осмысления абстрактного через конкретное. Метонимия. Проблема универсальности базовых когнитивных метафор. Специфичность категориальной системы конкретного языка. Взаимосвязь развития абстрактного мышления и метафоричность языка.

Тема №10. Фразеология как «культурный компонент» языка

Фразеология – зеркало народной культуры. Этнокультурное исследование фразеологии. Фразеология и вопросы перевода.

Тема №11. Язык и культурные модели

Язык как способ закрепления, передачи и формирования стереотипных представлений. Язык и нормы поведения. Национально-культурная специфика речевого поведения.

Тема №12. Проблема двуязычия и бикультурности

Невозможность овладения иной культурой без овладения языком, связанным с данной культурой. Взаимосвязь обучения языку и обучения культуре. Методика обучения иностранным языкам.

Бикультуроность и диглоссия. Попеременное пользование разными языками и моделями поведения в зависимости от ситуации. Проблемы двуязычия в современной России. Полуязычие. Полукультурность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: