В крупных торговых организациях, где количество продавцов превышает 50 человек, целесообразно использовать командные бонусы.
Пример
В случае выполнения установленного плана группе коммерческих представителей выплачивается бонус в размере 1 % от оборота (по группе). Руководитель (лидер) группы распределяет полученную сумму среди ее членов по принятому в группе принципу, например:
¨ чтобы поощрить ОТЛИЧИВШИХСЯ:
ü треть бонусной суммы выплачивается члену группы, заключившему максимальное количество сделок;
ü треть бонусной суммы выплачивается члену группы, заключившему самую крупную сделку;
¨ чтобы поддержать новичков:
ü треть бонусной суммы выплачивается самому «молодому» продавцу в качестве материальной помощи от коллег.
Это может быть и любой другой принцип, принятый в группе (например, разделить деньги поровну между всеми ее членами).
Если между командами продавцов, занимающимися аналогичной деятельностью (например, мелкооптовой продажей чая и кофе корпоративным клиентам), есть соревнование, то лидеру группы, занявшей первое место по итогам месяца, выплачивается дополнительная премия в размере 1 %; лидеру группы, занявшей второе место, — 0,5 %. Далее лидер принимает самостоятельное решение, каким образом распорядиться полученной суммой: взять ее себе, премировать членов группы, причастных к достигнутому успеху, или, при необходимости, иметь возможность использовать ее как резерв — своеобразную «общественную кассу».
Такой метод поощрения, кроме материального стимулирования группы продавцов, также влияет на развитие менталитета самого лидера исходя из существующей (или желаемой) корпоративной культуры. Лидер может на практике получить первичные знания о том, как мотивировать подчиненных, поскольку у него появляется возможность проведения аналогий между фирмой и своей группой, которая в миниатюре отражает процессы и проблемы, стоящие перед организацией в целом. Таким образом, есть реальная возможность «вырастить» полноценного нового руководителя и преданного сотрудника!
|
Бонусная оплата удобна также для стимулирования сбыта отдельных видов продукции (например, неходового товара или новой продукции собственного производства, которую нужно максимально быстро вывести на рынок). В этом случае бонусный процент зависит от зафиксированного (конкурсного) количества проданного товара.
Пример
На складе фирмы, реализующей детские игрушки, лежат складные велосипеды в количестве 700 штук.
По фирме объявляется конкурс: продавец, обеспечивший максимальный сбыт этой (неходовой) продукции в течение 10 дней, получит бонусное вознаграждение в размере стоимости каждого десятого проданного велосипеда.
Эффективным будет сезонное сочетание бонуса, выплачиваемого продавцу, и скидок или подарков покупателям, приобретающим товар на определенную (выше среднего) сумму.
Расчет от результативности
Результативность - это отношение фактического результата к эталонному, умноженное на 100%. Она может рассчитываться по различным параметрам: по объему продаж, числу сделок, удельному весу каждой сделки, количеству новых клиентов и т. д.
Общая результативность подсчитывается как произведение результативности по обороту на результативность по числу сделок
|
Зарплата, начисляемая с учетом результативности, учитывает и число сделок, и оборот, но процент рассчитывается от ее базовой составляющей.
Можно ввести прогрессивную шкалу оплаты за результативность, определяемую соответствующими эталонами (табл. П. 6.1)
Таблица П. 6.1
Результативность коммерческого представителя, % | Вознаграждение, % от оборота |
1-40 | |
41-60 | |
61-70 | |
71-80 | |
81-90 | |
91-99 | |
100 и более |
Продавцы в таком случае видят перспективы продуктивной работы. Коммерческому представителю становится невыгодно делать маленький объем продаж, поскольку процент его вознаграждения падает.
Пример
Фирма ООО «Медея» (мелкооптовая продажа продуктов пчеловодства) устанавливает для каждого коммерческого представителя план продаж на месяц $3000, при этом число сделок должно составлять не менее 50.
Результаты работы двух коммерческих представителей за месяц:
И. Холмогорова продала за месяц товара на сумму $2850, обслужив 62 клиента.
Ю. Залесин - на $3090 (45 сделок). Рассчитываем результативность по обороту:
Коммерческий представитель | Факт, $ | Эталон, $ | Результативность | |
И. Холмогорова | зооо | 0,95, или 95 | ||
Ю. Залесин | 1,03, или 103 | |||
Рассчитываем результативность по числу сделок: | ||||
Коммерческий представитель | Факт | Эталон | Результативность. % | |
И. Холмогорова | 1,24, или 124 | |||
Ю. Залесин | 0,90, или 90 | |||
Рассчитываем общую результативность как произведение результативности по обороту на результативность по числу сделок:
|
И. Холмогорова | 0,95-1,24 = 1,18, или 118% |
Ю. Залесин | 1,03-0,90 = 0,93, или 93% |
В зависимости от базовой составляющей зарплаты и общей результативности по итогам месяца коммерческим представителям будут начислены следующие суммы:
Коммерческий представитель | Базовая ставка, 1 | Общая результативность, % | Итоговая зарплата, $ |
И. Холмогорова | |||
Ю. Залесин |
Принцип «80:20»
Сосредоточение разных групп клиентов (опт, розница, кор-поратив) у одного коммерческого представителя грозит низкой производительностью. В ситуации когда требуется перераспределить уже существующих клиентов между продавцами, вводится принцип «80:20». При оценке работы продавца с корпоративными (мелкими и частыми) клиентами основной упор делается на увеличение количества сделок (то есть числа клиентов и числа сделок с каждым клиентом). А при оценке работы с оптовыми (крупными и редкими) клиентами — на оборот.
Каждой категории сотрудников устанавливаются свои эталоны.
Пример
Для тех продавцов, которые должны обслуживать корпоративных клиентов:
Показатель | Эталон на месяц |
Оборот по сделкам, $ | 100 000 |
Число сделок, шт. |
Для расчета фактических показателей составляется таблица, в строках которой перечисляются фирмы-клиенты, в столбцах отмечается наличие сделки, в ячейке — сумма каждой сделки.
Подсчитывается количество заполненных клеток таблицы.
Это и есть фактическое число сделок, заключенных продавцом. Сумма по всем этим сделкам — это фактический оборот по сделкам.
Расчет результативности:
Результативность по числу сделок = Фактическое число сделок/Эталонное число сделок х 100 %;
Результативность по обороту = Фактический оборот/Эталонный оборот х 100 %;
Общая результативность = Результативность по обороту х 20 % + Результативность по сделкам х 80 %.
В этом случае сотрудник сам может выбрать, по какой системе получать заработную плату. Если он достигает хотя бы минимальной результативности как по крупным, так и по мелким клиентам, он может получать две базовые части и две премии.
Но так или иначе, ему становится невыгодно смешивать клиентов и распыляться: лучше поменяться и отдать одного крупного в обмен на нескольких мелких. И наоборот. Ибо понятно, что один крупный клиент повлияет на зарплату менеджера первой группы в среднем в 4 раза меньше (80:20), чем несколько мелких.
Пример
Фирма ООО «Нева-Трейд» занимается продажей мебели. Коммерческому представителю Сергею Никитину поставлена задача обслуживания корпоративных клиентов — заказчиков офисной мебели. На период с 1 по 30 мая 2002 г. введены следующие плановые эталоны:
Показатель | Эталон на май 2002 г. |
Оборот по сделкам, $ | 100 000 |
Число сделок, шт. |
По истечении месяца для расчета фактических показателей работы С. Никитина составляем таблицу, в строках которой перечисляем всех клиентов, сделавших заказ в мае, в столбцах отмечаем наличие сделки, в последней графе — сумму каждой сделки.
№ | Клиент | Оборот по сделке, $ | Итого, 1 | ||
Сделка 1 | Сделка 2 | Сделка 3 | |||
ООО «Ритм* | |||||
ООО «ПМЦ» | |||||
ООО «Русский Дом» | |||||
ЗАО «Телеканал» | |||||
Мебельный магазин | |||||
ООО «Вереск» | |||||
ООО «Фрегат» | |||||
... | ... | ... | ... | ... | |
N | Фирма N | ||||
Итого: | $82 000 | ||||
Количество сделок, шт. |
Подсчитываем количество заполненных клеток таблицы: 450. Это и есть фактическое число сделок, заключенных С. Никитиным. Сумма по всем этим сделкам ($82 ООО) — это фактический оборот по его сделкам. Рассчитываем результативность работы С. Никитина в мае:
Результативность по числу сделок = Фактическое число сделок/Эталонное число сделок х 100 % = = 450/510 х 100 % = 88 %.
Результативность поо6ороту = 82 000/100 000 х 100 % = 82 %.Общая результативность = Результативность по обороту Х 20
+ Результативность по сделкам х 80 % = = 82 х 20 % + 88 х 80 % = 87 %.
Базовая часть зарплаты коммерческого представителя фирмы ООО «Нева-Трейд» установлена в размере $200.
Тогда итоговая зарплата С. Никитина за май 2002 г. с учетом результативности его работы составит:
Итоговая з/п (за май) = $200 + $200 х 87 % = $374.
Признание, соревнование
Мотивацию персонала, занимающегося продажами, полезно выстраивать на системе признания заслуг: поощрении, похвале позитивных примерах, премировании, а также используя соревновательные элементы.
Пример
В отделе по работе с корпоративными клиентами ЗАО «Остров-М» — одного из крупнейших на Северо-Западе поставщиков бумаги и канцелярских товаров — используется многофакторное признание заслуг сотрудников.
1. Еженедельно проводятся общие собрания, на которых обсуждаются цели, задачи и достижения отдельных продавцов и группы в целом.
2. На специальном «стенде достижений» вывешиваются графики продаж, обновляемые по результатам каждого месяца. На графике наглядно отображаются объемы продаж каждого сотрудника за прошедший месяц и сравниваются с месяцем предыдущим (прирост/спад). Продавец видит свои достижения, а также достижения коллег.
3. Сотрудник, добившийся лучших результатов, получает не только моральное удовлетворение, но и ценный приз (плеер, телевизор), который вручается ему в торжественной обстановке.
4. Для новичков устраивается своего рода конкурс: если объем продаж лучшего из них превышает объем продаж руководителя (не менее 100 тысяч рублей в месяц), последний лично от себя премирует успешного продавца бутылкой шампанского.
5. Кроме того, используются договоренности с фирмами-поставщиками товара, которые поощряют победителей соревнований по продажам определенного вида продукции специальными подарками (например, туристической поездкой в Финляндию с посещением фабрики-изготовителя офисной бумаги).
Важно помнить, что успешность деятельности также является эффективным мотиватором. Люди предпочитают заниматься тем, что у них хорошо получается, и избегают деятельности, в которой не чувствуют себя уверенно. Осознание собственной успешности активизирует внутреннюю мотивацию. Человек начинает получать удовольствие от самого процесса. Внутренне мотивированные люди нуждаются в гораздо меньшем количестве внешних, инструментальных стимулов (зарплата, статус). Внутреннюю мотивацию можно активизировать, уделяя внимание успехам сотрудника. Самое простое средство — похвала — является одним из самых сильных.