Заведующий редакцией Руководитель проекта Ведущий редактор Художественный редактор Литературный редактор Корректоры Верстка | С.Жильцов А.Толстиков Е. Власова А. Татарко Т. Собко Н. Устинова, К Филатова Л.Егорова |
Подписано в печать 29.01.09. Формат 60x88/16. Усл. п. л. 19. Тираж 2500. Заказ 13598 ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;
95 3005 — литература учебная. Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., д. 15.
[1] Таблица подготовлена мной с опорой на материалы, представленные в статье М. В. Кларина «Корпоративный тренинг - инструмент развития и управления». Статья опубликована в журнале «Менеджмент в России и за рубежом» (№ 3,2000).
[2] Дудченко В. С, Макаревич В. Н. Игровые методы в прикладной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1993
[3]Продажи: Энциклопедия. — СПб.: Деловой Петербург, 2002.
[4] То есть таких целей, от которых зависит порой само существование компании.
[5] Индивидуальная психологическая оценка (ассессмент) — это метод, направленный на оценку персонала и позволяющий руководителю компании получить психологический портрет сотрудников организации. Цель оценки — определение жизнеспособности команды, эффективности работы, перспектив развития каждого сотрудника отдельно и всей команды в целом. Это процедура, обеспечивающая точную и объективную оценку реальных менеджерских навыков и потенциала управленческого развития сотрудников. Отбор перспективных руководителей с помощью ассессмент-центра является одним из наиболее обоснованных способов предсказать, насколько успешен будет тот или иной кандидат на руководящем посту. Процедура ассессмент-центров основывается на стандартизированных оценках поведения, которые выводятся из большого количества регистрируемой в ассессмент-центре информации. Точность оценок обеспечивается сбалансированной и надежной процедурой и профессионализмом экспертов-наблюдателей, фиксирующих ключевые характеристики действий участников.
|
[6] Некоторые (№ 7) уже активно протестуют - демонстрируют сопротивление, в данном случае - сопротивление давлению со стороны руководства.
[7] Здесь участник не формулирует запрос, а выражает неудовлетворенность сложившейся ситуацией. Можно, выразив сочувствие, предложить участнику все Же определить пользу, которую он может получить от тренинга
[8] Подробнее об этой стадии будет рассказано в п. 3.2 «Этапы формирования команды».
[9] Примеры фраз я взяла из стенограммы одного из упражнений, которое проводили участники тренерской мастерской в рамках темы «Работа с сопротивлением».
[10] Я использую классическое наименование видов сопротивлений участников тренинговых групп. Очень подробно они описаны в книге Римаса Кочунаса «Психотерапевтические группы: теория и практика»
[11] Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. - М. Инфра-М, 1998.
[12] Janis I. Victims oh group-think. Hougton Miffin, 1972
[13] Это упражнение создано по мотивам известной деловой игры «Башня из бумаги».
[14] Надо отметить, что в момент проектирования предполагалось, что это будет чаша для жертвоприношений. Даже было предложение сделать несколько жертвенных чаш — по числу участников команды-конкурента. Однако конкурентские тенденции были успешно преодолены за счет удовлетворенности эффективной совместной работой в собственной команде.
|
[15] Таблица составлена мной с использованием материалов, представленных в книге: Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. - M.: Инфра-М, 1999.
[16] В йоге тысячелетиями известны «десять правил поведения» ученика, стремящегося к целостной жизни. Предписания эти делятся на «ямы» (запреты) и «ниямы» (рекомендации). На этом же древнем принципе формулирования норм конструктивного поведения базируются и стандарты взаимодействия в команде.
[17]Хотелось бы коснуться более подробно всего многообразия ролей, которые играет тренер, и стилей ведения группы, но, увы, объем книги не позволяет это сделать.
[18] Если проанализировать его, то первое, что бросается в глаза, — это начальные пункты: освещались вопросы, которые и были показателем взросления коллектива: люди требовали более здоровой и цивилизованной организации трудовых процессов. По мере того как выписывались и обсуждались вопросы, к которым коллектив был уже внутренне готов, но которые еще не были реализованы вопреки их ожиданиям, вновь нарастала досада и конфликт переходил с уровня системного на уровень межличностный.
[19] Интересно, что поворот в отношениях сторон друг к другу произошел независимо — процесс урегулирования проходил в разных помещениях и в разное время (тренинг - днем, а консультирование руководителей - вечером), но бывшие противники проходили через одни и те же стадии осознания и анализа ситуации.
|
[20] Дэна Даниэль. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб.: Ин-т личности; Ленато; Палантир, 1994.
[21] Жесть (сленг) — нечто жесткое по содержанию, жестокое, шокирующее, вызывающее ярко выраженные эмоции.
[22]Нарушено правило № 1: фасилитатор ясно излагает собственную позицию, опирающуюся на факты, беспристрастно называя вещи своими именами и избегая оценок. В ответ на отступление тренера от фасилитаторской роли, что выразилось в деструктивном уходе от диалога, мы видим естественную — еще более деструктивную — реакцию участницы.
[23] Правило № 2: когда конфликт становится открытым, он требует разрешения. В ответ на неэффективное поведение участников тренер использует конструктивную конфронтацию. Безусловно, продолжать теоретизировать в этой ситуации уже нельзя. Настало время разобраться в причинах происходящего, задав прямой вопрос: «Что сейчас происходит в нашей группе? Что мы можем сделать для того, чтобы конструктивно выйти из конфликта, преодолеть разногласия и двинуться дальше в изучении материала?»
[24] Правило № 3: уже в тот момент, когда чувства названы и проявляются участником, можно спросить о причине, их вызывающей, с тем чтобы ее устранить. Здесь же тренер пытается «полечить» участницу, а она к нему с таким запросом не обращалась. На бизнес-тренинге не стоит уходить на уровень психотерапии, ведь даже оставаясь в рамках рационального анализа, можно достичь многого.
[25] Правило № 4: фасилитатору никогда не безразлично, что испытывают участники. Уважая чувства другого, фасилитатор не игнорирует их, а говорит о том, что он видит их, принимает и, может быть, сочувствует. Участнице сейчас очень нелегко, поэтому важно использовать здесь технику вербализации чувств — партнера и своих собственных. Это снижает напряжение и позволяет сделать ситуацию еще более прозрачной, а также увеличивает доверие. Участникам группы бывает невероятно страшно видеть непроницаемое и бесчувственное лицо тренера, хотя бы поэтому ему не стоит надевать маску мертвеца или холодного монстра! Фасилитатор — это человек со стороны, но живой человек, настоящий. Здесь не должно быть искусственной холодности, а вот естественность поможет участникам справиться с негативными переживаниями. Бесстрастность не означает бесчувственности, а уважение и принятие другого помогут сохранить собственное спокойствие. Здесь же мы видим, как холодность превращается в «красную тряпку» для возбужденных участников и провоцирует групповую агрессию на тренера.
[26]В ситуации открытого конфликта становится явной и борьба неформальных лидеров за власть. Мы видим, что претендующий на лидерство участник первым объектом нападок выбирает тренера.
[27] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.
[28] Из записок конспекта Л. С. Выготского, опубликованного в кн.: ЭльконинД. Б. Психология игры. М., 1999.
[29] Розин В. М. Проблемы реальности, или Как отличить святого от умалишенного. (Из интернет-источников: https://psylib.org.ua/books/rozin03/index.htm).
[30] Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.
[31]Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. — M.: Высшая школа, 1991.
[32]Розин В. М. Проблемы реальности, или Как отличить святого от умалишенного; (Из интернет-источников: https://psylib.org.ua/books/rozin03/index.htm).
[33]Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. M.: ИПО Профиздат, 1991.
[34]СтаршенбаумГ. В. Психотерапия в группе. — М.: Институт психотерапии, 2005.
[35] Эти два упражнения были разработаны группой моей тренерской мастерской в Екатеринбурге летом 2007 г.
[36] Авторы упражнения: Ева Рейдер и Светлана Вилинская, участники группы тренерской мастерской Надежды Прокофьевой (Санкт-Петербург, июль 2007 г.).
[37] Упражнение разработано участницей моей тренерской мастерской Еленой Ульяновой (август 2007 г.).
[38]Можно предложить группе рассчитаться и на «первый-второй», но введение забавного расчета на «гоголей-моголей» приводит людей в нужное для игры приподнятое настроение, состояние предвкушения развлечения. Это легкое украшение тренинга также способствует более быстрому последующему вхождению участников в роли, которые будут предложены тренером.
[39]Автор этого упражнения — Антонина Шмат, участница группы тренерской мастерской Надежды Прокофьевой (Санкт-Петербург, февраль 2007 г.).
[40] Ситуация предложена Анной Симоновой. (Тренерская мастерская Надежды Прокофьевой, Санкт-Петербург, январь 2007 г.)
[41] Ситуация предложена Татьяной Радзиевской. (Тренерская мастерская Надежды Прокофьевой, Санкт-Петербург, январь 2007 г.)
[42]Ситуация предложена Дмитрием Хохловым. (Тренерская мастерская Надежды Прокофьевой, Санкт-Петербург, июль 2007 г.)
[43] Ситуация предложена Антониной Шмат. (Тренерская мастерская Надежды Прокофьевой, Санкт-Петербург, январь 2007 г.)
[44] Ситуация предложена Ириной Шиловой. (Тренерская мастерская Надежды Прокофьевой, Санкт-Петербург, январь 2007 г.)
[45]Ситуация предложена Натальей Поповой. (Тренерская мастерская Надежды Прокофьевой, Санкт-Петербург, январь 2007 г.)
[46]Ситуация предложена Еленой Жуковой. (Тренерская мастерская Надежды Прокофьевой, Санкт-Петербург, июль 2007 г.)
[47] Ситуация предложена Юлией Ивановой. (Тренерская мастерская Надежды Прокофьевой, Санкт-Петербург, июль 2007 г.)
[48]Автор: Дворникова Мария, специалист по обучению ТФГ. «Альтернатива Синицы», розничная сеть «Просто», Санкт-Петербург.
[49]Рационально-эмоциональная поведенческая терапия.