Тема 9. Взаимодействие образования и рынка труда в современной России




1. Основные модели взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда

2. Особенности взаимодействия образования и рынка труда в российском обществе

Основные понятия: социальный институт,высшее образование, профессиональное образование, трудоустройство, взаимодействие образования и рынка труда, выпускник, молодежный рынок труда, трудовое поведение, университетский комплекс.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности взаимодействия образования и рынка труда в российском обществе?

2. Какую роль играет образование в формировании рабочей силы в России?

3. В чем заключаются конкурентные преимущества студенческой молодежи с высшим образованием на рынке труда?

4. Какие модели взаимодействия профессионального образования и рынка труда вы знаете?

5. В чем заключаются проблемы трудоустройства молодых специалистов?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Разработайте гайд и проведите фокус группу на тему: «Повышение престижа рабочих специальностей в глазах молодежи»

2. Подготовьте обзор научных статей, раскрывающих проблемы взаимодействия образования и рынка труда. В чем состоит главное противоречие между образованием и требованиями рынка труда?

3. Выделите особенности трудовой мотивации молодежи. Как они влияют на положение молодежи на рынке труда?

4. Подготовьте сообщение на тему: «Повышение качества профориентационной работы».

5. Подготовьтесь к проведению ролевой игры «Трудоустройство»

Цель игры – развитие навыков самопрезентации. Для подготовки к игре необходимо:

Ознакомиться с книгой Бондаренко А.С. Основы поиска работы: учебное пособие для вузов. Тула: Гриф и К, 2005. 100 с. Определиться, в какую организацию, и на какую должность будут «устраиваться на работу» участники игры. Составить список вопросов, которые «работодатели» будут задавать «претендентам» на рабочие мечта. Разработать список критериев, по которым будет производиться оценка кандидатов на вакантные должности. Приготовить бланк (в форме таблицы) со списком участников другой команды, в котором будет фиксироваться оценка каждого кандидата в соответствии с разработанными заранее критериями. Составить резюме (где указываются только те данные, которые соответствуют действительности). Организация игры: студенты разбиваются на две группы, в ходе игры группы меняются ролями, таким образом, каждый студент почувствует себя и «работодателем» и «претендентом на рабочее место». В каждой команде «работодателей» выбирается капитан («директор» и т.п.). «Руководитель» первым задает вопросы из приготовленного заранее списка, затем вопросы могут задавать и другие члены команды. Капитан в специальном бланке фиксирует все данные о кандидате. После «собеседования» со всеми «кандидатами», группа удаляется для совещания, в ходе которого из всех претендентов необходимо «принять на работу» только одного кандидата. Затем группы меняются ролями (т.е. те студенты, которые были «работодателями» становятся «кандидатами на рабочее место»). Имена «принятых на работу» от каждой команды оглашаются в конце игры. Преподаватель и капитаны команд подводят итоги игры, отмечая сильные и слабые стороны каждого участника, указывая те недостатки, которые можно исправить в ситуации реального устройства на работу.

 

Литература

Анисина Е.А., Василенкова О.В.Выпускники вуза на рынке труда: проблемы самореализации молодежи и развития трудовых ресурсов города // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1 (80-1). С. 1181-1186.

Воробьева Т.Ю., Романов Р.В.Образование как сигнал при выходе на рынок труда // Проблемы региональной экономики. 2017. № 38. С. 33-39.

Вязова Н. С., Воронина Е. В. Профориентационная работа как направление государственной политики в сфере занятости молодежи // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. №4 (18) С.31-37.

Доморников А.Н.Перспектива трудоустройства после обучения // Символ науки. 2017. Т. 1. № 1. С. 135-137.

Звягинцева Ю.А., Бардовский В.П., Алехина Л.Л., Бурцева М.Н., Трошина Е.В.Теоретические основы функционирования рынков труда и профессионального образования в регионе // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6. № 4. С. 19-26.

Золин И.Е.Образовательный комплекс и рынок труда: парадоксы взаимодействия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 10 (295). С. 28-39.

Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В.Мониторинг соответствия компетенций выпускников высшего образования требованиям работодателей // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 12A. С. 121-129.

Козырева П.М. Образование и трудоустройство: возможности и реальность // Россия реформирующаяся. 2015. № 13. С. 304-323.

Кожурова А.А. Конкурентные преимущества студенческой молодежи с высшим образованием на рынке труда // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2017. № 1 (05). С. 18-25.

Константиновский Д.Л. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социол. исслед. 2015. № 11. С. 37-48.

Кутейницына Т.Г., Репринцева Е.Г.Трудовое поведение выпускников на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 (43). С. 135-147.

Леднева С.А.Особенности трудовой мотивации молодежи как причина затруднений ее трудоустройства // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 54-59.

Маслова Е.В. Формирование системы эффективного трудоустройства выпускников вузов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 4. С. 10-14.

Мустафина Д.А.Модели трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования // Экономика, социология и право. 2017. № 3. С. 76-80.

Потравная Е.В. Рынок труда: особенности поведения молодых специалистов на основе самооценки своих компетенций // Политика и общество. 2016. № 3. С. 360-368.

Смирнов В.М., Рязанцева М.В. Прогнозирование потребностей экономики в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе: обзор зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 (71). С. 275-282.

Таюрский А.И., Лобанова Е.Э., Таюрская М.В.Становление университетского комплекса как модели взаимодействия рынков услуг непрерывного профессионального образования и труда // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (178). С. 126-130.

Третьякова О.В., Попкова А.А., Калинина А.В.Исследование трудоустройства выпускников // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 8. С. 143-145.

Труфанова Н.Н.Рынок труда и сфера образования: проблема взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15. № 1. С. 46-50.

Халикова С.С., Попова О.В.Проблемы трудоустройства молодых специалистов: теоретический аспект // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 3-1. С. 135-141.

Черникова И.Ю.Социологические подходы к анализу взаимодействия системы профильного обучения и региональных рынков труда // Мир образования - образование в мире. 2016. № 4 (64). С. 229-240.

Чефранова С.В.Бакалавр на современном рынке труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. Т. 3. № 2 (10). С. 61-65.

Чуднова О.В.Выпускники-социологи на региональном рынке труда: исследование стратегий поведения // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6-1 (60). С. 99-100.

 

 

Болобова А.А.Проблема популяризации рабочих профессий в молодежной среде (на примере Тульской области) // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2015. № 5. С. 87-88.

Вершинина А.А. Анализ основных тенденций рынка труда и занятости в 2016 году: российские реалии и перспективы // Социальные науки. 2017. Т. 1. № 1-1 (16). С. 8-12.

Панов А.М.Изменение конъюнктуры российского рынка труда и его институциональной среды // Проблемы развития территории. 2017. № 2 (88). С. 136-148.

 

Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298).

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016) "О занятости населения в Российской Федерации".

Трудовой кодекс РФ (с изменениями дополнениями на 2017 год). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.trudkod.ru/

Федеральная служба по труду и занятости: Роструд / Мониторинг правоприменительной практики. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rostrud.ru/room/monitoring-pravoprimenitelnoy-praktiki/

Федеральная служба по труду и занятости: Роструд // Открытая инспекция труда / Концепция повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 г. г.). 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rostrud.ru/openrostrud/6307/

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28. 12. 2016 г. № 495» // Российская газета 2017. № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: