Брахманы Проклинают Род Яду 80 глава




 

Когда сознание сосредоточено на материальном теле, доме и других подобных объектах чувственного наслаждения, человек, влекомый чувствами, растрачивает свою жизнь в погоне за материальным. Сознание, охваченное гуной страсти, поглощается временным, и отсюда возникают противоположные качества: Адхарма-безбожие, невежество, привязанность и осквернение.

 

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущем стихе Господь Кришна разъяснил, сколь благоприятные результаты приносит сосредоточение на Нем своего ума, а здесь Он объясняет результаты противоположного. Раджас-валам означает, что страсть человека становится необычайно сильной, и он начинает грешить, после чего пожинает прискорбные плоды своих поступков. Хотя материалистичные люди не видят, что их неизбежно ожидают страдания, разумный человек может по многочисленным свидетельствам, таким как наставления Вед, непосредственное наблюдение, житейская мудрость и индуктивная логика, понять, что нарушение законов Бога ведет к ужасным последствиям.

 

Стих 27

 

धर्मो मद्भक्तिकृत्प्रोक्तो

ज्ञानं चैकात्म्यदर्शनम् ।

गुणेस्वसङ्गो वैराग्यम्

ऐश्वर्यं चाणिमादयः ॥२७॥

 

дхармо мад-бхакти-крит прокто

джнанам чаикатмйа-даршанам

гунесв асанго ваирагйам

аишварйам чанимадайах

 

дхармах — религия; мат — Мне; бхакти — преданное служение; крит — порождающая; проктах — утверждается; джнанам — знание; ча — также; аикатмйа — присутствие Высшей Души; даршанам — способность видеть; гунешу — к объектам чувственных удовольствий; асангах — равнодушие; ваирагйам — отречение; аишварйам — богатство; ча — также; анима — мистическое совершенство анима; адайах — и другие.

 

Подлиной Дхармой - религиозными принципами, считаются те, что ведут человека к преданному служению Мне. Истинным знанием является то, которое раскрывает Мою вездесущность. Отречение - это полная утрата интереса к объектам материального чувственного наслаждения, а богатство это восемь мистических совершенств, таких как анима-сиддха.

 

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь являет собой совершенное знание; таким образом, тот, кто освободился от невежества, автоматически вовлекается в преданное служение, и такого человека называют религиозным. Тот, кто становится равнодушен к трем гунам материальной природы и объектам наслаждений, которые они производят, считается поистине отрешенным. Восемь мистических совершенств йоги, о которых Господь ранее рассказывал Уддхаве, представляют собой материальное могущество в его наивысшем проявлении.

 

Стихи 28–32

 

श्रीउद्धव उवाच

यमः कतिविधः प्रोक्तो

नियमो वारिकर्षण ।

कः शमः को दमः कृष्ण

का तितिक्षा धृतिः प्रभो ॥२८॥

 

किं दानं किं तपः शौर्यं

किम्सत्यमृतमुच्यते ।

कस्त्यागः किं धनं चेष्टं

को यज्ञः का च दक्षिणा ॥२९॥

 

पुंसः किं स्विद्बलं श्रीमन्

भगो लाभश्च केशव ।

का विद्या ह्रीः परा का श्रीः

किं सुखं दुःखमेव च ॥३०॥

 

कः पण्डितः कश्च मूर्खः

कः पन्था उत्पथश्च कः ।

कः स्वर्गो नरकः कः स्वित्

को बन्धुरुत किं गृहम् ॥३१॥

 

क आढ्यः को दरिद्रो वा

कृपणः कः क ईश्वरः ।

एतान् प्रश्नान्मम ब्रूहि

विपरीतांश्च सत्पते ॥३२॥

 

шри-уддхава увача

йамах кати-видхах прокто

нийамо вари-каршана

ках шамах ко дамах кришна

ка титикша дхритих прабхо

 

ким данам ким тапах шаурйам

ким сатйам ритам учйате

кас тйагах ким дханам чештам

ко йаджнах ка ча дакшина

 

пумсах ким свид балам шриман

бхаго лабхаш ча кешава

ка видйа хрих пара ка шрих

ким сукхам духкхам эва ча

 

ках пандитах каш ча муркхах

ках пантха утпатхаш ча ках

ках сварго нараках ках свит

ко бандхур ута ким грихам

 

ка адхйах ко даридро ва

крипанах ках ка ишварах

етан прашнан мама брухи

випаритамш ча сат-пате

 

шри-уддхавах увача — Шри Уддхава сказал; йамах — ограничивающих правил; кати-видхах — сколько различных видов; проктах — объявляется существующим; нийамах — ежедневные обязанности; ва — или; ари-каршана — о Кришна, покоритель врагов; ках — что такое; шамах — равновесие ума; ках — что такое; дамах — самообладание; кришна — мой дорогой Кришна; ка — что такое; титикша — терпение; дхритих — постоянство; прабхо — мой Господь; ким — что такое; данам — благотворительность; ким — что такое; тапах — аскетизм; шаурйам — героизм; ким — что такое; сатйам — реальность; ритам — истина; учйате — говорится; ках — что такое; тйагах — отречение; ким — что такое; дханам — богатство; ча — также; иштам — желаемое; ках — что такое; йаджнах — жертвоприношение; ка — что такое; ча — также; дакшина — религиозное воздаяние; пумсах — человека; ким — что такое; свит — поистине; балам — сила; шри-ман — о удачливейший Кришна; бхагах — роскошь; лабхах — выгода; ча — также; кешава — мой дорогой Кешава; ка — что такое; видйа — образование; хрих — смирение; пара — высшее; ка — что такое; шрих — красота; ким — что такое; сукхам — счастье; духкхам — несчастье; эва — поистине; ча — также; ках — кто такой; пандитах — ученый; ках — кто такой; ча — также; муркхах — глупец; ках — что такое; пантхах — истинный путь; утпатхах — ложный путь; ча — также; ках — что такое; ках — что такое; сваргах — рай; нараках — ад; ках — что такое; свит — поистине; ках — кто такой; бандхух — друг; ута — и; ким — что такое; грихам — дом; ках — кто такой; адхйах — богач; ках — кто такой; даридрах — бедняк; ва — или; крипанах — скупец; ках — кто такой; ках — кто такой; ишварах — повелитель; этан — эти; прашнан — то, о чем я спрашиваю; мама — мне; брухи — пожалуйста, объясни; випаритан — противоположные качества; ча — также; сат-пате — о повелитель преданных.

 

Шри Уддхава сказал: О Мой дорогой Господь Кришна! О, карающий врагов! Пожалуйста, расскажи мне, сколько существует видов ученических предписаний(яма) и предписанных повседневных обязанностей(нияма). Также, мой Господь, расскажи мне, что такое равновесие ума, самоконтроль, и в чём подлинный смысл терпения и стойкости. Что такое милосердие, аскетизм и героизм, и как описывается реальность и истина? Что такое отречение и что такое богатство? Чего следует желать, что такое жертвоприношение и религиозное воздаяние? Мой дорогой Кешава! О, самый удачливый! Как понимать силу, богатство и обретенное отдельно взятой личностью? Что представляет собой настоящая мудрость, что такое подлинное милосердие и настоящая красота? Что такое счастье и несчастье? Кто умён, а кто глуп? Какой жизненный путь истинен, а какой ложен, и что такое рай и ад? Кто такой истинный друг и что такое настоящий дом? Кто богат, и кто беден? Кто негодяй, а кто подлинный господин? О, Господь преданных, будь добр, объясни мне эти понятия и их противоположности.

 

КОММЕНТАРИЙ: Все вещи, о которых говорится в этих пяти стихах, в разных мировых культурах и обществах понимаются по-разному. Поэтому Шри Уддхава, стремясь найти истинные определения всех этих универсальных сторон цивилизованной жизни, обращается непосредственно к высшему авторитету, Господу Кришне.

 

Стихи 33–35

 

श्रीभगवानुवाच

अहिंसा सत्यमस्तेयम्

असङ्गो ह्रीरसञ्चयः ।

आस्तिक्यं ब्रह्मचर्यं च

मौनं स्थैर्यं क्षमाभयम् ॥३३॥

 

शौचं जपस्तपो होमः

श्रद्धातिथ्यं मदर्चनम् ।

तीर्थाटनं परार्थेहा

तुष्टिराचार्यसेवनम् ॥३४॥

 

एते यमाः सनियमा

उभयोर्द्वादश स्मृताः ।

पुंसामुपासितास्तात

यथाकामं दुहन्ति हि ॥३५॥

 

шри-бхагаван увача

ахимса сатйам астейам

асанго хрир асанчайах

астикйам брахмачарйам ча

маунам стхаирйам кшамабхайам

 

шаучам джапас тапо хомах

шраддхатитхйам мад-арчанам

тиртхатанам парартхеха

туштир ачарйа-севанам

 

эте йамах са-нийама

убхайор двадаша смритах

пумсам упаситас тата

йатха-камам духанти хи

 

шри-бхагаван увача — Верховный Господь сказал; ахимса — ненасилие; сатйам — правдивость; астейам — равнодушие к имуществу других и отсутствие желания его украсть; асангах — отрешенность; хрих — смирение; асанчайах — свобода от чувства собственности; астикйам — вера в принципы религии; брахмачарйам — целибат; ча — также; маунам — молчаливость; стхаирйам — постоянство; кшама — прощение; абхайам — бесстрашие; шаучам — внутренняя и внешняя чистота; джапах — повторение святых имен Бога; тапах — аскетизм; хомах — жертвоприношение; шраддха — вера; атитхйам — гостеприимство; мат-арчанам — поклонение Мне; тиртха-атанам — посещение святых мест; пара-артха-иха — поступки и желания, направленные на Всевышнего; туштих — удовлетворенность; ачарйа-севанам — служение духовному учителю; эте — эти; йамах — ограничивающие принципы; са-нийамах — вместе с второстепенными повседневными обязанностями; убхайох — каждых; двадаша — двенадцать; смритах — считаются; пумсам — людьми; упаситах — выполняемые с преданностью; тата — Мой дорогой Уддхава; йатха-камам — согласно желанию человека; духанти — они дают; хи — поистине.

 

Верховная Личность Бога сказал: Ненасилие, правдивость, нежелание присваивать или красть чужое, отрешённость, милосердие, свобода от чувства собственности, вера в принципы религии, воздержание, молчание, стойкость, прощение и бесстрашие – вот двенадцать первичных ученических принципов - Яма. Внутренняя и внешняя чистота, воспевание святых имён Господа, аскетизм, жертвенность, вера, гостеприимство, поклонение Мне, посещение святых мест, действия и желания только из высших побуждений, удовлетворённость и служение духовному учителю – вот двенадцать вторичных предписанных обязанностей - Нийама. Эти двадцать четыре принципа даруют все желаемые благословения тому, кто с преданностью культивирует их.

 

Стихи 36–39

 

शमो मन्निष्ठता बुद्धेर्

दम इन्द्रियसंयमः ।

तितिक्षा दुःखसम्मर्षो

जिह्वोपस्थजयो धृतिः ॥३६॥

 

दण्डन्यासः परं दानं

कामत्यागस्तपः स्मृतम् ।

स्वभावविजयः शौर्यं

सत्यं च समदर्शनम् ॥३७॥

 

अन्यच्च सुनृता वाणी

कविभिः परिकीर्तिता ।

कर्मस्वसङ्गमः शौचं

त्यागः सन्न्यास उच्यते ॥३८॥

 

धर्म इष्टं धनं नॄणां

यज्ञोऽहं भगवत्तमः ।

दक्षिणा ज्ञानसन्देशः

प्राणायामः परं बलम् ॥३९॥

 

шамо ман-ништхата буддхер

дама индрийа-самйамах

титикша духкха-саммаршо

джихвопастха-джайо дхритих

 

данда-нйасах парам данам

кама-тйагас тапах смритам

свабхава-виджайах шаурйам

сатйам ча сама-даршанам

 

анйач ча сунрита вани

кавибхих парикиртита

кармасв асангамах шаучам

тйагах саннйаса учйате

 

дхарма иштам дханам нринам

йаджно 'хам бхагаваттамах

дакшина джнана-сандешах

пранайамах парам балам

 

шамах — равновесие ума; мат — в Меня; ништхата — неотрывная погруженность; буддхех — разума; дамах — самообуздание; индрийа — чувствами; самйамах — совершенное владение; титикша — терпение; духкха — страдания; саммаршах — выносящее; джихва — языка; упастха — и гениталий; джайах — обуздание; дхритих — постоянство; данда — нападения; нйасах — прекращение; парам — высшая; данам — благотворительность; кама — от вожделения; тйагах — отказ; тапах — аскезой; смритам — считается; свабхава — над естественной склонностью к наслаждению; виджайах — победа; шаурйам — героизм; сатйам — реальность; ча — также; сама-даршанам — способность видеть Верховного Господа во всем; анйат — следующий элемент (правдивость); ча — и; су-нрита — приятная; вани — речь; кавибхих — мудрецами; парикиртита — объявляется; кармасу — в кармической деятельности; асангамах — отрешеннсть; шаучам — чистота; тйагах — отречение; саннйасах — уклад санньясы; учйате — описывается; дхармах — религиозность; иштам — желанное; дханам — богатство; нринам — для людей; йаджнах — жертвоприношение; ахам — Я; бхагават-тамах — Верховная Личность Бога; дакшина — религиозное благодарение; джнана-сандешах — наставления о совершенном знании; пранайамах — система йоги, позволяющая обуздать дыхание; парам — высшая; балам — сила.

 

Равновесие ума достигается погружением разума в Меня, самоконтроль есть полное подчинение чувств. Терпение подразумевает смиренно перенесить несчастья, а стойкость приходит, когда человек укрощает язык и гениталии. Величайшее милосердие означает отказ от всякой агрессии по отношению к другим, а отречение от похоти считается подлинным аскетизмом. Истинный героизм означает победу над естественной склонностью наслаждаться материальной жизнью, а реальность это созерцание Верховной Личности Бога повсюду. Как провозгласили великие мудрецы - правдивость означает говорить истину в привлекательной манере. Чистота это отказ от деятельности ради её плодов, тогда как отречение - это уклад жизни саннйаси. Воистину, богатство, которого следует желать это религиозность, а Я, Верховная Личность Бога, – есть жертвоприношение. Религиозное воздаяние это преданность ачарйе с целью получения духовных наставлений, а величайшая сила это система контроля дыхания пранайама.

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Кришна описывает качества, которые желательны для людей, стремящихся к прогрессу в своей жизни. шама, или «равновесие ума», означает сосредоточение разума на Господе Кришне. Простое спокойствие без сознания Кришны уныло и бесполезно. Дама, или «дисциплина», прежде всего относится к обузданию собственных чувств. Если человек хочет обучить дисциплине своих детей, учеников или последователей, а сам при этом не владеет своими чувствами, то он становится просто посмешищем для окружающих. Терпеливость — это способность спокойно переносить страдания, к примеру, такие, которые причиняют нам другие люди своими оскорблениями или пренебрежением. Иногда человек выполняет указания писаний и при этом испытывает материальные неудобства; эти страдания нужно также терпеливо сносить. Если человеку не удается оставаться равнодушным к нападкам и оскорблениям, а также терпеть неудобства при выполнении указаний писаний, то глупо будет с его стороны устраивать эксцентричные шоу и пытаться терпеть невыносимую жару, холод, боль и пр. только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Говоря о постоянстве, следует отметить, что если человек не обуздал язык и гениталии, то любое другое его постоянство бесполезно. Настоящая благотворительность означает прекращение любых нападок на других. Если человек жертвует деньги на благотворительность, но в то же время эксплуатирует людей на своем предприятии или злоупотребляет своей политической властью, то его благотворительность не стоит ни гроша. Аскетизм подразумевает отказ от вожделения и чувственных наслаждений и соблюдение предписанных обетов, таких как Экадаши; быть аскетичным вовсе не означает придумывать изощренные методы издевательства над материальным телом. Настоящий героизм состоит в том, чтобы победить в себе низшую природу. Безусловно, каждому нравится выставлять себя в самом лучшем свете, однако все мы подвержены вожделению, гневу, жадности и пр. Поэтому, если человеку удастся победить в себе эти низшие качества, порожденные гунами страсти и невежества, он становится гораздо более великим героем, нежели те, кто с помощью интриг и насилия просто уничтожают своих политических противников.

 

Равное видение можно развить, отказавшись от ревности и зависти, а также научившись видеть душу в каждом материальном теле. Такое умонастроение доставляет радость Верховному Господу, и Он раскрывает Себя такому преданному, закрепляя в нем навсегда равное видение вещей. Простое описание существующих вещей вовсе не является последним словом в восприятии реальности. Необходимо также видеть истинное духовное равенство всех живых существ и всех ситуаций. Правдивость означает, что человек должен говорить приятные речи, принося тем самым благо окружающим. Если же во имя истины он слишком стремится указывать другим на их недостатки, такое недостойное поведение не найдет одобрения у святых людей. Истинный духовный учитель говорит правду так, что, слушая его, люди возвышаются на духовный уровень, и такому искусству правдивости стоит поучиться. Если человек привязан к материальным вещам, то его тело и ум считаются постоянно загрязненными. Таким образом, чистота подразумевает, что человек должен отказаться от материальных привязанностей, а не просто как можно чаще мыть свою кожу водой. Истинное отречение представляет собой не просто отказ от материальных вещей, но также отказ от чувства ложного собственничества по отношению к жене и родственникам. Истинное же богатство — быть религиозным. Жертвоприношение — это Сам Верховный Господь, поскольку для того, чтобы жертвоприношение увенчалось успехом, тот, кто его совершает, должен погрузить свое сознание в Личность Бога, а не устремлять его на временные материальные плоды этих жертвоприношений. Истинное религиозное благодарение означает, что человек должен служить святым личностям, которые могут наградить духовным знанием. Когда же духовный учитель передаст ученику духовное знание, тот может отблагодарить его, передав то же знание другим и тем самым доставив ачарье удовольствие. Таким образом, проповедь являет собой высшую форму благодарности. Обуздывая дыхание с помощью системы пранаямы человек может без труда подчинить себе свой ум, а тот, кто в совершенстве владеет своим беспокойным умом, — поистине, самый могущественный из людей.

 

Стихи 40–45

 

भगो म ऐश्वरो भावो

लाभो मद्भक्तिरुत्तमः ।

विद्यात्मनि भिदाबाधो

जुगुप्सा ह्रीरकर्मसु ॥४०॥

 

श्रीर्गुणा नैरपेक्ष्याद्याः

सुखं दुःखसुखात्ययः ।

दुःखं कामसुखापेक्षा

पण्डितो बन्धमोक्षवित् ॥४१॥

 

मूर्खो देहाद्यहंबुद्धिः

पन्था मन्निगमः स्मृतः ।

उत्पथश्चित्तविक्षेपः

स्वर्गः सत्त्वगुणोदयः ॥४२॥

 

नरकस्तमौन्नाहो

बन्धुर्गुरुरहं सखे ।

गृहं शरीरं मानुष्यं

गुणाढ्यो ह्याढ्य उच्यते ॥४३॥

 

दरिद्रो यस्त्वसन्तुष्टः

कृपणो योऽजितेन्द्रियः ।

गुणेष्वसक्तधीरीशो

गुणसङ्गो विपर्ययः ॥४४॥

 

एत उद्धव ते प्रश्नाः

सर्वे साधु निरूपिताः ।

किं वर्णितेन बहुना

लक्षणं गुणदोषयोः ।

गुणदोषदृशिर्दोषो

गुणस्तूभयवर्जितः ॥४५॥

 

бхаго ма аишваро бхаво

лабхо мад-бхактир уттамах

видйатмани бхида-бадхо

джугупса хрир акармасу

 

шрир гуна наирапекшйадйах

сукхам духкха-сукхатйайах

духкхам кама-сукхапекша

пандито бандха-мокша-вит

 

муркхо дехадй-ахам-буддхих

пантха ман-нигамах смритах

утпатхаш читта-викшепах

сваргах саттва-гунодайах

 

наракас тама-уннахо

бандхур гурур ахам сакхе

грихам шарирам манушйам

гунадхйо хй адхйа учйате

 

даридро йас тв асантуштах

крипано йо 'джитендрийах

гунешв асакта-дхир ишо

гуна-санго випарйайах

 

эта уддхава те прашнах

сарве садху нирупитах

ким варнитена бахуна

лакшанам гуна-дошайох

гуна-доша-дришир дошо

гунас тубхайа-варджитах

 

бхагах — великолепие; ме — Моя; аишварах — божественная; бхавах — природа; лабхах — выигрыш; мат-бхактих — преданное служение Мне; уттамах — высший; видйа — образование; атмани — в душе; бхида — двойственности; бадхах — унижчтожение; джугупса — отвращение; хрих — скромность; акармасу — к греховной деятельности; шрих — красота; гунах — хорошие качества; наирапекшйа — отречение от материального; адйах — и прочее; сукхам — счастье; духкха — материальное несчастье; сукха — и материальное счастье; атйайах — превосходя; духкхам — несчастье; кама — вожделения; сукха — на счастье; апекша — медитация; пандитах — мудрец; бандха — из плена; мокша — освобождение; вит — тот, кто знает; муркхах — глупец; деха — с телом; ади — и прочим (умом); ахам-буддхих — тот, кто отождествляет себя; пантхах — верный путь; мат — ко Мне; нигамах — ведущий; смритах — понимается; утпатхах — ложный путь; читта — сознания; викшепах — заблуждение; сваргах — рай; саттва-гуна — гуны благости; удайах — преобладание; нараках — ад; тамах — гуны невежества; уннахах — преобладание; бандхух — истинный друг; гурух — духовный учитель; ахам — Я; сакхе — Мой дорогой друг, Уддхава; грихам — дом; шарирам — тело; манушйам — человеческое; гуна — хорошими качествами; адхйах — наделенное; хи — поистине; адхйах — богач; учйате — говорится; даридрах — бедняк; йах — тот, кто; ту — поистине; асантуштах — неудовлетворен; крипанах — жалкий человек; йах — тот, кто; аджита — не победил; индрийах — чувства; гунешу — к материальным чувственным наслаждениям; асакта — не привязан; дхих — чей разум; ишах — повелитель; гуна — к удовлетворению чувств; сангах — привязанный; випарйайах — противоположность, раб; эте — эти; уддхава — Мой дорогой Уддхава; те — твои; прашнах — вопросы; сарве — все; садху — должным образом; нирупитах — разъяснены; ким — какова ценность; варнитена — описания; бахуна — подробного; лакшанам — признаков; гуна — хороших качеств; дошайох — и плохих качеств; гуна-доша — хороших и плохих качеств; дриших — различение; дошах — недостаток; гунах — истинное хорошее качество; ту — поистине; убхайа — от них обоих; варджитах — отличие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: