Брахманы Проклинают Род Яду 84 глава




 

Стих 31

 

तस्मान्मद्भक्तियुक्तस्य

योगिनो वै मदात्मनः ।

न ज्ञानं न च वैराग्यं

प्रायः श्रेयो भवेदिह ॥३१॥

 

тасман мад-бхакти-йуктасйа

йогино ваи мад-атманах

на джнанам на ча ваирагйам

прайах шрейо бхавед иха

 

тасмат — поэтому; мат-бхакти-йуктасйа — того, кто занят любовным преданным служением Мне; йогинах — преданного; ваи — несомненно; мат-атманах — чей ум устремлен ко Мне; на — ни; джнанам — развитие знания; на — ни; ча — также; ваирагйам — развитие отречения; прайах — как правило; шрейах — средство достижения совершенства; бхавет — может быть; иха — в этом мире.

 

Поэтому для бхакти-йога, сосредоточившего ум на Мне, ни знание (гйанам), ни отречение (вайрагья), не означает достижения высшего совершенства.

 

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто предался Господу Кришне, не пытается достичь совершенства отдельно от любовного служения Господу, просто развивая знание или отречение. Преданное служение Господу Кришне — это высший духовный путь, который не зависит от вторичных методов, к которым относятся развитие знания и отречения. Слушая и повторяя рассказы о славе Личности Бога, преданный автоматически постигает все знание, а когда его привязанность к Господу возрастает, он естественным образом освобождается от привязанности к низшей материальной природе. В предыдущих стихах Господь недвусмысленно утверждает, что преданному нужно решать свои проблемы только с помощью преданного служения, а не другими посторонними методами. Хотя искренний преданный отдает любовному служению Господу все свое сердце и душу, у него остаются некоторые материальные привязанности, которые мешают ему полностью постичь трансцендентное знание. Однако преданное служение со временем автоматически избавляет человека от этих давних привязанностей. Если преданный пытается очищаться вне практики преданного служения, просто развивая знание или отречение, то вполне вероятно, что он может отдалиться от лотосных стоп Господа и совсем сойти с духовного пути. Тот, кто ищет очищения вне любовного служения Господу, не понимает тарнсцендентного могущества бхакти-йоги и не ценит величайшей милости Господа Кришны.

 

Каждый в этом мире связан половым влечением, которое не позволяет полностью сосредоточиться на лотосных стопах Господа Кришны. Опьяненная общением с противоположным полом, душа наполняется ложным высокомерием и забывает о своем изначальном положении любящей служанки Господа. Решительно развивая знание и отречение, она может попытаться очиститься, не прося милости у Господа Кришны, однако такой ложной гордости следует избегать, равно как и ложной гордости, приходящей вместе с материальными привязанностями. Если у обусловленной души есть возможность заниматься чистым преданным служением Господу, то интерес к другим практикам — это безусловное отклонение с пути преданности. Избавиться от материальных желаний, глубоко коренящихся в сердце, можно с помощью полного предания Верховной Личности Бога. Человеку следует отказаться от навязчивой идеи самостоятельно развить знание и отречение, а вместо этого полностью положиться на милость Господа Кришны и строго следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, как учит здесь Сам Господь.

 

Стихи 32–33

 

यत्कर्मभिर्यत्तपसा

ज्ञानवैराग्यतश्च यत् ।

योगेन दानधर्मेण

श्रेयोभिरितरैरपि ॥२२॥

 

सर्वं मद्भक्तियोगेन

मद्भक्तो लभतेऽञ्जसा ।

स्वर्गापवर्गं मद्धाम

कथञ्चिद्यदि वाञ्छति ॥३३॥

 

йат кармабхир йат тапаса

джнана-ваирагйаташ ча йат

йогена дана-дхармена

шрейобхир итараир апи

 

сарвам мад-бхакти-йогена

мад-бхакто лабхате 'нджаса

сваргапаваргам мад-дхама

катханчид йади ванчхати

 

йат — то, что обретено; кармабхих — корыстной деятельностью; йат — то, которое; тапаса — аскезой; джнана — развитием знания; ваирагйатах — отречением; ча — также; йат — то, что получено; йогена — с помощью системы мистической йоги; дана — благотворительностью; дхармена — религиозными обязанностями; шрейобхих — способами, делающими жизнь благоприятной; итараих — другими; апи — поистине; сарвам — всеми; мат-бхакти-йогена — любовным служением Мне; мат-бхактах — Мой преданный; лабхате — достигает; анджаса — без труда; сварга — вознесение на райские планеты; апаваргам — освобождение от всех страданий; мат-дхама — жизнь в Моей обители; катханчит — так или иначе; йади — если; ванчхати — он желает.

 

Всё, чего можно достичь кармической деятельностью, покаянием, знанием, отречением, мистической йогой, благотворительностью, религиозными обязанностями и всеми прочими методами совершенствования, преданный легко достигает благодаря любовному служению Мне. Если Мой преданный желает достижения рая, освобождения или Моей обители, он без труда получает такие благословения.

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Кришна раскрывает трансцендентную славу преданного служения. Хотя чистые преданные, как правило, ничего не желают, иногда они хотят, чтобы Господь благословил их служение и помог им. В Шестой Песни «Шримад-Бхагаватам» рассказывается, как царь Читракету, великий преданный Господа, хотел попасть в рай, чтобы в обществе самых прекрасных женщин планеты Видьядхара воспевать славу Господа. Подобно этому, Шри Шукадева Госвами, великий рассказчик «Шримад-Бхагаватам», боялся попасть в плен к иллюзорной энергии Господа и потому не торопился выходить из чрева своей матери. Другими словами, Шукадева Госвами желал апаваргам, освобождения от майи, чтобы ничего не мешало его преданному служению. Господь Кришна лично избавил Шукадеву Госвами от влияния иллюзорной энергии, и тогда тот вышел из чрева матери. Движимый любовью и желанием служить лотосным стопам Господа, преданный может также хотеть перенестись в духовный мир.

 

Как пишет Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, отказавшись от независимого стремления к знанию и отречению, преданный может твердо верить в преданное служение Господу, но при этом сохранять некоторую привязанность к плодам такой деятельности. Достигнув совершенства в кармической деятельности, человек получает возможность попасть в материальный рай, а развивая отречение, освобождается от всех телесных страданий. Если Господь Кришна видит в сердце преданного желание обрести такие благословения, то охотно дает их.

 

Слово итараих в этом стихе указывает на посещение святых мест, принятие религиозных обетов и пр. Перед этим упоминаются еще несколько путей духовного развития, однако благоприятные плоды всех этих путей можно без труда получить с помощью любовного служения Господу. Таким образом, все преданные, на каком бы уровне продвижения они не находились, должны все свои силы отдавать лишь служению Господу. Это подтверждает во второй Песни «Шримад-Бхагаватам» Шри Шукадева Госвами:

 

акамах сарва-камо ва

мокша-кама удара-дхих

тиврена бхакти-йогена

йаджета пурушам парам

 

«Человек с возвышенным складом ума — исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению — должен во что бы то ни стало поклоняться высшему целому — Личности Бога». (Бхаг. 2.3.10)

 

Стих 34

 

न किञ्चित्साधवो धीरा

भक्ता ह्येकान्तिनो मम ।

वाञ्छन्त्यपि मया दत्तं

कैवल्यमपुनर्भवम् ॥३४॥

 

на кинчит садхаво дхира

бхакта хй экантино мама

ванчхантй апи майа даттам

каивалйам апунар-бхавам

 

на — никогда; кинчит — что-либо; садхавах — святые личности; дхирах — обладающие глубоким разумом; бхактах — преданные; хи — несомненно; экантинах — полностью предавшиеся; мама — Мне; ванчханти — желают; апи — поистине; майа — Мной; даттам — данное; каивалйам — освобождение; апунах-бхавам — свободу от рождения и смерти.

 

Поскольку Мои преданные отличаются святостью и глубоким разумом, они полностью посвящают себя Мне и не желают ничего помимо Меня. Несомненно, даже если Я предложу им освобождение из цикла рождения и смерти, они не примут его.

 

КОММЕНТАРИЙ: Слова экантино мама означают, что чистые преданные Господа, блистающие святостью и глубоким разумом, полностью отдают себя преданному служению Личности Бога. Даже если Господь предложит им освобождение от рождений и смертей, преданные не примут его. Чистый преданный автоматически получает возможность вечно жить в обители Господа жизнью, исполненной знания и блаженства, а потому считает простое освобождение без любовного служения Господу попросту отвратительным. Того, кто повторяет святое имя Господа Кришны или поверностно служит Господу с желанием безличного освобождения или материальных чувственных удовольствий, нельзя считать трансцендентным преданным Господа. Пока человек стремится к мирской праведности, экономическому процветанию, чувственным наслаждениям или освобождению, ему не удастся достичь самадхи, совершенного самоосознания. Каждое живое существо на самом деле — вечный слуга Господа Кришны, и его изначальное предназначение — бескорыстно, с любовью служить Господу. Такую чистую, возвышенную жизнь описывает в этом стихе Сам Господь.

 

Стих 35

 

नैरपेक्ष्यं परं प्राहुर्

निःश्रेयसमनल्पकम् ।

तस्मान्निराशिषो भक्तिर्

निरपेक्षस्य मे भवेत् ॥३५॥

 

наирапекшйам парам прахур

нихшрейасам аналпакам

тасман нирашишо бхактир

нирапекшасйа ме бхавет

 

наирапекшйам — не желая ничего, кроме преданного служения; парам — лучшая; прахух — говорится; нихшрейасам — высшая ступень освобождения; аналпакам — великая; тасмат — поэтому; нирашишах — того, кто не ищет выгоды для себя; бхактих — любовное преданное служение; нирапекшасйа — того, кто видит только Меня; ме — ко Мне; бхавет — может возникнуть.

 

Говорится, что полное отречение является высшей ступенью освобождения. Поэтому тот, кто свободен от желаний и стремления к выгоде, может обрести любовное преданное служение Мне.

 

КОММЕНТАРИЙ: В «Шримад-Бхагаватам» (2.3.10) говорится:

 

акамах сарва-камо ва

мокша-кама удара-дхих

тиврена бхакти-йогена

йаджета пурушам парам

 

«Человек с возвышенным складом ума — исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению — должен во что бы то ни стало поклоняться высшему целому — Личности Бога». В этом утверждении Шукадевы Госвами очень важны слова тиврена бхакти-йогена. Шрила Прабхупада отмечает: «Как чистый солнечный луч обладает огромной силой и потому называется тиврой, так и практика чистой бхакти-йоги, которая заключается в слушании, повторении и т.д., благотворна для каждого, независтимо от его целей и побуждений». Безусловно, в век Кали большинство людей падшие и зараженные материальным вожделением, жадностью, гневом, скорбью и пр. Живущие в этот век люди относятся к категории сарва-кама, т.е. полны материальных желаний. Тем не менее, просто приняв прибежище у Господа Кришны, мы можем достичь всего желаемого. Живому существу не нужно заниматься чем-то другим, помимо любовного служения Господу. Нужно просто принять, что Господь Кришна — источник всего наслаждения и что только он может из сердца исполнить все наши истинные желания. Простая вера в то, что, обратившись к Господу, можно достичь чего угодно — и есть суть всего знания, и вера эта может вызволить из тюрьмы этого полного страданий века даже самую падшую душу.

 

Стих 36

 

न मय्येकान्तभक्तानां

गुणदोषोद्भवा गुणाः ।

साधूनां समचित्तानां

बुद्धेः परमुपेयुषाम् ॥३६॥

 

на майй эканта-бхактанам

гуна-дошодбхава гунах

садхунам сама-читтанам

буддхех парам упейушам

 

на — не; майи — во Мне; эка-анта — беспримесных; бхактанам — преданных; гуна — рекомендованные как достойные; доша — запрещенные как неблагоприяные; удбхавах — возникающие из этих вещей; гунах — добродетель и грех; садхунам — тех, кто свободен от материальных устремлений; сама-читтанам — кто сохраняет духовное свознание во всех обстоятельствах; буддхех — то, что можно воспринять материальным разумом; парам — за пределами; упейушам — тех, кто достиг.

 

Материальные праведность и грех, которые возникают из двойственности этого мира, не могут существовать в Моих беспримесных преданных, которые, будучи свободными от материальных стремлений, сохраняют устойчивое духовное сознание при любых обстоятельствах. Несомненно, такие преданные достигли Меня, Всевышнего Господа, выходящего за пределы всего, что может быть постигнуто материальным разумом.

 

КОММЕНТАРИЙ: Слова буддхех парам означают, что чистого преданного, погруженного в трансцендентные качества Господа, не затрагивают материальные гуны природы. Во второй Главе «Бхагавад-гиты» Господь Кришна ясно объясняет, что чистого преданного можно узнать по полному отсутствию материальных желаний; поэтому чистый преданный, который все время бескорыстно служит Господу Кришне, иногда может упускать некоторые детали бесчисленных ведических ритуалов и предписаний. Такое случайное пренебрежение нельзя считать грехом. Точно так же, если человек просто следует правилам материального благочестия, это вовсе не означает, что его можно назвать душой, предавшейся Богу. Любовь к Кришне и полное предание Господу сразу же поднимают человека на трансцендентный уровень, и деятельность, совершаемая на этом уровне ради Господа, абсолютна, ибо является выражением Его воли. Иногда обычные материалисты приписывают себе такие качества, прикрывая свои вздорное, безнравственное поведение, и такой обман может привести к беспокойствам в обществе. Однако, в точности как обычным людям не пристало требовать к себе отношения, как к помощниками главы государства, обычная обусловленная душа не имеет права заявлять, будто ее безнравственные, вздорные поступки одобрены Всевышним и являются выражением Его воли. Перед тем, как пренебрегать мирской добродетелью и грехом, нужно на самом деле стать чистым преданным Господа и Его уполномоченным слугой, полностью преданным Его воле.

 

Бывало, что возвышенный преданный молниеносно падал с уровня чистого преданного служения. Господь дает в «Бхагавад-гите» (9.30) такое наставление:

 

апи чет су-дурачаро

бхаджате мам ананйа-бхак

садхур эва са мантавйах

самйаг вйавасито хи сах

 

Несмотря на то, что искренний преданный может за мгновение упасть со своего уровня, Господь не перестает любить его. Даже обычные родители быстро прощают своим детям их проступки. В точности как ребенок и его родители наслаждаются взаимной любовью, чистые преданные наслаждаются любовными взаимоотношениями с Господом. Господь легко прощает случайные падения, и все члены общества должны разделять чувства Господа, прощая такого искреннего преданного. Не стоит наказывать искреннего преданного за случайное падение, клеймя его как материалиста или грешника. Настоящий преданный очень быстро возвращается к чистому преданному служению и просит у Господа прощения. Однако того, кто падает постоянно, уже нельзя считать возвышенным преданным Господа.

 

Стих 37

 

एवमेतान्मया दिष्टान्

अनुतिष्ठन्ति मे पथः ।

क्षेमं विन्दन्ति मत्स्थानं

यद् ब्रह्म परमं विदुः ॥३७॥

 

эвам этан майа диштан

анутиштханти ме патхах

кшемам винданти мат-стханам

йад брахма парамам видух

 

эвам — так; этан — эти; майа — Мной; диштан — рассказаны; анутиштханти — те, кто следует; ме — Меня; патхах — способы достижения; кшемам — свободу от иллюзии; винданти — они обретают; мат-стханам — Мою личную обитель; йат — ту, которую; брахма парамам — Абсолютную Истину; видух — они знают.

 

Те, кто серьёзно следуют этим моим наставлениям, обретают свободу от иллюзии, и достинув Моей обители в совершенстве познают Абсолютную Истину.

 

Так заканчивается комментарий смиренных слуг А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двадцатой Главе Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Чистое преданное служение превосходит знание и отречение».

 

 

Шримад Бхагаватам

Песнь Одиннадцатая

Глава Двадцать Первая

Господь Кришна Объясняет Путь Вед

Есть люди, которые не подходят для всех трёх форм йоги - карма, джнана и бхакти. Привязанные к наслаждению чувств, они враждебно относятся к Господу Кришне, и поглощены плодотворной деятельностью, нацеленной на исполнение материальных желаний. В этой главе описываются их недостатки в зависимости от места, времени и сути их деяний, а также благ, которые она им приносит.

 

Для тех, кто совершенен в знании и преданности Господу, нет хороших и плохих материальных качеств. Но для человека, совершающего усилия на уровне кармы, стремящегося к прекращению материальной жизни, исполнение постоянных и особых приносящих плоды обязанностей, - это добро, а неспособность выполнения этих обязаннстей - зло. То, что нейтрализует реакции за греховную деятельность также хорошо для него.

 

Для того, кто находится на платформе знания в чистой добродетели, и для преданного правильными действиями будут, соответственно, культивирование знания и практика преданного служения, состоящего из слушания, воспевания и т.д. Для обоих из них, всё что препятсвует такой правильной деятельности - плохо.Но для тех, кто является всего лишь кандидатами в трансцендентальном продвижении, или тем, кто не являются совершенными душами, а именно тем, кто полностью враждебен по отношению к духовной жизни и преданы исключительно к плодотворной деятельности для исполнения похотливых желаний, есть многочисленные соображения по поводу чистоты и нечистоты, или благочестия и неблагочестия. Такая деятельность должна выполняться в зависимости от тела, места действия, времени, используемых объектов, самого совершающего, повторяемых мантрах, и особых действий.

 

Фактически, благочестие и неблагочестие не абсолютны, но относятся к уровню продвижения человека. Оставаясь замкнутыми на виде распознавания, подходящим для уровня продвижения личности - хорошо, и всё остальное - плохо. Это базовое понимание добра и зла. Даже среди объектов, относящихся к той же самой категории, есть разные мнения об их чистоте и нечистоте, в соответствии с исполнением религиозных обязанностей, мирских связей, и поддержания жихни. Эти различия описываются в разных писаниях.

 

Цель варнашрамы - учитывание восприятия телесной чистоты и нечистоты. В соответствии с местом, чистота и нечистота определяется присутствием черного оленя. В соответствии с временем, есть различие между чистотой и нечистотой в зависимости от самого времени или от его отношения с разнообразными объектами. В связи с физическими явлениями, разница между чистотой и нечистотой определяется в зависимости от святости объектов и произносимых слов и от таких действий как омовение, благотворительность, выполнение суровых аскез и памятование о Верховном Господе. Также есть различия в чистоте и нечистоте совершающих действия. Когда знание о мантрах получено из уст истинного духовного учителя, эта мантра определяется как чистая, а деятельность очищается, когда предлагается Верховной Личности Бога. Если шесть факторов, таких как место, время и т.д., очищены, тогда это дхарма, или добродетель, в противном случае это адхарма, или зло.

 

В высшем смысле нет никакой постоянной основы для различения между добродетелью и грехом, поскольку они трансформируются в соответствии с местом, временем, получающим благо и так далее. В соответствии с исполнением предписанных обязанностей для получения чувственных наслаждений, цель всех писаний - уменьшить материальные привязанности; таков например истинный принцип религии, который уничтожает скорбь, иллюзию и страх и приносит удачу во всём. Деятельность, совершаемая для удовлетворения чувств не приносит настоящих благ. Описания таких плодов деятельности, даваемое в различных пхала-шрути на самом деле направлены на то, чтобы помочь человеку постепенно культивировать вкус к высшему благу. Но люди с низшим разумом принимают цветистые стихи писаний за настоящее объяснение Вед; однако это мнение никогда не поддерживается теми, кто находится в истинном знании Вед.Люди, чьи умы возбуждены цветистыми словами Вед не привлекаются слушанием рассказов о Господе Хари. Нужно понимать, что нет объяснения Вед вне связи с Личностью Бога. Веды сосредоточены на Высшей Абсолютной Истине, Личности Бога. Поскольку этот материальный мир есть просто энергия Верховного Господа, именно отрицанием материального существования человек достигает освобождения от материи.

 

Стих 1

 

श्रीभगवानुवाच

य एतान्मत्पथो हित्वा

भक्तिज्ञानक्रियात्मकान् ।

क्षुद्रान् कामांश्चलैः प्राणैर्

जुषन्तः संसरन्ति ते ॥१॥

 

шри-бхагаван увача

йа этан мат-патхо хитва

бхакти-джнана-крийатмакан

кшудран камамш чалаих пранаир

джушантах самсаранти те

 

шри-бхагаван увача — Верховная Божественная Личность сказал; йа — те, которые; этан — эти; мат-патхах — пути достижения Меня; хитва — оставив; бхакти — преданное служение; джнана — аналитическая философия; крийа — регулируемая деятельность; атмакан — состоящая; кшудран — незначительная; каман — удовлетворение чувств; чалаих — мерцающее; пранаих — чувства; джушантах — культивируя; самсаранти — цикл материального существования; те — они.

 

Верховная Личность Бога сказал: Те, кто оставляют три пути достижения Меня - преданное служение, аналитическую философию и регулируемое выполнение предписанных обязанностей, и вместо этого, движимые вожделением, культивируют ничтожное наслаждение чувств, неизбежно ввергаются в повторяющийся цикл рождений и смертей.

 

КОММЕНТАРИЙ: Как было ясно объяснено Господом Кришной в предыдущих главах, философский анализ, а также выполнение предписанных обязанностей в конце концов предназначено для достижения сознания Кришны, или чистой любви к Богу. Преданное служение, основанное на слушании и воспевании славы Господа обусловленную душу в любовном служении Господу, и поэтому является самым эффективным способом достижения Бога. Однако, все три процесса объединяет общая цель, сознание Кришны. Здесь Господь описывает тех, кто будучи поглощёнными в материальном удовлетворении чувств, не используют никаких авторитетных путей получения милости Господа. В настоящий момент, сотни миллионов людей попадают в эту категорию и, как описывается здесь, постоянно страдают в оковах материального существования.

 

Стих 2

 

स्वे स्वेऽधिकारे या निष्ठा

स गुणः परिकीर्तितः ।

विपर्ययस्तु दोषः स्याद्

उभयोरेष निश्चयः ॥२॥

 

све све 'дхикаре йа ништха

са гунах парикиртитах

випарйайас ту дошах сйад

убхайор эша нишчайах

 

све све — каждый из них; адхикаре — положение; йа — такие; ништха — постоянство; сах — это; гунах — благочестие; парикиртитах — провозглашаются; випарйайах — противоположный; ту — в самом деле; дошах — неблагочестивый; сйат — является; убхайох — обоих; эшах — это; нишчайах — определённое заключение.

 

Устойчивость в своём положении провозглашается подлинным благочестием, тогда как отклонение от своего положения считается грехом. Таким образом определяется и то, и другое.

 

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущем стихе Господь Кришна объяснил, что путь духовного прогресса начинается с бескорыстной деятельности, продолжается до стадии осознанного духовного знания, и достигает вершины в прямой занятости преданным служением Господу. Здесь Господь подчеркивает, что обусловленная душа не должна искусственно нарушать естественную эволюцию в развитии своего сознания Кришны, отклоняясь от обязанностей, предписанных Самим Богом. На низших ступенях человеческой жизни человек связан ложным отождествлением себя с грубым материальным телом и желаниями совершать плодотворную материальную деятельность, основанную на обществе, дружбе и любви. Когда такие материалистические действия предлагаются в жертву Верховному Господу, человек становится карма-йоги. Благодаря регулярным жертвоприношениям человек постепенно оставляет грубую телесную концепцию жизни и продвигается к стадии реализации духовного знания, на которой он осознаёт себя вечной духовной душой, полностью отличной от материального тела и ума. Чувствуя облегчения от спадающих оков материализма, человек становится очень привязан к духовному заниню, и так становится джнана-йогом. Продвигаясь дальше по духовному пути, он осознайт себя частицей Высшей Души, Личности Бога, Господа Кришны. Затем он видит, что его обусловленная жизнь и его духовное знание было получено от Личности Бога, награждающей результатами всех видов деятельности, и благочестивой и греховной. Занимаясь прямым преданным служением Верховному Господу и осознавая себя вечным слугой Бога, привязанность человека развивается в чистую любовь к Богу. Таким образом, он сначала оставляет низшие стадии привязанности к материальному телу и последовательно оставляет привязанность к культивированию духовного заниня. Это освобождает его от материальной жизни. В конце концов к нему приходит осознание Самого Бога, как прибежища вечной любви и он полностью предаётся Богу в полном сознании Кришны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: