Брахманы Проклинают Род Яду 88 глава




 

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущих стихах Господь Кришна ясно дал понять, что ведическое знание не предназначено для материального наслаждения, а здесь Господь объясняет, что высшая цель всех Вед — это самоосознание. Хотя обусловленные души запутались в сетях материальной энергии, их истинное предназначение — наслаждаться трансцендентной свободой в царстве Бога. Веды постепенно поднимают обусловленную душу из тьмы невежества и направляют ее к вечному любовному служению Господу. В «Веданта-сутре» (4.4.23) говорится: анавриттих шабдат. «Тот, кто внимательно слушает послание Вед, уже не вернется в круговорот рождения и смерти».

 

Здесь уместно спросить, почему речь Самого Господа, Его представителей, знатоков Вед, а также слог ведических мантр столь сложен и непонятен. Господь говорит в «Бхагавад-гите»: нахам пракашах сарвасйа. Верховный Господь не позволяет обрести Себя задешево, а потому не показывается поверхностным или враждебно настроенным людям. Зараженные материей, люди вынуждены очищаться, совершая ведические ритуалы ради материальных плодов, так же, как ребенку приходится проглотить лекарство, чтобы получить конфету. Слог ведических писаний витиеват и туманен, а потому недалекие люди не могут понять их истинный, трансцендентный смысл и пускаются в чувственные наслаждения.

 

Термин брахматма, «духовное существо», в конечном итоге указывает на Верховную Личность Бога, который утверждает в «Бхагавад-гите», что знание о Нем Самом — это раджа-гухьям, самая сокровенная из всех тайн. Тому, кто полагается лишь на способности материальных чувств, никогда не постичь Абсолютную Истину. Любители умственных философских размышлений могут догадаться, что вечная душа и Сверхдуша вместе пребывают в материальном теле. Тот же, кто полагается лишь на Самого Господа, обретает совершенное знание и, достигнув истинной цели Вед, оправляется домой, обратно к Богу.

 

Стих 36

 

शब्दब्रह्म सुदुर्बोधं

प्राणेन्द्रियमनोमयम् ।

अनन्तपारं गम्भीरं

दुर्विगाह्यं समुद्रवत् ॥३६॥

 

шабда-брахма су-дурбодхам

пранендрийа-мано-майам

ананта-парам гамбхирам

дурвигахйам самудра-ват

 

шабда-брахма — трансцендентный звук Вед; су-дурбодхам — очень сложно понять; прана — жизненного воздуха; индрийа — чувств; манах — и ума; майам — проявляющийся на разных уровнях; ананта-парам — безграничный; гамбхирам — глубокий; дурвигахйам — непостижимый; самудра-ват — как океан.

 

Трансцендентный звук Вед очень трудно постичь и он проявляется на разных уровнях в пране, чувствах и уме. Звук Вед беспределен, очень глубок и необъятен, как океан.

 

КОММЕНТАРИЙ: Согласно Ведам, их звучание делится на четыре уровня, постичь которые могут лишь самые разумные из брахманов, поскольку три из этих уровней находятся внутри живого существа, и лишь один из них проявляется на внешнем уровне как речь. Однако обычным живым существам трудно понять даже этот четвертый уровень ведического звука, который называют вайкхари. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет эти уровни следующим образом. Первый уровень ведического звука, известный как пара, располагается в адхара-чакре; умственный уровень, пашьянти, находится в области пупка, на манипурака-чакре; уровень разума, мадхьяма, располагается в области сердца, в анахата-чакре. Последний же, доступный материальным чувствам уровень ведического звука называется вайкхари.

 

Звук Вед называют ананта-пара, поскольку он содержит в себе все жизненные энергии, которые есть во вселенной и за ее пределами, а потому не поддается изменениям со стороны времени или пространства. Ведическая звуковая вибрация столь тонка, непостижима и глубока, что ее истинную форму и смысл может понять лишь Сам Господь и Его уполномоченные последователи, такие как Вьяса или Нарада. Обычным живым существам не дано постичь всех хитросплетений и тонкостей ведического звука, однако, обратившись к сознанию Кришны, человек сразу же постигает цель всего ведического знания — Самого Господа Кришну, изначальный источник Вед. Глупцы используют свой жизненный воздух, чувства и ум для получения материальных удовольствий, а потому не понимают духовной ценности святого имени Бога. В конечном итоге, квинтессенция ведического звука — это святое имя Верховного Господа, неотличное от Него Самого. Господь безграничен, а потому Его имя также безгранично. Никто не сможет постичь трансцендентную славу Господа без Его непосредственной милости. Повторяя без оскорблений святые имена Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, человек может постичь трансцендентные тайны ведического звука. Во всех остальных случаях ведическое знание останется для него дурвига-хьям, или недоступным для проникновения.

 

Стих 37

 

मयोपबृंहितं भूम्ना

ब्रह्मणानन्तशक्तिना ।

भूतेषु घोषरूपेण

विसेषूर्णेव लक्ष्यते ॥३७॥

 

майопабримхитам бхумна

брахманананта-шактина

бхутешу гхоша-рупена

висешурнева лакшйате

 

майа — Мной; упабримхитам — установленный; бхумна — безграничным; брахмана — неизменным Абсолютом; ананта-шактина — чьи энергии не имеют границ; бхутешу — в живых существах; гхоша-рупена — в форме тонкого звука, омкары; висешу — в тонком волокнистом покрытии стебля лотоса; урна — одна нить; ива — как; лакшйате — появляется.

 

От Меня, как бесконечной, неизменной и всемогущей Личности Бога, пребывающей во всех живых существах, исходит изначальная звуковая вибрация в форме омкары. Она воспринимается на тонком уровне подобно почти невидимым волокнам в стебле лотоса.

 

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога пребывает в сердце каждого живого существа, и в этом стихе говорится, что в каждом живом существе есть также семя всего ведического знания. Таким образом, пробуждение ведического знания, а следовательно, и пробуждение своих вечных взаимоотношений с Богом, — это естественный процесс, жизненно важный для каждого живого существа. Совершенство дремлет в сердце каждого. Очищая сердце повторением святых имен Бога, человек тут же пробуждает в себе это совершенство, или сознание Кришны.

 

Стихи 38–40

 

यथोर्णनाभिर्हृदयाद्

ऊर्णामुद्वमते मुखात् ।

आकाशाद्घोषवान् प्राणो

मनसा स्पर्शरूपिणा ॥३८॥

 

छन्दोमयोऽमृतमयः

सहस्रपदवीं प्रभुः ।

ॐ काराद्व्यञ्जितस्पर्श

स्वरोष्मान्तस्थभूषिताम् ॥३९॥

 

विचित्रभाषाविततां

छन्दोभिश्चतुरुत्तरैः ।

अनन्तपारां बृहतीं

सृजत्याक्षिपते स्वयम् ॥४०॥

 

йатхорнанабхир хридайад

урнам удвамате мукхат

акашад гхошаван прано

манаса спарша-рупина

 

чхандо-майо 'мрита-майах

сахасра-падавим прабхух

омкарад вйанджита-спарша-

сварошмантастха-бхушитам

 

вичитра-бхаша-витатам

чхандобхиш чатур-уттараих

ананта-парам брихатим

сриджатй акшипате свайам

 

йатха — в точности как; урна-набхих — паук; хридайат — из своего сердца; урнам — свою паутину; удвамате — выпускает; мукхат — через рот; акашат — из эфира; гхоша-ван — проявляя звуковую вибрацию; пранах — Господь в форме изначального жизненного воздуха; манаса — с помощью изначального ума; спарша-рупина — который проявляет формы различных фонем алфавита, начиная с букв спарша; чхандах-майах — включающий все священные стихотворные размеры; амрита-майах — полный трансцендентного блаженства; сахасра-падавим — который разветвляется в тысячи направлений; прабхух — Верховная Личность Бога; омкарат — из тонкого звука омкара; вйанджита — разросшийся; спарша — взрывными согласными; свара — гласными; ушма — шипящими; анта-стха — и полугласными; бхушитам — украшенный; вичитра — разнообразными; бхаша — устными разновидностями; витатам — усложненный; чхандобхих — вместе с размерами; чатух-уттараих — у каждого их которых на четыре слога больше, чем у предыдущего; ананта-парам — безграничный; брихатим — великое разнообразие ведической литературы; сриджати — Он создает; акшипате — и сворачивает; свайам — Сам.

 

Так же как паук извлекает паутину изнутри и выделяет её через рот, Верховная Личность Бога проявляет Себя как звук первичного жизненного воздуха, содержащий в себе все ведические ритмы и исполненный трансцендентного наслаждения. Так Господь из эфирного неба своего сердца издаёт великий и беспредельный звук Вед посредством Своего ума, который формулирует разнообразные звуки, такие как спарши. Звук Вед разветвляется в тысячах направлений, записанных разными буквами, происходящих из слога ом: согласными, гласными, шипящими и полугласными. Затем Веда разделяется на множество словесных разновидностей, выраженных в разных размерах, каждый из которых имеет на четыре слога больше, чем предыдущий. В конце концов, Господь снова вбирает Своё проявление звука Вед в Себя.

 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Шридхара Свами подробно разъяснил все детали этого стиха, понять который можно, лишь обладая глубокими познаниями в лингвистике санскрита. Здесь наиболее важно понять, что трансцендентное знание появляется в форме звуковой вибрации, которая представляет собой проявление Абсолютной Истины, Личности Бога. Ведический звук исходит от Верховного Господа и предназначен, чтобы постигать и прославлять Его. Смысл всех ведических звуковых вибраций заключен в «Бхагавад-гите», где Господь говорит: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах — все ведическое знание предназначено для того, чтобы даровать нам знание о Боге и любовь к Нему. Тот, кто постоянно думает о Господе Кришне, кто становится Его преданным, кто склоняется перед Ним и с верой и преданностью поклоняется Ему, повторяя Его святое имя, без сомнения, в соврешенстве постиг все, что заключено в слове веда («знание»).

 

Стих 41

 

गायत्र्युष्णिगनुष्टुप्च

बृहती पङ्क्तिरेव च ।

त्रिष्टुब्जगत्यतिच्छन्दो

ह्यत्यष्ट्यतिजगद्विराट् ॥४१॥

 

гайатрй ушниг ануштуп ча

брихати панктир эва ча

триштуб джагатй атиччхандо

хй атйаштй-атиджагад-вират

 

гайатри ушник ануштуп ча — известные как Гаятри, Ушник и Ануштуп; брихати панктих — Брихати и Панкти; эва ча — также; триштуп джагати атиччхандах — Триштуп, Джагати и Атиччханда; хи — безусловно; атйашти-атиджагат-вират — Атьяшти, Атиджагати и Ативират.

 

Ведические размеры это Гайатри, Ушник, Ануштуп, Бехати, Панкти, Триштуп, Джагати, Атиччханда, Атйашти, АтиджАгати и Ативират.

 

КОММЕНТАРИЙ: В размере Гаятри двадцать четыре слога, в Ушнике двадцать восемь, в Ануштупе тридцать два и т.д., т.е. в каждом из размеров на четыре слога больше, чем в предыдущем. Ведический звук называют брихати, или «самый широкий», а потому обычным живым существам не под силу постичь все его бесчисленные тонкости.

 

Стих 42

 

किं विधत्ते किमाचष्टे

किमनूद्य विकल्पयेत् ।

इत्यस्या हृदयं लोके

नान्यो मद्वेद कश्चन ॥४२॥

 

ким видхатте ким ачаште

ким анудйа викалпайет

итй асйа хридайам локе

нанйо мад веда кашчана

 

ким — что; видхатте — предписывает (в ритуалах карма-канды); ким — что; ачаште — указывает (объектом поклонения в девата-канде); ким — что; анудйа — описывая с различных сторон; викалпайет — предлагает выбор из нескольких возможностей (в гьяна-канде); ити — таким образом; асйах — ведических писаний; хридайам — сердце, или сокровенный смысл; локе — в этом мире; на — не; анйах — другое; мат — кроме Меня; веда — знает; кашчана — кто-либо.

 

Во всём мире никто кроме Меня по-настоящему не понимает цели ведического знания. Поэтому люди не знают, что на самом деле Веды предписывают в наставлениях карма-канды, или какой объект на самом деле указан в формах поклонения в упасана-канде, или что так подробно обсуждается посредством всевозможных гипотез в разделе Вед джнана-канда.

 

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога — это Абсолютная Истина, Господь Шри Кришна. Господь — это источник, поддерживающая сила и конечная цель ведического знания. Его называют веда-вит, или единственным знатоком всех Вед. Так называемые философы, будь то ведические ученые или обычные люди, могут выдвигать свои доморощенные представления, однако истинный смысл Вед известен только Самому Господу. Господь — это единственное надежное прибежище и объект любви всех живых существ. В десятой Главе «Бхагавад-гиты» Он говорит:

 

йад йад вибхутимат саттвам

шримад урджитам эва ва

тад тад эвавагаччха твам

мама теджо-'мша-самбхавам

 

«Знай же, что все чудесное, прекрасное и величественное в этм мире — лишь искра Моего великолепия». Все прекрасные, необычные и могущественные явления — это всего лишь незначительные проявления достояний Господа. Недалекие люди часто спорят о том, какова цель религии, однако истинная ее цель одна — сознание Кришны, или чистая любовь к Богу. Все ведические предписания подготавливают человека к высшей цели — совершенному сознанию Кришны, обретая которое, человек полностью отдает себя преданному служению Господу. Чистые преданные Господа являются Его представителями в этом мире и никогда не говорят ничего, что противоречит Его воле. Поскольку они повторяют Его слова, их также считают истинными знатоками Вед.

 

Стих 43

 

मां विधत्तेऽभिधत्ते मां

विकल्प्यापोह्यते त्वहम् ।

एतावान् सर्ववेदार्थः

शब्द आस्थाय मां भिदाम् ।

मायामात्रमनूद्यान्ते

प्रतिषिध्य प्रसीदति ॥४३॥

 

мам видхатте 'бхидхатте мам

викалпйапохйате тв ахам

етаван сарва-ведартхах

шабда астхайа мам бхидам

майа-матрам анудйанте

пратишидхйа прасидати

 

мам — Меня; видхатте — предписывает жертвоприношения; абхидхатте — определяет в качестве объекта поклонения; мам — Меня; викалпйа — представленный как альтернативная гипотеза; апохйате — отвергаемый; ту — также; ахам — Я; этаван — таким образом; сарва-веда — всех Вед; артхах — смысл; шабдах — трансцендентная звуковая вибрация; астхайа — утверждая; мам — Меня; бхидам — материальную двойственность; майа-матрам — просто как иллюзию; анудйа — подробно описывая с разных сторон; анте — в конечном итоге; пратишидхйа — отрицая; прасидати — остается удовлетворен.

 

Я - ритуальное жертвоприношение, описанное в Ведах, и Я - Божество, которому поклоняются. Я - тот, кто предстаёт в качестве разнообразных философских гипотез, и только Я затем опровергаю их посредством философского анализа. Трансцендентная звуковая вибрация порождена Мной как суть всего ведического знания. Веды, подробно анализирующие материальную двойственность как Мою иллюзорную энергию, в конце концов, полностью отрицают ее, исполняя тем самым свою высшую задачу.

 

КОММЕНТАРИЙ: В предыдущем стихе Господь объявил, что цель всех Вед известна лишь Ему одному, а теперь Он говорит, что лишь Он один — изначальная основа и цель всех Вед. В разделе карма-канды Веды предписывают ритуальные жертвоприношения, с помощью которых можно попасть в рай. Такие жертвоприношения — это Сам Господь. Подобно этому, в разделе Вед упасана-канда говорится, каким полубогам следует поклоняться, а эти полубоги неотличны от Самого Господа, т.к. являются воплощениями Его тела. В разделе гьяна-канда представлены и опровергнуты различные методы философского анализа. Знание это, анализирующее разные энергии Верховного Господа, неотлично от Него Самого. В конечном итоге, Господь Кришна — это все сущее, поскольку мир этот целиком создан из Его многочисленных энергий. Безусловно, Веды стараются побудить охваченных материальной двойственностью людей жить в согласии с писаниями, обещая им материальные вознаграждения, однако в конечном итоге те же Веды отвергают всю материальную двойственность и подводят человека к уровню сознания Кришны, на котором не ничего отличного от Верховного Господа.

 

Веды часто советуют людям, находящимся на определнном уровне, больше не совершать кармических ритуалов и встать на путь знания. Подобно этому, в других наставлениях говорится, что осознавшей себя душе нужно оставить путь абстрактного знания и непосредственно предаться Абсолютной Истине, Личности Бога. Однако Веды нигде и никому не рекомендуют прекращать любовное служение Господу, ибо служить Ему — это вечное, изначальное положение каждого живого существа. В Ведах выдвигаются и тут же опровергаются различные философские тезисы, поскольку тот, кто продвигается по пути знания, должен постепенно отбрасывать каждую предыдущую ступень своего развития. К примеру, тот, кто привязан к сексу, вступает в одобренный религией брак и наслаждается сексом в обществе своей жены. Однако, достигнув уровня отречения, человек оставляет привычные ритуалы и принимает обет отречения от мира. На этой новой ступени ему запрещается смотреть на женщин и разговаривать с ними. Далее он обретает совершенство в сознании Кришны, и тогда Господь постоянно присутствует перед ним. Такой человек может занимать в любовном служении Господу всех живых существ, включая женщин, не опасаясь падения. Таким образом, в Ведах предлагаются, а затем отбрасываются различные наставления, основанные на поступательном развитии духовного сознания человека. Поскольку все эти наставления и пути в конечном счете предназначены для того, чтобы обрести сознание Кришны, или любовное служение Господу, они неотличны от Самого Господа Кришны. Поэтому обсуловленные души не должны принимать начальный или промежуточный уровень своего прогресса за конечную цель жизни: ведь это может преждевременно остановить их возвращение домой, обратно к Богу. Необходимо понять, что Верховная Личность Бога, Шри Кришна, — это источник, поддерживающая сила и прибежище всего сущего, а каждое живое существо — Его вечный слуга. Познав эту истину, человек должен продвигаться по пути домой, обратно к Богу, к вечной жизни, исполненной знания и блаженства.

 

Так заканчивается комментарий смиренных слуг А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двадцать первой Главе Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Господь Кришна объясняет путь Вед».

 

 

Шримад Бхагаватам

Песнь Одиннадцатая

Глава Двадцать Вторая

Перечень Элементов Материального Творения

В этой главе перечислены и упорядочены природные элементы, объясняется разница между мужской и женской природой, а также описывается рождение и смерть.

 

Есть множество мнений относительно того, сколько существует материальных элементов. Однако эта разница во мнениях, возникшая под влиянием иллюзорной энергии, не лишена некоторой логики. Все элементы природы присутствуют везде; поэтому ученые, находящиеся под влиянием иллюзорной энергии Верховного Господа, могут выдвигать самые разнообразные теории. Таким образом, главная причина их противоречащих друг другу мнений — непобедимая иллюзорная энергия Бога.

 

Между конечным наслаждающимся и верховным повелителем нет разницы. Неразумно думать, будто они отличны друг от друга. Обычное знание — это просто качество материальной природы, не присущее самой душе. В изначальном состоянии материальную энергию называют в соответствии с ее ступенью развития. В гуне благости ее называют знанием, в гуне страсти — деятельностью, а в гуне тьмы — невежеством. Время — это одно из имен Верховной Личности Бога, а материальную энергию называют сутра или махат-таттва. Двадцать пять элементов природы — это Господь, природа, махат, ложное эго, эфир, воздух, огонь, вода, земля, глаза, уши, нос, язык, кожа, речь, руки, стопы, гениталии, анус, ум, звук, прикосновение, форма, вкус и запах.

 

Непроявленная Верховная Личность просто бросает взгляд на природу. Подчиненная Верховному Господу, материальная природа принимает облики причин и следствий и устраивает сотворение, поддержание и разрушение материального мира. Несмотря на то, что пуруша и пракрити на первый взгляд кажутся неотличными друг от друга, между ними есть существенная разница. Материальный мир создается из гун пракрити, и ему присущи постоянные изменения. Живые существа, испытывающие неприязнь к Верховной Личности Бога, вследсвтие своей материальной деятельности принимают и оставляют различные материальные тела. Те же, кто сбит с толку иллюзией и не знает о существовании души, не понимают этого. Ум, переполненный идеями корыстной деятельности, просто переносит чувства вместе с собой из одно тела в другое, а душа следует за ним. Тем не менее, поскольку живое существо полностью погружается в чувственные наслаждения, ему не дано помнить свои прошлые жизни.

 

Тело проходит через девять ступеней преобразования, которые возникают от соприкосновения с качествами материальной природы. Эти ступени — зачатие, созревание во чреве, рождение, детство, юность, полное созревание, средний возраст, старость и смерть, Пережив смерть своего отца и рождение сына, человек может без труда понять, какие взлеты и падения предначертаны его телу. Душа, которая наблюдает за всем этим, отлична от тела. Однако, если живое существо не обладает знанием и сбито с толку объектами чувственных наслаждений, ему не удастся выйти за пределы цикла материальной жизни. Таким образом, душа постоянно находится под властью материальной деятельности; когда на нее влияет преимущественно гуна благости, она рождается мудрецом или полубогом, когда на нее влияет гуна страсти, она получает тело демона или человека, а когда преобладает влияние гуны невежества, она становится привидением, духом или животным. Душа не участвует в наслаждении объектами чувств; ими наслаждаются только сами чувства. Поэтому живому существу вовсе не обязательно наслаждаться таким образом. Таким образом, всемогущая материальная природа неизбежно подчиняет себе всех, включая так называемых ученых. Ей неподвластны лишь те умиротворенные личности, кто принял прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога и всецело посвятил себя служению Господу.

 

Стихи 1–3

 

श्रीउद्धव उवाच

कति तत्त्वानि विश्वेश

सङ्ख्यातान्यृषिभिः प्रभो ।

नवैकादश पञ्च त्रीण्य्

आत्थ त्वमिह शुश्रुम ॥१॥

 

केचित्षड्विंशतिं प्राहुर्

अपरे पञ्चविंशतिं ।

सप्तैके नव षट् केचिच्

चत्वार्येकादशापरे ।

केचित्सप्तदश प्राहुः

षोडशैके त्रयोदश ॥२॥

 

एतावत्त्वं हि सङ्ख्यानाम्

ऋषयो यद्विवक्षया ।

गायन्ति पृथगायुष्मन्न्

इदं नो वक्तुमर्हसि ॥३॥

 

шри-уддхава увача

кати таттвани вишвеша

санкхйатанй ришибхих прабхо

наваикадаша панча тринй

аттха твам иха шушрума

 

кечит шад-вимшатим прахур

апаре панча-вимшатим

саптаике нава шат кечич

чатварй экадашапаре

кечит саптадаша прахух

шодашаике трайодаша

 

этаваттвам хи санкхйанам

ришайо йад-вивакшайа

гайанти притхаг айушманн

идам но вактум архаси

 

шри-уддхавах увача — Шри Уддхава сказал; кати — сколько; таттвани — основных элементов творения; вишва-иша — о Господь вселенной; санкхйатани — перечислено; ришибхих — великими знатоками; прабхо — о мой господин; нава — девять (Господь, душа, махат-таттва, ложное эго, и пять грубых элементов); экакаша — плюс одиннадцать (десять познающих и действующих чувств, а также ум); панча — плюс пять (тонкие формы объектов чувств); трини — плюс три (гуны благости, страсти и невежества, составляющие вместе с вышеперечисленными двадцать восемь элементов); аттха — утверждал; твам — Ты; иха — во время Своего пребывания в этом мире; шушрума — так я слышал; кечит — некоторые; шат-вимшатим — двадцать шесть; прахух — они говорят; апаре — другие; панча-вимшатим — двадцать пять; сапта — семь; эке — некоторые; нава — девять; шат — шесть; кечит — некоторые; чатвари — четыре; экадаша — одиннадцать; апаре — другие же; кечит — некоторые; саптадаша — семнадцать; прахух — говорят; шодаша — шестнадцать; эке — некоторые; трайодаша — тринадцать; этаваттвам — такие вычисления; хи — поистине; санкхйанам — разных способов учета элементов; ришайах — мудрецы; йат вивакшайа — желая высказать какие из идей; гайанти — они объявили; притхак — разными способами; айух-ман — о верховный и вечный; идам — это; нах — нам; вактум — объяснить; архаси — Ты должен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: