Брахманы Проклинают Род Яду 89 глава




 

Уддхава спросил: Мой дорогой Господь, владыка вселенной, сколько различных элементов творения перечисляют великие мудрецы? Я слышал, что Ты лично описал совокупность из двадцати восьми — Бога, души дживы, махат-татттвы, ложного эго, пяти грубых элементов, десяти чувств, ума, пяти тонких объектов восприятия и трёх гун природы. Но некоторые авторитеты говорят, что существует двадцать шесть элементов, тогда как другие упоминают двадцать пять, или иначе семь, девять, шесть, четыре или одиннадцать, а другие даже говорят, что есть семнадцать, шестнадцать или тринадцать. Что имел в виду каждый из этих мудрецов, когда по-разному рассчитывал элементы творения? О, верховный вечный, будь добр, объясни мне это.

 

КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна подробно объяснил в предыдущей главе, что ведическое знание предназначено не для чувственного наслаждения, а для того, чтобы помогать душе освободиться из материального плена. Здесь Уддхава задает вопросы, ответы на которые помогут облегчить путь к освобождению. На протяжении истории разные философы перечисляли разное количество материальных элементов, а также расходились во мнениях относительно существования определенных внешних объектов и самой души. Раздел Вед гьяна-канда описывает освобождение, которого можно достичь благодаря аналитическому постижению материального мира и души — трансцендентного элемента, лежащего за пределами материи. Господь же стоит над всеми элементами и с помощью Своей личной энергии поддерживает их. Уддхава перечисляет различные мнения мудрецов, приводя вначале утверждение Самого Господа. В этом стихе очень важно слово айушман, «обладающий вечным обликом». Господь Кришна вечен, а потому Ему известно прошлое, настоящее и будущее и Он — изначальный и высший философ.

 

Как пишет Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, разные аналитические подходы, о которых упоминает Шри Уддхава, на самом деле не противоречат друг другу, поскольку представляют собой разные методы анализа одной и той же реальности. Атеисты не признают существования Бога, а потому их рассуждения не смогут приблизить их к пониманию истины. Господь Сам уполномочивает разных живых существ объяснять реальность по-разному. Однако истинная реальность — это Сам Господь, который будет сейчас говорить с Уддхавой.

 

Стих 4

 

श्रीभगवानुवाच

युक्तं च सन्ति सर्वत्र

भाषन्ते ब्राह्मणा यथा ।

मायां मदीयामुद्गृह्य

वदतां किं नु दुर्घटम् ॥४॥

 

шри-бхагаван увача

йуктам ча санти сарватра

бхашанте брахмана йатха

майам мадийам удгрихйа

вадатам ким ну дургхатам

 

шри-бхагаван увача — Верховный Господь сказал; йуктам — разумно; ча — даже; санти — они присутствуют; сарватра — везде; бхашанте — они говорят; брахманах — брахманы; йатха — как; майам — мистической энергии; мадийам — к Моей; удгрихйа — прибегая; вадатам — тех, кто говорит; ким — что; ну — в конце концов; дургхатам — будет невозможным.

 

Господь Кришна отвечал: Поскольку все материальные элементы присутствуют повсюду, вполне понятно, что разные ученые брахманы по-разному анализировали их. Все эти философы рассуждают, управляемые Моей мистической силой, и потому могли одновременно сказать нечто, не противореча истине.

 

КОММЕНТАРИЙ: Слова санти сарватра указывают в этом стихе на то, что все материальные элементы присутствуют друг в друге в тонкой и грубой формах. Таким образом, существует бесчисленное множество способов их классифицирования. Материальный мир в конечном счете иллюзорен, т.к. постоянно меняется. Его можно оценивать по-разному, точно так же как мираж в пустыне можно по-разному описать, однако Сам совершенный Господь говорит, что материальных элементов двадцать восемь, и Его утверждение следует принимать как истину. Шрила Джива Госвами утверждает, что слово майа в этом стихе указывает не на маха-майю, энергию невежества, а на непостижимую мистическую энергию Господа, в которой находят прибежище все ученые последователи ведического знания. Каждый из философов, упомянутых здесь, раскрывает одну из сторон истины, и их теории не противоречат друг другу, т.к. просто описывают одно и то же явление с помощью разных систем понятий. Философы в материальном мире всегда будут расходиться во мнениях, а потому в этом стихе всем советуется принять точку зрения Самого Господа. Подобно этому, в «Бхагавад-гите» Господь Кришна просит все обусловленные души оставить все виды поклонения и в полном сознании Кришны предаться Ему и стать Его слугами. Таким образом, всю вселенную можно объединить любовью к Богу, если все будут повторять Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Когда Господь раскрывает Себя Своему искреннему преданному, все противоречия аналитических философий рассеиваются.

 

Стих 5

 

नैतदेवं यथात्थ त्वं

यदहं वच्मि तत्तथा ।

एवं विवदतां हेतुं

शक्तयो मे दुरत्ययाः ॥५॥

 

наитад эвам йатхаттха твам

йад ахам вачми тат татха

евам вивадатам хетум

шактайо ме дуратйайах

 

на — не; этат — это; эвам — так; йатха — как; аттха — говоришь; твам — ты; йат — которое; ахам — я; вачми — говорю; тат — то; татха — так; эвам — таким образом; вивадатам — для тех, кто спорит; хетум — о понятиях логики; шактайах — энергии (побуждают); ме — Мои; дуратйайах — непреодолимые.

 

Когда философы спорят: «Я выбрал для анализа другой метод», - это всего лишь действуют Мои непостижимые энергии, которые вызывают их аналитические разногласия.

 

КОММЕНТАРИЙ: Под влиянием материальных энергий Верховного Господа мирские философы постоянно спорят, что же появилось раньше — курица или яйцо. Находящиеся под воздейстием гун благости, страсти и невежества, разные философы придерживаются раных мнений и, повинуясь влиянию материальной атмосферы, созданной Господом, постоянно спорят друг с другом. Однако Сам Господь дает этому ясное объяснение. В «Шримад-Бхагаватам» (6.4.31) говорится:

 

йач-чхактайо вадатам вадинам ваи

вивада-самвада-бхуво бхаванти

курванти чаишам мухур атма-мохам

тасмаи намо 'нанта-гунайа бхумне

 

«Я склоняюсь перед Ним, вездесущим Верховным Господом, чьи божественные качества бесчислены. Он пребывает в глубине сердца и побуждает мыслителей, выдвигающих различные идеи, забыть о своей душе и то спорить друг с другом, то приходить к согласию. Так Он не позволяет философам этого мира прийти к окончательному выводу. Я простираюсь ниц перед Ним».

 

Стих 6

 

यासां व्यतिकरादासीद्

विकल्पो वदतां पदम् ।

प्राप्ते शमदमेऽप्येति

वादस्तमनु शाम्यति ॥६॥

 

йасам вйатикарад асид

викалпо вадатам падам

прапте шама-даме 'пйети

вадас там ану шамйати

 

йасам — которых (Моих энергий); вйатикарат — от взаимодействия; асит — возникла; викалпах — разница во мнениях; вадатам — спорящих; падам — предмет обсуждения; прапте — когда человек достиг; шама — способности сосредоточить на Мне свой разум; даме — власти над своими внешними чувствами; апйети — исчезает (эта разница во мнениях); вадах — сам спор; там ану — в результате; шамйати — утихает.

 

Под действием Моих энергий возникают разные мнения. Но для того, кто сосредоточил свой разум на Мне и обуздал свои чувства, различие восприятия исчезает, и, следовательно, уходит сама причина для споров.

 

КОММЕНТАРИЙ: Разница в восприятии возникает из-за материальных энергий Господа, которые взаимодействуют в умах различных философов. Философы эти упорно отстаивают свое мнение, говоря примерно так: «Может быть, дело обстоит так, а может, и так, а может, совсем по-другому; или же в этом случае все совсем не так, и в том случае тоже не так». Такие логические предположения, оспаривания, встречные предположения и встречные оспаривания принимают тысячи различных форм и становятся основой спора. На самом деле, Верховная Личность Бога, Господь Кришна — это основа всего сущего, т.к. все исходит от Господа, поддерживается Господом и в конце вновь погружается в Его тело. Господь Кришна — это пара-таттва, высшая истина, лежащая в основе всех остальных второстепенных истин. Ученым людям, осознавшим, что Личность Бога — это все, не о чем больше спорить. Единство их мнений основано вовсе не на том, что у них нет философских вопросов, и не на том, что их рациональный спор зашел в тупик: напротив, это естественный результат духовного просветления. Так называемые философы хвастаются, будто ищут и исследуют Абсолютную Истину, однако при этом считают того, кто ее уже нашел, менее разумным, нежели тот, кто продолжает ее искать. Господь Кришна — это Абсолютная Истина, и тот, кто полностью предается Господу, становится самым ученым человеком.

 

Стих 7

 

परस्परानुप्रवेशात्

तत्त्वानां पुरुषर्षभ ।

पौर्वापर्यप्रसङ्ख्यानं

यथा वक्तुर्विवक्षितम् ॥७॥

 

параспарануправешат

таттванам пурушаршабха

паурвапарйа-прасанкхйанам

йатха вактур вивакшитам

 

параспара — взаимного; ануправешат — из-за проникновения (тонких причин в грубые проявления и наоборот); таттванам — различных элементов; пуруша-ришабха — о лучший из людей (Уддхава); паурва — касательно изначальных причин; апарйа — или результатов; прасанкхйанам — перечисление; йатха — однако; вактух — говорящий; вивакшитам — хочет описать.

 

О, лучший среди людей, поскольку тонкие и грубые элементы непрерывно входят друг в друга, философы могут по-разному считать количество основных материальных элементов в соответствии со своим желанием.

 

КОММЕНТАРИЙ: Сотворение материального мира представляет собой цепную реакцию, в которой тонкие элементы разворачиваются и преобразовываются во все более плотные. Поскольку причина в некотором роде присуствует в ее результате, а результат в тонкой форме присутствует в причине, все тонкие и грубые элементы проникают друг в друга. Таким образом, основные материальные элементы можно классифицировать по-разному, определяя их число и названия в соответствии с выбранной методологией. Хотя материальные философы гордятся своими теориями и считают их самыми лучшими, на самом деле они просто разглагольствуют каждый в меру своих способностей, что и объясняется в этом и последующем стихах.

 

Стих 8

 

एकस्मिन्नपि दृश्यन्ते

प्रविष्टानीतराणि च ।

पूर्वस्मिन्वा परस्मिन्वा

तत्त्वे तत्त्वानि सर्वशः ॥८॥

 

экасминн апи дришйанте

правиштанитарани ча

пурвасмин ва парасмин ва

таттве таттвани сарвашах

 

экасмин — в одном (элементе); апи — даже; дришйанте — просматриваются; правиштани — вошедшие внутрь; итарани — другие; ча — также; пурвасмин — в предыдущем (тонком причинном элементе, к примеру, тонкое присутсвие эфира в его причине, звуке); ва — или; парасмин — или в последующем (возникшем элементе, к примеру, тонкое присутствие звука в появившемся из него воздухе); ва — или; таттве — в некоем элементе; таттвани — другие элементы; сарвашах — в каждом виде классификации.

 

Все тонкие материальные элементы присутствуют в своих грубых следствиях; аналогично, все грубые элементы присутствуют в своих тонких причинах, следовательно, материальное творение осуществляется постепенным проявлением элементов от тонких к грубым. Поэтому мы можем найти все материальные элементы в любом отдельно взятом элементе.

 

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку все материальные элементы присутствуют друг в друге, толковать и классифицировать материальное творение Бога можно самыми разноообразными способами. Однако в конечном счете самый главный элемент творения — это Сам Господь, основа всех изменений и преобразований материальных вселенных. Как учит санкхья-йога, которую поведал Господь Капила, во время творения элементы создаются последовательно один из другого, от тонких к грубым. Здесь можно привести такой пример: глиняный горшок в своей тонкой форме присутствует в глине, а глина присутствует в глиняном горшке. Точно так же один элемент присутствует в другом, а все эти элементы пребывают в Верховной Личности Бога, который в то же время присутствует везде. Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что сознание Кришны — это высшая научная методолгоия, с помощью которой можно постичь эту вселенную.

 

Стих 9

 

पौर्वापर्यमतोऽमीषां

प्रसङ्ख्यानमभीप्सताम् ।

यथा विविक्तं यद्वक्त्रं

गृह्णीमो युक्तिसम्भवात् ॥९॥

 

паурвапарйам ато 'мишам

прасанкхйанам абхипсатам

йатха вивиктам йад-вактрам

грихнимо йукти-самбхават

 

паурва — учитывая, что причинные элементы содержат в себе их последующие производные; апарйам — или признавая, что элементы содержат в себе свои тонкие причины; атах — поэтому; амишам — таких мыслителей; прасанкхйанам — подсчеты; абхипсатам — которые имеют в виду; йатха — как; вивиктам — установлено; йат-вактрам — из чьих уст; грихнимах — Мы принимаем это; йукти — объяснения; самбхават — из-за возможности.

 

Поэтому неважно, что говорят эти мыслители и независимо от того, включают ли они в свои расчёты материальные элементы в их первичных тонких причинах или даже в их проявленных следствиях, Я принимаю их расчёты как авторитетные, потому что любой из теорий всегда можно дать логическое объяснение.

 

КОММЕНТАРИЙ: Материальные философы могут убедительно описывать материальное творение с разных сторон, однако достичь совершенства в знании без сознания Кришны невозможно. Разумному человеку не стоит кичиться тем, что он постиг некие истины материального мира. Господь говорит здесь, что того, кто следует по пути Вед, ждет множество открытий, касающихся материального мира. Однако в конечном итоге человек должен стать преданным Верховного Господа и с помощью сознания Кришны обрести высшее знание.

 

Стих 10

 

अनाद्यविद्यायुक्तस्य

पुरुषस्यात्मवेदनम् ।

स्वतो न सम्भवादन्यस्

तत्त्वज्ञो ज्ञानदो भवेत् ॥१०॥

 

анадй-авидйа-йуктасйа

пурушасйатма-веданам

свато на самбхавад анйас

таттва-джно джнана-до бхавет

 

анади — без начала; авидйа — с невежеством; йуктасйа — соединенного; пурушасйа — человека; атма-веданам — путь самоосознания; сватах — с его способностями; на самбхават — не может произойти; анйах — другой человек; таттва-джнах — постигший трансцендентное бытие; джнана-дах — дарующий истинное знание; бхавет — должен быть.

 

Поскольку человек, который покрыт невежеством с незапамятных времён, не способен сам осознать себя, должен быть кто-то, пребывающий в подлинном знании Абсолютной Истины, кто может передать ему это знание.

 

КОММЕНТАРИЙ: Хотя Господь допускает, что материальные причины, погруженные в следствия, и материальные следствия, пребывающие в причинах, можно перечислять по-разному, тем не менее, когда речь заходит о двух духовных элементах творения — душе и Сверхдуше — здесь не должно быть никаких домыслов. Господь Кришна ясно говорит в этом стихе, что живому существу не под силу достичь просветления самостоятельно. Верховный Господь — таттва-гья, всеведущий, и гьяна-да, духовный учитель всей вселенной. Шри Уддхава упомянул, что некоторые философы перечисляют двадцать пять элементов, а некоторые — двадцать шесть. Разница между ними в том, что среди двадцати шести элементов душа и Высшая Душа, Господь Кришна, занимают отдельные категории, тогда как сторонники классификации из двадцати пяти элементов искусственно сливают две трансцендентные категории, джива-таттва и вишну-таттва, в одну, тем самым скрывая высшее превосходство Личности Бога.

 

Знание, основанное на трех гунах материальной природы, не может подняться до трансцендентного уровня, на котором Верховная Личность Бога вечно наслаждается духовным разнообразием форм, цветов, запахов, мелодичных звуков и любовных взаимоотношений. Мирские философы просто мечутся между материальными наслаждениями и отречением от них. Став жертвами Майявады, имперсональных представлений об Абсолютной Истине, они не могут обрести прибежища у Личности Бога, а потому не в силах понять Его. Глупцы-имперсоналисты считают себя совершенными и, следовательно, не могут по достоинству оценить любовное служение Господу, которое существует лишь на духовном уровне. Упорно не желая подчиняться Личности Бога, имперсоналисты в конеце концов попадают под власть иллюзорной энергии Господа и вынуждены сносить материальные страдания. Вайшнавы же не завидуют Личности Бога. Они охотно принимают Его верховную власть и предаются Ему, а Господь лично заботится о таких преданных и дарует им просветление, наполняя их Своим трансцендентным блаженством. Духовное служение Верховному Господу не имеет ничего общего с разочарованиями и унижениями материального служения.

 

Стих 11

 

पुरुषेश्वरयोरत्र

न वैलक्षण्यमण्वपि ।

तदन्यकल्पनापार्था

ज्ञानं च प्रकृतेर्गुणः ॥११॥

 

пурушешварайор атра

на ваилакшанйам анв апи

тад-анйа-калпанапартха

джнанам ча пракритер гунах

 

пуруша — между наслаждающимся; ишварайох — и верховным повелителем; атра — здесь; на — нет; ваилакшанйам — различия; ану — малейшего; апи — даже; тат — их; анйа — полностью разных; калпана — воображаемая мысль; апартха — бесполезная; джнанам — знание; ча — и; пракритех — материальной природы; гунах — качество.

 

Согласно знанию в материальной гуне благости, нет качественной разницы между живым существом и верховным контролирующим. Представления о качественном различии между ними - это бесполезные измышления.

 

КОММЕНТАРИЙ: Некоторые философы полагают, что существует двадцать пять элементов, среди которых живое существо и Верховный Господь занимают одну и ту же категорию. Господь говорит, что такое имперсональное знание материально: джнанам ча пракритер гунах. Однако это знание можно использовать, чтобы установить качественное единство Верховного Господа и исходящих из Него живых существ. Некоторые материалисты верят, что на небесах есть высший дух, а люди едины со своими материальными телами и потому вечно отделены от Господа, будучи качественно отличными от Него. Как утверждается в этом стихе, знание о качественном единстве Господа и живых существ отвергает материалистичные представления о жизни и помогает частично утвердить понятие об Абсолютной Истине. Шри Чайтанья Махапрабху говорил, что на самом деле отношения души и Сверхдуши описываются понятием ачинтья-бхедабхеда-таттва: верховный повелитель и подчиненные ему живые существа одновременно и едины, и отличны друг от друга. С уровня материальной гуны благости можно постичь их единство. Развиваясь дальше, человек поднимается на уровень вишуддха-саттвы, или чистой духовной благости, и там получает полное знание об Абсолютной Истине. Словами на ваилакшанйам анв апи Господь смело заявляет, что живые существа, бесспорно, являются неотъемлемыми частичками Верховного Господа и качественно едины с Ним. Здесь отрицаются любые философские попытки отделить живое существо от Господа и отказать душе в праве называться вечной служанкой Бога. Измышления, приводящие к выводу, будто душа существует отдельно от Господа, называются здесь апартха, бесполезными. Тем не менее, Господь принимает теорию о двадцати пяти элементах в качестве подготовительной ступени в развитии духовного знания.

 

Стих 12

 

प्रकृतिर्गुणसाम्यं वै

प्रकृतेर्नात्मनो गुणाः ।

सत्त्वं रजस्तम इति

स्थित्युत्पत्त्यन्तहेतवः ॥१२॥

 

пракритир гуна-самйам ваи

пракритер натмано гунах

саттвам раджас тама ити

стхитй-утпаттй-анта-хетавах

 

пракритих — материальная природа; гуна — трех гун; самйам — изначальное равновесие; ваи — поистине; пракритех — природы; на атманах — не души; гунах — эти гуны; саттвам — благость; раджах — страсть; тамах — невежество; ити — называемые так; стхити — поддержания вселенной; утпатти — ее сотворения; анта — и ее уничтожения; хетавах — причины.

 

Природа изначально существует как равновесие трёх материальных гун, которые имеют отношение только к природе, но не к трансцендентной душе. Эти гуны – благость, страсть и невежество – являются действенной причиной творения, сохранения и разрушения этой вселенной.

 

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (3.27) говорится:

 

пракритех крийаманани

гунаих кармани сарвашах

аханкара-вимудхатма

картахам ити манйате

 

«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».

 

В своем изначальном состоянии равновесия три гуны природы, равно как и материальный мир, созданный из них, гораздо более могущественны, чем подчиненное им крошечное живое существо. Таким образом, душу нельзя считать настоящим действующим и созидательным фактором материального мира. Основной опыт, который позволяет обрести гуна благости — это знание, гуна страсти давет возможность попробовать себя в деятельности, а гуна невежества погружает человека во тьму. Эти гуны материального знания, деятельности и тьмы не имеют прямого отношения к трансцендентной душе, основные качества которой — вечность, знание и блаженство (т.е. энергии Господа сандхини, самвит и хладини). Материальным гунам нет доступа в царство Бога; это безграничное место — конечный приют для всех вечных живых существ.

 

Стих 13

 

सत्त्वं ज्ञानं रजः कर्म

तमोऽज्ञानमिहोच्यते ।

गुणव्यतिकरः कालः

स्वभावः सूत्रमेव च ॥१३॥

 

саттвам джнанам раджах карма

тамо 'джнанам ихочйате

гуна-вйатикарах калах

свабхавах сутрам эва ча

 

саттвам — гуна благости; джнанам — знание; раджах — гуна страсти; карма — деятельность ради плодов; тамах — гуна невежества; аджнанам — глупость; иха — в этом мире; учйате — называется; гуна — гун; вйатикарах — беспокойное преобразование; калах — время; свабхавах — присущее качество, природа; сутрам — махат-таттва; эва — поистине; ча — также.

 

В этом мире гуна благости определяется как знание, гуна страсти как деятельность ради ее плодов, а гуна тьмы как невежество. Время воспринимается как возбуждающее взаимодействие материальных гун, а совокупность функциональной способности воплощена в первичной сутре или махат-таттве.

 

КОММЕНТАРИЙ: Толчок взаимодействию материальных элементов дает поступательное движение времени. Благодаря течению времени живое существо постепенно развивается во чреве, затем выходит из него, растет, производит побочные продукты, увядает и умирает. Все это происходит под влиянием времени. Когда время отсутствует, материальные элементы не взаимодействуют друг с другом, а остаются инертными в форме прадханы. Господь Кришна устанавливает основные категории материального мира, чтобы люди могли постигать Его творение. Если бы категории не были столь ярко выражены, то анализировать и осмысливать их было бы практически невозможно — ведь энергии Господа безграничны. Несмотря на то, что внутри основных категорий материальных элементов есть множество их разновидностей, душу всегда следует воспринимать как отдельный трансцендентный элемент, место которого — в царстве Бога.

 

Стих 14

 

पुरुषः प्रकृतिर्व्यक्तम्

अहङ्कारो नभोऽनिलः ।

ज्योतिरापः क्षितिरिति

तत्त्वान्युक्तानि मे नव ॥१४॥

 

пурушах пракритир вйактам

аханкаро набхо 'нилах

джйотир апах кшитир ити

таттванй уктани ме нава

 

пурушах — наслаждающийся; пракритих — природа; вйактам — изначальное состояние материи; аханкарах — ложное эго; набхах — эфир; анилах — воздух; джйотих — огонь; апах — вода; кшитих — земля; ити — так; таттвани — элементы творения; уктани — были описаны; ме — Мной; нава — девять.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: