Как Царь Пурурава Был Очарован Урваши




 

четырнадцатая глава повествует о том, как Сома похитил жену Брихаспати и произвел от нее на свет сына по имени Будха. У Будхи родился Пурурава, который зачал в лоне Урваши шестерых сыновей, старшим из которых был Аю.

 

Господь Брахма появился в цветке лотоса, выросшем из пупка Гарбходакашайи Вишну. У Брахмы был сын по имени Атри, ставший отцом Сомы, владыки звезд и целебных трав. Сома покорил всю вселенную и, обуянный гордыней, украл Тару, жену духовного наставника полубогов Брихаспати. Из-за этого между полубогами и асурами разразилась жестокая битва, но Брахма вызволил жену Брихаспати из плена Сомы и вернул ее мужу, таким образом прекратив распрю. От Сомы Тара родила мальчика по имени Будха, который впоследствии подарил своей жене Иле сына Айлу, или Пурураву. Урваши, привлеченная красотой Пуруравы, некоторое время жила с ним, а когда она оставила Пурураву, он чуть не потерял рассудок от горя. Путешествуя по свету, он повстречал Урваши на Курукшетре, но та согласилась быть его женой только одну ночь в году. Через год на Курукшетре Пурурава снова встретил Урваши. Он был счастлив провести с ней ночь, однако мысль о предстоящей разлуке повергла его в горе. Тогда Урваши посоветовала Пурураве поклоняться гандхарвам. Гандхарвы, довольные Пуруравой, дали ему девушку по имени Агнистхали. Пурурава принял ее за Урваши, однако, гуляя с ней по лесу, понял, что ошибся, и сразу же расстался с ней. Вернувшись во дворец, Пурурава думал об Урваши всю ночь, а потом решил совершить ведический обряд, чтобы исполнить свое желание. Пурурава, придя к тому месту, где он оставил Агнистхали, увидел дерево ашваттха, выросшее на дереве шами. Выстругав из его древесины две палочки, Пурурава добыл из них огонь. С тех пор этот огонь, который способен удовлетворить эгоистичные желания любого человека, считается сыном Пуруравы. В Сатья-югу не было брахманов, кшатриев, вайшьев или шудр. Общество целиком состояло из хамс. Ведой была омкара. Никто не поклонялся полубогам, поскольку все воздавали почести только Верховной Личности Бога.

 

श्रीमद्भागवतपुराणम्/स्कन्धः ९/अध्यायः १४

चंद्रवंशवर्णनं, बुधस्य जन्म, तस्मान्मनुपुत्र्यामिलायां जातस्य पुरूरवस उपाख्यानं च -

श्रीशुक उवाच ।

अथातः श्रूयतां राजन् वंशः सोमस्य पावनः ।

यस्मिन्नैलादयो भूपाः कीर्त्यन्ते पुण्यकीर्तयः ॥ १ ॥

सहस्रशिरसः पुंसो नाभिह्रद सरोरुहात् ।

जातस्यासीत् सुतो धातुः अत्रिः पितृसमो गुणैः ॥ २ ॥

तस्य दृग्भ्योऽभवत् पुत्रः सोमोऽमृतमयः किल ।

विप्रौषध्युडुगणानां ब्रह्मणा कल्पितः पतिः ॥ ३ ॥

सोऽयजद् राजसूयेन विजित्य भुवनत्रयम् ।

पत्‍नीं बृहस्पतेर्दर्पात् तारां नामाहरद् बलात् ॥ ४ ॥

यदा स देवगुरुणा याचितोऽभीक्ष्णशो मदात् ।

नात्यजत् तत्कृते जज्ञे सुरदानवविग्रहः ॥ ५ ॥

शुक्रो बृहस्पतेर्द्वेषाद् अग्रहीत् सासुरोडुपम् ।

हरो गुरुसुतं स्नेहात् सर्वभूतगणावृतः ॥ ६ ॥

सर्वदेवगणोपेतो महेन्द्रो गुरुमन्वयात् ।

सुरासुरविनाशोऽभूत् समरस्तारकामयः ॥ ७ ॥

निवेदितोऽथाङ्‌गिरसा सोमं निर्भर्त्स्य विश्वकृत् ।

तारां स्वभर्त्रे प्रायच्छद् अन्तर्वत्‍नीमवैत् पतिः ॥ ८ ॥

त्यज त्यजाशु दुष्प्रज्ञे मत्क्षेत्रात् आहितं परैः ।

नाहं त्वां भस्मसात्कुर्यां स्त्रियं सान्तानिकः सति ॥ ९ ॥

तत्याज व्रीडिता तारा कुमारं कनकप्रभम् ।

स्पृहामाङ्‌गिरसश्चक्रे कुमारे सोम एव च ॥ १० ॥

ममायं न तवेत्युच्चैः तस्मिन् विवदमानयोः ।

पप्रच्छुः ऋषयो देवा नैवोचे व्रीडिता तु सा ॥ ११ ॥

कुमारो मातरं प्राह कुपितोऽलीकलज्जया ।

किं न वोचस्यसद्‌वृत्ते आत्मावद्यं वदाशु मे ॥ १२ ॥

ब्रह्मा तां रह आहूय समप्राक्षीच्च सान्त्वयन् ।

सोमस्येत्याह शनकैः सोमस्तं तावदग्रहीत् ॥ १३ ॥

तस्यात्मयोनिरकृत बुध इत्यभिधां नृप ।

बुद्ध्या गम्भीरया येन पुत्रेणापोडुराण्मुदम् ॥ ॥

ततः पुरूरवा जज्ञे इलायां य उदाहृतः ।

तस्य रूपगुणौदार्य शीलद्रविणविक्रमान् ॥ १५ ॥

श्रुत्वोर्वशीन्द्रभवने गीयमानान् सुरर्षिणा ।

तदन्तिकमुपेयाय देवी स्मरशरार्दिता ॥ १६ ॥

मित्रावरुणयोः शापाद् आपन्ना नरलोकताम् ।

निशम्य पुरुषश्रेष्ठं कन्दर्पमिव रूपिणम् ।

धृतिं विष्टभ्य ललना उपतस्थे तदन्तिके ॥ १७ ॥

स तां विलोक्य नृपतिः हर्षेणोत्फुल्ललोचनः ।

उवाच श्लक्ष्णया वाचा देवीं हृष्टतनूरुहः ॥ १८ ॥

श्रीराजोवाच ।

स्वागतं ते वरारोहे आस्यतां करवाम किम् ।

संरमस्व मया साकं रतिर्नौ शाश्वतीः समाः ॥ १९ ॥

उर्वश्युवाच ।

कस्यास्त्वयि न सज्जेत मनो दृष्टिश्च सुन्दर ।

यदङ्‌गान्तरमासाद्य च्यवते ह रिरंसया ॥ २० ॥

एतौ उरणकौ राजन् न्यासौ रक्षस्व मानद ।

संरंस्ये भवता साकं श्लाघ्यः स्त्रीणां वरः स्मृतः ॥ २१ ॥

घृतं मे वीर भक्ष्यं स्यात् नेक्षे त्वान्यत्र मैथुनात् ।

विवाससं तत् तथेति प्रतिपेदे महामनाः ॥ २२ ॥

अहो रूपमहो भावो नरलोकविमोहनम् ।

को न सेवेत मनुजो देवीं त्वां स्वयमागताम् ॥ २३ ॥

तया स पुरुषश्रेष्ठो रमयन्त्या यथार्हतः ।

रेमे सुरविहारेषु कामं चैत्ररथादिषु ॥ २४ ॥

रममाणस्तया देव्या पद्मकिञ्जल्क गन्धया ।

तन्मुखामोदमुषितो मुमुदेऽहर्गणान् बहून् ॥ २५ ॥

अपश्यन् उर्वशीं इन्द्रो गन्धर्वान् समचोदयत् ।

उर्वशीरहितं मह्यं आस्थानं नातिशोभते ॥ २६ ॥

ते उपेत्य महारात्रे तमसि प्रत्युपस्थिते ।

उर्वश्या उरणौ जह्रुः न्यस्तौ राजनि जायया ॥ २७ ॥

निशम्याक्रन्दितं देवी पुत्रयोः नीयमानयोः ।

हतास्म्यहं कुनाथेन नपुंसा वीरमानिना ॥ २८ ॥

यद् विश्रम्भादहं नष्टा हृतापत्या च दस्युभिः ।

यः शेते निशि संत्रस्तो यथा नारी दिवा पुमान् ॥ २९ ॥

इति वाक् सायकैर्बिद्धः प्रतोत्त्रैरिव कुञ्जरः ।

निशि निस्त्रिंशमादाय विवस्त्रोऽभ्यद्रवद् रुषा ॥ ३० ॥

ते विसृज्योरणौ तत्र व्यद्योतन्त स्म विद्युतः ।

आदाय मेषावायान्तं नग्नमैक्षत सा पतिम् ॥ ३१ ॥

ऐलोऽपि शयने जायां अपश्यन् विमना इव ।

तच्चित्तो विह्वलः शोचन् बभ्रामोन्मत्तवन् महीम् ॥ ३२ ॥

स तां वीक्ष्य कुरुक्षेत्रे सरस्वत्यां च तत्सखीः ।

पञ्च प्रहृष्टवदनाः प्राह सूक्तं पुरूरवाः ॥ ३३ ॥

अहो जाये तिष्ठ तिष्ठ घोरे न त्यक्तुमर्हसि ।

मां त्वमद्याप्यनिर्वृत्य वचांसि कृणवावहै ॥ ३४ ॥

सुदेहोऽयं पतत्यत्र देवि दूरं हृतस्त्वया ।

खादन्त्येनं वृका गृध्राः त्वत्प्रसादस्य नास्पदम् ॥ ३५ ॥

उर्वश्युवाच ।

मा मृथाः पुरुषोऽसि त्वं मा स्म त्वाद्युर्वृका इमे ।

क्वापि सख्यं न वै स्त्रीणां वृकाणां हृदयं यथा ॥ ३६ ॥

स्त्रियो ह्यकरुणाः क्रूरा दुर्मर्षाः प्रियसाहसाः ।

घ्नन्त्यल्पार्थेऽपि विश्रब्धं पतिं भ्रातरमप्युत ॥ ३७ ॥

विधायालीकविश्रम्भं अज्ञेषु त्यक्तसौहृदाः ।

नवं नवमभीप्सन्त्यः पुंश्चल्यः स्वैरवृत्तयः ॥ ३८ ॥

संवत्सरान्ते हि भवान् एकरात्रं मयेश्वरः ।

वस्यत्यपत्यानि च ते भविष्यन्त्यपराणि भोः ॥ ३९ ॥

अन्तर्वत्‍नीमुपालक्ष्य देवीं स प्रययौ पुरीम् ।

पुनस्तत्र गतोऽब्दान्ते उर्वशीं वीरमातरम् ॥ ४० ॥

उपलभ्य मुदा युक्तः समुवास तया निशाम् ।

अथैनमुर्वशी प्राह कृपणं विरहातुरम् ॥ ४१ ॥

गन्धर्वान् उपधावेमान् तुभ्यं दास्यन्ति मामिति ।

तस्य संस्तुवतस्तुष्टा अग्निस्थालीं ददुर्नृप ।

उर्वशीं मन्यमानस्तां सोऽबुध्यत चरन् वने ॥ ४२ ॥

स्थालीं न्यस्य वने गत्वा गृहानाध्यायतो निशि ।

त्रेतायां सम्प्रवृत्तायां मनसि त्रय्यवर्तत ॥ ४३ ॥

स्थालीस्थानं गतोऽश्वत्थं शमीगर्भं विलक्ष्य सः ।

तेन द्वे अरणी कृत्वा उर्वशीलोककाम्यया ॥ ४४ ॥

उर्वशीं मन्त्रतो ध्यायन् अधरारणिमुत्तराम् ।

आत्मानं उभयोर्मध्ये यत्तत् प्रजननं प्रभुः ॥ ४५ ॥

तस्य निर्मन्थनात् जातो जातवेदा विभावसुः ।

त्रय्या स विद्यया राज्ञा पुत्रत्वे कल्पितस्त्रिवृत् ॥ ४६ ॥

तेनायजत यज्ञेशं भगवन्तं अधोक्षजम् ।

उर्वशीलोकमन्विच्छन् सर्वदेवमयं हरिम् ॥ ४७ ॥

एक एव पुरा वेदः प्रणवः सर्ववाङ्‌मयः ।

देवो नारायणो नान्य एकोऽग्निर्वर्ण एव च ॥ ४८ ॥

पुरूरवस एवासीत् त्वयी त्रेतामुखे नृप ।

अग्निना प्रजया राजा लोकं गान्धर्वमेयिवान् ॥ ४९ ॥

इति श्रीमद्‍भागवते महापुराणे पारमहंस्यां

संहितायां नवमस्कन्धे चतुर्दशोऽध्यायः ॥ १४ ॥

हरिः ॐ तत्सत् श्रीकृष्णार्पणमस्तु ॥

 

 

Стих 1

 

шри-шука увача

атхатах шруйатам раджан

вамшах сомасйа паванах

йасминн аиладайо бхупах

киртйанте пунйа-киртайах

 

шри-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; атха — теперь (когда ты услышал рассказ о потомках бога Солнца); атах — поэтому; шруйатам — да будет услышано; раджан — о царь (Махараджа Парикшит); вамшах — род; сомасйа — бога Луны; паванах — очистительный (для слуха); йасмин — в котором; аила-адайах — возглавляемые Айлой (Пуруравой); бхупах — цари; киртйанте — описываются; пунйа-киртайах — слушание рассказов о которых приносит славу.

 

Шрила Шукадева Госвами сказал: О царь, я рассказал тебе о династии бога Солнца. Услышь же чудесное повествование о потомках бога Луны, и ты узнаешь о таких славных царях, как Айла [Пурурава]. Услышавший о них обретет чистоту и прославится.

 

Стих 2

 

сахасра-ширасах пумсо

набхи-храда-сарорухат

джатасйасит суто дхатур

атрих питри-само гунаих

 

сахасра-ширасах — тысячеглавого; пумсах — Господа Вишну (Гарбходакашайи Вишну); набхи-храда-сарорухат — из цветка, выросшего на озере в пупочной впадине; джатасйа — появившегося; асит — был; сутах — сын; дхатух — Господа Брахмы; атрих — по имени Атри; питри-самах — равный отцу; гунаих — достоинствами.

 

Господь Вишну [Гарбходакашайи Вишну] известен под именем Сахасра-ширша Пуруши. Из озера в Его пупке вырос цветок лотоса, на котором появился Господь Брахма. Сын Господа Брахмы, Атри, был под стать своему отцу.

 

Стих 3

 

тасйа дригбхйо 'бхават путрах

сомо 'мритамайах кила

випраушадхй-уду-гананам

брахмана калпитах патих

 

тасйа — его (Атри, сына Брахмы); дригбхйах — из слез радости; абхават — родился; путрах — сын; сомах — бог Луны; амрита- майах — излучающий покой; кила — воистину; випра — брахманов; ошадхи — лечебных трав; уду-гананам — и светил; брахмана — Господом Брахмой; калпитах — назначен; патих — повелителем.

 

Из слез радости, пролитых Атри, родился бог Луны Сома, излучающий покой. По настоянию Господа Брахмы он стал повелителем брахманов, лечебных трав и светил.

 

КОММЕНТАРИЙ: Согласно Ведам, бог Луны Сома появился из ума Верховной Личности Бога (чандрама манасо джатах). Однако в этом стихе говорится, что Сома родился из слез Атри. Может показаться, что это противоречит Ведам, однако никакого противоречия здесь нет, так как бог Луны, о котором сказано здесь, родился в другую югу. Считается, что слезы, вызванные радостью, приносят покой. Шрила Вишванатха чакраварти Тхакур пишет: дригбхйа анандашрубхйа ата эвамритамайах: «Слово дригбхйах означает «слезы радости». Поэтому бога Луны называют амритамайах, излучающим покой». В четвертой песне «Шримад-Бхагаватам» (4.1.15) говорится:

 

атрех патнй анасуйа трин

джаджне суйашасах сутан

даттам дурвасасам сомам

атмеша-брахма-самбхаван

 

Этот стих гласит, что жена Атри Риши, Анасуя, родила трех сыновей — Сому, Дурвасу и Даттатрею. Говорится, что Анасуя была оплодотворена слезами Атри.

 

Стих 4

 

со 'йаджад раджасуйена

виджитйа бхувана-трайам

патним брихаспатер дарпат

тарам намахарад балат

 

сах — он (Сома); айаджат — совершил жертвоприношение; раджасуйена — раджасуя; виджитйа — покорив; бхувана-трайам — три мира (Сваргу, Мартью и Паталу); патним — жену; брихаспатех — Брихаспати, духовного наставника полубогов; дарпат — из- за гордыни; тарам — Тару; нама — по имени; ахарат — отнял; балат — силой.

 

Покорив все три мира [высшую, среднюю и низшую планетные системы], бог Луны Сома совершил великое жертвоприношение раджасуя-ягья. Возгордившись своим могуществом, он силой увел жену Брихаспати, Тару.

 

Стих 5

 

йада са дева-гуруна

йачито 'бхикшнашо мадат

натйаджат тат-крите джаджне

сура-данава-виграхах

 

йада — когда; сах — он (бог Луны Сома); дева-гуруна — духовным учителем полубогов; йачитах — упрашиваемый; абхикшнашах — снова и снова; мадат — из-за гордыни; на — не; атйаджат — вернул; тат-крите — из-за этого проступка; джаджне — произошла; сура-данава — между полубогами и демонами; виграхах — битва.

 

Несмотря на уговоры Брихаспати, духовного учителя полубогов, Сома, опьяненный гордыней, так и не отдал ему Тару. Тогда между полубогами и демонами началась битва.

 

Стих 6

 

шукро брихаспатер двешад

аграхит сасуродупам

харо гуру-сутам снехат

сарва-бхута-ганавритах

 

шукрах — полубог по имени Шукра; брихаспатех — к Брихаспати; двешат — из-за враждебности; аграхит — принял; са-асура — с демонами; удупам — (сторону) бога Луны; харах — Господь Шива; гуру-сутам — (сторону) сына своего духовного наставника; снехат — из благосклонности; сарва-бхута-гана-авритах — сопровождаемый призраками и злыми духами.

 

Питая вражду к Брихаспати, Шукра встал на сторону бога Луны, и за ним последовали демоны. А Господь Шива из любви к сыну своего духовного наставника вместе с призраками и духами принял сторону Брихаспати.

 

КОММЕНТАРИЙ: Хотя бог Луны относится к числу небожителей, в битве с остальными полубогами он прибег к помощи демонов. Враг Брихаспати, Шукра, тоже примкнул к богу Луны, чтобы отомстить своему противнику. Видя, что ситуация принимает нежелательный оборот, Господь Шива принял сторону Брихаспати, к которому питал особую благосклонность. Брихаспати был сыном Ангиры, от которого Господь Шива получил свои знания. Вот почему Господь Шива с участием отнесся к Брихаспати и встал на его защиту. Как отмечает Шридхара Свами, ангирасах сакашат прапта-видйо хара ити прасиддхах: «Всем известно, что Господь Шива получил свои знания от Ангиры».

 

Стих 7

 

сарва-дева-ганопето

махендро гурум анвайат

сурасура-винашо 'бхут

самарас таракамайах

 

сарва-дева-гана — всеми полубогами; упетах — сопровождаемый; махендрах — Махендра (Индра), царь небес; гурум — к духовному учителю; анвайат — примкнул; сура — полубогам; асура — и демонам; винашах — принесшая гибель; абхут — свершилась; самарах — битва; тарака-майах — произошедшая только из-за женщины (Тары, жены Брихаспати).

 

Царь Индра и все остальные полубоги тоже примкнули к Брихаспати. Так из-за Тары, жены Брихаспати, разразилась жестокая битва, принесшая потери и демонам, и полубогам.

 

Стих 8

 

ниведито 'тхангираса

сомам нирбхартсйа вишва-крит

тарам сва-бхартре прайаччхад

антарватним аваит патих

 

ниведитах — уведомленный (обо всем случившемся); атха — затем; ангираса — Ангирой Муни; сомам — бога Луны; нирбхартсйа — сурово наказав; вишва-крит — Господь Брахма; тарам — Тару (жену Брихаспати); сва-бхартре — ее мужу; прайаччхат — отдал; антарватним — беременную; аваит — понял; патих — муж (Брихаспати).

 

Господь Брахма, узнав от Ангиры обо всем случившемся, сурово наказал бога Луны Сому. Затем он вернул Тару ее мужу, который понял, что она беременна.

 

Стих 9

 

тйаджа тйаджашу душпраджне

мат-кшетрад ахитам параих

нахам твам бхасмасат курйам

стрийам сантанике 'сати

 

тйаджа — роди; тйаджа — роди; ашу — скорее; душпраджне — о неразумная женщина; мат-кшетрат — из лона, которое должен был оплодотворить я сам; ахитам — зачатое; параих — другими; на — не; ахам — я; твам — тебя; бхасмасат — испепеленной; курйам — сделаю; стрийам — женщину; сантанике — хотя (ожидаемое тобой) потомство; асати — неправедно зачатое.

 

Брихаспати сказал: О глупая женщина, я сам должен был оплодотворить твое лоно, но это сделал другой. Так роди, роди же скорее своего отпрыска! Роди его сей же миг! Обещаю, что не испепелю тебя, когда он явится на свет. Хоть ты и неверна мне, я знаю, что ты хотела сына. Поэтому можешь не страшиться моего наказания.

 

КОММЕНТАРИЙ: Тара была выдана замуж за Брихаспати и, как целомудренная жена, могла быть оплодотворена только им. Тем не менее она предпочла, чтобы отцом ее ребенка стал Сома, поэтому она названа здесь неверной женой. Хотя по просьбе Брахмы Брихаспати принял Тару обратно, он потребовал, чтобы она немедленно родила свое дитя. Конечно, Тара очень боялась своего мужа и думала, что он накажет ее после родов. Поэтому Брихаспати пообещал Таре, что, несмотря на ее измену, в результате которой она забеременела, она не будет наказана, поскольку хотела сына.

 

Стих 10

 

татйаджа вридита тара

кумарам канака-прабхам

сприхам ангирасаш чакре

кумаре сома эва ча

 

татйаджа — родила; вридита — стыдящаяся (своего проступка); тара — Тара; кумарам — ребенка; канака-прабхам — отливающего золотом; сприхам — желание; ангирасах — Брихаспати; чакре — получил; кумаре — ребенка; сомах — бог Луны; эва — поистине; ча — также.

 

Шукадева Госвами продолжал: Тара, стыдясь своего проступка, покорилась Брихаспати и тут же родила. Сын ее был так красив, что и Брихаспати, и бог Луны стали претендовать на то, чтобы считаться отцом этого прекрасного дитя, чье тело отливало золотом.

 

Стих 11

 

мамайам на таветй уччаис

тасмин вивадаманайох

папраччхур ришайо дева

наивоче вридита ту са

 

мама — мой (сын); айам — этот; на — не; тава — твой; ити — так; уччаих — громогласно; тасмин — относительно ребенка; вивадаманайох — когда заспорили; папраччхух — спросили (у Тары); ришайах — святые; девах — полубоги; на — не; эва — конечно; уче — сказала; вридита — пристыженная; ту — но; са — она (Тара).

 

Вновь Брихаспати и бог Луны взялись за оружие, и каждый из них утверждал: «Это мой сын, а не твой!» Присутствовавшие при этом мудрецы и полубоги спросили Тару, кто дал ей этого сына, но от стыда она не могла проронить ни слова.

 

Стих 12

 

кумаро матарам праха

купито 'лика-ладжджайа

ким на вачасй асад-вритте

атмавадйам вадашу ме

 

кумарах — ребенок; матарам — матери; праха — сказал; купитах — в гневе; алика — неуместной; ладжджайа — из-за стыдливости; ким — почему; на — не; вачаси — говоришь; асат-вритте — о нецеломудренная женщина; атма-авадйам — свое грехопадение; вада — поведай; ашу — немедленно; ме — мне.

 

Тогда новорожденный, придя в страшный гнев, потребовал от матери сказать правду: «О развратная женщина, к чему эта неуместная стыдливость? Почему ты скрываешь содеянное? Сейчас же сознайся в своем падении».

 

Стих 13

 

брахма там раха ахуйа

самапракшич ча сантвайан

сомасйетй аха шанакаих

сомас там тавад аграхит

 

брахма — Господь Брахма; там — ее (Тару); рахах — в уединенное место; ахуйа — позвав; самапракшит — подробно расспросил; ча — и; сантвайан — утешил; сомасйа — (это сын) Сомы (бога Луны); ити — так; аха — сказала; шанакаих — медленно; сомах — Сома; там — его (ребенка); тават — сразу; аграхит — забрал.

 

Господь Брахма отвел Тару в уединенное место и, успокоив ее, спросил, чьего сына она выносила. Тара очень медленно произнесла: «Это сын Сомы, бога Луны», и Сома немедленно взял мальчика себе.

 

Стих 14

 

тасйатма-йонир акрита

будха итй абхидхам нрипа

буддхйа гамбхирайа йена

путренаподуран мудам

 

тасйа — его (ребенка); атма-йоних — Господь Брахма; акрита — сделал; будхах — Будха; ити — так; абхидхам — имя; нрипа — о царь Парикшит; буддхйа — разумом; гамбхирайа — глубоким; йена — которым; путрена — сыном; апа — обрел; удурат — бог Луны; мудам — восторг.

 

О Махараджа Парикшит, видя, что мальчик этот очень разумен, Господь Брахма назвал его Будхой. Бог Луны, владыка всех звезд, был очень рад такому сыну.

 

Стихи 15 - 16

 

татах пурурава джаджне

илайам йа удахритах

тасйа рупа-гунаударйа

шила-дравина-викраман

шрутворвашиндра-бхаване

гийаманан сураршина

тад-антикам упейайа

деви смара-шарардита

 

татах — от него (от Будхи); пуруравах — сын по имени Пурурава; джаджне — родился; илайам — в лоне Илы; йах — который; удахритах — описан (в начале Девятой песни); тасйа — его (Пуруравы); рупа — красоту; гуна — достоинства; аударйа — щедрость; шила — благонравие; дравина — богатство; викраман — могущество; шрутва — услышав; урваши — небожительница Урваши; индра- бхаване — при дворе царя Индры; гийаманан — воспетые; сура-ришина — Нарадой; тат-антикам — к нему; упейайа — направилась; деви — Урваши; смара-шара — стрелами бога любви; ардита — пронзенная.

 

В положенный срок Ила, жена Будхи, родила ему сына, которого назвали Пуруравой [он упоминался в начале Девятой песни]. Когда Нарада на приеме при дворе царя небес Индры воспел красоту, добродетели, щедрость, благонравие, богатство и силу Пуруравы, небожительница Урваши сразу же почувствовала влечение к нему. Пронзенная стрелой бога любви, она направилась к Пурураве.

 

Стихи 17 - 18

 

митра-варунайох шапад

апанна нара-локатам

нишамйа пуруша-шрештхам

кандарпам ива рупинам

дхритим виштабхйа лалана

упатастхе тад-антике

са там вилокйа нрипатир

харшенотпхулла-лочанах

увача шлакшнайа вача

девим хришта-танурухах

 

митра-варунайох — Митры и Варуны; шапат — из-за проклятия; апанна — приобретшая; нара-локатам — человеческие свойства; нишамйа — увидев; пуруша-шрештхам — лучшего из мужчин; кандарпам ива — подобного богу любви; рупинам — красивого; дхритим — самообладание; виштабхйа — укрепив; лалана — женщина; упатастхе — приблизилась; тат-антике — к нему; сах — он (Пурурава); там — ее; вилокйа — увидев; нрипатих — царь; харшена — с восторгом; утпхулла-лочанах — тот, чьи глаза сияют; увача — сказал; шлакшнайа — ласковой; вача — речью; девим — богине; хришта-танурухах — тот, у кого волосы на теле встали дыбом.

 

По проклятию Митры и Варуны небожительница Урваши приобрела привычки земной женщины. Поэтому, увидев Пурураву, лучшего из мужчин, который не уступал красотой самому богу любви, она, не теряя самообладания, подошла к нему. Когда царь Пурурава увидел Урваши, глаза его загорелись от восторга, а волосы на теле поднялись дыбом. Он обратился к ней с приятными, ласковыми словами.

 

Стих 19

 

шри-раджовача

свагатам те варарохе

асйатам каравама ким

самрамасва майа сакам

ратир нау шашватих самах

 

шри-раджа увача — царь (Пурурава) сказал; свагатам — добро пожаловать; те — тебе; варарохе — о прекраснейшая из женщин; асйатам — пусть сядет; каравама ким — что сделаю (для тебя); самрамасва — стань моей подругой; майа сакам — со мной; ратих — половая близость; нау — наша; шашватих самах — долгие годы.

 

Царь Пурурава сказал: Добро пожаловать, прекраснейшая из женщин. Прошу тебя, сядь и скажи, что я могу сделать для тебя. Предавайся со мной наслаждениям, сколько пожелаешь. Да будем мы жить счастливо, проводя время в любовных утехах.

 

Стих 20

 

урвашй увача

касйас твайи на саджджета

мано дриштиш ча сундара

йад-ангантарам асадйа

чйавате ха рирамсайа

 

урваши увача — Урваши ответила; касйах — какая (женщина); твайи — к тебе; на — не; саджджета — привяжется; манах — ум; дриштих ча — и взгляд; сундара — о прекраснейший; йат-ангантарам — к груди которого; асадйа — прильнув; чйавате — падает; ха — воистину; рирамсайа — из-за полового влечения.

 

Урваши ответила: О самый привлекательный из мужчин, разве найдется та, чей ум и взор не пленится тобой? Ни одна женщина, прильнув к твоей груди, не откажется вкусить с тобой супружеской близости.

 

КОММЕНТАРИЙ: Если красивый мужчина и прекрасная женщина окажутся вместе и заключат друг друга в объятия, что во всех трех мирах может заставить их удержаться от близости? Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» (7.9.45) сказано: йан маитхунади- грихамедхи-сукхам хи туччхам.

 

Стих 21

 

этав уранакау раджан

нйасау ракша



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: