Настоящий Закон устанавливает основы для развития и реализации общегосударствен-
ной политики в области детского и юношеского туризма и призван способствовать созданию в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (далее – государствах-участниках) условий для всестороннего развития детского и юношеского туризма как эффективного средства воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона
1. Настоящий закон направлен на обеспечение всестороннего развития подрастающего
поколения, утверждения здорового образа жизни, создания условий для занятий туристско-краеведческой и экскурсионной деятельностью, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений, приобщение детей и юношества к патриотическому наследию своей Родины.
2. Задачами настоящего закона являются:
– обеспечение и защита прав детей и молодежи на занятия туризмом и краеведением,
отдыха и организации свободного времени;
– создание правовых гарантий для функционирования и развития детского и юношеского туризма;
– определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в
области развития детского и юношеского туризма;
– регулирование общественных взаимоотношений физических и юридических лиц с ро-
дителями (законными представителями детей);
– создание условий для развития сложившейся системы детского и юношеского туризма;
– совершенствование управления системой детского и юношеского туризма на принци-
|
пах разграничения компетенции между органами управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, молодежными и общественными организациями туристской направленности, между органами государственной власти в центре и на местах.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Автономия учреждений дополнительного образования – самостоятельность в подборе и
расстановке кадров, осуществление учебной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом (положением) учреждения.
Государственный региональный и местный орган туризма – специально уполномочен-
ный орган исполнительной власти, обеспечивающий осуществление государственной политики в области туризма.
Детский и юношеский туризм – средство гармоничного развития детей (лиц, не достиг-
ших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.
Дополнительное (внешкольное) образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Дополнительные образовательные услуги – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений.
|
Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный про-
цесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.
Общественные объединения – туристские клубы, коллективы, объединения, ассоциации, союзы туристского профиля.
Туристско-краеведческая деятельность – направление дополнительного (внешкольного)
образования детей, являющееся комплексным средством развития подрастающего поколения в процессе занятий туризмом и краеведением.
Учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения – учреждения,
реализующие дополнительные образовательные программы или дополнительные образовательные услуги.
Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля – цент-
ры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы.
Статья 3. Принципы государственной политики в области детского и юношеского туризма
1. Государственная политика в области детского и юношеского туризма определяется в
порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, и призвана
обеспечить удовлетворение потребностей детей и юношей в физическом и нравственном
развитии личности, знании истории, культуры, природы края. Она реализуется посредством
|
законов, общегосударственных программ, других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений для реализации обнародованных мероприятий имеющимися у них средствами.
2. Государство принимает необходимые организационные и законодательные акты для
обеспечения:
– доступа всем детям, юношам и девушкам к занятиям туризмом и краеведением в об-
разовательных учреждениях всех форм собственности на равных условиях;
– координации научных исследований по наиболее актуальным проблемам вовлечения
детей и юношества в систематические занятия туристско-краеведческой деятельностью и
ее влияния на физическое и нравственное воспитание молодого поколения;
– совершенствования статистики на базе единых сопоставимых показателей, разрабатываемых с учетом как национальных интересов, так и требований международных организаций;
– учет культурных традиций и особенностей народа, сохранения и дальнейшего разви-
тие исторически сложившейся духовной общности народов государства;
– возможности совместного использования в государствах имеющихся материально-
технической базы, научных достижений и туристско-педагогических кадров.
3. Координация деятельности образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования туристской направленности осуществляется совместно органами исполнительной власти в области физической культуры, спорта и туризма и органами исполнительной власти в области образования.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДЕТСКОГО
И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
Статья 4. Законодательство о детском и юношеском туризме
1. Законодательство государства о детском и юношеском туризме формируется в соот-
ветствии с изложенными в статье 3 настоящего Закона принципами государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов и нормативных решений органов исполнительной власти. В его состав входят правовые нормы общегосударственного,
регионального и местного действия.
2. Законодательство о детском и юношеском туризме определяет совокупность правоотношений между лицами (детьми, юношами и девушками), учреждениями и организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы, к организации здорового досуга.
Статья 5. Управление детским и юношеским туризмом
1. Управление детским и юношеским туризмом осуществляется государственным орга-
ном исполнительной власти в области образования при содействии государственного органа исполнительной власти в области физической культуры, спорта и туризма и включает:
– разработку проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих поря-
док лицензирования, аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля и типовых положений о них;
– организацию государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений туристско-краеведческого профиля;
– организационное, научное, программно-методическое и информационное обеспече-
ние системы детского и юношеского туризма.
2. Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления:
– осуществляют развитие детского и юношеского туризма в пределах компетенции ус-
тановленной национальным законодательством;
– создают условия для развития учреждений детского и юношеского туризма, системы
туристско-краеведческой деятельности, организации туристских походов, обеспечивают подготовку команд для участия в соревнованиях по пешеходному, водному, горному и др.
видам туризма;
– вправе устанавливать специальную систему льгот и дотаций для учреждений детского
и юношеского туризма.
Статья 6. Структура детского и юношеского туризма
1. В структуру детского и юношеского туризма входят:
– центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции
юных туристов (СЮТур), являющиеся организационно-методическим центрами, активно участвуют в формировании и осуществлении единой политики в области туристско-краеведческой деятельности, обучении и воспитании детей и юношей, организации и проведении походов, путешествий, экскурсий;
– отделы туризма и краеведения домов (дворцов) творчества детей и юношества
(ДТДЮ), обеспечивающие организацию и проведение туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях, организующие работу детских туристско-краеведческих
объединений;
– туристские клубы и клубы по месту жительства, обеспечивающие организацию и про-
ведение туристско-краеведческой работы по месту жительства;
– туристские базы, туристские лагеря, осуществляющие туристско-краеведческую рабо-
ту с детьми и юношами, пребывающими в них;
– детские туристские общественные организации.
2. ЦДЮТКЭ, СЮТур, турбазы и лагеря, отделы ДТДЮ создаются и действуют в соответствии с законом об образовании, положением (уставом) об образовательном учреждении и настоящим Законом.
Независимо от форм собственности учреждения туристско-краеведческого профиля
осуществляют свою деятельность по программам и нормативам, утвержденным государственным органом управления образованием.
3. Учреждения детского и юношеского туризма создаются на основании решений государственных органов исполнительной власти в области образования одним или несколькими учредителями, регистрируются в установленном законодательством порядке. Они могут находиться в ведении как органа исполнительной власти, так и другого юридического лица.
4. Управление учреждениями детского и юношеского туризма осуществляется в соответствии с национальным законодательством и их уставами (положениями) и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления являются общее собрание, педагогический совет и т.д.
Статья 7. Детские и юношеские туристские общественные объединения (клубы)
1. Членами и участниками детских и юношеских туристских общественных объединений могут быть граждане государств-участников в соответствии с национальным законодательством.
2. Приобретение прав юридического лица детскими и юношескими туристско-общест-
венными объединениями возможно при наличии в составе руководящего органа объединения не менее трех человек, достигших возраста 18 лет.
3. Детские и юношеские туристские общественные объединения руководствуются в своей деятельности соответствующими законодательными актами государств-участников и уставами, утвержденными общим собранием (конференцией, съездом и т.д.) членов объединения.
Статья 8. Инструкторско-педагогическая работа с детьми и юношеством
К профессиональной педагогической работе с детьми и юношеством допускаются лица,
имеющие документы установленного образца о среднем специальном или высшем профессиональном образовании и специальной подготовке по туристско-краеведческой деятельности (инструктор детско-юношеского туризма, организатор туристско-краеведческой работы).
Статья 9. Медицинское обеспечение и врачебный контроль занимающихся туризмом
1. К занятиям детским и юношеским туризмом допускаются дети, юноши и девушки,
прошедшие освидетельствование в государственных медицинских учреждениях и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья к участию в походах и соревнованиях.
2. Врачи поликлиник, подростковых кабинетов совместно с педагогами-организаторами и инструкторами детско-юношеского туризма осуществляют учет занимающихся, контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием.
Статья 10. Туристско-спортивные звания и разряды
Детям, юношам и девушкам, достигшим высоких результатов и выполнившим нормативы и требования как в индивидуальных соревнованиях, так и в составе команд присваиваются спортивные звания и разряды. Выдачу документа о спортивном звании или разряде проводит государственный орган или по его поручению учреждение дополнительного образования, имеющее государственную аккредитацию, или общественное объединение, зарегистрированное в установленном законодательством порядке.
ГЛАВА 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
Статья 11. Источники финансирования детского и юношеского туризма
Основными источниками финансирования детского и юношеского туризма являются
федеральный, региональный и местный бюджеты. Дополнительными источниками финансирования могут быть:
– средства предприятий, организаций, общественных объединений, фондов, иностранных
государств и граждан, частных лиц, выступающих в качестве учредителей и соучредителей;
– собственные средства, в том числе валютные, от туристской консультативной, научноисследовательской, издательской, производственной и другой деятельности, не запрещенной национальными законами;
– доходы от депозитных вкладов;
– средства, передаваемые безвозмездно предприятиями, организациями, общественны-
ми фондами, частными лицами и спонсорами;
– кредиты;
– другие источники, не противоречащие законодательству.
Статья 12. Порядок финансирования детского и юношеского туризма в образователь-
ных учреждениях и учреждениях дополнительного образования
1. Финансирование образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля
осуществляется на основе государственных нормативов в расчете на каждого обучающегося по всем видам и типам учреждений, исходя из принципа оптимального последовательного увеличения фактических расходов на одного учащегося.
Государство гарантирует выделение средств на нужды развития детского и юношеского туризма в размере, обеспечивающем его приоритетность, а также защищенность соответствующих расходных статей в условиях инфляции.
2. Использование дополнительных источников не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования из государственного и местных бюджетов.
3. В целях привлечения инвестиций в систему детского и юношеского туризма государ-
ство, региональные и местные органы власти предусматривают:
– специальную систему налоговых льгот для учреждений и организаций туристско-кра-
еведческого профиля, юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в любой форме в развитие детского и юношеского туризма. Характер, размеры и порядок представления этих льгот определяются действующим законодательством;
– льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущест-
во в аренду учреждениям и организациям, которые работают в системе детско-юношеского туризма.
Продукция учреждений и организаций, изготавливаемая и реализуемая на нужды дет-
ско-юношеского туризма, приравнивается к товарам народного потребления.
4. Финансирование образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля,
включая расходы на создание и укрепление материальной базы, проведение туристско-
спортивных мероприятий и участие в соревнованиях, осуществляется за счет бюджетов
всех уровней по разделу «Образование».
Образовательные учреждения, отдельные коллективы, педагоги и тренеры, работающие
в режиме эксперимента, пользуются правом дополнительного финансирования в соответствии с законодательством.
5. Органы государственной власти в области образования и в области туризма могут за-
ключать договоры (государственный заказ) с общественными объединениями на подготовку и проведение массовых туристско-спортивных соревнований среди детей и юношества с финансированием мероприятий в полном объеме.
6. Финансовые средства учреждений дополнительного образования туристско-краевед-
ческого профиля изъятию не подлежат и налогами не облагаются.
Статья 13. Производственно-коммерческая деятельность
1. Образовательные учреждения туристско-краеведческого профиля и общественные
объединения вправе получать доходы от производственно-коммерческой, в том числе образовательной, деятельности, инвестируемые в развитие этих учреждений, детских и юношеских общественных объединений.
2. Производственно-коммерческая деятельность в части предоставления туристско-экс-
курсионных услуг другим категориям граждан (кроме имеющих социальные льготы), осуществляется в соответствии с национальным законодательством в области туризма.
Статья 14. Материально-техническая база
1. Органы государственной власти, региональные и местные органы власти выделяют
бюджетные и иные средства на строительство, содержание и развитие материально-технической базы детского и юношеского туризма, устанавливают налоговые льготы собственникам материально-технической базы, представляющим сооружения, здания и иные объекты для организации и проведения туристско-краеведческой и соревновательной деятельности среди детей, подростков и молодежи.
2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за государственными, муници-
пальными и иными образовательными учреждениями туристско-краеведческого профиля,общественными объединениями, находятся в оперативном управлении этих учреждений,объединений, которые несут ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за ними собственности.
3. Материально-техническая база государственных образовательных учреждений и уч-
реждений дополнительного образования, используемая в образовательной, научно-исследовательской деятельности и для решения других задач в сфере детско-юношеского туризма, налогами не облагается и приватизации, или разгосударствлению, не подлежат.
4. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений осуществля-
ется в приоритетном порядке за счет бюджетных, а также собственных и иных средств на нормативной основе с учетом достижений мировой практики.
Статья 15. Отношения собственности
1. За образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и
общественными объединениями в целях обеспечения деятельности, предусмотренной уставом (положением), учредитель (учредители) закрепляет на праве оперативного управлениясооружения, здания, оборудование, а также иное необходимое имущество туристского,физкультурно-спортивного, социального, культурного и иного назначения.
2. Образовательному учреждению, учреждению дополнительного образования, детско-
юношескому общественному объединению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющегося результатом деятельности организации сферы детско-юношеского туризма, а также на доходы от собственности.
3. За государственными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные им в установленном порядке земельные участки.
4. Имущество, переданное образовательным учреждениям, учреждениям дополнитель-
ного образования, детско-юношеским общественным объединениям не подлежат изъятию для использования в иных, кроме туристско-краеведческой, туристско-спортивной деятельности, целях.
5. Образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования несет от-
ветственность за сохранность и эффективное использование своего имущества.
6. Контроль за деятельностью учреждений в этой части осуществляется учредителем
или уполномоченным лицом.
ГЛАВА 4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
Статья 16. Международное сотрудничество в области детского и юношеского туризма
1. Международное сотрудничество в области детского и юношеского туризма осущест-
вляется в рамках внешнеполитической деятельности, основываясь на подлинном партнерстве, взаимном доверии, межгосударственных договорах и соглашениях.
2. Государства-участники проводят согласованную политику в области детского и юно-
шеского туризма по работе с детьми и юношеством в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
3. В целях международной деятельности в области детского и юношеского туризма ор-
ганы управления образованием и органы управления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, общественные объединения имеют право:
– устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и орга-
низациями;
– заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые
не могут рассматриваться как международные договоры государства;
– вступать в неправительственные международные организации;
– создавать с участием иностранных партнеров центры детского и юношеского туризма,
комплексы, клубы и иные учреждения детского и юношеского туризма и их структурные
подразделения.
4. Органы управления образованием и органы управления физической культурой, спор-
том и туризмом всех уровней, образовательные учреждения, учреждения дополнительного
образования, общественные объединения вправе участвовать в международном сотрудничестве в области детско-юношеского туризма посредством:
– участия в международных туристско-спортивных мероприятиях;
– участия в программах двустороннего и многостороннего обмена учащимися, студентами, педагогическими и научными работниками;
– проведения совместных научных исследований, участия в конгрессах, конференциях,
симпозиумах, семинарах и других мероприятий;
Статья 17. Внешнеэкономическая деятельность
1. Органы управления образованием и органы управления физической культурой, спор-
том и туризмом всех уровней, образовательные учреждения, учреждения дополнительного
образования, общественные объединения вправе самостоятельно осуществлять внешне-
экономическую деятельность, направленную на выполнение задач, которые определены
настоящим Законом, и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством государства.
2. Валютные средства, полученные органами управления образованием и органами уп-
равления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней, образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, общественными объединениями от внешнеэкономической деятельности, принадлежат им на праве собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не подлежат.