(утверждены постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111)
(Извлечения)
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», регулируют отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами – пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) (далее – пользователи) при оказании услуг
по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – услуги).
В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязан перевезти пасса-
жира в пункт назначения с предоставлением ему места в поезде, а в случае сдачи пассажиром багажа – доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу.
3. В соответствии с договорами перевозки груза, грузобагажа перевозчик обязан доста-
вить вверенный ему грузоотправителем (отправителем) груз, грузобагаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза, грузобагажа лицу.
Пассажир обязан оплатить согласно установленным тарифам свой проезд, провоз бага-
жа (в случае его сдачи), а грузоотправитель (отправитель) – провоз груза, грузобагажа.
Тарифы, ставки платы и сборы за услуги, а также порядок их введения (изменения) ус-
танавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Заключение договора перевозки грузобагажа и сдача его перевозчику удостоверяются грузобагажной квитанцией, заключение договора перевозки груза – транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) и
|
выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанцией о приеме груза.
7. Перевозчик обязан по запросам пользователей услугами предоставлять (на железно-
дорожных станциях и железнодорожных вокзалах) для ознакомления настоящие Правила, а также правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и правила перевозок грузов.
За выдачу справок в письменной форме, в том числе справок, не связанных с оказанием
услуг, взимается плата в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
11. Физическое лицо имеет право приобретать проездной документ (билет) на любой
поезд дальнего следования и в любой вагон до указанной им железнодорожной станции
назначения, открытой для осуществления операций по перевозкам пассажиров.
12. Для проезда в поезде дальнего следования пассажир обязан иметь проездной доку-
мент (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.
13. При проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
е) продлевать срок действия проездного документа (билета) на время до отправления
следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, или получать обратно полную стоимость проезда, состоящую из стоимости проездного документа (билета), стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета), при отказе от поездки, в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом в поезде, на который приобретен проездной документ (билет);
|
ж) продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути
следования на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения;
з) выезжать (при наличии свободных мест) поездом, отходящим ранее поезда, на который
приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа;
и) получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние
независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда в случае отмены отправления поезда или задержки отправления поезда;
к) получать от перевозчика полную стоимость проезда при возврате проездного доку-
мента (билета) в пункте пересадки в случае опоздания по вине перевозчика на поезд, на который приобретен проездной документ (билет), или переоформлять проездной документ (билет) для выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места, без взимания доплаты. Аналогичный порядок действует в случае прибытия пассажира в поезде, с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения, после отправления поезда,
|
предназначенного для переприцепки такого вагона;
л) получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние
при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом в движении поездов;
м) возобновлять действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии
доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 часов, либо
вследствие болезни, несчастного случая в течение 5 суток с момента отправления поезда,
на который приобретен проездной документ (билет), или получать обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты в случае отказа от поездки.
14. Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы.
15. При проезде в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право:
а) провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет, а также детей в возрасте от 5
до 7 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
б) провозить с собой ручную кладь в порядке и на условиях, предусмотренных настоя-
щими Правилами;
в) получать полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в движе-
нии поездов более чем на час в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа. При этом в других случаях возврат средств по неиспользованным билетам для разовой поездки не производится. Возврат средств по неиспользованным абонементным билетам производится в порядке и случаях, предусмотренных правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
16. Физическое лицо, имеющее право оплаты стоимости проезда со скидкой в поезде
дальнего следования, пользуется этим правом в вагонах всех категорий указанного поезда,а лицо, имеющее право бесплатного проезда, – в жестких вагонах с 4-местными купе скорого поезда или в вагонах поезда более низкой категории, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, имеющее право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплат-
ного проезда в поезде пригородного сообщения, пользуется этим правом во всех поездах пригородного сообщения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
17. Перевозчик имеет право отказать пассажиру в продаже проездного документа (билета):
а) при отсутствии свободных мест в поезде (за исключением поездов пригородного со-
общения, в которых места не предоставляются);
б) при отсутствии стоянки поезда для посадки и высадки пассажира в указанном пасса-
жиром пункте назначения.
18. Перевозчик имеет право отказать пассажиру в продаже проездного документа (би-
лета) с оплатой стоимости проезда со скидкой или бесплатного проездного документа (билета) при отсутствии либо предъявлении неправильно оформленного документа, подтверждающего право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда.
19. Оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования произ-
водится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, – на основании документов, подтверждающих указанное право.
При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования указа-
ние в нем фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным. Пассажир при получении проездного документа (билета) должен проверит правильность указанных в нем фамилии, номера документа, удостоверяющего личность, реквизитов поездки (дата отправления, номер поезда, железнодорожные станции отправления и назначения) и другой информации.
Оформление проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения лицу,
имеющему право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих указанное право.
На ребенка в возрасте не старше 5 лет, проезжающего со взрослым в поезде дальнего следования, если он не занимает отдельное место, оформляется проездной документ (билет).
22. Отдельные категории граждан имеют в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации право на внеочередное приобретение проездных документов (билетов).
24. Перевозчик может осуществлять продажу проездных документов (билетов) для пе-
ревозки групп пассажиров в поездах дальнего следования по заявкам организаций.
Порядок и сроки приема от организаций заявок на продажу проездных документов (билетов) для перевозки групп пассажиров, а также порядок их оформления, возврата неиспользованных проездных документов (билетов) и выплаты стоимости возвращенных проездных документов (билетов) устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
При возврате приобретенных по заявкам организаций проездных документов (билетов)
менее чем за 7 суток до отправления поезда и не позднее, чем за 3 суток до отправления
поезда удерживается 50 процентов стоимости плацкарты, а при возврате таких проездных документов (билетов) позднее чем за 3 суток до отправления поезда, удерживается полная стоимость плацкарты.
25. При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного проездного
документа (билета) на поезд дальнего следования пассажир имеет право:
а) не позднее чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно средства в разме-
ре стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
б) менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда получить
обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
в) менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере сто-
имости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
26. Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ (билет)
производится при предъявлении удостоверяющего личность пассажира документа, номер которого указан в проездном документе (билете).
Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ (билет),
приобретенный со скидкой, производится исходя из средств, уплаченных пассажиром за проезд. Возврат средств за бесплатный проездной документ (билет) не производится.
Порядок возврата пассажиру причитающихся средств определяется правилами перево-
зок пассажиров, багажа, грузобагажа.
27. Порядок продления срока действия, возобновления и переоформления проездного
документа (билета) определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
Срок действия проездного документа (билета), в том числе абонементного, на поезд
пригородного сообщения не продлевается.
Если срок действия проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения
заканчивается в момент нахождения пассажира в пути, проездной документ (билет) является действительным до прибытия пассажира на железнодорожную станцию назначения.
Срок действия проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения уста-
навливается правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
28. Утерянный или испорченный пассажиром проездной документ (билет) на поезд
дальнего следования не возобновляется, если он не может быть восстановлен или идентифицирован перевозчиком. Возврат средств, уплаченных за такой проездной документ (билет), не производится.
При предоставлении пассажиром перевозчику сведений, подтверждающих приобрете-
ние утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру новый проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного без взимания стоимости проезда.
Возврат средств пассажиру за утерянный проездной документ (билет), который может
быть восстановлен или идентифицирован, перевозчиком не производится.
Возврат средств за испорченный проездной документ (билет), который может быть вос-
становлен или идентифицирован, производится перевозчиком при наличии отметки о времени обращения пассажира в железнодорожную билетную кассу по поводу возврата средств.
Восстановленный (вследствие утраты) проездной документ (билет) к возврату и пере-
оформлению перевозчиком не принимается.
Восстановление проездного документа (билета) производится только в случае утраты
или повреждения проездного документа (билета), оформленного на проезд, в поезде (вагоне), перевозка в котором осуществляется перевозчиком Российской Федерации, от и до железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации.
Восстановление проездного документа (билета) производится в пунктах приобретения
проездных документов (билетов) или в железнодорожных билетных кассах железнодорожной станции отправления пассажира.
Утерянный или испорченный проездной документ (билет) на поезд пригородного сооб-
щения не возобновляется и возврат средств за него не производится.
29. Контроль наличия у пассажира проездного документа (билета) осуществляется на
железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах перед посадкой в поезд дальнего следования, при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта), в пути следования поезда дальнего следования или пригородного сообщения и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.
Пассажир при посадке в поезд дальнего следования обязан предъявить надлежащим об-
разом оформленный проездной документ (билет), документ, удостоверяющий личность, на основании которого приобретен проездной документ (билет), а при наличии права бесплатного проезда или права оплаты стоимости проезда со скидкой – также и документ, подтверждающий указанное право.
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего лич-
ность, соответственно фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд дальнего следования не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа. Возврат средств по таким проездным документам (билетам) производится в порядке и случаях, определяемых правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
Пассажир, осуществляющий поездку в поезде дальнего следования или пригородного
сообщения без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проездной документ (билет), приобретенный пассажиром на поезд пригородного сооб-
щения, сохраняется им в течение всего пути следования поезда и до момента выхода через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах. Пассажир, непредъявивший проездной документ (билет) при выходе через пункт контроля проездных документов (билетов), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать
при проезде 1 место. При наличии свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформления дополнительных проездных документов (билетов).
Проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения
взрослых не допускается, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений.
При невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному доку-
менту (билету) перевозчик обязан предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир
по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья,
если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда.
36. Пассажир может быть удален из поезда:
а) работниками органов внутренних дел – если он при посадке в поезд или в пути сле-
дования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других
пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;
б) медицинскими работниками – в случае болезни пассажира, препятствующей возмож-
ности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров, если нет
возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения. В этом случае перевозчик по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему средств в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты, или делает отметку об остановке и продлении срока действия проездного документа (билета) на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения;
в) работниками перевозчика, на которых в установленном порядке возложено осущест-
вление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), – если пассажир проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа;
г) в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
37. Каждый пассажир имеет право бесплатно перевозить с собой на 1 проездной доку-
мент (билет) кроме мелких вещей ручную кладь весом не более 36 килограммов (для вагонов с 2-местными купе (СВ) – 50 килограммов), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна быть размещена в специально отведенных для этого местах таким образом, чтобы она не мешала другим пассажирам. Порядок перевозки вещей (предметов) ручной клади, превышающих указанный вес или габариты, определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади, перевозимой
пассажиром, является обязанностью пассажира.
Не принимаются к перевозке в качестве ручной клади, за исключением случаев, преду-
смотренных законодательством Российской Федерации, вещи (предметы), которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества Огнестрельное оружие при перевозке в качестве ручной клади должно находиться в чехле, кобуре или специальном футляре в разряженном состоянии отдельно от патронов.
39. Пассажиру предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и ту-
алетами.
40. Хранение ручной клади в камерах хранения, расположенных на железнодорожных
станциях и железнодорожных вокзалах, осуществляется в соответствии с законодательст-
вом Российской Федерации. Каждая вещь (предмет), сдаваемая на хранение в качестве ручной клади, независимо от того, скреплена она с другой вещью (предметом) или нет, считается как 1 место Вес 1 места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 кг. Ручная кладь должна иметь приспособление, позволяющее ее переносить.
Срок хранения ручной клади устанавливается правилами перевозок пассажиров, багажа,грузобагажа.
Запрещается сдавать на хранение в качестве ручной клади животных и птиц, огнестрельное оружие, взрывчатые, наркотические, психотропные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие и зловонные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров.
Финансовые документы, деньги и другие ценности принимаются на хранение в качестве ручной клади только при наличии на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале специализированной камеры хранения.
За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов ответствен-
ность несет сдавшее их лицо. Скоропортящиеся продукты, сданные на хранение и не востребованные в сроки, предусмотренные правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, подлежат уничтожению, о чем составляется акт.
Ручная кладь, не востребованная по истечении 30 дней с даты прекращения внесения
платы за ее хранение, подлежит реализации в порядке, установленном статьями 35, 48 и 49
Устава в отношении грузов.
Каждый пассажир имеет право при предъявлении проездного документа (билета) сдать
за плату для перевозки багаж, а перевозчик обязан принять его и отправить ближайшим
посадом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа, грузобагажа.
42. Отправитель имеет право сдать за плату для перевозки грузобагаж, а перевозчик обязан принять его и отправить поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон для перевозки багажа, грузобагажа. Перевозчик вправе отказать в приеме к перевозке грузо-багажа, если после погрузки багажа в вагоне не остается места для погрузки грузобагажа.
43. Пассажир может предъявить для перевозки багаж, а отправитель – грузобагаж с объявленной ценностью. За объявление ценности багажа, грузобагажа взимается сбор, размер которого устанавливается в тарифном руководстве. Сумма объявленной ценности указывается в багажной, грузобагажной квитанции.
Продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозятся в качестве багажа, грузоба-
гажа без объявления ценности и под ответственность отправителя в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
45. Багаж перевозится от и до железнодорожных станций, производящих операции по
приему и выдаче багажа, но не далее железнодорожной станции назначения пассажира согласно проездному документу (билету).
46. Грузобагаж принимается к перевозке по письменному заявлению отправителя без
предъявления проездного документа (билета) от и до железнодорожных станций, открытых
для приема и выдачи багажа.
Багаж, грузобагаж могут приниматься к перевозке предварительно, при этом за их хра-
нение взимается плата. Срок предварительного хранения багажа, грузобагажа устанавливается правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа
51. Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, ко-
торым отправлен багаж, грузобагаж до железнодорожной станции назначения. Если багаж подлежит перегрузке в пути следования, срок его доставки определяется временем следования по данному пути следования поездов, в состав которых включены вагоны, предназначенные для перевозки багажа, с прибавлением одних суток на каждую перегрузку багажа. Перегрузка багажа с одной железнодорожной станции на другую железнодорожную
станцию с использованием автомобильного транспорта осуществляется по соглашению между пассажиром и перевозчиком за дополнительную плату. При такой перегрузке багажа срок его доставки исчисляется с прибавлением 2 суток на перегрузку. Перегрузка грузобагажа в пути следования и его переадресовка не допускаются.
На железнодорожной станции назначения прибывшие багаж, грузобагаж хранятся бес-
платно 24 часа без учета дня прибытия. За хранение багажа, грузобагажа сверх указанного срока взимается плата.
Багаж, грузобагаж считаются утраченными и их стоимость подлежит возмещению, если они не прибудут на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа, грузобагажа. В случае если багаж, грузобагаж прибыли по истечении указанного срока, пассажир, получатель может получить багаж, грузобагаж, возвратив при этом перевозчику сумму, ранее выплаченную ему за утрату багажа, грузобагажа в порядке, предусмотренном Уставом.
В случае отказа в письменной форме от получения багажа, грузобагажа или непредста-
вления пассажиром, получателем решения о судьбе багажа, грузобагажа в течение 4 суток после уведомления пассажира, получателя в письменной форме о прибытии багажа, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения перевозчик, если иное не предусмотрено договором перевозки багажа, грузобагажа, вправе реализовать багаж грузобагаж в порядке, установленном статьями 35,48 и 49 Устава.
Скоропортящиеся продукты, не востребованные в сроки, предусмотренные правилами
перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, подлежат уничтожению перевозчиком.
59. Любое физическое лицо (грузоотправитель) вправе перевозить груз в вагонах и кон-
тейнерах, принадлежащих перевозчику или иным юридическим и физическим лицам.
62. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон.
Окончательные расчеты за перевозку груза, в том числе за связанные с ней дополни-
тельные работы (услуги), производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи груза.
До внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на
его ответственном простое, и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.
63. Груз, в том числе состоящий из нескольких разнородных предметов, сдается к пере-
возке под общим наименованием «груз для личных нужд» с указанием в накладной наименования каждого предмета, составляющего данную отправку.
66. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес груз не
позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза. Такое уведомление осуществляется в письменном виде или по телефону, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон.
В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии груза, грузополучателъ освобож-
дается от платы за пользование вагонами, контейнерами и платы за хранение груза до получения уведомления о его прибытии.
После прибытия груза на железнодорожную станцию назначения и уведомления пере-
возчиком грузополучателя о прибытии груза в его адрес ответственность за расчеты, связанные с перевозкой, возлагается на грузополучателя.
По прибытии груза на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать груз и накладную грузополучателю в порядке, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов.
67. Перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленный срок
Прибывший в вагонах, контейнерах груз, подлежащий выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранится на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов.
Срок бесплатного хранения исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком вы-
грузки груза из вагонов, контейнеров или с 24 часов дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузом к оговоренному сторонами месту для выгрузки груза грузополучателем
68. До предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перево-
зок пассажиров, багажа, грузобагажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, грузобагажа в течение 6 месяцев, а в случае просрочки доставки багажа и грузобагажа, задержки отправления или опоздания поезда – в течение 45 дней.
Срок предъявления претензии исчисляется в отношении:
а) возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу багажа, грузобагажа – с даты выдачи багажа, грузобагажа;
б) возмещения за утрату багажа, грузобагажа – по истечении 30 дней после окончания
срока доставки багажа, грузобагажа;
в) просрочки доставки багажа, грузобагажа – с даты выдачи багажа, грузобагажа,
г) возникновения иных случаев, связанных с осуществлением перевозки, – с даты наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.
Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного
срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
72. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить (в письменной форме) заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии.
При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя перевозчик указывает в уведомлении основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью Устава и возвращает представленные вместе с претензией документы.
В случае удовлетворения перевозчиком претензии средства в счет возмещаемого ущер-
ба, штрафов или пеней по просьбе заявителя пересылаются по указанному им адресу или выдаются ему на руки по месту нахождения перевозчика.
76. Уплата штрафа за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на желез-
нодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, производится перевозчиком из расчета 3 процентов стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается.
Уплата пассажиру штрафа за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на
железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, по бесплатным проездным документам (билетам) не производится, а по проездным документам (билетам), оформленным со скидкой, производится исходя из уплаченной стоимости проезда.
77. Предъявление и рассмотрение претензий в случае утраты, недостачи или поврежде-
ния (порчи) груза, а также в случае просрочки доставки груза осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов.