I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Правилами охраны жизни людей
на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденными Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23 декабря 1988 г. №351, и обязательны для юридических лиц и граждан на всей территории России.
1.2. Органы местного самоуправления в целях безопасности жизни и здоровья граждан,
по производственным и иным соображениям устанавливают места, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют другие условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории соответственно района, города, поселка.
1.3. Участки водных объектов для массового отдыха, купания и занятия спортом (далее
по тексту – зоны рекреации) устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны природы, Государственной инспекции по маломерным судам; на судоходных и лесосплавных путях водных объектов также с органами, регулирующими судоходство и лесосплав.
1.4. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют
контроль за состоянием зоны рекреации водного объекта и представляют в органы местного самоуправления данные о соответствии зоны рекреации водного объекта санитарно-гигиеническим нормам и правилам перед началом и в период купального сезона.
1.5. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности несут ответственность за состояние безопасности жизни людей на закрепленных за ними водоемах.
|
1.6. Сроки купального сезона, продолжительность работы зон рекреации водных объе-
ктов устанавливаются органами местного самоуправления.
1.7. При проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на водоемах предприятия, учреждения или организации выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.
1.8. Контроль за соблюдением настоящих Правил со стороны предприятий и организа-
ций, участвующих в обеспечении безопасности населения на водоемах, организацию их
взаимодействия, анализ положения дел с безопасностью на воде и выработку предложений по его улучшению осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам, которая проводит ежегодные технические освидетельствования пляжей, других мест массового отдыха населения на водоемах и переправах и дает разрешение на их эксплуатацию.
II. ПОРЯДОК УЧЕТА ЗОН РЕКРЕАЦИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
2.1. Все зоны рекреации водных объектов подлежат учету в Государственной инспекции по маломерным судам.
2.2. Учет зон рекреации водных объектов включает в себя:
заполнение владельцем учетной карточки водного объекта, с представлением схемы
объекта, указанием основных технических характеристик (длины, ширины, площади, вместимости), количества бытовых, торговых и медицинских помещений, ведомственных спасательных постов;
внесение сведений об объекте в журнал учета зоны рекреации водного объекта;
присвоение зоне рекреации водного объекта номера, соответствующего номеру в жур-
нале;
заключение договора, на основании которого Государственная инспекция по маломер-
|
ным судам берет на себя обязательство проводить техническое освидетельствование зоны
рекреации водного объекта.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
3.1. Для определения готовности зоны рекреации водного объекта к эксплуатации про-
водятся ежегодные и внеочередные технические освидетельствования.
3.2. Ежегодное техническое освидетельствование проводится в объеме настоящих тре-
бований для подтверждения основных характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования и снабжения.
3.3. Внеочередное техническое освидетельствование проводится после капитального
ремонта, модернизации или переоборудования, стихийного бедствия и т.п., вызвавших изменение основных характеристик зоны рекреации водного объекта.
3.4. При проведении технического освидетельствования зоны рекреации водных объек-
тов проверяются:
соответствие площади объекта количеству отдыхающих;
наличие ведомственных спасательных постов, помещений для оказания первой меди-
цинской помощи, их укомплектованность;
наличие спасательного и противопожарного имущества и инвентаря в соответствии с установленными нормами;
состояние территории объекта, техническое состояние мостиков, плотов, вышек, ис-
пользуемых для схода и прыжков в воду;
наличие стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев на воде, сове-
тами купающимся о порядке поведения на воде, таблицами с указанием температуры воды и воздуха, направления и силы ветра, скорости течения, схемой территории и акватории пляжа с указанием наибольших глубин и опасных мест.
|
3.5. На основании результатов технического освидетельствования зоны рекреации вод-
ного объекта (ежегодного, внеочередного) инспектором составляется акт.
3.6. Техническое освидетельствование маломерных судов, приписанных к ведомствен-
ному спасательному посту, производится в соответствии с требованиями по техническому надзору за маломерными судами на годность к плаванию.
3.7. Перед проведением технического освидетельствования зоны рекреации водного
объекта Государственная инспекция по маломерных судам предъявляет владельцу зоны рекреации счет за проведенные работы.
3.8. Сроки технического освидетельствования согласовываются с владельцем зоны рек-
реации водного объекта.
3.9. Если техническое состояние зоны рекреации водного объекта не отвечает требованиям охраны жизни людей на воде или окружающей среды, начальником Государственной инспекции по маломерным судам или его заместителем пользование объектом запрещается.
3.10. Повторное освидетельствование зоны рекреации водного объекта проводится гос-
инспектором Государственной инспекции по маломерным судам в полном объеме в присутствии администрации базы после оплаты по установленному тарифу.
3.11. Должностные лица и владельцы зон рекреации, нарушающие правила пользования зонами рекреации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНАМ РЕКРЕАЦИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
4.1. Береговая территория зоны рекреации водного объекта должна соответствовать са-
нитарным и противопожарным нормам и правилам и иметь ограждение.
4.2. В зонах рекреации водного объекта для предупреждения несчастных случаев и ока-
зания помощи терпящим бедствие на воде в период купального сезона выставляются ведомственные спасательные посты предприятий, учреждений и организаций, за которыми закреплены зоны рекреации.
4.3. Контроль за работой ведомственных спасательных постов возлагается на предпри-
ятия, учреждения и организации, которым подчинены эти посты.
4.4. Зоны рекреации водных объектов располагаются на расстоянии не менее 500 м вы-
ше по течению от мест выпуска сточных вод, не ближе 250 м выше и 1000 м ниже портовых гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, нефтеналивных приспособлений.
В местах, отведенных для купания и выше их по течению до 500 м, запрещается стирка
белья и купание животных.
4.5. Перед началом купального сезона дно водоема до границы плавания должно быть обследовано водолазами и очищено от водных растений, коряг, камней, стекла и др., иметь постепенный скат без уступов до глубины 1,75 м, при ширине полосы от берега не менее 15 м.
4.6. Площадь водного зеркала в месте купания при проточном водоеме должна обеспе-
чивать не менее 5 кв. м на одного купающегося, а на непроточном водоеме – в 2 – 3 раза
больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв. м площади пляжа.
4.7. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водово-
рота, воронок и течения, превышающего 0,5 м в секунду.
4.8. Границы плавания в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, рас-
положенными на расстоянии 25 – 30 м один от другого и до 25 м от мест с глубиной 1,3 м.
4.9. В зоне рекреации водного объекта отводятся участки для купания не умеющих пла-
вать с глубиной не более 1,2 м. Участки обозначаются линией поплавков, закрепленных на тросах, или ограждаются штакетным забором.
4.10. Зоны рекреации водных объектов оборудуются стендами с извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев на воде, данными о температуре воды и воздуха, обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами,зонтами для защиты от солнца.
4.11. Плавучие понтоны, ограждающие акваторию купальни, надежно закрепляются и
соединяются с берегом мостиками или трапами, а сходы в воду должны иметь перила.
4.12. На купальнях, выступающих за береговую черту, с наступлением темноты на час-
ти, выступающей в сторону судового хода, при длине 50 м зажигается белый огонь кругового освещения, ясно видимый со стороны судового хода, на высоте 2 м над настилом, а при длине 50 м и более – белые круговые огни через каждые 50 м.
4.13. При отсутствии естественных участков с приглубыми берегами в местах с глубинами, обеспечивающими безопасность при нырянии, оборудуются деревянные мостки или плоты для прыжков в воду.
4.14. В зонах рекреации водных объектов в период купального сезона организуется дежурство медицинского персонала для оказания медицинской помощи пострадавшим на воде.
4.15. Зоны рекреации водного объекта, как правило, должны быть радиофицированы,
иметь телефонную связь и обеспечиваться городским транспортом.
4.16. Продажа спиртных напитков в местах массового отдыха у воды категорически за-
прещается.
V. МЕРЫОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЗОНАМИ РЕКРЕАЦИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
5.1. Запрещается:
5.1.1. Купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждениями и запре-
щающими надписями.
5.1.2. Купаться в необорудованных, незнакомых местах.
5.1.3. Заплывать за буйки, обозначающие границы плавания.
5.1.4. Подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсред-
ствам.
5.1.5. Прыгать в воду с катеров, лодок, причалов, а также сооружений, не приспособлен-
ных для этих целей.
5.1.6. Загрязнять и засорять водоемы.
5.1.7. Распивать спиртные напитки, купаться в состоянии алкогольного опьянения.
5.1.8. Приводить с собой собак и других животных.
5.1.9. Оставлять на берегу, в гардеробах и раздевальнях бумагу, стекло и другой мусор.
5.1.10. Играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а
также допускать в воде шалости, связанные с нырянием и захватом купающихся.
5.1.11. Подавать крики ложной тревоги.
5.1.12. Плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах.
5.2. При обучении плаванию ответственность за безопасность несет преподаватель (ин-
структор, тренер, воспитатель), проводящий обучение или тренировки.
5.3. При групповом обучении плаванию группы не должны превышать 10 чел. За груп-
пой должны наблюдать опытный спасатель и медицинский работник.
5.4. Обучение плаванию должно проводиться в специально отведенных местах.
5.5. Каждый гражданин обязан оказать посильную помощь терпящему бедствие на воде.
5.6. Работниками спасательных подразделений в зонах рекреации водных объектов
должна систематически проводиться разъяснительная работа по предупреждению несчастных случаев на воде с использованием радио, трансляционных установок, стендов, фото-витрин с профилактическим материалом.
5.7. Указания представителей Государственной инспекции по маломерным судам в час-
ти принятия мер безопасности на воде для администрации зон рекреации водных объектов,баз отдыха и плавательных бассейнов являются обязательными.
VI. МЕРЫОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ
6.1. Безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором и оборудованием
места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на воде и соблюдением мер предосторожности.
6.2. Взрослые обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, шалостей на воде, плавания на не приспособленных для этого средствах (предметах) и других нарушений правил безопасности на воде.
6.3. В пионерских лагерях и других детских учреждениях, расположенных у водоемов, участок для купания детей должен выбираться по возможности у пологого песчаного берега.
Дно участка должно иметь постепенный уклон до глубины двух метров, без ям, уступов, свободно от водных растений, коряг, камней, стекла и других предметов.
Перед открытием купального сезона в пионерском лагере дно акватории должно быть
обследовано водолазами и очищено от опасных предметов.
6.4. На пляжах пионерского лагеря, другого детского учреждения оборудуются участки
для обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубинами не более 0,7 м, а также для детей старшего возраста с глубинами не более 1,2 м. Участки
ограждаются забором или обносятся линией поплавков, закрепленных на тросах. В местах с глубинами до 2 м разрешается купаться детям в возрасте 12 лет и более и только хорошо умеющим плавать. Эти места ограждаются буйками, расположенными на расстоянии 25–30 м один от другого.
6.5. Пляж пионерского лагеря, другого детского учреждения должен отвечать установленным санитарным требованиям, благоустроен, огражден штакетным забором со стороны суши.
6.6. На расстоянии 3 м от уреза воды через каждые 25 м устанавливаются стойки с вы-
вешенными на них спасательными кругами и «концом Александрова».
6.7. На территории пионерского лагеря оборудуется стенд с извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев, данными о температуре воды и воздуха, силе и направлении ветра.
6.8. Во время купания детей на территории пляжа оборудуется медицинский пункт, ус-
танавливаются грибки и навесы для защиты от солнца.
6.9. Купание детей разрешается только группами не более 10 чел. и продолжительно-
стью не свыше 10 мин.
6.10. Ответственность за безопасность детей во время купания и методическое руководство возлагается на инструктора по плаванию. Эксплуатация пляжей пионерских лагерей или других детских учреждений запрещается без наличия в их штатах инструкторов по плаванию.
Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать.
6.11. Перед началом купания детей проводится подготовка пляжа:
6.11.1. Границы участка, отведенного для купания отряда (группы), обозначаются вдоль береговой черты флажками.
6.11.2. На щитах развешиваются спасательные круги, «концы Александрова» и другой
спасательный инвентарь.
6.11.3. Спасательная лодка со спасателем выходит на внешнюю сторону границы плавания и удерживается в двух метрах от нее.
6.12. По окончании подготовки пляжа детей группами выводят на их участки купания,
инструктируют по правилам поведения на воде, дети выстраиваются в линейку и складывают перед собой одежду.
За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение дежурными воспи-
тателями и медицинскими работниками.
6.13. Купающимся детям запрещается нырять с перил, мостков, заплывать за границу
плавания.
6.14. Во время купания детей на участке запрещается:
6.14.1. Купание и нахождение посторонних лиц.
6.14.2. Катание на лодках и катерах.
6.14.3. Игры и спортивные мероприятия.
6.15. Для проведения уроков по плаванию ограждается и соответствующим образом
оборудуется на берегу площадка, примыкающая к воде.
На площадке должны быть: плавательные доски по числу детей; резиновые круги по
числу детей; 2–3 шеста, применяемые для поддержки неумеющих плавать, плавательные поддерживающие пояса; 3–4 ватерпольных мяча; 2–3 электромегафона; доска расписания занятий с учебными плакатами по методике обучения и технике плавания.
6.16. Для купания детей во время походов, прогулок, экскурсий выбирается неглубокое
место с пологим и чистым от свай, коряг, острых камней, водорослей и ила дном. Обследование места купания проводится взрослыми, умеющими хорошо плавать и нырять. Купание детей проводится под контролем взрослых.
VIII. МЕРЫБЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ
8.1. При переходе по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми пере-
правами или проложенными тропами, а при их отсутствии, прежде чем двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться в прочности льда с помощью палки. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда.
Категорически запрещается проверять прочность льда ударами ноги.
8.2. Во время движения по льду следует обращать внимание на его поверхность, обхо-
дить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п.
Безопасным для перехода пешехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной
не менее 7 см.
8.3. При переходе по льду необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5–6 м и
быть готовым оказать немедленную помощь идущему впереди.
Перевозка малогабаритных, но тяжелых грузов производится на санях или других при-
способлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
8.4. Пользоваться площадками для катания на коньках на водоемах разрешается только
после тщательной проверки прочности льда. Толщина льда должна быть не менее 12 см, а при массовом катании – не менее 25 см.
8.5. При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной
лыжней, а при ее отсутствии прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Если имеются рюкзак или ранец, необходимо их взять на одно плечо.
Расстояние между лыжниками должно быть 5–6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его характером.
8.6. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади,
прыгать и бегать по льду, собираться большими группами.
Каждому рыболову рекомендуется иметь с собой спасательное средство в виде шнура
длиной 12–15 м, на одном конце которого закреплен груз 400–500 г, на другом – изготовлена петля.
XI. ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ
11.1. Знаки безопасности на воде устанавливаются на берегах водоемов в целях обеспе-
чения безопасности людей на воде.
11.2. Знаки имеют форму прямоугольника с размерами сторон не менее 50 – 60 см и из-
готавливаются из досок, толстой фанеры, металлических листов или другого прочного материала.
11.3. Знаки устанавливаются на видных местах и укрепляются на столбах (деревянных,
металлических, железобетонных и т.п.), врытых в землю. Высота столбов над землей должна быть не менее 2,5 м.
11.4. Надписи на знаках делаются черной или белой краской.
11.5. Характеристика знаков безопасности на воде дана в табл. 1.
Таблица 1
№ п/п Надпись на знаке Описание знака
1. Место купания В зеленой рамке. Надпись сверху.
(с указанием границ в метрах) Ниже изображен плывущий человек.
Знак закрепляется на столбе белого цвета
2. Место купания детей В зеленой рамке. Надпись сверху.
(с указанием границ в метрах) Ниже изображены двое детей, стоящих в воде.
Знак укрепляется на столбе белого цвета
3. Место купания животных В зеленой рамке. Надпись сверху.
(с указанием границ в метрах) Ниже изображена плывущая собака.
Знак укрепляется на столбе белого цвета
4. Купаться запрещено В красной рамке, перечеркнутое красной
(с указанием границ в метрах) чертой по диагонали с верхнего левого угла.
Надпись сверху. Ниже изображен плывущий человек. Знак укреплен на столбе красного цвета
5. Переход (переезд) по льду разрешен Весь покрашен в зеленый цвет. Надпись
посередине. Знак укрепляется на столбе белого цвета
6. Переход (переезд) по льду запрещен Весь покрашен в красный цвет. Надпись
посередине. Знак укрепляется на столбе красного цвета
11.6. За нарушение настоящих Правил виновные несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством.
Приложение №8 к Методическим рекомендациям
Методические рекомендации по созданию, содержанию и организации деятельности
общественных спасательных формирований
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в со-
став аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
1.2. Общественные аварийно-спасательные формирования (далее – ОАСФ) создаются
общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.3. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, не-
коммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
1.4. Общественное объединение создается по инициативе их учредителей – не менее
трех физических лиц. В состав учредителей могут входить юридические лица – общественные объединения.
Решение о создании, формировании руководящих органов, об утверждении устава при-
нимается на общем собрании (съезде, конференции).
С момента принятия указанных решений общественное объединение считается создан-
ным.
Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в органах юстиции и
приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
1.5. Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: обще-
ственная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
1.6. Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы
вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений, образуя новые общественные объединения.
1.7. Для обеспечения выполнения уставных целей и задач общественные объединения,
имеющие статус юридического лица, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе культурно-просветительскую, издательскую, спортивно-оздоровитель-
ную, консультативную, правозащитную, юридическую, и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
1.8. Спасатель-общественник – это гражданин, подготовленный и аттестованный на право ведения аварийно-спасательных работ, не являющийся сотрудником профессионально-
го или членом нештатного аварийно-спасательного формирования.
2. СТРУКТУРА, ОСНАЩЕНИЕ, ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ
ОБЩЕСТВЕННОГО АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
2.1. Для выполнения своих уставных целей по участию в ликвидации чрезвычайных си-
туаций общественное объединение самостоятельно определяет организационную структуру ОАСФ, его техническое оснащение, решает задачи по подготовке спасателей, их аттестации, созданию необходимой материально-технической базы за счет собственных финансовых средств. Типовая структура ОАСФ приведена в Приложении №1. Типовой табель оснащения приведен в Приложении №2.
2.2. Для получения свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях ОАСФ должно соответствовать следующим основным требованиям:
должно быть оснащено табельными техническими и транспортными средствами, обес-
печивающими выполнение возложенных на него задач и функций по предупреждению и ликвидации ЧС;
должно иметь помещение и оборудование, обеспечивающее несение дежурства, надеж-
ную связь, систему оповещения личного состава, места для размещения транспорта, помещение для имущества (типовой перечень документации ОАСФ приведен в Приложении №3);
не менее половины спасателей, принимающих непосредственное участие в ликвидации
последствий ЧС, должны быть аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ в соответствии с уставными задачами;
должно иметь учебно-материальную базу, позволяющую проводить все виды подготов-
ки для обеспечения соответствующего уровня готовности к выполнению уставных задач.
2.3. Технические средства и транспорт, средства связи, помещения могут предостав-
ляться ОАСФ его членами, приобретаться за счет средств, полученных от предпринима-тельской деятельности, спонсорской помощи, а также передаваться ОАСФ по договору аренды различными организациями.
2.4. Начальное обучение спасателей ОАСФ осуществляется по единой на территории
Российской Федерации Программе первоначальной подготовки спасателей, утвержденной на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол №1 от
25.02.1999). Обучение проводится по трем предметам: медицинской, противопожарной и психологической подготовкам (114-часовой курс).
Повышение квалификации спасателей ОАСФ проводится по программам профессио-
нальной подготовки спасателей МЧС России, других министерств и ведомств, а также путем приобретения ими дополнительных специальностей (например, газоэлектросварщик,
стропальщик, водолаз и т.д.) в специализированных учебных заведениях.
Обучение спасателей ОАСФ может проводиться на учебно-материальной базе учебно-
методических центров, в учебных заведениях министерств, ведомств, организаций.
Обучение спасателей ОАСФ в учебных заведениях МЧС России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановлениями Минтруда России от 29 июня 1994 г. №51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» и от 15 июня 1995 г. №31 «О внесении изменений и дополнений в Поста-
новление Министерства труда Российской Федерации от 29 июня 1994 г. №51».
В обучении спасателей ОАСФ по отдельным предметам (темам) подготовки могут при-
нимать участие специалисты поисково-спасательных формирований МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на добровольных началах или договорной основе. По решению соответствующих должностных лиц спасатели-общественники и ОАСФ могут участвовать в тренировках, соревнованиях и учениях подразделений войск гражданской обороны и поисково-спасательных формирований МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проводимых по планам органов управления по делам ГОЧС. Прохождение стажировок руководящего состава и спасателей ОАСФ в поисково-спасательных формированиях МЧС России, других аварийно-спасательных формированиях согласуется с должностными лицами этих формирований и не должно влиять на выполнение задач по предназначению.
2.5. Аттестация спасателей-общественников, а также ОАСФ производится в порядке,
предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября
1997 г. №1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
2.6. Организация данной работы возложена на Межведомственную комиссию, регио-
нальные, территориальные и ведомственные аттестационные комиссии. Перечень документов, представляемый для аттестации, содержится в «Квалификационных требованиях и методических рекомендациях по проведению аттестации АСС, АСФ и спасателей» (утверждены МАК 18.12.1997, протокол №4).
ОАСФ допускается к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в
чрезвычайных ситуациях только с момента получения свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ установленного образца.
2.7. ОАСФ, имеющее свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ, подлежит обязательной регистрации.
2.8. Регистрацию ОАСФ установленным порядком осуществляют органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
При регистрации ОАСФ должно представить: копию устава, организационно-штатную
структуру, ведомость укомплектования личным составом, схему оповещения, документы о наличии и состоянии оперативного транспорта, оборудования, снаряжения.
2.9. По согласованию с соответствующими должностными лицами ОАСФ добровольно может входить в состав резерва профессиональных аварийно-спасательных формирований.
3. УЧАСТИЕ СПАСАТЕЛЕЙ-ОБЩЕСТВЕННИКОВ В МЕРОПРИЯТИЯХ,
ПРОВОДИМЫХ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
3.1. С момента создания ОАСФ может осуществлять свою деятельность в соответствии
с уставными целями.
3.2. Для реализации уставных целей и задач в соответствии с действующим законода-
тельством ОАСФ может принимать участие в мероприятиях:
по пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организации различного масштаба слетов-соревнований «Школа безопасности», поле-
вых лагерей «Юный спасатель»;
содействию приобретению гражданами практических навыков и умения пользоваться
коллективными и индивидуальными средствами защиты;
проведению семинаров, консультаций по проблемам безопасности жизнедеятельности.
3.3. Свою деятельность ОАСФ может осуществлять самостоятельно или по согласова-
нию совместно с другими общественными объединениями, организациями, профессио-
нальными АСФ.
3.4. ОАСФ, спасатели-общественники добровольно могут участвовать в профилактиче-
ских мероприятиях, проводимых поисково-спасательными формированиями МЧС России:
по обеспечению безопасности мест массового отдыха граждан, туристических маршру-
тов, их маркировке;
обеспечению безопасности туристических слетов, соревнований, других массовых ме-
роприятий;
проведению занятий с детьми, учащимися, отдыхающими на турбазах по правилам по-
ведения в экстремальных ситуациях.
4. Участие ОАСФ, спасателей-общественников в ликвидации чрезвычайных ситуаций
4.1. Работа ОАСФ по участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций орга-
низуется и проводится на основании договоров и соглашений, заключенных между ОАСФ
и органами управления по делам ГОЧС.
4.2. Привлечение ОАСФ к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых ими объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на
других объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситу-
аций;
по решению общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью
ОАСФ, на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям
которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.3. Решение о привлечении ОАСФ (дежурной группы ОАСФ) к ликвидации чрезвычайной ситуации принимает зарегистрировавший его орган управления по делам ГОЧС.
В соответствии с разработанной схемой проводится оповещение ОАСФ и уточняется степень его готовности – количество спасателей ОАСФ, их экипировка и техническое оснащение, возможность работы в автономном режиме, время выезда на ликвидацию чрезвычайной ситуации. Порядок действий личного состава ОАСФ (дежурной группы ОАСФ) при получении сигналов о ЧС приведен в Приложении №4.
4.4. По прибытии на место начальник ОАСФ обязан доложить о своем прибытии руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.
Дальнейшую работу ОАСФ осуществляет под руководством руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. Порядок действий ОАСФ (дежурной группы ОАСФ) приведен в Приложении №5.
4.5. В связи с особым характером деятельности ОАСФ руководство им предполагает неукоснительное выполнение всеми его членами приказов и распоряжений, отдаваемых руководителем ОАСФ при их участии в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.6. В случаях, когда действия ОАСФ, спасателей-общественников в зоне чрезвычайной
ситуации не соответствуют условиям и порядку производства аварийно-спасательных и
других неотложных работ, руководители ликвидации чрезвычайной ситуации обязаны отстранить их от участия в работах.
4.7. Взаимодействие ОАСФ с другими силами организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил.
4.8. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению ра-
бот по ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАСФ, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, выплату им вознаграждений, предоставление им дополнительно оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
4.9. Кроме выполнения работ, на проведение которых аттестованы спасатели-общест-
венники, они могут участвовать (с их согласия) и в других мероприятиях по ликвидации чрезвычайной ситуации:
в разборке завалов, расчистке маршрутов движения техники (при наличии необходимо-
го оборудования и создании условий безопасности);
сборе информации о нахождении людей в зоне чрезвычайной ситуации (опрос очевидцев):
поиске людей, пропавших без вести в условиях природной среды;
эвакуации пострадавшего населения;
мероприятиях по жизнеобеспечению пострадавшего населения (развертывание времен-
ных пунктов проживания, доставка воды, продуктов питания, медикаментов, уход за боль-
ными и престарелыми);
оказании помощи профессиональным АСФ в организации их жизнедеятельности на пе-
риод проведения спасательных работ.
5. Учет ОАСФ и спасателей-общественников
5.1. Все ОАСФ и отдельные спасатели-общественники должны быть учтены при плани-
ровании мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.