№233 с изменениями от 22 февраля 1997 г. № 212, от 7 декабря 2006 г. № 752.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность следующих государствен-
ных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей:
центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества,
творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр; дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция; детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
|
детско-юношеские спортивные школы; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типо-
вое положение выполняет функции примерного.
2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется
– учреждение) – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого –развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи учреждения:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущест-
венно от 6 до 18 лет;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга;
удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
3. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
4. В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
5. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятия-
|
ми, организациями, в том числе и иностранными.
6. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим зако-
нодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом.
7. Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в учреждении,
определяется уставом учреждения.
8. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом;
реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвер-
жденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ;
соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрас-
ту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
9. Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется
уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
10. Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя.
11. Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.
|
Учреждение как юридическое лицо имеет устав, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
13. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые зако-
нодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
14. Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации
«Об образовании».
Целью и содержанием аттестации учреждения является установление соответствия со-
держания обучения и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения.
Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет.
Аттестация государственных, муниципальных и негосударственных учреждений проводится соответствующими государственными органами управления образованием.
Для проведения аттестации учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством
образования и науки Российской Федерации.
Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом проводяще-
го аттестацию органа.
В состав комиссии не могут входить работники учреждения, проходящего аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, осу-
ществляющим аттестацию, решения о признании учреждения аттестованным или неаттестованным.
Координация и контроль по проведению аттестации учреждения возлагаются на Феде-
ральную службу по надзору в сфере образования и науки.
14. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».
Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтвержда-
ет его государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Требования, предъявляемые к учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
15. Учреждение может иметь филиалы (отделения) и представительства, осуществляю-
щие полностью или частично по его доверенности правомочия юридического лица, а также иные структурные подразделения.
Филиалы (отделения) проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование,
аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном для учреждения.
16. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе об-
разовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
17. Учреждение может быть реорганизовано в иную образовательную организацию по
решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя.
При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения
его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
18. Ликвидация учреждения может быть осуществлена в порядке, установленном зако-
нодательством Российской Федерации.
III. ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19. Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом
запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
20. Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями,
организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
21. Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по согласованию с другими образовательными учреждениями может осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны способствовать творче-
скому развитию обучающихся в осваиваемой профессии.
22. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В кани-
кулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и турист-
ские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.
23. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые
условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).
24. В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование
образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мас-
терства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический
совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения.
Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных
учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и
организациям по договору с ними.
25. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие)3.
26. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом пример-
ных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управле-
ния образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы,
утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.
27. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической на-
правленности или комплексным, интегрированным программам.
Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом
учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объ-
единения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогиче-
ских работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных
особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
28. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные
представители) без включения в основной состав, если кружок не платный, при наличии ус-
ловий и согласия руководителя объединения.
29. Учреждение может создавать объединения в других образовательных учреждениях,
предприятиях и организациях. Отношения между ними определяются договором.
IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
30. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило,
до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители).
31. Порядок приема детей в учреждение в части, не отрегулированной законодательством
Российской Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе.
32. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) родителей (законных
представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими орга-
низацию образовательного процесса.
3 Далее именуются – объединения.
33. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), работни-
ков определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.
34. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для
работников учреждения работодателем является данное учреждение.
35. К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, име-
ющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям ква-
лификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагоги-
ческих работников.
36. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым догово-
ром (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству
Российской Федерации.
37. Педагогические работники учреждения имеют право на:
участие в управлении учреждением;
защиту своей профессиональной чести и достоинства;
свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и
материалов, методов оценки знаний, умений обучающихся;
социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федера-
ции, и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.
38. Учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью учрежде-
ния, утверждает штатное расписание, осуществляет распределение должностных обязанностей,
устанавливает заработную плату работникам учреждения на основе Единой тарифной сетки в со-
ответствии с тарифно-квалификационными требованиями, в том числе надбавки и доплаты к
должностным окладам, порядок и размер их премирования в пределах имеющихся средств.
V. УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО
39. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, педагогический со-
вет, общее собрание, попечительский совет и другие формы. Порядок выборов органов са-
моуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.
40. Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением
осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, опре-
деляемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуп-
равления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного са-
моуправления.
41. Директор учреждения:
планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и
эффективность работы учреждения;
несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образователь-
ного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обя-
занностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;
утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, над-
бавки и доплаты к ним;
распоряжается имуществом образовательного учреждения и обеспечивает рациональ-
ное использование финансовых средств;
представляет учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах;
несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.
VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ
42. За учреждением в целях обеспечения его деятельности собственником (уполномо-
ченным им органом) закрепляются здания, имущественные комплексы, оборудование, ин-
вентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество
потребительского, культурного, социального и иного назначения.
Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным учреждени-
ем в постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном упра-
влении этого учреждения.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве опера-
тивного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными це-
лями деятельности, законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается
только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
43. Учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
44. Деятельность учреждения финансируется его учредителем.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные средства учредителя;
бюджетные средства;
имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им органом);
добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг;
доход, полученный от ведения предпринимательской и иной приносящей доход дея-
тельности;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.
45. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоря-
жении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учрежде-
ния отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
46. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том чис-
ле ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от
вида учреждения. Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зави-
сящие от количества детей.
Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или)
абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
47. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги,
выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподава-
ние специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углублен-
ным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятия-
ми, организациями и физическими лицами.
48. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность,
предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
При осуществлении учреждением предусмотренной его уставом предпринимательской
деятельности учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие зако-
нодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
О государственной аккредитации образовательных
учреждений дополнительного образования детей