Дополнительного образования детей




Письмо Минобрнауки РФ от 19 августа 2004 г. №АФ-705

Главам администраций субъектов Российской Федерации

Руководителям органов управления образованием

В связи с запросами, поступающими в Минобрнауки России из регионов по проблеме

разграничения полномочий государственных органов исполнительной власти и местного

самоуправления в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 06.10.99 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в отношении перспектив деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, финансируемых из регионального бюджета, министерство сообщает.

В Российской Федерации на протяжении 85 лет сложилась и продолжает развиваться

государственная система дополнительного (внешкольного) образования детей, не имеющая аналогов в мире. Она включает в себя 18 тыс. образовательных учреждений разной ведомственной принадлежности, 440 тыс. педагогов, 13 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет,

занимающихся в свободное время дополнительным образованием по выбору: художественным, научно-техническим, спортивным, туристско-краеведческим, эколого-биологическим, исследовательской деятельностью. В Концепции модернизации российского образо-

вания на период до 2010 года подчеркнута особая роль этих учреждений как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом возрастает их роль в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000

№1847-р разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002–2005 годы, направленная на сохранение сети и дальнейшее совершенствование системы, обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей.

Системообразующими центрами развития дополнительного образования детей на фе-

деральном и региональном уровнях являются государственные учреждения дополнительного образования детей, которые выполняют функции, не относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления, определенным статьей 15 Федерального закона от

06.10.2003 №131-ФЗ. Они призваны участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в области воспитания и образования детей и в рамках этого:

– являются опорными образовательными учреждениями, осуществляющими сетевое

взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений в системе воспитания и дополнительного образования детей; обеспечивают участие детей субъектов РФ в мероприятиях федерального и международного уровня;

– реализуют функции организационно-методических центров для образовательных уч-

реждений всех типов и видов субъектов РФ; осуществляют программно-методическое

обеспечение муниципальных учреждений дополнительного образования детей; организуют работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом специфики деятельности; проводят экспериментальную работу;

– организуют работу с одаренными детьми от муниципального до федерального и меж-

дународного уровней, участвуют в формировании молодежной политики, способствуют развитию «замещающей педагогики» в деятельности по предупреждению негативных социальных явлений в детской и молодежной среде.

Позитивные результаты деятельности системы достигаются благодаря четко выстроенной управленческой вертикали на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, способствующей развитию мотивации, совершенствованию деятельности, стремлению к достижению высоких показателей в различных областях знаний и творческой деятельности на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, состязаниях и т.д. Механический перевод государственных

образовательных учреждений на муниципальный уровень может привести к разрушению единого образовательного пространства, системы дополнительного образования детей России в целом, нарушению прав и законных интересов ребенка (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

С учетом того, что получение дополнительного образования как составной части основ-

ного общего образования является функцией государства, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не противоречат сохранению государственных учреждений дополнительного образования детей на региональном уровне с соответствующим финансированием их за счет бюджета субъекта для выполнения делегированных им полномочий.

Пункт 1.11 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «...организации пре-

доставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время...» не меняет само определение, статус государственных учреждений дополнительного образования детей, их структуру, полномочия, другие юридические нормативы функционирования этих учреждений.

В связи с изложенным Минобрнауки России полагало бы целесообразным сохранить эти структуры в качестве государственных учреждений дополнительного образования детей.

Министр А.А.Фурсенко

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: