Дата введения: 20 июня 2003 года




Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

2.4.4.1251-03

2.4.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

(Извлечения)

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Законом Российской Федера-

ции «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 7, ст. 631), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 22.02.1997) «Об утверждении

Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №12, ст. 1053).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо

от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополни-

тельного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектиру-

емые, строящиеся, реконструируемые учреждения дополнительного образования детей.

1.4. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых учреждений дополнительного образования, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Изменение функционального назначения помещений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

1.5. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения

необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального

самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культу-

ры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

Основные виды деятельности: художественное, техническое творчество, занятия музы-

кой, хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов и

другие виды деятельности.

1.6. В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомен-

дуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.).

С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся ин-

дивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.

II. Требования к земельному участку

2.1. Расстояния от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов,

транспортных дорог и магистралей до учреждений дополнительного образования принима-

ют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, по-

селков и сельских населенных пунктов.

Размещение учреждений дополнительного образования, в том числе включающие зоны

отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для детей и подростков (в т.ч.

пляжи), на территориях санитарно-защитных зон не допускается.

Через территории учреждений дополнительного образования не должны проходить ма-

гистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабже-

ния, канализации).

Пешеходная и транспортная доступность данных учреждений для детей не рекомендо-

вано превышать 30 мин. в одну сторону.

2.2. Отдельно стоящие учреждения дополнительного образования детей размещают на

обособленных участках.

При проектировании и строительстве учреждений дополнительного образования пло-

щадь участков определяется заданием на проектирование.

2.3. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле 10 лк.

2.4. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 – 1,5 м или зеле-

ными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами, размещение кле-

ток содержания диких животных, опасных для жизни детей и взрослых.

2.5. На участке выделяются функциональные зоны: площадки для занятий объединений

детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные площадки, площадки для ти-

хого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками, зеленая зона. Количество функцио-

нальных зон и их размеры определяются самими учреждениями дополнительного образо-

вания детей в зависимости от направленности реализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следующее примерное

распределение территории на зоны и участки, в зависимости от их назначения:

– спортивная площадка 0,7–1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га),

футбольное поле (45 х 20 м2), две волейбольные (9 х 18 м2), две баскетбольные (16 х 28 м2)

площадки либо по одной волейбольной, баскетбольной и одна комбинированная площад-

ка; кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

– учебно-опытная зона 0,15–0,4 га, включающая участки овощных, полевых и декора-

тивных культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки;

– зона отдыха и аттракционов площадью 0,15–0,5 га, включающая площадки для тихих

и подвижных игр;

– хозяйственная площадка площадью 0,05–0,1 га.

Зеленая зона должна составлять не менее 50% территории учреждения дополнительно-

го образования детей.

2.6. Зону хозяйственного двора следует предусматривать в глубине участка. На хозяйст-

венном дворе размещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с

крышками должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей зда-

ния на площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и

асфальтированным подъездом со стороны улицы. Размер контейнерной площадки должен

превышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

III. Требования к зданию и основным помещениям

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдель-

но стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут со-

стоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей; 4-этажные зда-

ния допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением че-

рез проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

3.3. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в

наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в

подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны исполь-

зоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходи-

мо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

– мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, храни-

мых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с вы-

ходом на участок;

– на первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных за-

нятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, ком-

наты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных меро-

приятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

– на последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономиче-

ские (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах;

при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастер-

ские живописи.

3.5. В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке

древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо

предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный там-

бур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы каби-

нетов другого назначения.

3.6. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведче-

ского, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руко-

водствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических

требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным

машинам и организации работы.

3.8. При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования са-

нитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться

раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количе-

ство санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник

на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Пло-

щадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее

0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны

располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости

от них.

3.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их

влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к

применению в установленном порядке.

3.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней

отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического за-

ключения.

3.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в

соответствии с требованиями строительных норм и правил, утвержденных проектным за-

данием, но не должна быть менее 3,0 м.

3.13. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответ-

ствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализа-

ции программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии про-

цесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3.14. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособ-

ленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющими отношения к дан-

ному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания учреждений дополнительного образования детей должны быть оборудова-

ны системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, ка-

нализацией и водостоками.

4.2. Водоснабжение и канализация учреждений дополнительного образования должны

быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения уч-

реждение дополнительного образования необходимо обеспечить питьевой водой, отвечаю-

щей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных сис-

тем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах учреждения дополнительного образования оборудуются

внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений или вы-

гребами с последующим удалением стоков на очистные сооружения при согласовании с уч-

реждениями госсанэпиднадзора.

4.3. В учреждениях дополнительного образования должен быть организован питьевой

режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна

отвечать требованиям санитарных правил.

4.4. В помещениях для занятий изобразительным искусством, скульптурой, техническим

творчеством, юных натуралистов, в кинофотолабораториях, в лабораториях, помещениях

для образовательной деятельности, мастерских, помещениях медицинского назначения,

комнате технического персонала, санитарных узлах необходимо устанавливать раковины с

подводкой горячей и холодной воды.

4.5. В помещениях для проведения занятий спортом и хореографией предусматривают-

ся гардеробные для верхней одежды (при отсутствии общей гардеробной). Раздельно для

мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты,

душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной

воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

V. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов дея-

тельности

5.1. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособлен-

ных зданиях следует обеспечить достаточный по площади минимальный набор помещений

для занятий детских объединений, а также предусмотреть оборудование, мебель, кладо-

вую, гардероб и санузел, соответствующие санитарным нормам.

5.2. Минимальную площадь помещений для организации различных занятий в учрежде-

ниях дополнительного образования детей следует принимать из расчета площади на 1 за-

нимающегося в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

5.3. Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.

5.3.1. Для мастерских масляной живописи должны быть выделены помещения площа-

дью не менее 4,8 кв. м на 1 учащегося, высотой не менее 3,0 м, высотой подоконников не

более 1,3 м. Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать перпендикулярно

и параллельно окнам.

5.3.2. Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из рас-

чета не менее 4,0 кв.м на 1 учащегося, высотой не ниже 3,6 м, высотой подоконников не бо-

лее 1,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи и рисунка следует разме-

щать полукругом около 2 моделей, расположенных у боковых стен.

5.3.3. К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая

площадью не менее 9 кв.м.

5.3.4. Мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3,6 кв.м на 1 учащегося;

мастерские прикладного искусства и композиции – не менее 4,5 кв.м на 1 учащегося; вы-

соту помещений – не ниже 3,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изо-

лированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При

мастерских прикладного искусства и композиции должны быть кладовая площадью не ме-

нее 9 кв.м, при мастерской скульптуры – две кладовые для хранения глины и гипса.

5.3.5. Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств

площадью из расчета 2,0 кв.м на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного

методического фонда – не менее 18 кв.м.

5.3.6. Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и хо-

лодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальника-

ми, один из них с раковиной и широким столом.

5.4. Требования к организации музыкальных занятий.

5.4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

– помещения для индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах

(струнные, духовые, народные), площадью не менее 12 кв.м;

– помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) пло-

щадью не менее 36 кв.м и высотой не ниже 3,0 м;

– помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 кв.м на 1 человека, вы-

сотой не ниже 4,0 м.

5.4.2. При музыкальном отделении должны быть помещения для хранения музыкальных

инструментов, площадью не менее 10 кв.м.

5.4.3. Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться

вдали от помещений для теоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами долж-

на отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

5.5. Требования к организации занятий хореографией.

5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами пло-

щадью из расчета 3–4 кв.м на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9–1,1 м от пола и рас-

стоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеные или покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков, обору-

дуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета

не менее 2 кв.м на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не ме-

нее 18 кв.м.

5.6. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, постановок спектаклей,

кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуются:

– концертный зал при вместимости 300–500 мест площадью 200–400 кв.м;

– 2 костюмерные для мальчиков и девочек (10–18 кв.м) в удобной связи со сценой;

– комната исполнителей (24–36 кв.м);

– помещения для драмкружка (50–70 кв.м);

– подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).

5.7. Требования к организации занятий техническим творчеством.

5.7.1. Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соот-

ветствовать строительным нормам и правилам.

5.7.2. Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория по ос-

новам наук оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государствен-

ных стандартов.

Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются учени-

ческими столами и стульями или комбинированными верстаками.

Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными

верстаками, в соответствии с гигиеническими требованиями для общеобразовательных уч-

реждений.

5.7.3. Столы и верстаки, за которыми проводится пайка, должны иметь металлическое

покрытие и местную вытяжную вентиляцию.

5.7.4. Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной

не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны располагаться перпендикулярно ок-

нам при правостороннем освещении, соблюдая расстояние от тисков до тисков 90 – 100 см.

5.7.5. Столярные верстаки должны располагаться под углом 45 град. к окнам или пер-

пендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не

менее 80 см.

5.7.6. Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом

20–30°, фрезерные – параллельно окнам.

5.7.7. Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам

детей.

5.7.8. Все оборудование, являющееся источником пылевыделений, должно иметь мест-

ную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

5.7.9. При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гиги-

енические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения

и труда подростков.

На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-

эпидемиологическим заключением.

5.7.10. Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы

раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

5.7.11. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии

c гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электрон-

но-вычислительным машинам и организации работы.

5.8. Требования к организации занятий эколого-биологического профиля и юных нату-

ралистов.

5.8.1. Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответ-

ствовать требованиям строительных норм и правил.

5.8.2. Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями, долж-

ны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

5.8.3. С детьми, ухаживающими за животными, должен проводиться инструктаж о при-

емах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.

За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

5.9. Требования к организации спортивных занятий.

5.9.1. Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих про-

граммы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

5.9.2. Набор и состав помещения для спортивных секций определяются направленностью

образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимаю-

щихся детей и должен отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил.

5.9.3. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 кв.м на одного занимающего-

ся. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть

ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизов; стены сле-

дует окрашивать масляной краской на высоту 1,5–2,0 м от пола, а верхнюю часть – клеевой

краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрыты решетками. На окнах долж-

ны быть предусмотрены заградительные устройства.

В детской юношеской спортивной школе на 160–180 человек может быть спортивный

манеж (42 х 18 м) и спортзал (36 х 18 м).

5.9.4. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для про-

ведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.

5.9.5. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен

не менее 2 м во избежание травматизма. При невозможности организации такого отступа

стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт по-

крывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи,

без грубых швов.

5.9.6. Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по

полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов – равномерной по плоско-

сти и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении.

5.9.7. Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с

крышками.

5.9.8. Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержать-

ся в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть

причиной повреждений и травм.

5.9.9. Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр долж-

ны иметь травяной покров.

5.9.10. Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующее покрытие, плот-

ный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.

5.9.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Пе-

ред прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать

резиной или брезентом, и они должны находиться на одном уровне с землей.

5.9.12. Условия для занятий водными видами спорта должны соответствовать санитар-

но-гигиеническим требованиям к бассейнам.

5.9.13. Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:

– игровые зоны общей физической подготовки;

– специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготов-

ки с группами обслуживающих помещений;

– административно-хозяйственные и другие помещения, в зависимости от профиля

школы.

5.9.14. При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с

учетом возраста детей и этапов подготовки.

5.9.15. Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в дет-

ской юношеской спортивной школе и спортивной детской юношеской школе олимпийско-

го резерва представлен в приложении 2.

5.9.16. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна

превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах – 4-х часов в день.

Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более 1 часа.

5.10. Занятия хореографией, спортом и физической культурой должны проводиться

только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудовании.

5.11. Уровни шума в помещениях учреждений дополнительного образования детей

должны соответствовать требованиям санитарных норм.

VI. Требования к естественному и искусственному освещению

6.1. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь ес-

тественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать умываль-

ные; снарядные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персо-

нала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеня-

ющихся жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

6.2. В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть обеспечены необхо-

димые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественно-

го освещения (КЕО) должно соответствовать: для I светоклиматического пояса – 5,1%, но

не менее 3,8%; для II – 4,1%, но не менее 3,0%; для III – 3,6%, но не менее 2,5%. Такие ус-

ловия КЕО должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освеще-

ния мастерских.

В остальных помещениях учреждений дополнительного образования коэффициент ес-

тественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требова-

ниям строительных норм и правил.

6.3. Неравномерность естественного освещения помещений для детей и подростков при

боковом освещении не должна превышать 3:1.

6.4. Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солн-

цезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетаю-

щихся с цветом стен, мебели.

6.5. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть ле-

восторонней. Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади. В слесар-

ных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи

с особенностями рабочей позы.

6.6. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять

отделочные материалы и краски неярких холодных тонов – бледно-голубой, бледно-зеле-

ный; в помещениях, ориентированных на северные румбы, следует использовать светлые,

теплые тона – бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

6.7. Для отделки учебных помещений должны использоваться диффузноотражающие

отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка – не менее 0,8,

стен и оборудования – не менее 0,7, пола – 0,4.

6.8. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в по-

мещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники – 5 м.

6.9. На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной

освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

– в учебных помещениях для теоретических занятий – 300 – 500 лк;

– в компьютерных кабинетах – 300 – 500 лк;

– в мастерских по обработке металла – 600 лк;

– в мастерских по обработке дерева – 500 лк;

– в швейных мастерских – 600 лк;

– изостудии, живописи, рисунка, скульптуры – 300 – 500 лк;

– концертных залах – 300 лк;

– звукоаппаратной – 150 лк;

– спортивных залах – 200 лк (на полу);

– рекреациях – 150 лк;

– в помещениях для занятий юных натуралистов – не менее 300 лк.

При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

6.10. В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I – IV разря-

дов, как правило, следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).

6.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и др. должна применяться

система общего освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует распо-

лагать в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

6.12. Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и

своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.

VII. Требования к воздушно-тепловому режиму

7.1. В основных помещениях учреждений дополнительного образования детей темпера-

тура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 7.1.

7.2. Температурный перепад между температурой воздуха внутри помещения и темпера-

турой внутренней поверхности ограждающей конструкции должен быть не более 6°С.

7.3. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения

воздуха должны составлять: в теплый период года – относительная влажность воздуха – 60

–30%, скорость движения воздуха – 0,2–0,3 м/сек.; в холодный и переходные периоды го-

да – влажность – 45–30%, скорость движения воздуха – не более 0,2 м/сек.

Таблица 7.1

Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях

Основные помещенияТ емпература воздуха, °С

в разных климатических районах и подрайонах

1а, 1б, 1г 1в, 1д, II, III IV

Комнаты для занятий объединений учащихся 21 18 17

Лаборатории 21 18 17

Мастерские по обработке металла, дерева, 17 15 15

с крупным станочным оборудованием,

кружки технического моделирования

Помещения для музыкальных занятий 20 18 18

объединений детей, клубные комнаты, занятий

вокалом, актовый зал – лекционная аудитория,

зрительный зал

Спортивные залы:

при отсутствии мест для зрителей 18

при наличии мест для зрителей 15

Залы ванн бассейнов На 1 – 2 град. выше температуры воды в ванне

Залы для подготовительных занятий 18

в бассейнах; хореографические классы

7.4. Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования

должен соответствовать строительным нормам и правилам.

VIII. Требования к режиму деятельности детей

8.1. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь сани-

тарно-эпидемиологическое заключение.

8.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составля-

ется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной

работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо

соблюдение следующих гигиенических требований:

8.2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от

врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополни-

тельного образования по избранному профилю.

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не

рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профи-

ля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.

8.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения)

и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для

отдыха не менее часа.

8.2.4. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ра-

нее 8.00 ч, а их окончание – не позднее 20.00 ч.

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в

любой день недели, включая воскресные и каникулы.

8.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования

в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в выходные и каникулярные дни

– 3 часа. После 30 – 45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не ме-

нее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого

занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в Приложении 3.

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиениче-

скими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычис-

лительным машинам.

8.3. В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий,

в середине дня необходимо устраивать 1–2-часовой перерыв между сменами для уборки и

сквозного проветривания помещений.

8.4. При привлечении школьников среднего и старшего возрастов к трудовой деятель-

ности режим дня должен организовываться в соответствии с санитарными правилами по

содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха и гигиенических критериев до-

пустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

IX. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

9.1. В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярно проводить-

ся санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

При работе учреждения в 2 смены уборку должны проводить дважды: между сменами

занятий и в конце рабочего дня. Во всех помещениях должна проводиться ежедневная

влажная уборка помещений с использованием соды, мыла, синтетических моющих средств

и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с применением моющих и

дезинфицирующих средств. Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не менее 3-х

раз в год (весной, летом, осенью).

9.2. Места общего пользования (буфет, туалеты, душевые) необходимо убирать посто-

янно с использованием дезинфицирующих средств.

9.3. В туалетах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудова-

ние. Сиденья на унитазах должны мыться теплой водой с мылом. Раковины и унитазы следу-

ет чистить квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи и уборочный материал необходимо погрузить в 0,5% раствор ги-

похлорида кальция или 1% раствор хлорной извести на 30 мин., затем прополоскать и вы-

сушить. Чистые квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркиро-

ванной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения убороч-

ного инвентаря.

В туалетах должны быть педальные ведра, туалетная бумага, мыло (лучше жидкое с до-

затором), сушка для рук или разовые салфетки, полотенца для вытирания рук.

9.4. В душевых должна проводиться ежедневная уборка и дезинфекция (помещения,

предметы обстановки – скамьи, шкафчики, резиновые коврики).

В душевых необходимо пользоваться индивидуальной обувью, мылом, мочалкой.

9.5. Обработку и дезинфекцию спортивного инвентаря следует проводить следующим

образом:

спортивный ковер очищается ежедневно с использованием пылесосов; рекомендовано ис-

пользование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3–4 раз в месяц;

тренировочные мешки, чучела и переносной спортивный инвентарь протирают влажной

ветошью не менее 1–2 раз в день, а металлические части спортивного инвентаря – сухой

тряпкой;

маты должны не реже 1 раза в неделю очищаться от пыли с помощью пылесосов или

выколачиваться на от



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: