Типология журналистики русского зарубежья 7 глава




 

В 1876 г. в связи с разногласиями внутри редакции и с кружком «лавристов» в Петербурге по вопросам тактики и организации революционной борьбы Лавров выходит из редакции. Причиной разрыва стала личная неудовлетворенность Лаврова, связанная с неудавшейся попыткой сделать «Вперед!» центром всех революционных сил в России, а также с провалом «хождения в народ» и следовательно, тактики «пропагандистов». Еще одной причиной Н.Г. Кулябко-Корецкий называет отчуждение Лаврова во «впередовской» коммуне от «нигилистов», плебейские замашки которых он с трудом переносил15.

 

Порвав с «Вперед!» (последний, пятый, номер журнала вышел в 1877 г.), Лавров отошел от народнической фракционной борьбы и стал фактически духовным лидером русской революционной эмиграции, хранителем традиций Герцена. Следование герценовской традиции проявлялось не только в осмотрительности и взвешенности политических позиций Лаврова, его неприятии «нигилизма» молодых и стремлении избегать крайностей в революционных действиях, их неподготовленности. Ближе всех к Герцену Лавров стоял и в развитии традиций Вольной русской прессы – в содержании, идеях и типологических чертах изданий.

 

В материалах следственного дела Лаврова хранятся издания Вольной русской типографии. А.В. Никитенко писал о Лаврове: «Любовь к “человечеству” почерпнул он в сочинениях новейших социалистов... Прежде “Колокол” был для него источником великих истин и убеждений»16. В условиях 1870-х годов Лавров развивает темы Герцена о России и Западе, ведет полемику с российской и европейской прессой. Не случайно поэтому поколение 80-х годов, вспоминая о предшествующих десятилетиях, чаще всего выделяло «Колокол» и «Вперед!».

 

«Набат». В ноябре 1875 г. в Женеве вышел еще один журнал – «Набат». В подзаголовке значилось «Орган российских революционеров». Редактором журнала был П.Н. Ткачев, появившийся за границей в 1873 г. и поначалу участвовавший в журнале Лаврова «Вперед!». «Набат» был создан при поддержке группы русско-польских эмигрантов бланкистского направления во главе с К. Турским и К. Яницким и рассчитан на образованную, революционно настроенную молодежь. Вышло 20 номеров, в том числе ряд сдвоенных и строенных; некоторые номера (1877/78 и №3/5 за 1879 г.) издавались в виде книг. Ноябрьский номер за 1875 г. вышел в двух вариантах, которые отличаются по набору и содержанию. Журнал издавался форматом писчей бумаги, в два столбца, сначала в Женеве, с 1879 г. – в Лондоне. Выходил нерегулярно, лишь в 1876 г. ежемесячно, объемом от 16 до 24 страниц. В 1877 г. вышел один сдвоенный номер, в 1878 г. – 200 страниц одной книгой. Менялся и сам тип издания; например, в 1881 г. он выходил в виде газеты («Революционная газета»). В 1879 г. после перенесения «Набата» в Лондон руководящая роль Ткачева в журнале уменьшается. В 1880 г. была предпринята попытка издавать «Набат» в Петербурге, но отправленный в Россию шрифт был захвачен полицией. В 1881 г. издание возобновилось в Женеве под редакцией К.М. Турского и П.В. Григорьева (П. Грецко).

 

Содержание «Набата» соответствовало политической платформе его редактора. Он с самого начала противопоставил себя анархистско-бакунинскому и пропагандистско-лавристкому направлениям. Журнал стал органом бланкистского, заговорщического (якобинского) течения революционной мысли. В программной статье журнала П.Н. Ткачев писал: «Бить в набат, призывать к революции – значит указывать на ее необходимость и возможность именно в данный момент выяснять практические средства ее осуществления, определять ее ближайшие цели». Наиболее эффективным средством низвержения самодержавия он провозглашал «государственный заговор». Призывая к немедленной революции, Ткачев исходил из ошибочной посылки, которая впоследствии была заимствована у него народовольцами, что самодержавное государство не имеет классовых корней в России и одинаково ненавистно всем социальным слоям. Захват власти революционерами путем «государственного заговора» вызовет, по его мнению, всенародный бунт, который и закрепит победу революции. Ткачев отстаивал в «Набате» идею создания строго централизованной революционной организации и пытался осуществить ее практически основанием в 1877 г. «Общества народного освобождения», органом которого с 1878 г. и становится «Набат».

 

В журнале Ткачева в полной мере нашли отражение общие для народничества иллюзии и утопии. Так, заявляя, что русский народ «революционер по инстинкту», Ткачев повторял ошибки «бакунистов», против которых он выступал. Он смотрел на общину как на основу будущего социалистического строя, уповал на узкий круг заговорщиков, устанавливающих свою диктатуру. Его платформа носила печать эклектизма, как и вся народническая идеология. Когда «Набат» оказался в расположении Турского, одобрявшего террористические методы борьбы, журнал превратился в орган крайнего террористического направления. В апологии террора как единственного средства борьбы он пошел дальше народовольцев, рассматривавших террор лишь как одно из средств политической борьбы.

 

Структура и содержание журнала с момента его возникновения отражали разнообразие обсуждаемых проблем. С программными статьями по теоретическим и политическим вопросам выступал Ткачев («Революция и государство», «Народ и революция», «Наши иллюзии» и др.); о жизни в России и революционном движении сообщалось в разделе «Россия» (под рубриками «Корреспонденция», «Нам пишут». «Правда ли?»); о событиях за границей извещал раздел «Иностранное обозрение»; политические статьи и заметки, а также рецензирование общественно-политической литературы было представлено в разделе «Критико-библиографическое обозрение». С самого начала в журнале был введен раздел «Фельетон», где в «подвале» помещались материалы под рубрикой «Из истории заговоров и тайных обществ» и др. Однако структура журнала не была постоянной, она изменялась в зависимости от формы, периодичности издания, наличия корреспонденции из России. Ткачеву не удалось сплотить единомышленников и наладить постоянные связи с Россией. В лучшие времена тираж журнала достигал лишь 1500 экз.

 

«Общее дело». В этот же период за границей издавались и другие печатные органы русских эмигрантов различных направлений. К их числу следует отнести политический и литературный журнал «Общее дело», выходивший в Женеве с 9 мая 1877 по ноябрь 1890 г. Всего вышло 112 номеров. Заявленный как ежемесячный, он не выдержал периодичности. Основан он был по инициативе М.К. Элпидина, взявшего на себя функции издателя. В редакцию входили постоянные сотрудники: А.X. Христофоров, В.А. Зайцев (в 1877–1811 гг.), Н.А. Белоголовый (с 1882 г.) и Н.А. Юренев. С конца 1883 г. фактическим редактором-издателем становится Н.А. Белоголовый. С журналом сотрудничали М.П. Драгоманов (до 1882 г.), П.Ф. Алисов, М.И. Венюков, С.Я. Жеманов, Н.А. Морозов (1880–1881), Н.О. Осипов, С.А. Подолинский, Н.В. Соколов и др. Структура журнала имела много общего с другими эмигрантскими изданиями. В «Общем деле» была представлена информация о политической жизни в России и Европе, например, были опубликованы «Речь крестьянина Петра Алексеева в особом присутствии правительственного сената 10 марта 1877 года» (№1), материалы о процессе 193-х (№3, 5, 6). В журнале увидели свет запрещенные в России литературные произведения: сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добродетели и пороки» (№67), «Медведь на воеводстве» (№68); поэма Т.Г. Шевченко «Мария» и др.

 

Направление журнала было неопределенным. По существу он выражал либерально-буржуазные идеи и отстаивал конституционно-монархическое движение в России. Издатели, стремясь превратить «Общее дело» в рупор либеральной оппозиции, рассчитывали сделать журнал массовым, «органом стремлений и чувств большинства общества». Христофоров писал впоследствии: «Принимаясь за издание “Общего дела”, мы возлагали надежды на деятельное сотрудничество из России. (...) Эти надежды не осуществились (...) сношения “Общего дела” с Россией были очень ограниченные. Оно попадало туда случайно и в таком незначительном количестве экземпляров, что едва ли многие знали там о его существовании»17.

 

Журнал имел тираж 500 экз. и расходился в основном среди русских эмигрантов и приезжающих за границу русских. Издавался он на средства Н.А. Белоголового, известного врача и друга М.Е. Салтыкова-Щедрина и П.Л. Лаврова. Политическая индифферентность журнала позволяла сотрудничать в нем представителям любых оппозиционных самодержавию сил. В.И. Засулич вспоминала: «Стояло “Общее дело” в стороне, так там и осталось. Никто на него не сердился, никто не считал зазорным поместить в нем то или другое заявление, раз это было нужно, а своего органа не было, но в общем ни сторонников, ни противников в революционной эмиграции у него не имелось»18. Учитывая долговременность существования журнала (более 13 лет) на фоне других, быстро сменяющих друг друга эмигрантских изданий, уместно предположить, что «Общее дело» имело постоянный спрос в среде либерально настроенной русской эмиграции. Этим, очевидно, и можно объяснить продолжительность его существования.

 

«Вестник Аляски». Помимо изданий, выходивших в Европе, в конце 1860-х – в 1870-х гг. русская свободная пресса начинает звучать и в Америке. Появление первого русского издания в США связано с именем Андрея (Агапия) Гончаренко, корреспондента «Колокола», который в 1860-е годы перебрался в Лондон, работал наборщиком в типографии Герцена, публиковался в прессе, затем переселился в Америку. По его воспоминаниям, «занимаясь в Американском библейском обществе в Нью-Йорке около трех лет, заслужил аттестат и заработал денег для устройства жизни в Америке. Приехавши в С.-Франциско 6-го ноября 1867 года, поставил здесь Русский станок с целью пролагать мост между Сибирью и Америкой»19.

 

Газета «Alaska Herald» («Вестник Аляски») вышла в Сан-Франциско 1 марта 1868 г. на двух языках – русском и английском. Издавалась до 1874 г., меняя название, формат, логотип, периодичность. Наиболее полный комплект издания хранится в Сан-Франциско, сброшюрованный в шести томах. Первый том содержит газеты за 1868–1869 гг. Сначала газета называлась «Alaska Herald» и выходила два раза в месяц; с №5 (от 2 мая 1868 г.) переходит на еженедельный выпуск и называется «The Free Press and Alaska Herald». Начиная с 1 июня 1868 г. газета носит название «Alaska Herald. Свобода», вновь выходит два раза в месяц и далее периодичность уже не меняет. Во втором томе собраны газеты за 1869–1870 гг.; третий содержит газеты за 1870–1871 гг.; четвертый – за 1871-1872 гг. Пятый том (1872–1873) в библиотеке Сан-Франциско отсутствует; том шестой включает номера с 9 мая 1873 по 13 марта 1874 г.

 

Наряду с англо-русским изданием газеты «Alaska Herald. Свобода» А. Гончаренко предпринимает издание листка под названием «Свобода. Простая речь, издаваемая Агапием Гончаренко». В 1872–1873 гг. вышло пять номеров. В библиотеке Сан-Франциско эта газета не сохранилась, в Российской Национальной библиотеке хранится №2. В газете принимали участие Г.А. Мачтет, Д.А. Линев и др. В №4 опубликованы стихи Н.П. Огарева. Вообще верность традиции Герцена и Огарева Гончаренко часто подчеркивал своими публикациями в основном издании о «Колоколе», Герцене, декабристах.

 

Газета живо откликнулась на издание «Колокола» на французском языке с русскими приложениями. Любопытен сам факт одновременного появления двуязычной газеты, ориентированной на русского и зарубежного читателя (одна – на европейского, другая – на американского).

 

Газета «Alaska Herald» была разнообразна по содержанию и имела постоянные отделы: «Аляска», «Россия», «Сибирь», «Европа», «Америка», «Религия». Это было либерально-буржуазное издание, которое ставило своей целью защищать интересы русских в Америке и сообща «работать на пользу человечества», ибо, по мнению редактора, «книгопечатание есть единственное средство соединять народы, низвергать всякого рода идолов и способствовать к благоденствию народов»20.

 

Вторая половина 1870-х годов отмечена некоторым спадом в развитии русской журналистики в эмиграции. К 1877 г. сколь-нибудь заметные издания, выходившие в 70-е годы, за исключением «Набата», «Общего дела» и «Общины», прекратили существование. Центр бесцензурной печати к концу 70-х годов перемещается в Россию, где на волне общественного подъема возникла необходимость в изданиях для практического руководства политическим движением. На смену теоретическим органам, «социально-политическим обозрениям» приходят агитационно-пропагандистские издания.

 

Опыт эмигрантской журналистики 70-х годов интересен не только тем, что она унаследовала и развивала традиции герценовских и других изданий 60-х годов в организации, постановке изданий, привлечении авторов, налаживании системы распространения, связей с Россией и между собой. Этот опыт оказался плодотворным и в наследовании новых видовых форм органов печати. Появились издания, ориентированные на конкретную читательскую аудиторию: для образованной молодежи («Набат»), для рабочих («Работник»), для русских американцев («Свобода») и т.д. Кроме того, вслед за герценовским «Колоколом» на французском языке с русским приложением появляются другие двуязычные издания, рассчитанные на русского и иностранного читателя. Как и в предшествующее десятилетие, в 70-е годы выходят газеты и журналы, не имеющие яркой «партийной» принадлежности, они стремятся охватить своим воздействием широкие эмигрантские круги и предназначены «для всех».

 

На страницах эмигрантской журналистики вырабатываются своеобразные литературные и жанровые формы. Ведущее место среди них занимают передовые и публицистические статьи, обзоры печати и корреспонденции, хроника, документы, воззвания, речи на суде, отчеты с судебных процессов, биографии осужденных и приговоренных, списки погибших и казненных, художественные произведения малых жанровых форм. Вполне понятно, что некоторые жанровые формы, распространенные в легальных изданиях, почти не находили места в бесцензурной прессе в силу специфичности ее задач и условий деятельности. Так, например, обстояло дело с литературной критикой.

 

Эмигрантская журналистика 1870-х годов выдвинула новые имена журналистов, которые продолжат организаторскую и публицистическую деятельность в нелегальной прессе России конца 70-х и в новых условиях 80-х годов.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

1 Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. СПб., 1906. С. 362–364.

 

2 Цит. по: Рудницкая Е.Л. Новое о «нечаевском» «Колоколе»: (К истории возникновения программы) // Проблемы истории общественного движения и историографии. М., 1971. С. 212.

 

3 Лит. наследство. Т. 63. М., 1956. С. 488.

 

4 Сажин М.П. (Арман Росс). Воспоминания. 1860–1880 гг. М., 1925. С. 68.

 

5 По поводу прокламаций // Народное дело. 1869. №7–10. Ноябрь. С. 168.

 

6 Морозов Н.А. Повести моей жизни. Т. 1. М., 1962. С. 339.

 

7 Сажин М.П. (Арман Росс). Указ. соч. С. 38.

 

8 Там же.

 

9 Библиографический каталог: Профили редакторов и сотрудников. Женева, 1906. С. 9.

 

10 См.: Кулябко-Корецкий Н.Г. Из давних лет. Воспоминания лавриста. М., 1932. С. 88.

 

11 Фигнер В.Н. Полн. собр. соч. Т. 1. Ч. 1. М., 1932. С. 88.

 

12 Сажин М.П. Указ. соч. С. 52.

 

13 Былое. 1912. №14. С. 55, 58.

 

14 См.: Ленин В.И. Задачи русских социал-демократов // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 462–463.

 

15 См.: Кулябко-Корецкий Н.Г. Указ. соч. С. 209–212.

 

16 Никитенко А.В. Дневник. Т. 2. С. 456.

 

17 Христофоров А.X. «Общее дело»: История и характеристика издания // Освобождение. Кн. 1. Штуттгарт, 1903. С. 50.

 

18 Засулич В.И. Воспоминания. М., 1931. С. 102.

 

19 Alaska Herald. 1868. Т. 1. С. 187.

 

20 Там же. С. 4.

 

--------------------------------------------------------------------------------

Назад • Дальше

СодержаниеСодержание

 

Назад • Дальше

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

 

4. Эмигрантская печать 1880–1890-х годов

 

Разгром нелегальной печати в России вновь выдвинул на первый план заграничные издания. В 80-е годы одним из первых к изданию листовок и брошюр приступил заграничный отдел общества Красного Креста «Народной воли», образованный в 1882 г. Организация пользовалась услугами Вольной русской типографии в Женеве. В 1882–1883 гг. по инициативе Л.Г. Дейча при участии В.И. Засулич было выпущено три публицистических сборника «На родине».

 

Оказавшиеся в эмиграции руководители «Народной воли» активно искали возможности для издания периодического органа. В конце 1881 г. Я.В. Стефанович писал С.М. Кравчинскому: «Мы намерены основать за границей толстый журнал. В нем крайне настоятельная потребность»1. В качестве соредакторов этого журнала предполагалось привлечь П.Л. Лаврова и Степняка-Кравчин-ского. Однако выход первого номера журнала, названного «Вестник Народной воли», затянулся не только в силу финансовых затруднений, но и по причине идейных разногласий.

 

Подготовка первого номера началась после приезда из России членов Исполнительного комитета «Народной воли» Л.А. Тихомирова и М.Н. Ошаниной. Большую часть работы по организации издания взял на себя П.Л. Лавров. Еще в начале 80-х годов он сблизился с партией «Народная воля», которую признал реальной политической силой, хотя и отвергал террористические методы борьбы, используемые народовольцами.

 

В объявлении об издании «Вестника Народной воли» руководители определили различие между нелегальными изданиями в России и эмигрантской печатью. Российские, по их мнению, являются «непосредственными возбудителями к деятельности», поэтому им приходится почти на каждой своей странице «преимущественно преследовать ближайшие цели настоящей минуты, руководить членами партии или даже данной местной группы в их ежедневной борьбе». В свою очередь, эмигрантское издание «не может ни действовать непосредственно, ни даже достаточно скоро отзываться на совершающиеся события в их отдельности. Его дело – преимущественно группировать события и уяснять их, показывать их связь как между собой, так и с общим ходом событий нашей эпохи»2.

 

П.Л. Лавров как опытный издатель предполагал помимо выпуска периодического органа приступить еще и к изданию книг и брошюр. Однако противодействия со стороны Л.А. Тихомирова, фактического руководителя издательской деятельностью «Народной воли», не позволили ему осуществить эти планы. «Вестник» издавался в Вольной русской типографии. Всего за 1883–1886 гг. вышло пять номеров. Секретарем редакции была М.Н. Ошанина. В журнале принимали участие Л.К. Бух, В.К. Дебогорий-Мокриевич, Н.С. Русанов. В №1 были опубликованы статьи Г.В. Плеханова и П.Б. Аксельрода, в №5 – письмо К. Маркса в редакцию «Отечественных записок». Оно было написано Марксом в ноябре 1877 г. и выражало его взгляд на возможные пути исторического развития России. Эта была первая публикация «Письма», которое до этого ходило в России в рукописных копиях. Интерес народников к произведениям Маркса объяснялся их стремлением извлечь из его критики капитализма аргументы для народнической пропаганды. Разобравшись в теоретической сущности марксизма, либеральные народники 90-х вступили с ним в ожесточенную борьбу.

 

Активными авторами журнала были Тихомиров, Лавров, Серебряков. Н.С. Русанов вспоминал: «По экономической части писал Лев Бух... Стали приходить в редакцию статьи и с родины. Лисевич прислал интересную статью в защиту террора, подписанную псевдонимом “Украинец”. Ошанина толково и добросовестно вела хронику борьбы и была неофициальным, но очень деятельным членом редакции»3.

 

Редакция «Вестника» находилась в Париже. Одной из главных задач было установить связи с Россией. Такие связи были налажены. Народовольческое подполье поставляло в «Вестник» информацию о репрессивной политике самодержавия, о преступлениях царской администрации, о народных волнениях и борьбе революционеров. Одним из информаторов был чиновник Министерства финансов П.А. Булгаревич4.

 

Подготовленные корректурные листы В.И. Иохельсон (Голдовский), возглавлявший тогда Вольную русскую типографию, где печатался «Вестник», высылал Лаврову в Париж. Лавров, имевший большой издательский опыт, был очень строг в вопросах издательской культуры, делал замечания своим молодым коллегам даже за незначительные опечатки. Издание выпускалось с большим трудом. Той финансовой поддержки, которую получала редакция от партии из России и от живших за границей политических эмигрантов, было явно недостаточно. Не покрывали расходов и скромные средства членов редакции. Порой их материальное положение было просто катастрофическим. Л.Г. Дейч отмечал, что «издание всякого русского произведения там (за границей. – Л.Г.) обходилось значительно дороже, чем таких же размеров рукопись на каком-либо западноевропейском языке, что обусловливалось в полтора раза большей платой, которую получали наборщики за набор славянского манускрипта»5. Тихомиров писал в 1884 г.: «Наше положение – отчаянное. Денег нет, ни черта нет. Скоро есть будет нечего. Наборщикам не платим»6. Заграничные агенты русской охранки не без злорадства доносили в Петербург в 1885 г.: «Кружок Тихомирова страдает безденежьем, что задерживает выпуск №5 “Вестника народной воли”»7. К этим, уже привычным трудностям, прибавились и террористические акты охранки, налеты на типографию. Так, в ноябре 1886 г. был совершен ночной налет на женевскую типографию «Народной воли». В ходе него было уничтожено 6 тыс. экземпляров книг, брошюр и периодических изданий, в том числе отпечатанные листы пятого номера «Вестника Народной воли», а также вынесено из типографии и разбросано по улицам Женевы около 6 пудов шрифта8.

 

Действия полиции вызвали всеобщее возмущение. Почти все эмигрантские круги оказали поддержку типографии. В январе 1887 г. был подготовлен новый тираж пятого номера «Вестника». После второго налета на типографию, организованного П.И. Рачковским в феврале 1887 г., были уничтожены сотни экземпляров различных изданий и более 10 пудов шрифта. Этот удар и последовавший затем разрыв Тихомирова с революционным движением и его отъезд в Россию привел к прекращению издания «Вестника Народной воли».

 

Среди эмиграции конца 1880-х – начала 1890-х годов продолжался процесс идейного размежевания. Все четче определяются три основных направления: социал-демократическое, народническое и либерально-конституционное.

 

В Вольной русской типографии было предпринято в 1887 г. издание серии «Библиотека социальных знаний». Первый выпуск, озаглавленный «Колокол», включал в себя избранные статьи А.И. Герцена. Опираясь на Вольную русскую типографию в Женеве, энергичную издательскую деятельность развернул созданный в 1887 г. Цюрихский кружок народовольцев, который ставил своей целью «продолжать террористическую борьбу и одновременно издавать и пересылать в Россию социалистическую литературу»9. Помимо книг и брошюр Цюрихским кружком было подготовлено в 1889 г. политическое социально-революционное обозрение «Социалист», в котором приняли участие как народники П.Л. Лавров, И.Н. Кашинцев, Н.С. Русанов, Э.А. Серебряков, так и деятели группы «Освобождение труда». Редактировал выпуск Ю.Г. Раппопорт. Он предполагал, что это будет орган нескольких политических групп и вел переговоры с Плехановым и Лавровым. Лавров писал С.М. Гинзбург в марте 1889 г. об «основании нового органа социально-революционного с сильным подчеркиванием социалистического элемента в оппозицию отрекающимся от социализма “Свободной России”, “Свободе”, да, пожалуй, и “Самоуправлению”»10. Однако попытки соединить в одном печатном органе представителей различных политических течений не удались и летом 1889 г. были прекращены.

 

Последней значительной издающей народовольческой организацией того периода была созданная в 1891 г. в Париже Группа старых народовольцев, которую возглавлял П.Л. Лавров. В нее входили ветераны народовольческого движения М.Н. Ошанина, Н.С. Русанов, И.А. Рубанович, Э.А. Серебряков и Г.Д. Чернявская. Издательская деятельность составляла главную задачу группы. Начали они с выпуска брошюр. Одним из наиболее активных авторов стал Русанов. В создаваемых брошюрах и прокламациях («Голод в России», «Хроника революционной борьбы» и др.) они старались откликаться на важнейшие актуальные события в России. После организации выпуска брошюр и прокламаций группа приступила к изданию непериодического сборника «Материалы для истории русского социально-революционного движения», а в виде приложений к нему было решено выпустить сборник «С родины на родину», которому предполагалось придать характер журнала. Объявляя о нем, группа сообщала, что она вовсе не намерена «придать ему роль издания руководящего», что стремится лишь «собирать материал сведений, годных для борьбы с абсолютизмом, преимущественно на социалистической почве»11.

 

Всего в 1893–1896 гг. вышло 7 сборников. Издания Группы старых народовольцев стали завершающими в издательской деятельности эмигрантов-народовольцев. Кроме народовольцев в 1880-х – первой половине 1890-х годов за границей были представлены народнические организации и других направлений, которые выпускал свои издания. С перерывами до 1890 г. продолжало выходить либеральное «Общее дело». В 1887 г. в Швейцарии появился журнал «Самоуправление» (1887–1889), орган так называемых социалистов-федералистов. В редакцию входили А.С. Белевский. О.Н. Фроловская-Фигнер, П.Ф. Николаев, позднее Н.К. Михайловский. Поначалу предполагалось издавать журнал подпольно в России, однако после неудавшейся попытки организовать типографию в Москве было решено печатать журнал в Женеве. При подготовке журнала в редакции возникли разногласия. Они касались как типа издания (издавать журнал или газету: одни из соображений удобства транспортировки настаивали на газетном варианте, другие, считая, что это должен быть теоретический орган, отстаивали издание журнала); так и программных установок. О. Фигнер и А. Копылова считали, что журнал должен выпускаться «на старой народовольческой программе». Одним из главных пунктов расхождения стало отношение к террору. Для согласования позиций были предприняты переговоры с В.К. Дебогорием-Мокриевичем, П.Л. Лавровым и Г.В. Плехановым. Плеханов отказался от участия в «Самоуправлении» ввиду идейных расхождений; Лавров, ознакомившись с материалами первого номера, дал согласие на сотрудничество. Вышло в свет всего четыре номера. Его сменил другой журнал, появившейся в феврале 1889 г. там же, в Женеве, – «Свободная Россия» (февраль – май 1889 г.). Редактировали журнал В.А. Бурцев и В.К. Дебогорий-Мокриевич, принимали участие И.И. Добровольский, М.П. Драгоманов, В.П. Маслов-Стоков (В. Жук). Редакция стремилась привлечь широкий круг авторов, однако буржуазно-либеральный характер издания оказался чуждым как для членов группы «Освобождение труда», так и для многих народников. Было выпущено лишь три номера журнала.

 

В Женеве в 1888–1889 гг. выходила также газета «Свобода», заявленная как «политический орган русской интеллигенции». Редактировали ее С. Княжнин (С.М. Коган) и К.М. Турский, бывший приверженцем идей П.Н. Ткачева. Б. Николаевский писал, что издание газеты было предпринято «как будто бы нарочно для того, чтобы демонстрировать бесславную смерть старого русского “якобинства”»12. Большинство статей были написаны самими редакторами. Со статьей «Реакционные жрецы искусства» в ней выступил Плеханов. Это была его единственная публикация в не социал-демократической печати тех лет. Всего было выпущено 16 номеров газеты. В этом же 1889 г. Турский выпустил в Париже сдвоенный номер газеты «Борьба» (от 15 марта/1 апреля) с подзаголовком «Политическая и общественная газета».

 

Неудачные попытки в создании периодических органов были следствием проявления кризиса, охватившего народничество в 1880-х – начале 1890-х годов. Наиболее авторитетной организацией, занимавшейся издательской деятельностью в 1890-е годы стал Фонд вольной русской прессы, созданный в Лондоне в 1891 г. под руководством С.М. Степняка-Кравчинского. На протяжении 10 лет его существования в разное время в руководство Фонда входили Ф.В. Волховский, Л.Э. Шишко, Л.Б. Гольденберг, М.В. Войнович и Е.Е. Лазарев. Создание Фонда было еще одной попыткой объединить с помощью печатного слова различные силы освободительного движения13. Фонд брался издавать и переправлять в Россию литературу всех оппозиционных направлений для «удовлетворения ощущаемой в настоящую минуту в России потребности в свободном печатном слове»14.

 

Успешный выпуск книг и брошюр позволил приступить в 1893 г. к выпуску «Летучих листков, издаваемых Фондом вольной русской прессы» под редакцией Ф.В. Волховского. Выходили они нерегулярно. В течение 1893–1899 гг. вышло 46 номеров. В первый период издания (№1–28) печатались тиражом 4000 экз. В «Листках» помещались сообщения из России и из иностранной прессы, публиковались тайные циркуляры правительства, давалась информация о деятельности Фонда. В подготовке «Листков» принимали участие С. Степняк-Кравчинский, Ф. Волховский, Н. Чайковский, М. Войнович, Е. Лазарев, Л. Гольденберг и Л. Шишко. Либеральная эмигрантская оппозиция стремилась наладить с Фондом сотрудничество. Совместными усилиями им удалось приступить к выпуску и распространению брошюр, их издание продолжалось до конца века. Однако попытка издать журнал «Земской собор» оказалась нереализованной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: