Комплекс мер по развитию дошкольного образования




Анализ состояния системы дошкольного образования

В Российской Федерации

Начиная с 1991 года (и по 2001 год включительно), численность детей в дошкольных образовательных учреждениях сильно сократилась (с 8433 тыс. воспитанников в 1991 году до 4246 тыс. в 2001 году). Это было вызвано снижением рождаемости в стране и уменьшением количества детей дошкольного возраста (с 12593 тыс. детей в 1991 году до 7975 тыс. в 2001 году). Кроме того, количество детей в дошкольных учреждениях сократилось и в связи с уменьшением в них количества детей раннего и младшего возраста (от 1 года до 4 лет) вследствие существовавшей в указанное десятилетие тенденции – родители предпочитали отдавать детей в детский сад не раньше, чем им исполнялось 3 года.

В связи с уменьшением количества воспитанников значительно сократилось количество дошкольных образовательных учреждений – с 87,6 тыс. в 1991 году до 50,0 тыс. в 2001 году. При этом динамика уменьшения количества воспитанников всегда опережала сокращение количества дошкольных учреждений.

Начиная с 2002 года, вследствие повышения рождаемости увеличивается количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений: в 2002 году их было 4267 тыс., в 2003 году – 4321 тыс., в 2004 году – 4423 тыс. воспитанников.

По данным Рособрнадзора, к началу 2006-2007 учебного года в Российской Федерации функционирует 45245 дошкольных образовательных учреждений шести видов, в них числится около 4800 тыс. воспитанников.

Начиная с 1998 года, увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 1998 году дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) посещали 53,9% детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2003 году – 58,3%, в 2005 году – 59%. По данным Рособрнадзора на 1 сентября 2006 г., охват детей услугами дошкольного образования составляет 61,3% от общего количества детей дошкольного возраста и приближается по значению к показателям 1991 года (63,9%).

Наибольший процент охвата детей услугами дошкольного образования на начало 2006-2007 учебного года зафиксирован в Республике Саха (Якутия) – 81,2%, в Республике Коми – 79,4%, в Чукотском автономном округе – 92,0%, в Новгородской области – 88,1%, в Саратовской области – 78,0%, в Челябинской области – 74,9%.

Наименьший охват детей услугами дошкольного образования зафиксирован в Республике Дагестан – 23,0%, Чеченской Республике – 7,6%, Усть-Ордынском Бурятском округе – 42,0%, в Курской области – 39,9%.

При этом на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время в среднем приходится 97 детей дошкольного возраста, причем в городах – 104 ребенка на 100 мест в дошкольных учреждениях, в сельской местности – 90 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях.

Таким образом, наблюдается определенный структурный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях: в городах, особенно крупных, мест в детских садах недостаточно, в сельской местности наблюдается их избыток.

По данным Росстата, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения составляют на сегодняшний день около 1 млн. детей.

Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования ведется строительство новых дошкольных учреждений. К началу 2006-2007 учебного года введено в строй 182 дошкольных образовательных учреждения (из них 64 – в Центральном федеральном округе, 56 – в Южном федеральном округе).

Вместе с тем, проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан Российской Федерации решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

С 1999 года активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования (в среднем по России он в 1,5 раза ниже, чем у учителей) ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет в должной мере обеспечить указанные учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, что в свою очередь, ведет к понижению качества дошкольного образования.

Следует отметить, что важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ информации, поступающей из субъектов Российской Федерации, показывает, что средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 7% в Орловской области до 31,9% в Тюменской области.

При этом постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5–П и Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно – родительская плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Учитывая изложенное, Минобрнауки России полагает, что комплекс мер по развитию дошкольного образования на всех уровнях государственной власти должен осуществляться по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: