В дошкольных образовательных учреждениях видов: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.), центр развития ребенка–детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции–детский сад помимо инвариантной части общеобразовательной программы предусматривается и вариативная часть. Уровень реализации инвариантной и вариативной части указан в таблице 2.
Таблица 2
Уровень реализации общеобразовательных программ
Вид ДОУ | Уровень реализации инвариантной части | Уровень реализации вариативной части |
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) | Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Занятия по приоритетным направлениям деятельности, в т.ч. кружки, студии |
Детский сад компенсирующего вида | Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности | Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности |
Детский сад инклюзивного вида | Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности | Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности |
Детский сад комбинированного вида | Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности (для детей с отклонениями в развитии) | Дополнительные занятия коррекционной направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности |
Центр развития ребенка – детский сад | Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Занятия по приоритетным направлениям деятельности, в т.ч. кружки, студии. |
Центр коррекции – детский сад | Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности | Дополнительные занятия преимущественно коррекционной и физкультурно-оздоровительной направленности |
Образовательные программы во всех видах ДОУ реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и коррекционной направленности групп.
ДОУ может устанавливать последовательность, продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий ДОУ, содержания программ.
С целью оптимизации учебной нагрузки воспитанников ДОУ предлагается интегрировать содержание всех направлений Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, в четыре основных блока:
физическое развитие;
интеллектуальное развитие;
социально-личностное развитие;
художественно-эстетическое развитие.
II. Организационно-ресурсные критерии отнесения ДОУ к определенному виду.
Возраст воспитанников
Следует отметить, что видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений позволяет обеспечить охват дошкольным образованием детей разных возрастных категорий.
Так, с 2-х месяцев принимаются дети в следующие дошкольные образовательные учреждения:
детский сад,
детский сад для детей раннего возраста,
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.),
детский сад комбинированного вида,
центр развития ребенка – детский сад,
с 2-х лет:
детский сад компенсирующего вида,
детский сад инклюзивного вида,
центр коррекции - детский сад,
с 5-ти лет:
детский сад предшкольной подготовки.