Заметки к программе развития самодеятельного спортивного туризма в России.




В пояснительную записку:

Детско-юношеский и молодежный туризм в России существует сегодня в формах, предполагающих активное движение по маршруту (спортивный и экспедиционный туризм) и в формах экскурсионных поездок, организуемых с целью осмотра природных или культурных достопримечательностей каких либо районов страны. В свою очередь спортивный туризм может быть самодеятельным (разработка маршрута, подготовка снаряжения и продуктов питания осуществляется сообща всеми участниками путешествия) и плановым (так в советское время назывался оздоровительный активный туризм, занимаясь которым туристы не принимали участия ни в подготовительных, ни в отчетных мероприятиях, а просто покупали путевку, приезжали на базу, получали продукты и снаряжение и двигались по маршруту в сопровождении инструктора группы, выполняющего также обязанности гида-проводника). Очевидно, что целям оздоровления детей и молодежи, воспитания в них социально востребованных качеств, навыков и умений более всего отвечает самодеятельный спортивный или экспедиционный туризм, как увлечение и одновременно способ получения образования, требующие регулярных занятий, уводящие детей и молодежь «с улицы», всесторонне их развивающие.

Более всего сегодня туризм развит в системе образования, точнее в рамках туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей. Затухание активных форм туризма в составе туристско-краеведческой деятельности, организуемой в образовательных учреждениях, вызвано нахождением в пределах одной и той же направленности как активных, так и «пассивных» форм туризма Активные формы туризма характеризуются высокой степенью включенности детей в занятия туризмом и более разнообразными эффектами оздоровления и воспитания. Но они же являются сравнительно более сложными в организации, предъявляют повышенные требования и к физическим и к психическим кондициям педагогов. Поэтому при отсутствии должного внимания со стороны учредителей образовательных учреждений из туристско-краеведческой деятельности в первую очередь «вымываются» ее более сложные формы, то есть активный туризм. В то же время в молодежном туризме, существующем сегодня практически «на общественных началах», то есть без государственной поддержки, популярностью пользуется именно активный туризм. Молодежные туристско-спортивные клубы существуют и пытаются развиваться, молодежных клубов любителей экскурсий и теоретического краеведения в нашей стране практически нет. Поэтому программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна быть в первую очередь программой развития более востребованных, но и более сложных форм туризма: активных форм, то есть туризма спортивного и самодеятельного.

Самодеятельный активный туризм, занятия которым включают в себя подготовку, совершение и подведение итогов самодеятельных путешествий, а также подготовку и участие в туристских соревнованиях, имеет следующие оздоровительно-образовательные эффекты:

Оздоровление. Размер оздоровительного эффекта от занятий туризмом зависит от наличия следующих компонентов занятий: физической активности, позитивных эмоций, сбалансированного питания и чистого, богатого фитонцидами воздуха.

Патриотизм. Совершение путешествий по родной стране являются аутентичным способом воспитания патриотизма. Удачные путешествия, сопровождавшиеся взрывом позитивных, присоединяют районы, по которым путешествия совершались, к пространству, ассоциирующемуся у путешественников с понятием РОДИНА. В аспекте патриотического воспитания особенное значение имеют так называемые дальние путешествия – путешествия, совершающиеся вдали от постоянного места жительства.

Гражданственность. Участники самодеятельного путешествия в процессе его подготовки, проведения и подведения итогов вступают друг с другом в сложноорганизованные функционально-ролевые взаимоотношения, могущие называться общественными. Самодеятельность путешествия предполагает самоуправление туристских объединений. В такой ситуации любая походная группа может представляться ячейкой гражданского общества, туристский клуб - более крупной и более сложной ячейкой, занятия туризмом – школой гражданственности.

Социальная адаптация. Развитие адаптивных способностей происходит у путешественников уже в процессе гражданского (межличностного) взаимодействия, но только им не ограничивается. Большую роль играет непривычность походного быта для жителей городов и крупных поселков. Им, адаптировавшимся в урбанизированном социуме, приходится переучиваться, адаптируясь к жизни в природной среде. Наиболее ценной в результате этого процесса оказывается не адаптированность к конкретному образу жизни, а проверенная и протренированная способность переучиваться.

Профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений.

 

Самодеятельный активный туризм является и социально, и биологически востребованным времяпрепровождением жителей больших городов, а как вид спорт – национальным спортом России. Если в развитии экскурсионных видов туризма отечественные туристские организации использовали разработки европейских экскурсионных бюро, то советский спортивный туризм не имеет аналогов в мире. Появление этого вида может объясняться географическим положением нашей страны и проистекающими из него особенностями национального характера обитателей Русской равнины. «Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли ее к Азии, или в нее влекли Азию». (В.О.Ключевский. Курс русской истории). В результате слияния европейских и азиатских влияний мы получили образ жизни азиатских кочевников, оформленный, как европейский вид спорта.

Самодеятельный спортивный туризм развивается в России на протяжении более чем восьмидесяти лет со времени образования Общества пролетарского туризма, председателем которого был нарком юстиции РСФСР, первый главнокомандующий Красной Армии Н. В. Крыленко. Под советским (пролетарским) туризмом понималась форма культурной революции, ставившая «своей задачей путем экскурсий, самодеятельных коллективных путешествий поднять политический и культурный уровень трудовых масс Союза ССР, способствовать их военной подготовке, переделывать их в активных участников социалистического строительства и тем содействовать ускорению строительства социалистического общества» (В. Антонов-Саратовский. Беседы о туризме). Впоследствии самодеятельный туризм развивался советскими профсоюзами и государственными образовательными учреждениями как форма воспитания и развития детей и молодежи. Детско-юношеский туризм существует в России более века, за это образовательными учреждениями накоплен огромный педагогический опыт, актуальность которого сегодня не вызывает сомнений, а утрата которого нанесла бы заметный ущерб отечественной педагогике. Детско-юношеский и молодежный туризм пережил изменение общественного строя в России и способен к развитию. Единственное, что было утрачено во времена перестройки, это понимание важности самодеятельного туризма как средства развития и воспитания в структурах государственной власти. Это понимание необходимо вернуть.

Структура самодеятельного спортивного туризма, достигшая своего расцвета в семидесятых – восьмидесятых годах ХХ века, еще не разрушена полностью, но кроме отсутствия внимания государства ее развитию мешают межведомственные перегородки. Детско-юношеский и молодежный туризм развиваются сегодня на федеральном и местном уровне разными агентствами и разными комитетами. Вместе с тем общего в нем больше, чем отличного, и занимающиеся туризмом не должны иметь проблем с продолжением занятий после завершения обучения в школе. Вместе с тем нельзя забывать, что развивающий и воспитательный потенциал занятий туризмом полноценно реализуется именно в системе образования. На сегодняшний день в массовых вариантах в России существует детско-юношеский туризм (в системе образования), студенческий туризм (туристско-спортивные секции, организуемые спортивными кафедрами или студенческими профсоюзными организациями в вузах) и вневедомственно молодежный туризм общественных организаций, объединяемых по преимуществу Туристско-спортивным союзом России. Программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна определить структуру взаимодействия детско-юношеских и молодежных туристских организаций. В сегодняшней обстановке это объединение наиболее реально на основе межведомственных договоров или совместного учредительства центров детско-юношеского и молодежного туризма.

По организационной структуре

самодеятельного спортивного и экспедиционного туризма в России.

Основой организационной структуры детско-юношеского и молодежного туризма должны стать специальные учреждения: центры детско-юношеского и молодежного туризма. Убежден, что детско-юношеский туризм должен остаться образовательным. Чем выше требования, тем лучше люди работают. Требования по организ0ации образовательного процесса выше требований по организации просто досуга. Поддерживать качество занятий туризмом на высоте можно только при наличии требований к этим занятиям и контроля их выполнения. Система требований к качеству занятий туризмом разработана сегодня в форме требований к образовательных программам. Отказ от них был бы шагом назад, медвежьей услугой туризму. Повторяю: чем выше требования, тем лучше работают люди. В этом я убежден так же, в том, что люди лучше работают не за деньги. К тому же отказываться от достижений педагогики туристско-краеведческой деятельности было бы неуважением к усилиям многих педагогов-туристов середины – последней четверти ХХ века.

Другое дело, какое министерство, какое ведомство российского государства займется образовательным спортивным и экспедиционным туризмом. Сама структура управленческих структур Российской Федерации сегодня несовершенна и постоянно преобразовывается. В конечном итоге важно не то, какое ведомство спортивным туризмом займется: ведомство образования, ведомство спорта, ведомство молодежной политики, а то, как он им займется. Перспективней всего, на мой взгляд, выглядела бы межведомственная программа развития самодеятельного спортивного туризма, в котором за детей отвечала бы система образования, за молодежь – структура по молодежной политике, а спортивное ведомство создавало бы условия для развития национального вида спорта спортивный туризм и поддерживало бы работу отделений туризма в детско-юношеских спортивных школах. Усилия ведомств на практике реализовывались бы в работе центров детско-юношеского и молодежного туризма, включающих в себя туристские учреждения дополнительного образования детей (включая детско-юношеские спортивные школы с отделениями туризма и «околотуристских» видов спорта) и молодежные туристские клубы. На базе таких центров должны работать соответствующие федерации спортивного туризма.

Необходимо создать единый календарь туристских соревнований, унифицировать правила, утвердить разрядные требования и возрастные группы по видам туристских соревнований.

В структуре центров детско-юношеского и молодежного туризма должны работать маршрутно-квалификационные комиссии и коллегии судей туристских соревнований, загородные туристские базы. Кроме них в состав региональных и федерального центров туризма должны включаться школы руководителей походов, инструкторов туризма, судей туристских соревнований, а также туристские гостиницы, способные принять участников очных обучающих курсов и семинаров. Центры, проводящие массовые туристские соревнования, должны иметь соответствующий автотранспорт.

По содержанию

самодеятельного спортивного и экспедиционного туризма в России.

Традиционно туристско-спортивная деятельность состоит из трех содержательных блоков: проведение спортивных походов и экспедиций; проведение слетов и соревнований по преодолению трудностей полевого походного быта, преодолению естественных препятствий маршрута, по туристскому ориентированию; подготовка туристских кадров. Все три блока должны присутствовать и в детско-юношеском и в молодежном туризме.

Проведение спортивных походов и экспедиций.

Так или иначе, разрядные требования должны быть утверждены. Но конкурсы и соревнования спортивных походов должны проводиться в максимально очной форме и включать в себя не только совершение путешествия, но и публичное представление отчета о путешествии. Это особенно важно при работе с детьми. Не годится таскать их по категорийным маршрутам «в паровозе» за взрослым руководителем. Районные и городские соревнования спортивных походов должны быть очно-заочными: «заочное» совершение путешествия, «очное» представление отчета о путешествии (коллективное, в устной форме). При этом оцениваться должны все фазы похода: подготовка (включая участие в контрольных соревнованиях), совершение и подведение итогов похода. В отдельной номинации могут и должны соревноваться полевые маршрутные экспедиции.

Стоит также подумать о проведении очных региональных и всероссийских соревнований спортивных походов - туриад: прохождение кольцевых или сходящихся радиальных спортивных маршрутов с представлением отчетов на месте общего сбора, с проведением соревнований походных команд по преодолению трудностей быта и естественных препятствий маршрута.

Соревнования спортивных походов высоких категорий сложности вряд ли когда-нибудь смогут стать очными: слишком мало их проводится, чтобы набрать на городские соревнования. Но судейство чемпионатов России должно быть более открытым, чем это бывает сегодня. На судейство стоило бы приглашать руководителей соревнующихся походов, членам судейской коллегии - общаться с руководителями, предусмотреть в программе проведения чемпионатов право на аппеляцию (создать аппеляционное жюри чемпионата).

Детско-юношеские соревнования стоит проводить для походов первой-третьей категории сложности, «взрослые» соревнования – от «четверки» и выше.

Проведение слетов и соревнований.

Петербургское туристское многоборье является одним из сильнейших в стране. В любое время Петербург может выставить до пяти команд, не затеряющихся на всероссийских соревнованиях. Вместе с тем нельзя не констатировать кризиса туристского многоборья. Оно перестало быть массовым. Успешно выступать на «взрослых» дистанциях четвертого-пятого класса могут лишь молодые люди, прошедшие хорошую школу детско-юношеского туристского многоборья. Сегодня в Петербурге дети успешно выступают на взрослых соревнованиях, и если бы они туда не приезжали, представительство этих соревнований было бы недостаточным, чтобы соревнования состоялись. На сегодняшний день туристское многоборье является видом спорта не массовым, организационно и технически сложным, к тому же практически не практикуемым в ДЮСШ. Этого нельзя не заметить, и с этим нельзя не считаться.

Туристское многоборье нуждается в реформе, причем двусторонней. С одной стороны и техника, и судейство туристского многоборья должно быть по возможности упрощены, с другой стороны туристским многоборьем как спортом должны заниматься в спортшколах, имеющих возможность работать с молодыми людьми до достижения ими возраста 21 года и оплачивающих труд тренеров в зависимости от достижений их подопечных. Объединение детских и «взрослых» соревнований обеспечит «боковой вход» в туристское многоборье: даст возможность молодым людям участвовать в соревнованиях на дистанциях первого-третьего класса и готовиться к более сложным соревнованиям. Объединение соревнований и работа школ судей в совокупности могут поднять уровень судейства туристских соревнований.

Содержательная реформа туристского многоборья может проходить на путях слияния сегодняшних туристского многоборья и ПСР.

Подготовка туристских кадров.

Программ по подготовке туристских кадров написано великое множество и лицензирование образовательной деятельности – не такая уж невыполнимая процедура, как это может показаться со стороны. Особенно выполнимой она будет тогда, когда сверху придет указание: «лицензировать». У меня самого лицензирование прошли две программы для работы со «взрослыми»: программа подготовки инструкторов детско-юношеского туризма и программа курсов повышения квалификации педагогов-туристов. На очереди – программа подготовки судей туристских соревнований. Образовательная деятельность не может вестись без какого-либо контроля качеств (этой цели и служит лицензирование). В противном случае удостоверения руководителей походов, инструкторов, судей начнут выписывать все: и кто готовит, и кто не готовит. Это приведет к дискредитации всей системы подготовки туристских кадров.

Квалификация гид-проводник и такой вид туристского путешествия как спортивный тур не имеют никакого отношения к самодеятельному туризму. Это квалификации в прошлом планового туризма, а теперь туризма коммерческих фирм. Однако, чтобы и государственные учреждения – центры туризма - могли не только рассчитывать на бюджетные поступления, но и зарабатывать самостоятельно, право на подготовку гидов-проводников нужно оставить за ними, как и право заниматься хозрасчетной, а точнее – коммерческой деятельностью. Ограничения этого права в сегодняшнем законодательстве существуют.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: