В современной России здоровье, образование и рост благосостояния граждан являются важнейшими приоритетами, о чем свидетельствуют реализуемые ныне национальные проекты «Здоровье» и «Образование», а также нацеленность руководства страны на «десятилетия спокойной и стабильной жизни» (выступление Д.Медведева на Всероссийском гражданском форуме). Программа развития молодежного туризма в России отвечает этим приоритетам и может стать одним из национальных проектов. Эта Программа, главным образом, направлена на формирование здорового, высокообразованного патриота своей страны, хорошо знающего ее историю, природу, культуру не только по учебникам, а по впечатлениям от походов и экскурсионных поездок.
Сейчас в стране практически отсутствует инфраструктура молодежного туризма. Нет туристских клубов, молодежных туристских комплексов и гостиниц. Отсутствует система льготного проезда на различных видах транспорта для путешественников. В стране с ее разнообразнейшими природными богатствами нет оборудованных маршрутов экологического, оздоровительного, спортивного туризма. Нет высококлассных специалистов для сферы активного туризма: гидов-проводников, инструкторов по различным видам туризма.
Создание инфраструктуры молодежного туризма решает несколько актуальных задач:
для личности:
– укрепление здоровья – наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;
- возможность путешествовать. Этому будет способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;
|
- получать качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности;
- повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня посредством походов и путешествий;
- п рофессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений;
- получение специального образования и работа в сфере туристского бизнеса и на предприятиях, производящих специальное снаряжение, оборудование, сувенирную продукцию.
2) для государства:
- развитие туризма как важной отрасли экономики. Вложив средства в создание туристской инфраструктуры, через несколько лет государство начнет получать от этого немалые доходы, так как почувствовав вкус странствий в молодые годы, человек будет путешествовать всю жизнь, проводя свой отпуск не на даче, а в поездках по стране и миру, вкладывая в путешествия свои деньги и принося, тем самым, доход государству;
- занятость населения – для разветвленной системы турбизнеса потребуется много новых рабочих мест;
- повышение статуса страны на международном уровне – высокопрофессиональная постановка туристского дела в стране, освоение новых для турбизнеса, но очень привлекательных районов (Алтай, Дальний Восток, Западный Кавказ) привлечет поток туристов из-за рубежа и позволит повысить рейтинг России в мировом турбизнесе (в 2006 годуРоссия заняла далеко не почетное 68-е место из 124 имеющихся в рейтинге самых привлекательных стран для ведения туристического бизнеса);
|
- оздоровление населения страны, уменьшение наркомании и пьянства. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни, значит у него будет здоровое потомство, в стране снизится смертность и увеличится продолжительность жизни людей;
- поколение граждан - патриотов России, которые знают и любят свою страну – спокойную и стабильную Россию.
Программа предлагает проведение комплекса мероприятий для развития молодежного туризма в России:
Разработка маршрутов и организация походов и экскурсий для молодежи по России;
Создание сети молодежных турклубов, турбаз и гостиниц, спортивно- туристских комплексов;
Создание информационного центра по туристской деятельности в стране;
Содействие созданию предприятий по производству снаряжения и оборудования для жизни человека в природной среде;
Проведение Всероссийских туристских мероприятий (лагеря, соревнования, фестивали, туриады, форумы, выставки);
Участие в международных молодежных туристских проектах;
Подготовка кадров для туристской отрасли.
Условия успешной реализации программы:
Проведение масштабной рекламной кампании, направленной на популяризацию туризма;
Сохранение, развитие и распространение уникального национального опыта организации туристско-краеведческой деятельности среди детей и молодежи;
|
Создание межведомственных комиссий для решения вопросов, затрагивающих сферу различных Министерств и ведомств;
Создание в стране системы льгот для молодежи, занимающейся туризмом (транспорт, проживание в гостиницах, предоставление помещений для работы туристских клубов).
Стратегия:
2009 год: Накопление банка информации, Создание экспериментальных моделей реально работающих туристских центров, опыт которых можно распространять по регионам страны. Условия для создания приоритетов для детского и молодежного туризма. Проведение пяти всероссийских туристских мероприятий и 10 региональных. Популяризация туризма в 7 регионах.
20010 год: Создание Всероссийского клуба путешественников. Возрождение социальной сети молодежных туристских клубов в европейской части России,
проведение десяти всероссийских туристских слётов, организация всероссийской рекламной компании.
2011-2015 гг.: Вовлечение в занятия туризмом не менее 15% населения России. Создание современных туристских центров с оборудованными маршрутами и полигонами для занятий горным, водным, вело туризмом, скалолазанием, спортивным ориентирование. Открытие специализированных учебных заведений, ведущих подготовку кадров для сферы турбизнеса.