Туристическую сферу можно разделить на несколько групп. Так, Ростуризм пользуется следующей, несколько странной классификацией:
Экологический туризм
Спортивный и экстремальный туризм
Рыболовные и охотничьи туры
Горнолыжные туры
Морские и речные круизы
Событийный и гастрономический
Экскурсионные туры
Туры на лечение
Детский и молодежный отдых
Индивидуальный отдых
Бизнес-туризм
Как представляется, применительно у целям и задачам Минспорттуризма можно классифицировать виды туризма следующим образом:
1. Въездной туризм.
2. Выездной туризм
3. Коммерческий туризм внутри страны
а) «Экскурсионный» туризм
б) «Рекреационный» и «природный» туризм – включая экстремальные его виды (сплав на реках, дайвинг, альпинизм, горнолыжные курорты и т.п.) и так называемый «спортивный туризм»
4. «Дикий» туризм всех видов
Необходимо отметить, что туристические и туроператорские компании интересуют
прибыльным для бизнеса в сложившейся ситуации стал именно выездной туризм. Несмотря на то, что надежной статистики по выездному туризму в стране нет, о чем, в частности, говорилось на II Международной научно-практической конференции "Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования" (конференцию в рамках международного форума "Туризм: наука и образование" проводили географический факультет МГУ и Межведомственный научный совет по системным проблемам рекреации и туриндустрии РАН в апреле 2007 г.) – на конференции назывались цифры ежегодно выезжающих из страны с разбросом от 4,6 до 25 млн. человек. В любом случае это серьезно превышает встречный поток – за 2006 год, по данным Ростуризма, Россию посетило 22,5 млн. иностранцев, из которых только 2,4 млн. – с туристическими целями. Объясняется это целым комплексом причин – как крайней неразвитостью туристической инфраструктуры в целом («островки туристического благополучия» с точки зрения иностранца существуют только в отдельных точках, своего рода центрах «экскурсионного» туризма - Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, города Золотого Кольца – причем эта зона сформировалась еще в советское время путем целенаправленных инвестиций со стороны государства, новых «экскурсионных» туристических зон с момента распада СССР в РФ – не появилоськскурсионных"ада алась еще в советское время путем целенаправленных инвестиций со стороны госуларства, новых туристических зон), так и крайне плохим имиджем России, поездка в нашу страну до сих пор подавляющим большинством иностранцев воспринимается как экстрим, причем экстрим опасный. В некоторых международных туристических рейтингах Россия входит в десятку стран, наиболее неблагоприятных для туризма (наряду с Бурунди, Новой Гвинеей, Нигерией, Ботсваной, Зимбабве, Ираком, Афганистаном и Гаити).
|
Вместе с тем нужно отметить, что «туристическое негостеприимство» России относится не только к иностранцам, но и к отечественным туристам – даже в еще большей степени. Причем это касается всех категорий туризма, и всех категорий населения. Даже состоятельных людей не устраивает прежде всего отсутствие инфраструктуры и крайне низкий уровень сервиса. Людям же, не относящимся к состоятельным слоям общества, крайне сложно заниматься «обычным» (не спортивным и «диким») туризмом – в силу тех же причин. Полное отсутствие приличных недорогих гостиниц, дороговизна переездов внутри страны, отсутствие путеводителей и описаний туристических объектом и местных достопримечательностей в режиме «реального времени» (другими словами – отсутствие ресурса, который бы позволял в любое время получить актуальную и достоверную информацию по всему комплексу интересующих туриста вещей – начиная от схем проезда (с ценами на билеты) и заканчивая расположением и графиком работы мест общественного питания, графиком работы музеев и т.п.) – все это делает туризм вне зоны экскурсионного туризма
|
Главная черта отечественной туристической сферы – практически полное самоустранение государства из нее. При этом пропасть между туризмом как сферой бизнеса. Туризм стал предметом приложения сил многочисленных туроператорских и туристических компаний, из-за высокодоходности этого бизнеса. Причем львиная доля доходов компаний – за счет выездного туризма. Точных цифр здесь нет, но можно ориентироваться на общие показатели. Так, разработчики «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» указывали (в 2002 году), что доля нашей страны в мировом туристическом потоке – менее 1%. Эта цифра, по данным Всемирной туристской организации, верна и сейчас. По расчетам Высшей Школы Экономики, оборот рынка выездного туризма в России в 2005 году можно было оценить приблизительно в $2,5 млрд.. В 2006 году объем выездного рынка составил $2,9млрд. Выездной поток из России в 2004 году увеличился на 15,5% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. В 2006 году темп прироста составил 14,38%. В российском туризме по данным отчета WTTC на 2007 год будет занято 3 913 000 человек, что составляет 5,7% от общей занятости в стране. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России будет 358,4 млрд. руб. ($13,6 млрд.), или 1,1%, в 2006 году туризм принес России $12,4 млрд., или 1,5%.
|
Можно сравнить эти показатели с опытом КНР, которая, как и СССР, десятилетия была практически закрытой для туризма страной. За последние 20 лет, в результате целенаправленных усилий со стороны китайского руководства (так, в 1990-е годы начали развиваться активно рекламируемые ежегодные экскурсионные и развлекательные программы, направленные на привлечение туристов – «Красота китайской природы», «Поездка по памятникам культуры», «Народные обычаи и нравы») привело к резкому увеличению туристического потока в страну. В 1978 г. КНР посетило 716 тыс. иностранных туристов, а полученный доход составил $263 млн., а в 2001 г. в Китае побывало уже более 33 млн. туристов, которые оставили в стране 17,79 млрд. долл. и вывели Китай по этим показателям на 5-е место в мире (в то время как в РФ, по данным Российского союза туриндустрии, в 2004 году побывало менее 3 млн. туристов).
Внутренний туризм в стране развит крайне неравномерно. Так, Федеральное агентство по туризму презентирует следующие направления: «Золотое кольцо», «Москва», «Санкт-Петербург», «Черноморское побережье и Кавказские горы», «Сибирь», «Дальний Восток и Камчатка» и «Север России». При этом в направлении «Сибирь» презентуется только Байкал, в «Севере России» упор сделан на Соловки, «Дальний Восток и Камчатка» состоит только из Камчатки. Бросается в глаза отсутствие в приоритетах как уже популярных среди отечественных туристов направлений (Урал, Алтай, курортная зона в Приморском крае), так и направлений, которые могут быть крайне перспективными. Надо отметить, что на сайте агентства практически отсутствует аналитические материалы по внутреннему туризму – деятельность этой структуры, как можно заключить, направлена именно на работу с туроператорами, ориентирующимися на иностранных туристов (например, полностью отсутствует статистика внутреннего туризма). При этом на пропаганду туризма в России в 2007 году было из бюджета выделено всего 137 млн. рублей (это участие в туристических выставках, прием иностранных журналистов и проведение культурных мероприятий).
По данным опросов ВЦИОМ за последние годы, наиболее распространенным видом летнего отдыха остается дача - 22-24% опрошенных. Популярность российских курортов крайне низка – на побережье Черного моря (российском) побывали 6-9% респондентов, в других регионах - 9-10% респондентов. В Крыму – 2%, на остальном постсоветском пространстве – 4%. Показательно, что большинство граждан РФ во время отпуска оставались дома: в 2003 году - 61%, в 2005 - 56%, в 2006 году - 59% (динамика этого показателя находится в некотором противоречии с официальными отчетами Ростуризма, согласно которым внутренний туризм стабильно развивается темпами не менее 10% в год). Нужно отметить отсутствие достоверной статистики по внутреннему туризму – так, даже глава Ростуризма в публичных выступлениях оперировал «оценками независимых источников»: 23 млн. туристов в 2005 году, из которых 15 млн. - организованно. Если считать эти показатели достоверными, бросается в глаза диспропорция – количество организованно отдыхающих в собственной стране россиян сопоставимо с количеством россиян, предпочитающих отдых за рубежом.
Туризмом также занимается, как это ни парадоксально, Министерство экономического развития. Именно это ведомство ответственно за организацию и проведение конкурсов на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В конкурсе принимают участие многие регионы. Вместе с тем эта работа проводится без какой-либо внятной концепции туристического развития страны, исходя из критериев, устанавливаемых МЭРТом, прежде всего чисто экономических – сама концепция закона об этих зонах исходит из идеи привлечения инвесторов.
Проблемы, стоящие перед туристической отраслью в целом – с точки зрения задач Минспорттуризма, а не интересов бизнес-структур, можно разделить на две категории.