О целесообразности расширения видового многообразия ДОУ
В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений:
детский сад;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно–эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Однако практика показывает, что для обеспечения общедоступности дошкольного образования для разных социальных слоев населения перечень видов дошкольных образовательных учреждений может быть дополнен.
В настоящих рекомендациях предлагаются новые виды, которые еще не нашли своего нормативного правого закрепления, но, по мнению специалистов, могли бы занять определенное место в правом поле системы дошкольного образования.
Решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста при поступлении в школу требует организации предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ). В связи с этим представляется целесообразной организация ДОУ особого вида, осуществляющих предшкольную подготовку детей 5–7 лет, воспитывающихся дома.
С учетом увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, развивается сеть дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную работу с детьми. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность получения по результатам государственной аккредитации статуса «Дошкольное образовательное учреждение центр коррекции – детский сад» длядетских садов компенсирующего вида, имеющих в составе группы для детей с отклонениями в развитии разной направленности (например, для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).
Кроме того, сегодня практически не разработан механизм осуществления инклюзивного образования, которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей. В связи с этим возникает потребность в организации особого вида дошкольных образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование. При разработке нормативных основ и содержания функционирования таких ДОУ могут быть использованы разработанные в отечественной педагогике модели инклюзивного образования, предусматривающие различные степени интеграции: полную, комбинированную, временную и частичную.
Наметившаяся тенденция к увеличению числа родителей, стремящихся как можно раньше «устроить» ребенка в детский сад по разным причинам (материальные трудности, сохранение рабочего места и др.) свидетельствует о необходимости открытия таких видов ДОУ, как детский сад для детей раннего возраста (до 3-х лет).
С учетом вышесказанного, перечень видов дошкольных образовательных учреждений, определяемый Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, может быть дополнен следующими видами ДОУ:
детский сад предшкольной подготовки;
детский сад для детей раннего возраста.
детский сад инклюзивного вида;
центр коррекции – детский сад.